Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Родниковская коррекционная школа – интернат»
Принято «Утверждаю»
на Педагогическом совете директор ОГКОУ
протокол №_________ «Родниковская коррекционная
от «______»__________ 2022г. школа – интернат»
приказ №_______________
«___»_________2022г
____________Е.А. Борисова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории отечества 7-9 классы
Количество часов: 68
Программу составили:
Назолина Т.А.
Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат»
2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории разработана на основании нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599);
- Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. №4/15);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат».
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Актуальность
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями, умениями и навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Цели курса – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Образовательными и воспитательными задачами курса «История Отечества» являются следующие:
-формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
-формирование учебных действий;
-развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся :познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
-формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
В данной программе присутствует аксиологический принцип, а также принципы историзма, объективности, экзистенциальности.
Аксиологический принцип (axia – «ценность», logos –«понятие») позволяет рассматривать человеческие действия в их связи с ценностями,определяющими нормы поведения людей и их цели. Содержание курса истории Отечествапозволяет формировать у обучающихся систему нравственных ценностей и представлений.
Принцип экзистенциальности (exsistentia – «существование»)позволяет обращаться к чувствам детей, учить их эмоциональным оценкам роли личности в истории человеческого общества.
Принцип историзма перекликается с принципами научности и объективности и заключается в том, что анализ фактов в их событийном содержании соответствует конкретной исторической обстановке.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать социальную активность, способность участвовать в общественной жизни.
2. Воспитывать любовь к Родине, своему народу, к народам разных национальностей, уважение к историческому прошлому.
3. Воспитывать такие качества, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.
4. Воспитывать умение видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; давать оценку с эстетической точки зрения.
5. Прививать уважение к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитывать добросовестное и ответственное отношение к труду.
6. Формировать правовую культуру и мировоззрение учащихся.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать и проводить коррекцию внимания через использование различных источников знаний и приѐмов учебной работы, постепенное увеличение продолжительности однородной деятельности.
2. Развивать и проводить коррекцию восприятия, сообщая конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного, используя тщательно отобранное наглядное оформление урока.
3. Развивать и проводить коррекцию воображения, используя точное описание объектов, участников и хода исторических событий с привлечением разнообразных средств наглядности для создания верных образов.
4.Развивать и проводить коррекцию памяти через работу по разбору, обобщению и закреплению изученного материала.
5.Развивать и проводить коррекцию мышления через решение познавательных задач, требующих установления нужных связей и отношений между историческими событиями.
6. Развивать и проводить коррекцию речи с целью добиться таких качеств речи учащихся, как содержательность, логичность, богатство речи, правильность, использование специфической терминологии, умения отвечать на вопросы кратко и развернуто, вести записи в тетрадях через словарную работу, беседу, обсуждение прочитанного материала, запись темы, дат, имен исторических деятелей, важных выводов, составление текстовых таблиц, выполнение небольших письменных работ и т.д.
7. Развивать и проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы через обучение детей видеть в фактах прошлого борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, защитников Отечества и врагов, что заставляет детей эмоционально откликаться на изучаемый материал.
Общая характеристика учебного предмета.
Выбор данной программы и обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребёнку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.
В связи с этим, в курсе истории для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях мировой и отечественной истории, жизни, быте людей разных исторических эпох. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к изучению исторических событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
В процессе преподавания истории учитель имеет право использовать информационный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания предмета.
Важной составной частью курса истории являются сведения о жизни, быте и обычаях людей в разные исторические эпохи. На уроках истории для детей с нарушениями интеллекта используются методы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с историческими картами, картинами, схемами, «лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.
Межпредметные связи.
Можно проследить связь истории с такими предметами, как:
- Русский язык и литература. При знакомстве с историческими понятиями и терминами обязательно даѐтся их значение; на уроках истории используются литературные произведения, развивается речь, поскольку обучение происходит в процессе речевого общения учителя и учащихся.
- География расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации России, социально-экономическом развитии страны на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать картографическим материалом.
- Обществознание. Историю и обществознание сближают основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
- Информатика с помощью такого инструмента, как программа Power Point, позволяет создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, проиллюстрировать изучаемый учебный материал, развивать познавательный интерес учащихся.
