СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истории 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по истории 5 класс»

Приложение к

ООП ООО (приказ от 30.08.2017г. №114)



















Рабочая программа учебного предмета

«История России. Всеобщая история»

5 класс









Составитель: Залогина Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания





Ынырга 2019


1. Пояснительная записка.

Программа по «Истории Древнего мира» составлена на основе авторской программы «Всеобщая история 5-9 класс» О.С. Сороко-Цюпы, Вигасин, А. А., Г. И. Годер

УМК:

1.Вигасин, А.А. История Древнего мира. 5 кл./ А.А. Вигасин, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2012. – 302 с.

2. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. - М. – Дрофа. 2012. – 36 с.

3. Годер, Г.И. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира/ Г.И. Годер, А.А. Вигасин. - М.: Просвещение 2011. – 167 с.

Информация о количестве учебных часов.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов изучения истории Древнего мира в 5 классе, 2 часа в неделю.

2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».

Личностные результаты:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

3. Содержание учебного предмета

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (3 час)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Историческое летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Расселение древнейшего человечества. Понятие «первобытные люди». Орудия труда, занятия первобытного человека. Первобытные собиратели и охотники. Родоплеменные отношения. Родовые общины охотников и собирателей. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Орудия труда земледельцев: начало обработки металлов, изобретение плуга. Первобытные верования: религиозные верования первобытных охотников и собирателей; религиозные верования первобытных земледельцев и скотоводов. Зарождение искусства: изображение животных и человека.

Первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота, родовая община, человек разумный, земледелие, скотоводство, производящее хозяйство, старейшина, совет старейшин, племя, дух, бог, идол, молитва, жертва, соседская община, неравенство, знать.

Контрольная работа в форме теста «Жизнь первобытных людей» 1 час

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).


Раздел II. Древний Восток. (21 час)

Тема I. Древний Египет. (8 часов)

Древний Египет: местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Занятия жителей: земледелие как главное занятие, оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы); быт земледельцев и ремесленников; жизнь и служба вельмож. Возникновение государства: неограниченная власть фараона; войско; завоевательные походы. Мир человека Древнего Египта в зеркале мифов и легенд: священные животные, боги; миф об Осирисе и Исиде. Культурное наследие Древнего Египта: строительство пирамид; храм (внутренний и внешний вид), особенности изображения человека в скульптуре и росписях; особенности древнеегипетского письма; школа; научные знания.

Фараон, вельможа, писец, налог, храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, роспись, иероглиф, папирус, свиток.

Контрольная работа в форме теста «Древний Египет» 1 час

Достижения египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).


Тема II. Передняя Азия (7 часов)

Передняя Азия: Двуречье: местоположение и природные условия. Занятия жителей Двуречья (земледелие, основанное на искусственном орошении, использование глины в строительстве, быту). Возникновение государства: законы Хаммурапи (ограничение догового рабства, представление о талионе – «Око за око, зуб за зуб», о неравенстве людей перед законом). Мифы и легенды Древнего Двуречья, религиозные верования. Культурное наследие Древнего Двуречья: ступенчатые башни-храмы; клинопись; писцовые школы; научные знания; литература.

Передняя Азия: Финикия (местоположение и природные условия). Занятия жителей Финикии: виноградарство и оливководство, ремесло, морская торговля и пиратство, основание колоний. Культурное наследие: древнейший алфавит.

Передняя Азия: древние евреи (расселение, занятия); библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Возникновение государства: древнееврейское царство и его правители (Саул, Давид, Соломон).

Передняя Азия: Ассирийская держава: начало обработки железа, последствия использования железных орудий труда, новшества в военном деле (стенобитные орудия, конница); ассирийские завоевания (ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей). Культурное наследие: столица Ниневия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Передняя Азия: Нововавилонское, Лидйское и Мидийское царства; Персидская держава (цари Кир, Дарий Первый); «Царская дорога», ее использование для почтовой связи, взимание налогов.

Тема III. Индия. Китай. (5 часов)

Индия: местоположение и природа (реки Инд и Ганг, Гималайские горы, джунгли), древнейшие города. Занятия жителей: выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования Древней Индии, возникновение древних религий: Брахма, Ганеша, вера в переселение душ, Будда, возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты); представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. Культурное наследие: индийские цифры, шахматы.

Китай: местоположение и природа (реки Хуанхэ и Янцзы). Зарождение древних религий: Конфуций и его учение (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Возникновение государства: объединение Китая при Цинь Шихуане (расширение территории, строительство Великой Китайской стены, деспотизм властелина Китая, возмущение народа, свержение наследников Цинь Шихуана). Культурное наследие: китайски иероглифы и книги, шелк, великий шелковый путь, чай, бумага, компас.

