СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по искусству (музыка) 8 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету искусство (мызыка)

Просмотр содержимого документа
«Программа по искусству (музыка) 8 класс»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







по музыке (искусство)


Уровень общего образования (класс):

основное общее образование, 8 класс



Количество часов: 35 часов, 1 час в неделю









Программа разработана на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений Искусство. Музыка: 5—8 классы ФГОС В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М. : Дрофа, 2017г.






2019-2020 учебный год





1 Пояснительная записка

Рабочая программаучебного курса «Искусство. Музыка» 8 класс (ФГОС)

Программа рабочей программы для общеобразовательных учреждений Искусство. Музыка: 5—8 классы ФГОС В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М. : Дрофа, 2017г.

Учебник - В. В. Алеев, Т. И. Науменко А.А. Летягин. Искусство. Музыка. 8 классы ФГОС. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа, 2017г.

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5—8  классов предназначена для общеобразовательных организаций. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее  — ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программы основного общего образования.При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности  — литературой, изобразительным искусством, историей, искусством, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на программы по указанным предметам для 5—8 классов..

Изучение «Искусство. Музыка» осуществляется в 8 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).

Основная цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи :

научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля  — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;


воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

развивать интеллектуальный потенциал;

всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами обучения музыке в 8 классе является:

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.


Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

развитие устойчивой потребности в общении с музыкальным искусством в собственной урочной и внешкольной деятельности;

осознание многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства;

определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

Предметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы по музыке являются:

понимание значения интонации в музыке как носителя образного смысла;

анализ средств музыкальной выразительности — мелодии, ритма, темпа, динамики, лада;

определение характера музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

выявление общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

понимание различия между образами музыкальных произведений и характеристика приемов их взаимодействия и развития.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик научится:

Объяснять существенные признаки понятий: «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений

Использовать понятиядля решения учебных задач;

Приводить примеры музыкальных произведений;

Устанавливать взаимосвязи между музыкой, литературой, живописью;

Отбирать источники музыкальной информации;

Оцениватьмузыкальные произведения;

Применять приобретенные знания и умения.

Ученик получит возможность научиться:

  • применение современных информационно-коммуникационных технологий для записи и воспроизведения музыки;

  • обоснование собственных предпочтений, касающихся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использование знаний о музыке и музыкантах, полученных на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

  • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники.



3. Содержание учебного курса


Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения раздела (темы)


Раздел «Традиции и современность в музыке»

Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает «старой». О традиции в музыке.

Вечные темы в музыке Сказочно-мифологические темы. Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Благословляю вас, леса...».


Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

Понимать характерные черты музыки П. Чайковского, И Стравинского.


Раздел «Мир человеческих чувств»

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Слезы людские, о слезы людские...». Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. Два пушкинских образа в музыке. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений


Раздел « В поисках истины и красоты (Духовно-музыкальная традиция)»

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. Рождества до Крещения. Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства.

Творчески интерпретировать содержание изучаемой темы в изобразительной деятельности


Раздел «О современности в музыке»

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. Виды музыки в современном мире. Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). Авторская песня. Герой авторской песни. Рок-музыка. Стилевые взаимодействия. Любовь никогда не перестанет». Подводим итоги.

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.

Собирать художественную коллекцию песен.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных композиторов.

Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации.













4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Количество часов



Тема урока




Содержание

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Возможные формы контроля

урока


Раздел « Традиции и современность в музыке» 8 часов

1

1

Музыка «старая» и «новая».

Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений.

Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) Работа с учебником, прослушивание музыки.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

2

1

Настоящая музыка не бывает «старой».

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

3

1

О традиции в музыке Живая сила традиции.

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов»

Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения..

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

4

1

Вечные темы в музыке Сказочно-мифологические темы Искусство начинается с мифа.

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание)

Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов. 2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

5

1

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского - Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы. Музыкальный материал:

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

6

1

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Исследовать разнообразие музыки XX века. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. .

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

7 8

2

Благословляю вас, леса...»

Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

Раздел. Мир человеческих чувств (8 часов)

9

1

Образы радости в музыке.

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»)

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

10

11

2

Мелодией одной звучат печаль и радость».

Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии)

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

12

1

Слезы людские, о слезы людские...

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Осознавать интонационно-образные основы музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

13

1

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная».

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

14 15

2

Два пушкинских образа в музыке.

Образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини час Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищ

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

16

1

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Раздел. Мир человеческих чувств.В поисках истины и красоты (Духовно-музыкальная традиция) (10часо)

17

1

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви).

.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

18

1

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского.

Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. . Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике).

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

19

1

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природыВоспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

20

1

Мир духовной музыки.

Мир красоты и гармонии1 в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

21

1

Колокольный звон на Руси.

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинов.

Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

22

1

Рождественская звезда.

Назначение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Художественный материал:

Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды. .

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

23

1

Рождества до Крещения.

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

24

1

Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р. Щедрина «Запечатленный ангел»).

Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетом критериев, представленных в учебнике). Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства.

Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений. Творчески интерпретировать содержание изучаемой темы в изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

25

1

О современности в музыке. Как мы понимаем современность.

Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве.

Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведен.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

26

1

Вечные сюжеты.

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Понимать характерные особенности музыкального языка.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой тем.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Раздел. О современности в музыке (9 часов)

27

1

Как мы понимаем современность.

Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231»

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

28

1

Вечные сюжеты.

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

29

1

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжен ь-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной темы.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

30

1

Виды музыки в современном мире.

Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение.

Собирать и классифицировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира. Самостоятельно исследовать многообразие современной этнической музыки.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

31

1

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей. Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

Слушание музыки. Устный контроль

32

33

2

Авторская песня.

Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто были создателями авторской песни.

Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто были создателями авторской песни. Музыкальный материал:

Слушание музыки. Устный контроль

34

1

Рок-музыка.

Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современные направления рок-музыки

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.

Собирать художественную коллекцию пес

Слушание музыки Устный контроль

35

1

Герой рок-песни. Обобщение.

Образ героя рок-песни (его жизненная позиция, нравственные установки, отношение к окружающему миру). Рок-музыка в СССР, ее отличие от музыки, исполняемой ВИА. Рок сегодня: тенденции, перспективы.

Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений

Слушание музыки Устный контроль


6