- Искусство. Курс Мировой художественной культуры в специальных (коррекционных) классах не изучается, но, тем не менее, обучающиеся знакомятся с развитием культуры нашей страны в разные исторические периоды. Для яркого и красочного представления материала используется наглядность: иллюстрации картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений и т.д.
- Математика. Связь прослеживается в работе с «лентой времени», оперировании временем.
Учебно- методический комплект:
1. И.М. Бгажнокова, Л..В. Смирнова.«История Отечества» 7 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Москва, «Просвещение», 2021 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет история входит в обязательную часть учебного плана и относится к образовательной области -общественно-научные предметы.
7 класс-34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 учебных часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты 7 класс:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты 7 класс
Минимальный уровень:
● объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
● устанавливать (по вопросам учителя) причины:
– возникновения языческих верований;
– возникновения разнообразных видов труда;
– возвышения среди племён отдельных личностей;
– объединения племён;
– возникновения государства;
– крещения Руси;
– распада Киевской Руси;
● знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
● знать исторические имена (3–5 имён);
● знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
● объяснять значение словарных слов и понятий;
● устанавливать причины:
– возникновения языческих верований и обрядов;
– развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
– возникновения государства, его структуры, функций;
– развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
– распада КиевскойРуси;
– возникновения религии, торговли, межгосударственых связей России (IX–XVII вв.);
– захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
– освободительных войн между государствами;
– возвышения и укрепления Московского государствапри Иване Грозном;
– смутного времени и народных волнений;
– возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;
● описывать:
– образ жизни восточных славян, места расселения;
– отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);
● знать названия древних городов Руси (3–6 названий);
● знатьосновные события периодов:
– IX в. – первое Древнерусское государство;
– X в. – крещение Руси;
– XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
– XI–XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;
– XI–XV вв. – раздробленность русских земель,монгольское нашествие,свержение Золотой Орды;
– XVI–XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV,смутное время, Земский собор 1613 г.,развитие сословных отношений.
Содержание учебного предмета «История Отечества» 7 класс.
Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVIIв. и состоит из 5 разделов.
Раздел I. Древняя Русь
Происхождение славян
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III–II тыс. до н.э. в северной частиЕвропы от Рейна до Днепра. Ветви славян н славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развитияотдельных славянских племён.
Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать –князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера
Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, oxoтa, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Создание Древнерусского государства
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов.
Вотчина – крупное частное землевладенне, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными пародами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён.
Крещение Руси, истоки христианской веры
Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам). Хазарский каганат(иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границгосударства: военные походы князя. Киев– один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников.
Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её значение для победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимостиМосковского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство
Российское государство в XVI в.Царь Иван Грозный
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI– XVIIвв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.
Тематический план
7 класс (68 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Домашнее задание |
Теорети ческая часть | Практическая часть | Предметные знания | БУД |
1 четверть-16ч. |
1. | Вводный урок. История – наука о прошлом. Счет лет в истории. | 1 | | -Знакомятся с учебником; - вспоминают материал 6 класса; -составляют рассказ по данному плану. | Формировать понятие для чего нужно изучать историю. | Формировать умение высказывать свое мнение. | Стр.3-5 |
