Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _____/Лиджикова И.В./ Протокол № 1 от « » 2022г | «Согласовано» Старший методист МБОУ СШ № 2 _____ /Уловский А.Н./ « » сентября 2022г | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 2 _________ /Дядёра Г.Б./ « » сентября 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История России. Всеобщая история
11 «А» класс
Дорохин Владимир Владимирович,
высшая квалификационная категория
2022 – 2023 учебный год
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Планируемые результаты освоения предмета, курса «История» в 11 классе включают в себя:
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;
освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в – начале XXI в.;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;
владение основами коммуникативной рефлексии;
реализация проектно-исследовательской деятельности;
выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под руководством учителя);
формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
построение логического рассуждения и установление причинноследственных связей;
сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения курса включают:
целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в – начале XXI в.;
знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в – начале XXI в.;
представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;
владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в – начале XXI в.;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в – начале XXI в., аргументация своей позиции.
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории XX в – начале XXI в;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX в – начале XXI в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Содержание предмета
Курс «ИСТОРИЯ РОССИИ – 1946 – начало XXI века» 44 часа
Введение «Страна на пороге больших перемен» 1 час
Глава I. Апогей и кризис советской системы: СССР в 1945-1991 гг. 26 часов
Тема 1. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) 8 часов
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.) Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Тема 2. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. 5 часов
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат». Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.) СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Тема 3. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. 6 часов
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева».
«Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Тема 4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) 7 часов
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Глава II. Российская Федерация в 1991-2022 гг. 15 часов
Тема 5. Становление новой России (1992–1999 гг.) 7 часов
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992– 1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Тема 6. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации 8 часов
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Вопросы национальной безопасности, сохранение суверенитета, национальности, культуры.
Референдум в Крыму 2014, Сирия 2015, помощь ДНР и ЛНР, февраль 2022, специальная военная операция (СВО). Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и не востребованность результатов их открытий. Религиозные концессии повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край 1946 – начало XXI века 1 час
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса «История России – 1946 – начало XXI века 1 час
Курс «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» 23 часа
Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки 12 часов
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 —первой половине 1950-х гг. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм — «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской интеграции. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии. Создание Коминформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора.
Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны». Международные отношения в 1950—1980-е гг. Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. Достижение Советским Союзом паритета — равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки международной напряжённости в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ—1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение международной обстановки в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачёва. Возобновление советско-американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970-е гг. «Общество потребления». Факторы, обусловившие экономический подъём в странах Запада в 1950—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Бреттон-Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство как политика поощрения спроса — массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, её атрибуты и символы. Особенности государства благосостояния в развитых странах мира. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Причины и сущность экономических кризисов 1974—1975 и 1980—1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего всё новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства, потребления, труда. Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989—1991 гг. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства благосостояния с широкими социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух подходов. Основания неконсервативного поворота: идеи самоорганизации рынка, монетаризм, теория предложения. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономики мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации. Основания политики «третьего пути»: идеи социальной ответственности гражданского общества и государства перед малоимущими при поддержке частнопредпринимательской инициативы. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал (социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства и бедности.
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине ХХ — начале XXI в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы главных политических идеологий: консерватизма, либерализма, социализма. Подъём и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские организации. Национализм. Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение.
Движение за права человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине ХХ начале ХХI в. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые. Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения. Соединённые Штаты Америки. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—2010-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — единственная сверхдержава в конце ХХ — начале XXI в. США в период администраций Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего, Б. Обамы, Д. Трампа.
Великобритания. «Политический маятник»: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления — «деволюция». Конституционная реформа. Выход из Евросоюза. Великобритания в период правления М.Тэтчер, Э. Блэра, Д. Кэмерона, Т. Мей.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине ХХ — начале ХХI в. Идея «величия Франции» де Голля и её реализация. Социальные волнения 1968 г.