Контрольная работа в форме теста «Древний Восток» (1 час).

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.


Раздел III. Древняя Греция. (20 час)

Тема I. Древнейшая Греция. (4 часа)

Древняя Греция: Местоположение и природные условия. Рольморя в жизни греков. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Древняя Греция: Критское царство, раскопки дворцов, росписи, морское могущество царей Крита. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Древняя Греция: Микенское царство, каменное строительство, древнейшее греческое письмо, сведения о войне с Троянским царством, мифы о начале Троянской войны, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков, олимпийские боги. Легенды и мифы о людях и богах.

Тема II. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)

Полис – город-государство: возникновение самостоятельных государств (Афины,Спарта, Коринф, Фивы, Милет).

Афины: местоположение и природные условия Аттики, занятия населения. Знать во главе управления Афин, законы Драконта. Свободные и рабы. Положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами. Демократия.

Спарта: местоположение и природные услшовия Лаконии. Спартанский полис. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие Межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Эллада.

Культурное наследие Древней Греции: олимпийские игры (виды состязаний, понятие «атлет», награды победителям).

Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве, стратег Мильтиад, нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу, патриотический подъем эллинов, Защита Фермопил, подвиг трехсот спарстанцев, морское сражение в Саламинском проливе, роль Фемистокла и афинского флотаов победе греков, разгром сухопутной армии персов при Платеях, причины победы греков.

Демос, долговое рабство, гражданин, демократия, эллины, Эллада, атлет, стратег, фаланга, триера.

Тема III. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговй флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения.Статуи атлетов работы Мирова и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н.э. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Периклво главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема IV. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллиниской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына Филиппа .Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому.Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости.Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Империя Александра Македонского. Поход Александра на Восток.Победа на берегу реки Граник.Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Эллинистический мир. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийсокое царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Контрольная работа в форме теста «Древняя Греция» 1 час.

Раздел IV. Древний Рим. (17 часов)

Тема I. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенды и верования римлян. Легенды об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

Республика. Патриции и плебеи. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената, его функции. Организация войска.

Тема II. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Войны Рима. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла).

Тема III. Гражданские войны в Риме.

Разорение земледельцев в Италии и его причины. Земельный закон тиберия гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностых лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Г.Ю. Цезарь. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора).

Тема IV. Римская империя в первые века нашей эры.

Римская империя: территория Соседние народы Римской империи. Отношнеия с Парфянским царством. Разгром римский войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение и распространение христианства. «Сын света» из Кумрана.Рассказы Евангилей о жизни и учении Иисуса Христа.Моральные нормы в Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношения римских властей к христианам. Расцвет римской империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

Тема V. Падение западной Римской империи.

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Раздел римской империи на Западную и Восточную. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Контрольная работа в форме теста по теме «Древнейший Рим». (1 час)

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Древнего мира» (1 час.)

Основные виды деятельности на занятиях: работа с текстом, составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры), заполнение сравнительно – обобщающей таблицы, работа с исторической картой, иллюстрацией, поиск необходимой информации из разных источников, анализ исторических источников, подготовка и оформление сообщения, доклада, выступление на семинаре, само- и взаимооценка учебной деятельности, практические занятия, проведение сюжетно-ролевых игр, бесед, дискуссий, просмотр видеороликов.

Формы организации учебного процесса: является индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

4. Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения


Что изучает история (3 ч)



1

Что изучает история.

1


2

Науки помощницы истории

1


3

Счет лет в истории. «Лента времени»


1



Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)



4

Древнейшие люди

1


5

Родовые общины охотников и собирателей


1


6

Возникновение искусства и религиозных верований

1



Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)



7

Возникновение земледелия и скотоводства

1


8

Появление неравенства и знати

1

9

Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей»

1



Раздел II. Древний Восток (21 ч) Глава 3. Древний Египет (8 ч)



10

Государство на берегах Нила

1


11

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


1


12

Жизнь египетского вельможи

1


13

Военные походы фараонов


1


14

Религия древних египтян


1


15

Искусство Древнего Египта

1


16

Письменность и знания древних египтян


1


17

Обобщающее повторение по теме «Древний Египет»


1



Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч)



18

Древнее Двуречье

1


19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1


20

Финикийские мореплаватели

1


21

Библейские сказания


1


22

Древнееврейское царство


1


23

Ассирийская держава

1


24

Персидская держава «царя царей»


1


25

Обобщающий урок «Древнее Двуречье»




Глава 5. Индия и Китай в древности (5 ч)



26

Природа и люди Древней Индии

1


27

Индийские касты

1


28

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1


29

Первый властелин единого Китая

1



30

Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток»

1



Раздел III. Древняя Греция (19 ч) Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч)



31

Греки и критяне

1



32

Микены и Троя

1


33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»


1


34

Религия древних греков


1



Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)



35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1


36

Зарождение демократии в Афинах

1


37

Древняя Спарта

1


38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1


39

Олимпийские игры в древности

1


40

Победа греков над персами в Марафонской битве.