Глава 1.Древняя Русь. |
2. | Происхождение славян. | 1 | | -- Слушают объяснение учителя новой темы; -читают и рассказывают о происхождении славян; -показывают на географической карте места расселения древних славян; - словарная работа: странники, древляне, вятичи. | Формировать представление о жизни наших предков | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. Слушать собеседника и вести диалог; уметь вступать в речевое общение. | Стр. 8-12 |
3 | Славяне и соседние народы. | 1 | | -- Слушают объяснение учителя новой темы; -знакомятся с понятиями: Хазарский каганат каган, варяги Константинополь, варяги . | Формировать представление об особенностях расселения восточных славян | Стр.12-15 |
4 | Облик славян и черты их характера | 1 | | -- Слушают объяснение учителя новой темы; -описывают своими словами внешние черты славян; - составляют рассказ о древних славянах ( письменно в тетради); -словарная работа: волок, меновая торговля, кузнец. | Формировать представление о связи между суровыми условиями жизни и чертами характера восточных славян. | Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | Стр.16-18 |
5 | Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 1 | | -- Слушают объяснение учителя новой темы; -отвечают на вопросы; -рассмативают рисунки орудий труда и объясняют для чего они использовались; -зарисовывают в тетрадь схему занятий восточных славян. | Продолжить формировать представление о жизни и быте восточных славян. | Стр.21-23 |
6 | Организация жизни славян. | 1 | | Формировать представление о жизни и быте восточных славян. | Стр.23-26 |
7 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. | 1 | | - Знакомятся с типами жилищ восточных славян; -описывают по рисункам одежду восточных славян; -составляют устный рассказ об обычиях восточных славян; -словарная работа: съестные припасы,обереги, амулеты,огниво, височные кольца, гривны,кровная месть. | Стр.27-30 |
8 | Культура и верования восточных славян | 1 | | -Знвкомятся с культурой и верованиями восточных славян; -пересказывают текст; -словарная работа: очеловечиваются, язычество, идолы, | Формировать представление о религии, традициях восточных славян. | Сформировать у детей умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс) | Стр.30-34 |
9 | Обобщающий урок по теме «Древняя Русь». | 1 | | -Повторяют изученные слова и термины; - письменно отвечают на вопросы. | Обобщать и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Формировать умение пользоваться элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем) | Стр.35, отвечать на вопросы |
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь |
10 | Как возникло древнерусское государство | 1 | | -Читают текст; -составляют рассказ о том,как возникло древнерусское государство( используют карту, ленту времени) -знакомятся с понятиями:бояре,холопы, купа,тиуны. | Формировать представление об образовании древнерусского государства | Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Стр.38-40 |
11 | Летопись «Повесть временных лет» | 1 | | -Знакомятся с летописью «Повесть временных лет»; -отвечают на вопросы учителя. | Формировать понятие о былине «Повесть временных лет», как об источнике знаний о Древней Руси. | Стр.40-43 |
12 | Об Аскольде, Дире. Князь Олег. | 1 | | -Знакомятся с преданиями об Аскольде и Дире; - запоминают названия древних городов Руси; - знакомятся с деятельность первого князя Олега; -словарная работа: предания,патриарх, молебен, мудрый, наместник. | Формировать понятие о деятельности первых русских князей и об основных направлениях внешней и внутренней политики на Руси. | Стр.43-48 |
13 | Князь Игорь из Рода Рюриковичей | 1 | | -Знакомятся с деятельностью князя Игоря; -работают с лентой времени; - составляют устный рассказ о правлении князя И горя по плану; -словарная работа: вещий, печенеги, данники, отроки, наги. | Стр.49-53 |
14 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1 | | -Знакомятся с деятельностью княгини Ольги, - готовят перессказ одного из текстов о княгине Ольге; -словарная работа: урок, становище, погост, расхищал, мужья, осада. | Формировать понятие о внутренней и внешней политике княгини Ольги Дать представление о том, с какими гос-ми торговала Русь, по каким морям плавали русичи. | Стр.54-58 |
15 | Сын князя Игоря и Ольги -Святослав | 1 | | -Знакомятся с деятельностью князя Святослава, - обьясняют значение имени Святослав; -составляют рассказ о гибели князя. | Познакомить с деятельностью Святослава | Стр.59-65 |