и отставка генерала. Либеральный курс В. Жискар д’Эстена. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти. Париж — инициатор европейской интеграции. Франция в период президентства Ш. де Голля,Ф. Миттерана, Ж. Ширака, Н. Саркози, Ф. Олланда, Э. Макрона. Германия. Три периода истории Германии во второй половине ХХ — начале XXI в.: оккупационный режим (1945—1949), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединённая Германия (ФРГ с 1990 г.). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Правление К. Аденауэра, Г. Коля, Г.Шредера, А. Меркель.
Италия. Итальянское «экономическое чудо». Политическая нестабильность. Убийство А. Моро. Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». Развал партийной системы и формирование двух
блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг. Правительство С. Берлускони. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956 г., «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989—1991 гг.«Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже ХХ— ХХI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.
Раздел II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки 6 часов
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианско-буддистского региона, индо буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона. Проблема сочетания модернизации и традиций. Азиатско-Тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм». Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки.
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия. Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире. Роль военных в историческом развитии Турции. «Белая революция» и исламская революция в Иране. Этапы развития истории Египта. Демократия и умеренный ислам в Индонезии. Китай. Индия. Гражданская война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958—1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай — первая экономика мира. Традиции и модернизация Китая.
Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Роль партии Индийский национальный конгресс в истории страны. Реформы М. Сингха и их результаты. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
Япония. Новые индустриальные страны. Японское послевоенное «экономическое чудо». Роль традиций в экономическом рывке Японии. Преимущества, которые стали тормозом в развитии страны. Реформы Д. Коидзуми и их результаты. Тема Курильских островов в политике Японии. «Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Роль внешних факторов и традиций в развитии Новых индустриальных стран. Переход от авторитарных режимов к демократии. Особенности развития Южной Кореи. Латинская Америка. Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Особенности индустриализации. Варианты модернизации. Национал-реформистские и левонационалистические политические силы. Реформы и революции как путь решения исторических задач в регионе. Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце ХХ — начале ХХI в. Левый поворот. Аргентинский парадокс. Диктатуры и демократия. Куба — Остров свободы.
Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. 5 часов
Глобализация и новые вызовы XXI в. Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвёртой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы. Международные отношения в конце XX — начале XXI в. Окончание «холодной войны». США — единственная сверхдержава мира. Две тенденции в мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнёрство. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Расширение и трансформация НАТО. Международные и региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других странах). Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения. Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Главные тенденции в развитии отношений на постсоветском пространстве. Предпосылки формирования евразийского интеграционного объединения. Содружество независимых государств (СНГ). Образование Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в 2001—2014 гг. Создание Евразийского экономического союза (ЕАС). Договор о Союзе Беларуси и России. Конфликты на постсоветском пространстве. Карабахский конфликт. Гражданская война в Таджикистане. Приднестровский конфликт. Абхазский и южноосетинский конфликты. Конфликт в Донбассе. Культура во второй половине XX — начале XXI в. Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Европейская и нью-йоркская школа в изобразительном искусстве (1945—1960). Художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества. Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в
архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.