1


41

Нашествие персидских войск на Элладу





Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)



42

В гаванях афинского порта Пирей

1


43

В городе богини Афины


1


44

В афинских школах и гимнасиях

1


45

В театре Диониса

1


46

Афинская демократия при Перикле

1



Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)



47

Города Эллады подчиняются Македонии

1



48

Поход Александра Македонского на Восток

1


49

В Александрии Египетской

1


50

Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция»

1



Раздел IV. Древний Рим (17 ч) Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)



51

Древнейший Рим

1


52

Завоевание Римом Италии

1


53

Устройство Римской республики

1



Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)



54

Вторая война Рима с Карфагеном

1


55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1


56

Рабство в Древнем Риме

1



Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)



57

Земельный закон братьев Гракхов

1


58

Восстание Спартака

1


59

Единовластие Цезаря

1


60

Установление империи

1



Глава 13. Римская империя в первые века н. э. (4 ч)



61

В Риме при императоре Нероне.

1


62

Первые христиане и их учение

1


63

Расцвет Римской империи во II в.

1


64

«Вечный город» и его жители

1



Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч)



65

Римская империя при Константине. Соседи Римской империи

1


66

Взятие Рима варварами


1


67

Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим»

1


68

Повторительно обобщающий урок по курсу истории Древнего мира


1



Спецификация

Итоговой контрольной работы по истории для 5 класса.

1 Цель работы:

Определить уровень усвоения учащимися 5-х классов знаний по истории;

Выявить сформированность универсальных учебных действий на материале истории;

Выявить учащихся испытывающих трудности в обучении истории по итогам 5 класса и учащихся, показывающих высокий уровень интеллектуального развития.

2. Итоговая контрольная работа охватывает содержание курса истории Древнего мира

и нацелена на выявление образовательных достижений учащихся 5 класса.

Содержание материала представлено разделами:

1) Жизнь первобытных людей, 2) Древний Восток, 3) Древняя Греция и Рим.

Задания работы охватывают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений учеников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Все указанное выше позволяет качественно дифференцировать учащихся по уровню сформированность УУД.

3.Характеристика структуры и содержания работы

Итоговая контрольная работа состоит из 3 частей, различающихся формой и уровнем сложности.

1 часть состоит из 15 заданий к каждому заданию предложено 4 варианта ответа, один из которых верный. Каждое задание 1 части оценивается 1 баллом. Всего – 15 баллов.

Часть 2 состоит из 7 заданий на соответствие с кратким ответом, с указанием последовательности цифр, работой с контурной картой. Максимальное количество баллов за ответ 2 балла.

Всего – 16 баллов.

Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом, который оценивается 3 баллами.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы .

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

15

15

Задания с выбором ответа базового уровня сложности

2

Часть 2

7

16

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3.

Часть 3

1

3


Итого

23

34



4. Время выполнения работы – 45 минут.

5.Дополнительные материалы и оборудование – нет

6. Система оценивания заданий работы.

Шкала пересчета первичного балла за тест в отметку по пятибалльной шкале.

76 – 100% - отметка «5»

56– 75 % - отметка «4»

35 – 55 % - отметка «3»

Максимальное количество баллов за работу 34 балла

Кодификатор

Итоговой контрольной работы по истории

задания

Раздел содержания

Объект оценивания

Уро

вень слож

ности

Тип за

дания

УУД

Максимальный балл за вы

полнение

1

2

3

4

5

6

7

Часть 1

А1

Первобытные люди

Знание исторических фактов

Б

ВО

Р

1

А2

Первобытные люди

Знание исторических фактов.

Б

ВО

П

1

А3

Древнейшие люди

Представление об историческом пути развития человечества

Б

ВО

П

1

А4

Древнейшие люди

Знание географического расположения исторического государства (объекта)

Б

ВО

Р

1

А5

История Египта

Умение группировать факты по различным признакам

Б

ВО

П

1

А6

Междуречье

Знание географического расположения исторического государства (объекта)

Б

ВО

Р

1

А7

Возникновение искусства и религии

Знание понятийного словаря.