16 | Обобщающий урок по теме: «Создание Древнерусского государства» | 1 | | -Повторяют изученные слова и термины; - письменно отвечают на вопросы. | Выяснить знания основного фактического материала. | Формировать умение пользоваться элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем) | Стр.66-67, отвечать на вопросы. |
2 четверть-16ч. |
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства |
1 | Сыновья князя Святослава. | 1 | | -Знакомятся с жизнью сыновей Святослава. -работают с картой ( показывают земли, полученные в наследство молодыми князьями); -составляют устный рассказ о том, как был нврушен союз между князьями. | Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. | Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | Стр.70-73 |
2 | Князь Владимир Красное солнышко. | 1 | | -Слушают рассказ учителя; -отвечают на вопросы; -словарная работа:херсонес, баян. | Формировать представления о князе Владимире Красное солнышко. | Стр.73-75 |
3 | Крещение Руси. | 1 | | -Читают и отвечают на вопросы о крещении Руси; -словарная работа:988г крещение Руси, христианство, крест, религия, священник патриарх, митрополит | Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; | Стр.75-77 |
4 | Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. | 1 | | -Читают и отвечают на вопросы об укреплении Русского государства; | Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; | Стр.77-79 |
5 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром | 1 | | -Слушают рассказ учителя об Ярославе Мудром; -работают с картой и лентой времени. | Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси. | Стр.79-82 |
6 | «Русская правда» Ярослава Мудрого. | 1 | | -Читают и составляют устный рассказ по плану о правлении князя Ярослава; -словарная работа: окаянный, свод законов, казна, гривна. | Раскрыть сущность «Русской Правды». | Стр.82-85 |
7 | Русь после Ярослава Мудрого. | 1 | | -Читают текст, отвечают на вопросы; -работают с лентой времени (отмечают даты правления князей) | Сообщить о причинах начала междоусобных войн на Руси. | Стр.85-86 |
8 | Князь Владимир Мономах. | 1 | | - Слушают рассказ учителя о князе Владимире Мономахе; -сравнивают правление Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха; -словарная работа: царь, бармы, поучения, держава. | Довести до понимания учащимся значения деятельности Мономаха; | Уметь доказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельностьличную ответственность. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. | Стр.87-90 |
9 | Распад Руси на отдельные княжества. | 1 | | -Объясняют причины распада Киевской Руси; -работают с картой; -словарная работа: вотчины, могущество, посадник, слобода, тысяцкий, усадьба. | Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси. | Стр.91-92 |
10 | Новгородская Республика. | 1 | | -Слушают рассказ учителя о Новгородской республике, отвечают на вопросы; -работают с картой; -составляют устный рассказ о торговле и ремёслах Новгородской земли; -зарисовывают в тетрадь ленту времени, отмечают на ней дату распада Киевской Руси. | Познакомить учащихся с единственной республикой на Руси. | Стр.92-94 |
11 | Торговля и ремёсла Новгородской земли. | 1 | | Стр.94-98 |
12 | Ростово- Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий. | 1 | | -Слушают рассказ учителя по данной теме; -отвечают на вопросы; -работают с картой; -словарная работа: иконописец, благословение, пограничная застава, усмирить. | Формировать понятие о причинах расцвета Ростово-Суздальского княжества при Юрии Долгоруком. | Стр.99-101 |
13 | История возникновения Москвы. | 1 | | - Знакомятся с историей возникновения Москвы; -работают с картой и лентой времени. | Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы. | Стр.101-102 |
14-15 | Культура Руси в X-XIII веках | 2 | | -Знакомятся с развитием культуры Руси X-XIII века; -составляют устный рассказ по плану. | Формировать понятие о культуре Киевской Руси. | Стр.102-109. |
16 | Обобщающий урок по теме: «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства» | 1 | | -Повторяют изученные слова и термины; - письменно отвечают на вопросы. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся. | Формировать умение пользоваться элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем) | Стр.111. Ответы на вопросы. |
3 четверть-20 ч. |
Глава IV. Русь в борьбе с завоевателями. |
1 | Образование монгольского государства. | 1 | | -Читают текст об образовании монгольского государства, отвечают на вопросы; -словарная работа: аркан, стойбище, перебежчики. | Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане. | Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. | Стр.114-115 |
2 | Чингисхан и его армия | 1 | | -Слушают рассказ учителя; -отвечают на вопросы; -работают с лентой времени. | Стр.115-117 |