Итоговая контрольная работа за курс Всеобщая история. Новейшая история 1946 – начало XXI века - 1 час
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Разделы | Количество часов | Содержание | Дата | примечание |
По плану | По факту |
I четверть 16 |
1 | Введение | 1 | «Страна на пороге больших перемен» | | | |
| Глава I. Апогей и кризис советской системы: СССР в 1945-1991 гг. | 26 | | | | |
| Тема 1. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) | 8 | | | | |
2 | | 1 | Место и роль СССР в послевоенном мире. | | | |
3 | | 1 | Восстановление и развитие экономики. | | | |
4 | | 1 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. | | | |
5 | | 1 | Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | | | |
6 | | 1 | Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. | | | |
7 | | 1 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | | | |
8 | | 1 | Послевоенная повседневность | | | |
9 | | 1 | Контрольная работа по Теме I. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) | | | Контрольная работа |
| Тема 2. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. | 5 | | | | |
10 | | 1 | Смена политического курса. | | | |
11 | | 1 | Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. | | | |
12 | | 1 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | | | |
13 | | 1 | Политика мирного сосуществования в 1950-х —первой половине 1960-х гг. | | | |
14 | | 1 | Контрольная работа по Теме 2. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. | | | Контрольная работа |
| Тема 3. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. | 6 | | | | |
15 | | 1 | Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | | | |
16 | | 1 | Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. | | | |
II четверть 16 часов |
17 | | 1 | Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | | | |
18 | | 1 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | | | |
19 | | 1 | Политика разрядки международной напряжённости. | | | |
20 | | 1 | Контрольная работа по Теме 3. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. | | | Контрольная работа |
| Тема 4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) | 7 | | | | |
21 | | 1 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | | | |
22 | | 1 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | | | |
23 | | 1 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | | | |
24 | | 1 | Реформа политической системы. | | | |
25 | | 1 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | | | |
26 | | 1 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. | | | |
27 | | 1 | Контрольная работа по Теме 4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) | | | Контрольная работа |
| Глава II. Российская Федерация в 1991-2022 гг. | 15 | | | | |
| Тема 5. Становление новой России(1992–1999 гг.) | 7 | | | | |
28 | | 1 | Российская экономика на пути к рынку. | | | |
29 | | 1 | Конституция РФ 1993 г. | | | |
30 | | 1 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | | | |
31 | | 1 | Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. | | | |
32 | | 1 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | | | |
III четверть 20 |
33 | | 1 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | | | |
34 | | 1 | Контрольная работа по Теме 5. Становление новой России(1992–1999 гг.) | | | |
| Тема 6. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации | 8 | | | | |
35 | | 1 | Политическая жизнь России в начале XXI в. | | | |
36 | | 1 | Экономика России в начале XXI в. | | | |
37 | | 1 | Повседневная и духовная жизнь. | | | |
38 | | 1 | Внешняя политика России в начале XXI в. | | | |
39 | | 1 | Россия в 2008—2011 гг. | | | |
40 | | 1 | Российская Федерация в 2012-2022 гг. | | | |
41 | | 1 | Российская Федерация в 2012-2022 гг. | | | |
42 | | 1 | Контрольная работа по Теме 6. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации | | | Контрольная работа |
43 | | 1 | Наш край 1946 – начало XXI века | | | Практическая работа |
| Итоговая контрольная работа «История России – 1946 – начало XXI века | 1 | | | | |
44 | | 1 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса «История России – 1946 – начало XXI века | | | Контрольная работа |
| Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки | 12 | | | | |
45 | | 1 | Международные отношения в 1945 — первой половине 1950-х гг. | | | |
46 | | 1 | Международные отношения в 1950—1980-х гг. | | | |
47 | | 1 | Завершение эпохи индустриального общества 1945—1970-е гг. | | | |
48 | | 1 | Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества | | | |
49 | | 1 | Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути» | | | |
50 | | 1 | Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения | | | |
51 | | 1 | Соединённые Штаты Америки | | | |
52 | | 1 | Великобритания | | | |
IV четверть 16 часов |
53 | | 1 | Франция | | | |
54 | | 1 | Германия | | | |
55 | | 1 | Италия | | | |
56 | | 1 | Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы | | | |
| Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки | 6 | | | | |
57 | | 1 | Концепции исторического развития в Новейшее время | | | |
58 | | 1 | Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития | | | |
59 | | 1 | Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия | | | |
60 | | 1 | Индия. Китай | | | |
61 | | 1 | Япония. Новые индустриальные страны | | | |
62 | | 1 | Латинская Америка | | | |
| Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. | 5 | | | | |
63 | | 1 | Глобализация и новые вызовы XXI в. | | | |
64 | | 1 | Международные отношения в конце XX — начале XXI в. | | | |
65 | | 1 | Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты | | | |
66 | | 1 | На пути к новой научной картине мира | | | |
67 | | 1 | Культура во второй половине XX — начале XXI в. | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа за курс Всеобщая история. Новейшая история 1946 – начало XXI века | | | Контрольная работа |