Б

ВО

П

1

А8

Индия

Способность применять понятийный аппарат

Б

ВО

П

1

А9

Китай

Знание исторических личностей

Б

ВО

П

1

А10

Троянская война.

Умение различать причину и следствие

Б

ВО

Р

1

А11

Греция

Знание исторических источников

П

КО

Р

1








А12

Греция .Аттика в 7 веке. До н.э.

Способность соотносить историческое время и историческое пространство

П

ВО

Р

1

А13

Греко -персидские войны

Умение последовательно расставлять исторические даты .

П

РО



1

А14

Рим

Умение выделять харак

ерных, существенных признаков

П

ВО



1

А15

Рим.

Способность решать творческие задачи

П

ВО



1

Часть 2

В1.

История гос

дарств Востока

Умение выделять главные причинно следственны

связи.

П

ВО

Р

2

В2.

Греция . Религия.

Умение устанавливать соответствие с богами

их сферами деятельностью.

П

ВО

п


2



В3.

Греция.

Способность применять понятийный аппарат

П

Во

Р

2

В4.

Римская империя.

Способность применять понятийный аппарат

П

ВО

П

2

В5

Государства Востока

Знание событий и дат соотношение в силе и участников битв.

П

РО

П

2

В6

Римская империя.

Умение логически мыслить используя знания истории.

П

ВО

Р

2

В7

Римская империя.

Умение выделять характерных, существенных признаков

П

ВО

Р

2

В8

Древний Египет

Работа с контурной картой

П

РО

К

2

С1

Рим .Войны Ганибалла

Работа с картой и историческим источником.

П

РО

П

3

Обозначения:

ВО — выбор ответа, КО — краткий ответ, РО- развёрнутый ответ, Б — базовый уровень, П — повышенный уровень.Л- личностные, П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные.

Ключ:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

А1

1

1

2

1

А2

1

1

1

1

А3

3

4

3

3

А4

3

2

2

2

А5

1

1

4

1

А6

1

3

1

3

А7

2

2

1

2

А8

2

3

1

2

А9

3

2

3

2

А10

1

3

3

1

А11

4

4

1

4

А12

2

4

2

2

А13

2

1

2

1

А14

4

1

2

4

А15

2

1

3

1

Часть 2

В1

24

13

24

24

В2

3421

4132

4153

4132

В3

Завоевания Александра македонского

Троянская война

Боги Древнего Египта

Завоевания Александра македонского

В4

6

6

6

6

В5

1235

3764

3764

1235

В6

Марс (бог, остальные исторические персонажи)

Хаммурапи, царь Вавилона


Хаммурапи, царь Вавилона


Осирис


В7

4,

Капитолийская волчица

1,

пирамида Хеопса

3,

Троянский конь

2,

Крылатый бык

Часть 3

С1

Дал клятву разрушить Рим

Целеустремленность,

Желание быть первым во всем

В каждой статье возвеличивается брахман

Дал клятву разрушить Рим


Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса

Вариант 1


Часть 1.

А1.Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

  1. Более 2 мил лет назад

  2. Более 1,5 мил лет назад

  3. Более 1 мил лет назад

  4. Более 3 мил лет назад

А2.Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?

  1. Из камня

  2. Из бронзы

  3. Из меди

  4. Из железа

А3.Из какого занятия людей возникло земледелие?

  1. Из скотоводства

  2. Из бортничества

  3. Из собирательства

  4. Из охоты

А4.Какая самая большая река Северо-Восточной Африки?

  1. Тигр

  2. Евфрат

  3. Нил

  4. Ганг

А5.Как назывались царские советники, военачальники в Египте?

  1. Вельможи

  2. Придворные

  3. Писцы

  4. Жрецы

А6.Какая историческая область была расположена между двумя большими реками – Тигром и Евфратом?

  1. Двуречье

  2. Египет

  3. Финикия

  4. Ассирия

А7.Что означает слово «библия» в переводе с греческого языка

  1. Слово

  2. Книга

  3. Заповедь

  4. Учение

А8.Как в Индии называются группы людей, которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?

  1. Группа

  2. Каста

  3. Сообщество

  4. Класс

А9.Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае?

  1. Будда

  2. Мухаммед

  3. Конфуций

  4. Иисус

А10.Какой город был столицей Троянского царства?

  1. Троя

  2. Микены

  3. Афины

  4. Кносс

А11. Кто автор поэмы «Илиада»?

  1. Софокол

  2. Патрокол

  3. Перикл

  4. Гомер

А12. Чем были недовольны простые земледельцы в Артике в VII в. до н. э.?

  1. Отсутствием земли и власти

  2. Высокими налогами

  3. Низкими урожаями

  4. Службой в армии

А13.В каком году произошла знаменитая Марафонская битва?