3 | Битва на реке Калке. | 1 | | -Читают текст, объясняют причины поражения русских дружин. | Формировать представление о нашествии монголо-татар на Русь. | Стр.117-119 |
4-5 | Нашествие монголов на Русь | 2 | | - Читают текст; -слушают объяснение учителя; -делают выводы о том, что стало с Русским государством после нашествия Батыя. | Стр.120-125 |
6 | Князь Александр Невский(1236-1263). | 1 | | -Слушают обяснение темы учителем; -читают и приводят примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; | Формировать представление о князе Александре Невском, как о талантливом полководце. | Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | Стр.125-128 |
7 | Ледовое побоище. | 1 | | -Читают текст; - составляют устный рассказ о Ледовом побоище; -словарная работа: предаёт волю, верста, чудь. | Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. | Стр.128-130 |
8 | Власть Золотой Орды над русскими князьями. | 1 | | -Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы; -отмечают на ленте времени даты жизни Александра Невского; -словарная работа:ярлык, баскаки, чадо. | Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов. | Стр.130-133 |
9 | Объединение русских земель против Золотой орды | 1 | | -Слушают рассказ учителя; -читают текст и раскрывают причины объединения русских земель. | Раскрыть причины объединения земли русской. | Стр.134-136 |
10 | Московский князь Иван Калита (1325-1340). Наследники Калиты. | 1 | | -Читают текст и составляют рассказ об Иване Калите; -словарная работа: свита, заветный, митрополит. | Формировать понятие о деятельности московского князя Ивана Калиты. | Стр.136-139 |
11 | Изменения в Золотой Орде. | 1 | | -Самостоятельно читают текст и раскрывают причины изменений в Золотой Орде. | Стр.140-141 |
12 | Московский князь Дмитрий Иванович Донской(1350-1389) | 1 | | - Слушают рассказ учителя; - составляют устный рассказ об укреплении Москвы в годы правления Донского; - на ленте времени отмечают годы жизни Дмитрия Донского. | Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности | Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. | Стр.141-145 |
13-14 | Куликовская битва | 2 | | -Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы; - на ленте времени отмечают дату сражения; -словарная работа: ратники, паника. | Показать борьбу русского народа за независимость. | Стр.145-152 |
15 | Наследники Дмитрия Донского. Василий Тёмный | 1 | | - Самостоятельно читают текст; -записывают в тетрадь имена наследников Дмитрия Донского; -работают с картой. | Показать влияние победы в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси | Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях | Стр.152-154 |
16 | Собирание Руси Иваном III. | 1 | | - Самостоятельно читают текст; -отвечают на вопросы. | Стр.154-157 |
17 | Освобождение Руси от Золотой Орды. | 1 | | -Слушают рассказ учителя о значении свержения правления Золотой Орды; -на ленте времени отмечают дату освобождения Руси. | Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига | Стр.157-159 |
18-19 | Управление государством Иваном III. Укрепление Московского государства. | 2 | | - Самостоятельно читают текст; -объясняют значение новых слов и выражений. | Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского государства. | Стр.160-166 |
20 | Обобщающий урок по теме: «Русь в борьбе с завоевателями.» | 1 | | -Повторяют изученные слова и термины; - письменно отвечают на вопросы. | Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в 13 веке. | Формировать умения пользоваться элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем) | Стр.166-169 , вопросы |
4 четверть-16 ч. |
Глава V. Единое Московское государство. |
1 | Русь в ХVI веке. Царь Василий III | 1 | | -Слушают рассказ учителя; -отвечают на вопрос о том, какую пользу государству принесло правление Василия III. | Формировать представление о Руси XVI в | Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Стр.172-177 |
2 | Царь Иван IV Грозный .Земский собор, реформы Избранной рады | 1 | | -Читают текст, отвечают на вопросы; -составляют устный рассказ о детстве Ивана Грозного; -на ленте времени отмечают даты правления Ивана Грозного; -словарная работа: кровопролитие, опекал, самодержец, высшее духовенство. | Познакомить с личностью царя Ивана Грозного, проведением реформ. | Стр.178-180 |
3 | Войны Ивана Грозного с Крымским и Казанским ханствами | 1 | | -Читают текст; -составляют рассказ о битве русских и татар за Казань; | Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников; | Стр.180-183 |
4 | Войны Ивана Грозного с западными странами | 1 | | -Слушают объяснение учителя; -отвечают на вопросы; -словарная работа: вельможа, литейщики, ливонские рыцари. | Стр.183-185 |
5 | Опричнина. | 1 | | - Читают текст, отвечают на вопросы учителя; - записывают в тетради недостатки опричнины и вред, который она нанесла единству России. | Формирование понятия опричнина и предпосылок к её появлению; | Стр.186-188 |
6 | Покорение Сибири. | 1 | | -Читают текст, отвечают на вопросы; -работают с картой. | Показать огромное значение для России присоединение Сибири. | Стр.188-192 |
7 | Россия после Ивана Грозного. Борис Годунов. | 1 | | - Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы; - составляют устный рассказ о правлении Бориса Годунова. | Формировать представления о личности Бориса Годунова. | Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. | Стр.193-195 |
8 | Лжедмитрий I – самозванец. | 1 | | - Читают текст; - отвечают на вопросы; - словарная работа: династия, карает, самозванец, гарнизон. | Формировать понятие о семибоярщине, кризисе верховной власти, иностранной интервенции. Показать роль православной церкви и простого народа в спасении Отечества. | Стр.195-197 |
9 | Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время | 1 | | Стр.197-200 |
10 | Минин и Пожарский: за веру и Отечество! | 1 | | - Слушают рассказ учителя; -составляют устный рассказ о подвиге Минина и Пожарского. | Формировать понятие у учащихся о гражданском подвиге Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа. | Стр.200-203 |
11 | Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов(1645-1676) | 1 | | -Читают текст учебника, отвечают на вопросы; -на ленте времени отмечают даты правления царя Алексея Михайловича. | Формировать представление об истории вопроса воцарения династии Романовых | Уметь доказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельностьличную ответственность. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. | Стр.203-207 |
12 | Раскол в русской православной церкви | 1 | | - Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы; - записывают в тетрадь причины раскола русской православной церкви. | Формировать представление о расколе в русской православной церкви. | Стр.208-209 |
13 | Укрепление южных границ России. | 1 | | - Читают, отвечают на вопросы; - словарная работа: сословия, батоги, розги, барщина. | Наглядно показать укрепление южных границ России. | Стр.209-211 |
14 | Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI- XVII веках | 1 | | - Читают, отвечают на вопросы; - составляют устный рассказ о развитии культуры России в XVI- XVII веках; -работают с картой. | Показать особенности развития культуры в XVIXVII вв. | Стр.211-213 |
15 | Обобщающий урок по теме: «Единое Московское государство». | 1 | | -Повторяют изученные слова и термины; - письменно отвечают на вопросы. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся | Формировать умения пользоваться элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем) | Стр.213-219 |
16 | Контрольная работа за год. (Обобщающий урок по курсу «История отечества» за 7 класс) | 1 | | -Выполняют задания . | Формировать умение применять полученные знания в новой ситуации. | Стр.220 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карточки с индивидуальными заданиями; тестовые задания; репродукции исторических событий, портреты, контурные карты, компьютерные презентации; аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы.
Учебно-методический комплект
1.Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. М. Бгажнокова, И. В. Карелина. — М. : Просвещение, 2020. — 158 с.
2.Ильин В.А. Наша победа. – М., 2009.
3.Артемов В.В. О Битве Куликовой. – М., 2009.
4. Г.Н.Михайлов «История России в датах». Справочник школьника. И.Д. «Литера», С-Петербург, 2008г.
5. Иллюстрации «Жизнь славян в древности»
Электронные ресурсы:
1. Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья г. Москва http://еdu-open.ru/
2. Электронная библиотека студента http://www.twirpx.com/
3. Открытый портал образования http://window.edu.ru/
4. Равные возможности образования http://www.znaem-mozhem.ru/
5. Сайт электронная версия журнала «История. Приложение к газете 1 сентября». his.1september.ru
6. Электронная библиотека biblioteka.ru.
7. Сайт «История и обществознание»: электронные образовательные ресурсы. hi-electres.ru.
8. Проект «Инфоурок» http://infourok.ru
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Буракова И.В.
_______________________ 2022 года
ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа – интернат»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По истории
Класс 7
Учитель :
Назолина Т.А.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы по истории адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Родниковская коррекционная школа-интернат».