  1. 479 г. до н.э.

  2. 490 г. до н.э.

  3. 480 г. до н.э.

  4. 469 г. до н.э.

А14.Какой персидский царь стал противником Александра Македонского?

  1. Кир

  2. Дарий 1

  3. Дарий 2

  4. Дарий 3

А15.Государственный совет, высший орган управления в Риме

  1. Парламент

  2. Сенат

  3. Дума

  4. Сейм

Часть 2

В1.Выберите верное утверждение:

  1. Из-за присутствия в воде частиц ила и горных пород вода в Ниле приобретала прозрачно-голубой цвет.

  2. Царь Южного Египта носил на голове красную корону, а царь Северного Египта носил белую корону.

  3. Новой столицей египетского государства стал город Фивы.

  4. За 3000 лет до н.э. царь Южного Египта объединил все территории, подчинив себе Северный Египет.

В2.Установите соответствие между Богами Древней Греции и сферой их деятельности

СФЕРФА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРЕЧЕСКИЕ БОГИ

  1. Богиня красоты и любви

  2. Богиня – воительница

  3. Бог грома и молний

  4. Бог подземного царства

  5. Бог морей и океанов

  1. Зевс

  2. Аид

  3. Афина

  4. Афродита



А

Б

В

Г






В3.Объясните, что может быть общего между словами: Гранник, Исс, Дарий Третий, Гавгамеллы

_________________________________________________________________________________

В4.Ниже приведен список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древнего Рима.

  1. ликторы, 2) патриции, 3) Сенат, 4) консулы, 5) Форум, 6) лабиринт

В5.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

События

Дата

Участник(-и)

Марафонская битва

______________ (А)

Дарий Первый,

Мильтиад

Поход в Азию

334 – 325 г. до н.э.

__________________(Б)

__________________ (В)

218 - 201 гг. до н.э.

Ганнибал, Сципион Африканский

Крупнейшее восстание рабов в Италии

______________ (Г)

Спартак

Пропущенные элементы:

  1. 490 года до н.э.

  2. Александр Македонский

  3. Вторая война Рима с Карфагеном

  4. Гай Юлий Цезарь

  5. 74 – 71 г. до н.э.

  6. 753 год до н.э.

  7. Троянская война

А

Б

В

Г






В6.Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор:

Амулий, Нумитор, Рем, Ромул, Марс, Пирр, Рея Сильвия

_________________________________________________________________________________

В7.Какой из предложенных элементов относиться к истории Древнего Рима? Укажи цифру и название выбранного элемента.







1

2

3

4

_______________________________________________________________________________________

В 8.Работа с контурной картой

Древний Египет

  1. Напишите на карте название:










Южный и Северный Египет

  1. Обозначьте красным цветом границу объединённого Египта

  2. Обозначьте зеленым цветом основные районы земледелия

  3. Обозначьте красной точкой столицу Египта и напишите ее названия

  4. Напишите на карте название морей

  5. Напишите название реки, которая протекает по территории Египта, синим цветом выдели дельту.

Часть 3

С1.Познакомитесь с фрагментом исторического труда римского историка Тита Ливия. Какую клятву дал Ганнибал своему отцу, и мог ли он ее не выполнить?

«Рассказывают, что когда отец Ганнибала, Гамилькар, окончив африканскую войну, собирался переправить войско в Испанию и приносил по этому случаю жертву богам, то его девятилетний сын Ганнибал стал просить отца взять его с собой. Тогда, говорят, Гамилькар велел ему подойти к жертвеннику и, коснувшись его рукой, произнести клятву, что он будет врагом римского народа, как только ему это дозволит возраст».

_________________________________________________________________________________



Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса

Вариант 2


Часть 1.

А1.Назовите территорию расселения первобытного человека.

  1. Южная Африка

  2. Передняя Азия

  3. Восточная Африка

  4. Австралия

А2.Благодаря чему древние люди смогли выжить в условиях наступления ледника?

  1. Огня,

  2. Копья,

  3. Лука,

  4. Гарпуна.

А3.Из какого занятия людей возникло скотоводство?

  1. Из земледелия

  2. Из бортничества

  3. Из собирательства

  4. Из охоты

А4.Какая страна располагалась на берегу Нила от первого до порога до Средиземного моря?

  1. Нубия

  2. Египет

  3. Ассирия

  4. Вавилон

А5.Кто составлял самую многочисленную армию чиновников при фараоне?

  1. Вельможи

  2. Придворные

  3. Писцы

  4. Жрецы

А6.Какой природный материал использовался как основной при строительстве в Двуречье?