Календарно-тематическое планирование по предмету
«История Отечества»»
7 класс
№ п/п | Тема урока | Часы | Дата | Выполнение практической части |
план | факт |
I четверть – 16 часов. |
1 | История – наука о прошлом. Счет лет в истории. | 1ч. | | | |
Глава 1.Древняя Русь. |
2 | Происхождение славян. | 1ч. | | | |
3 | Славяне и соседние народы. | 1ч. | | | |
4 | Облик славян и черты их характера | 1ч. | | | |
5 | Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 1ч. | | | |
6 | Организация жизни славян. | 1ч. | | | |
7 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. | 1ч. | | | |
8 | Культура и верования восточных славян | 1ч. | | | |
9 | Обобщающий урок по теме «Древняя Русь». | 1ч. | | | |
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь |
10 | Как возникло древнерусское государство | 1ч. | | | |
11 | Летопись «Повесть временных лет» | 1ч. | | | |
12 | Об Аскольде, Дире. Князь Олег. | 1ч. | | | |
13 | Князь Игорь из Рода Рюриковичей | 1ч. | | | |
14 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1ч. | | | |
15 | Сын князя Игоря и Ольги -Святослав | 1ч. | | | |
16 | Обобщающий урок по теме: «Создание Древнерусского государства» | 1ч. | | | |
2 четверть-16ч. |
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства |
1 | Сыновья князя Святослава. | 1ч. | | | |
2 | Князь Владимир Красное солнышко. | 1ч. | | | |
3 | Крещение Руси. | 1ч. | | | |
4 | Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. | 1ч. | | | |
5 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром | 1ч. | | | |
6 | «Русская правда» Ярослава Мудрого. | 1ч. | | | |
7 | Русь после Ярослава Мудрого. | 1ч. | | | |
8 | Князь Владимир Мономах. | 1ч. | | | |
9 | Распад Руси на отдельные княжества. | 1ч. | | | |
10 | Новгородская Республика. | 1ч. | | | |
11 | Торговля и ремёсла Новгородской земли. | 1ч. | | | |
12 | Ростово- Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий. | 1ч. | | | |
13 | История возникновения Москвы. | 1ч. | | | |
14-15 | Культура Руси в X-XIII веках | 2ч. | | | |
16 | Обобщающий урок по теме: «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства» | 1ч. | | | |
3 четверть-20 ч. |
Глава IV. Русь в борьбе с завоевателями. |
1 | Образование монгольского государства. | 1ч. | | | |
2 | Чингисхан и его армия | 1ч. | | | |
3 | Битва на реке Калке. | 1ч. | | | |
4-5 | Нашествие монголов на Русь | 2ч. | | | |
6 | Князь Александр Невский(1236-1263). | 1ч. | | | |
7 | Ледовое побоище. | 1ч. | | | |
8 | Власть Золотой Орды над русскими князьями. | 1ч. | | | |
9 | Объединение русских земель против Золотой орды | 1ч. | | | |
10 | Московский князь Иван Калита (1325-1340). Наследники Калиты. | 1ч. | | | |
11 | Изменения в Золотой Орде. | 1ч. | | | |
12 | Московский князь Дмитрий Иванович Донской(1350-1389) | 1ч. | | | |
13-14 | Куликовская битва | 2ч. | | | |
15 | Наследники Дмитрия Донского. Василий Тёмный | 1ч. | | | |
16 | Собирание Руси Иваном III. | 1ч. | | | |
17 | Освобождение Руси от Золотой Орды. | 1ч. | | | |
18-19 | Управление государством Иваном III. Укрепление Московского государства. | 2ч. | | | |
20 | Обобщающий урок по теме: «Русь в борьбе с завоевателями.» | 1ч. | | | |
4 четверть-16 ч. |
Глава V. Единое Московское государство. |
1 | Русь в ХVI веке. Царь Иван IV Грозный | 1ч. | | | |
2 | Земский собор, реформы Избранной рады | 1ч. | | | |
3 | Войны Ивана Грозного с Крымским и Казанским ханствами | 1ч. | | | |
4 | Войны Ивана Грозного с западными странами | 1ч. | | | |
5 | Опричнина. | 1ч. | | | |
6 | Покорение Сибири. | 1ч. | | | |
7 | Россия после Ивана Грозного. Борис Годунов. | 1ч. | | | |
8 | Лжедмитрий I – самозванец. | 1ч. | | | |
9 | Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время | 1ч. | | | |
10 | Минин и Пожарский: за веру и Отечество! | 1ч. | | | |
11 | Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов(1645-1676) | 1ч. | | | |
12 | Раскол в русской православной церкви | 1ч. | | | |
13 | Укрепление южных границ России. | 1ч. | | | |
14 | Развитие России в XVII веке | 1ч. | | | |
15 | Культура России в XVI- XVII веках | 1ч. | | | |
16 | Обобщающий урок по курсу «История отечества» за 7 класс | 1ч. | | | |
Оценочные материалы. 7 класс.
Входная контрольная работа
7 класс
1. Впиши цифры
I - 1 | - 6 | - 11 | XVI - |
II - | - 7 | - 12 | XVII - |
- 3 | VIII - | - 13 | XVIII - |
IV - | IX - | - 14 | XIX - |
V - | X - | - 15 | XX - |
2
Исторические памятники

. Какие исторические памятники вы знаете? Впишите слова по смыслу в схему.
3. Определите какой исторический памятник на картинке и запишите:
«МОНЕТЫ» | «ВЕЛЕСОВА КНИГА» | «БЫЛИНЫ» |
| | |
4. Вставьте пропущенные слово:
А) ___________________ - религия, основанная на учении Иисуса Христа.