  1. Бетон

  2. Дерево

  3. Глина

  4. Камень

А7.Как называется вера в единого Бога?

  1. Многобожие

  2. Единобожие

  3. Язычество

  4. Атеизм

А8.Как называются тропические густые, труднопроходимые леса?

  1. Пампасы

  2. Прерии

  3. Джунгли

  4. Тайга

А9.Как китайцы называли свою страну?

  1. Подлунной

  2. Поднебесной

  3. Лучезарной

  4. Подзвездной

А10.Какое царство, расположенное на полуострове Малой Азии, являлось военным и торговым соперником греков?

  1. Лидийское царство

  2. Мидийское царство

  3. Троянское царство

  4. Египетское царство

А11.Кто автор поэмы «Одиссея»?

  1. Софокол

  2. Патрокол

  3. Перикл

  4. Гомер

А12.Как назывался совет знати в Аттике?

  1. Вече

  2. Собрание

  3. Дума

  4. Ареопаг

А13.Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию?

  1. Дарий I

  2. Дарий III

  3. Кир

  4. Дарий II

А14.Какое слово в греческом языке означает «военачальник»?

  1. Стратег

  2. Архонт

  3. Ареопаг

  4. Фаланга

А14.Какой народный трибун Римской республики выступал в защиту земледельцев Италии?

  1. Тиберий Гракх

  2. Октавиан

  3. Гай Гракх

  4. Лукулл

Часть 2

В1.Выберите верное утверждение:

  1. Македония – это маленькая горная страна на севере Балканского полуострова

  2. Учителем Александра Македонского был греческий ученый Геродот

  3. Поход Александра Македонского длился 50 лет

  4. Согласно преданию Александр Македонский разрубил гордиев узел

  5. Александр Македонский был убит во время похода на Персию

В2.Установите соответствие между вопросами и ответами

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

  1. Пожизненный правитель в Древнем Риме.

  2. Совет, в котором заседали старейшины.

  3. Потомки древних жителей Рима.

  4. Охрана, сопровождавшая царей в Риме.

  5. Иноземцы переселившиеся в Рим

  1. Ликторы

  2. Царь

  3. Патриции

  4. Сенат



А

Б

В

Г






В3.Объясните, что может быть общего между словами: Троя, Ахиллес, Гектор,

Микены, Елена Прекрасная.

_________________________________________________________________________________Ниже приведен список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древнего Египта.

  1. фараон, 2) вельможи, 3) гробница, 4) консулы, 5) пирамида, 6) Осирис


В4.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

События

Дата

Участник(-и)

_____________(А)

3000 лет до н.э.

Фараон Южного Египта

Начало Олимпийских игр


_____________(Б)

Атлеты, мужчины древней Греции

Отмена долгового рабства в Аттике

594 г. до н.э.


______________(В)

________________(Г)

146 г. до н.э.

Римская армия


Пропущенные элементы:

  1. Военные походы фараона Тутмоса

  2. Перикл

  3. Объединение Южного и Северного Египта

  4. Разрушение Коринфа и Карфагена

  5. 556 г. до н.э.

  6. Солон

  7. 776 г. до н.э.

А

Б

В

Г






В5.Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор:

Гай Юлий Цезарь, Марк Антоний, Хамураппи, Откован, Брут

_________________________________________________________________________________

В4. Что относиться к истории Древнего Египта? Укажи цифру и название выбранного элемента.








  1. 2. 3. 4.





В5. Работа с контурной картой

Вторая война Рима с Карфагеном







Часть 3


С1. Познакомьтесь с фрагментом исторического труда Плутарха «Биография Цезаря». Сформулируйте черты характера Цезаря, проявившиеся в этих двух историях.

«Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы, проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнования из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?» «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьёзностью, - то предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

В другой раз, уже в Испании, читая на досуге что-то из написанного о деяниях Александра, Цезарь погрузился на долгое время в раздумья, а потом прослезился. Когда удивленные друзья спросили его о причине, он ответил: «неужели вам кажется недостаточной причиной для печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего замечательного!»

_______________________________________________________________________________________



Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса

Вариант 3

Часть 1.

А1.Как называют людей, живших до изобретения письма и первых государств?

  1. Доисторическими

  2. Первобытными

  3. Древними

  4. Примитивными

А2.Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

  1. Более 2 мил лет назад

  2. Более 1,5 мил лет назад

  3. Более 1 мил лет назад

  4. Более 3 мил лет назад

А3.Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?

  1. охотник

  2. земледелец

  3. ремесленник

  4. торговец

А4. Когда произошло объединение Северного и Южного Египта?

  1. 2000 лет до н.э.

  2. 3000 лет до н.э.

  3. 4000 лет до н.э.

  4. 5000 лет до н.э.

А5.Как назывались огромные гробницы фараонов?

  1. Мастабы

  2. Мавзолеи

  3. Саркофаги

  4. Пирамиды

А6.Как называлось особое письмо Двуречья?

  1. Клинопись

  2. Иероглифы

  3. Пиктограмма

  4. буквы

А7.Как называются правила, согласно которым должен жить еврейский народ?

  1. Заповеди

  2. Откровение

  3. Поучение

  4. наказ

А8.Назовите одного из главных богов Индии:

  1. Ганеша

  2. Шамаш

  3. Зевс

  4. Ра

А9.Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае?

  1. Будда

  2. Мухаммед

  3. Конфуций

  4. Иисус

А10. Какое чудовище имело туловище человека и голову быка?

  1. Грифон

  2. Сфинкс

  3. Минотавр

  4. Кентавр

А11.Что означает выражение «ахиллесова пята»?

  1. уязвимое место

  2. часть ноги

  3. способность быстро бегать

  4. особую обувь

А12.Как назывались города-государства в Древней Греции?

  1. Департаменты

  2. Полисы

  3. Области

  4. Домены

А13.В каком году началось вторжение армии Ксеркса в Афины?

  1. 490 г. до н.э.

  2. 480 г. до н.э.

  3. 468 г. до н.э.

  4. 479 г. до н.э.

А14. Царь Македонии, отец Александра Великого:

  1. Дарий

  2. Филипп

  3. Перикл

  4. Аристотель

А15.Римский полководец, одержавший победу над Ганнибалом:

  1. Помпей

  2. Пирр

  3. Сципион

  4. Цезарь

Часть 2

В1.Выберите верное утверждение:

  1. Членами Римского сената могли стать только плебеи

  2. Патриции – это потомки древнейших жителей Рима

  3. После захвата власти Цезарь получил пожизненное звание – император

  4. Крупнейшее восстание рабов в Риме возглавил Спартак

В2.Установите соответствие между вопросами и ответами

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

  1. «Общественное дело»

  2. Солдаты завершившие службу

  3. Тесный сомкнутый ряд

  4. Римское войско

  5. Рабы сражавшиеся на потеху публики

  1. Легионы

  2. Республика

  3. Гладиаторы

  4. Фаланга


А

Б

В

Г







В3.Объясните, что может быть общего между словами: Осирис, Нут, Тот, Бастет, Гор

_________________________________________________________________________________


В4.Ниже приведен список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древней Греции.

  1. стратег, 2) илот, 3) полис, 4) долговой камень, 5) Ахиллес, 6) Осирис


В5.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

События

Дата

Участник(-и)

Объединение Южного и Северного Египта

_____________(А)

Фараон Южного Египта

Начало Олимпийских игр

776 г. до н.э.


_____________(Б)

Отмена долгового рабства в Аттике

______________(В)

Солон

________________(Г)

146 г. до н.э.

Римская армия


Пропущенные элементы:

  1. Военные походы фараона Тутмоса

  2. Перикл

  3. 3000 лет до н.э.

  4. Разрушение Коринфа и Карфагена

  5. 556 г. до н.э.

  6. 594 г. до н.э.

  7. Атлеты, мужчины древней Греции

А

Б

В

Г






В6.Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор:

Тутмос, Хаммурапи, Тутанхамон, Хеопс, Имхотеп.

_________________________________________________________________________________

В7.Какой из предложенных элементов относиться к истории Древней Греции? Укажи цифру и название выбранного элемента.







1

2

3

4

______________________________________________________________________________________

В8.Работа с контурной картой

Греко-персидские войны

Ч асть 3

Часть 3

С1.Брахманы, или жрецы, в Индии находились на особом положении. Они были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний, объявлялись земными божествами. Познакомьтесь со статьями из индийского свода законов «Законы Ману». Закреплено ли в этих статьях особое положение брахманов?

«1-88. Изучение Вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других, раздачу и получение милостыни (Брахма) установил для брахманов…

1-100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на это…

2-135.Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец - брахман…

9-317. Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный им и неиспользованный».

_______________________________________________________________________________________



Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса

Вариант 4

Часть 1.

А1.Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

  1. Более 2 мил лет назад

  2. Более 1,5 мил лет назад

  3. Более 1 мил лет назад

  4. Более 3 мил лет назад

А2.Благодаря изобретению чего древние люди смогли выжить в условиях наступления ледника?

  1. Огня,

  2. Копья,

  3. Лука,

  4. Гарпуна.

А3.Из какого занятия людей возникло земледелие?

  1. Из скотоводства

  2. Из бортничества

  3. Из собирательства

  4. Из охоты

А4.Какая страна располагалась на берегу Нила от первого до порога до Средиземного моря?

  1. Нубия

  2. Египет

  3. Ассирия

  4. Вавилон

А5.Как назывались царские советники, военачальники в Египте?

  1. Вельможи

  2. Придворные

  3. Писцы

  4. Жрецы

А6.Какой природный материал использовался как основной при строительстве в Двуречье?

  1. Бетон

  2. Дерево

  3. Глина

  4. Камень

А7.Как называется вера в единого Бога?

  1. Многобожие

  2. Единобожие

  3. Язычество

  4. Атеизм

А8.Как в Индии называются группы людей, которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?

  1. Группа

  2. Каста

  3. Сообщество

  4. Класс

А9.Как китайцы называли свою страну?

  1. Подлунной

  2. Поднебесной

  3. Лучезарной

  4. Подзвездной

А10.Какой город был столицей Троянского царства?

  1. Троя

  2. Микены

  3. Афины

  4. Кносс

А11.Кто автор поэмы «Одиссея»?

  1. Софокол

  2. Патрокол

  3. Перикл

  4. Гомер

А12.Чем были недовольны простые земледельцы в Артике в VII в. до н. э.?

  1. Отсутствием земли и власти

  2. Высокими налогами

  3. Низкими урожаями

  4. Службой в армии

А13.Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию?

  1. Дарий I

  2. Дарий III

  3. Кир

  4. Дарий II

А14.Какой персидский царь стал противником Александра Македонского?

  1. Кир

  2. Дарий 1

  3. Дарий 2

  4. Дарий 3

А16.Какой народный трибун Римской республики выступал в защиту земледельцев Италии?

  1. Тиберий Гракх

  2. Октавиан

  3. Гай Гракх

  4. Лукулл

Часть 2

В1.Выберите верное утверждение:

1.Из-за присутствия в воде частиц ила и горных пород вода в Ниле приобретала прозрачно-голубой цвет.

2.Царь Южного Египта носил на голове красную корону, а царь Северного Египта носил белую корону.

3.Новой столицей египетского государства стал город Фивы.

4.За 3000 лет до н.э. царь Южного Египта объединил все территории, подчинив себе Северный Египет.

В2.Установите соответствие между вопросами и ответами

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

  1. Пожизненный правитель в Древнем Риме.

  2. Совет, в котором заседали старейшины.

  3. Потомки древних жителей Рима.

  4. Охрана, сопровождавшая царей в Риме.

  5. Иноземцы переселившиеся в Рим

  1. Ликторы

  2. Царь

  3. Патриции

  4. Сенат



А

Б

В

Г








В3.Объясните, что может быть общего между словами: Гранник, Исс, Дарий Третий, Гавгамеллы

_______________________________________________________________________________________


В4.Ниже приведен список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древнего Египта.

  1. фараон, 2) вельможи, 3) гробница, 4) консулы, 5) пирамида, 6) Осирис


В5.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


События

Дата

Участник(-и)

Марафонская битва

______________ (А)

Дарий Первый,

Мильтиад

Поход в Азию

334 – 325 г. до н.э.

__________________(Б)

__________________ (В)

218 - 201 гг. до н.э.

Ганнибал, Сципион Африканский

Крупнейшее восстание рабов в Италии

______________ (Г)

Спартак

Пропущенные элементы:

  1. 490 года до н.э.

  2. Александр Македонский

  3. Вторая война Рима с Карфагеном

  4. 74 – 71 г. до н.э.

  5. Гай Юлий Цезарь

  6. 753 год до н.э.

  7. Троянская война


А

Б

В

Г

Д

Е








В6.Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор:

Афродита, Посейдон, Зевс, Гера, Осирис

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

В7.Какой из предложенных элементов относиться к истории Древнего Востока? Укажи цифру и название выбранного элемента.






1

2

3

4


_______________________________________________________________________________


В8.Работа с контурной картой

Вторая война Рима с Карфагеном





























Часть 3

С1.Познакомитесь с фрагментом исторического труда римского историка Тита Ливия. Какую клятву дал Ганнибал своему отцу, и мог ли он ее не выполнить?

«Рассказывают, что когда отец Ганнибала, Гамилькар, окончив африканскую войну, собирался переправить войско в Испанию и приносил по этому случаю жертву богам, то его девятилетний сын Ганнибал стал просить отца взять его с собой. Тогда, говорят, Гамилькар велел ему подойти к жертвеннику и, коснувшись его рукой, произнести клятву, что он будет врагом римского народа, как только ему это дозволит возраст».

_______________________________________________________________________________________








34