Б) Ислам называет Бога Аллахом, что означает «единственный и единый Бог для всех». Последователей этой религии называют мусульманами. Проповедником её стал _____________, он родился в 570 году нашей эры.
В) ___________________-возник в Италии около двух с половиной тысяч лет назад, его основал Гаутама Шакьямуни. Его назвали Буддой, что значит «просветлённый»
5. Соотнесите виды искусства:
| | | Рисунки древнего человека в пещерах |
| |
| | Дымковская игрушка |
| |
| | Матрёшка |
7 класс
Контрольная работа за I четверть
-
Выделите на карте разными цветами :
Восточные славяне
Западные славяне
Южные славяне
-
В каком веке в основном завершилось расселение славян?
-
Напишите название главного торгового города у славян:
-
Как называется торговый путь, который изображен на карте?
-
Назовите основные занятия восточных славян:
-
Как назывался поход за данью?
-
В каком году начал править Рюрик?
-
Нарисуйте ленту времени и отметьте на ней 862г. и 879г. Напишите события, произошедшие в этот год.
-
Напишите небольшой рассказ о правление Олега в Древней Руси. (5-7 предложений)*
Контрольная работа за III четверть
-
К середине XII (12) века Русь распалась на отдельные княжества-государства. Впишите их названия в таблицу:
-
Кто такой посадник?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните пробелы:
-
Дайте определение терминам:
Вотчины-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иконописец-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Кого считают основателем Москвы?_______________________________________________
-
В каком году умер Чингисхан?____________________________________________________
-
Что хотели получить рыцари-крестоносцы на северо-западе Руси?
Контрольная работа за IV четверть
1.Главным богатством всех кочевых племен являлся:
А) Скот Б) Леса, реки
2.Монголы жили в
А) Юрте Б) Землянке
3.Главный вождь монголов имел имя:
А) Темучин Б) Хан Батый
4.Битва на реке Калке произошла в:
А) 1367 году Б) 1223 году
5.За что татары назвали Козельск «Злым городом»?
А) Потому что его жители этого города долго сопротивлялись монголам Б) Потому что жители этого города не защищали город
6.В каком году произошло Ледовое побоище?
А) 1240 год Б) 1222 год
7.На каком озере произошло Ледовое побоище?
А) Ладожское озеро Б) Чудское озеро
8.При правлении, какого Хана, все русские княжества потеряли свою независимость? А) Хана Узбеке Б) Хана Батыя
9.Во второй половине (XIII)13 и начале (XIV) 14 века в Северо-Восточной Руси появляются три главных княжества, напишите названия этих княжеств:……………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………
10.О каком князе идет речь?
«У него была богатая казна, он имел привычку подавать из своего мешка деньги нищим... Он был хитрым и острожным человеком…»
А) Юрий Данилович Б) Иван Калита
11.Наследниками Ивана Калиты стали:
А) братья Игорь и Олег Б) сыновья Иван и Симеон
12.После правления какого хана заканчивается процветание в Золотой Орде?
А) Хан Мамай Б) Хан Узбек
Текущая контрольная работа
7 класс
-
Соотнесите стрелочками вид земледелия:
Участки земли освобождались от деревьев и кустарников, которые потом сжигали, а полученной золой удобряли землю. По весне поле распахивали плугом, сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, лён. Этот вид земледелия давал много урожая, но земля из года в год истощалась, и через некоторое время земледельцы переходили на новые места. |
|
Такой вид земледелия также требовал использования огня, но он был легче, потому что земля освобождалась от травы и мелких кустарников. |
|
Так как славянские племена постоянно жили в одних и тех же местах, они вновь возвращались к землям, где раньше использовали подсечно-огневой и залежный вид земледелия. Земли отдыхали 8-10 лет, потом её опять распахивали и засевали. |
-
Заполните схему :
-
Через земли славянских племён по большим рекам и озёрам проходили важные торговые пути. Норманны и другие северные племена из Балтийского (Варяжского моря доплывали до рек, переходили из одной реки в другую, перетаскивая волоком по суше свои ладьи, и дальше по Днепру и Чёрному морю доходили до Византии. Как назывался этот путь?
а) из варяг в греки
б) торговый путь через Сахару
в) Янтарный путь
-
Вставьте пропущенные слова:
___________ - поклонение природе, её явлениям
___________ - каменные или деревянные скульптурные изображения языческих богов
-
О каком князе идёт речь?
Как звали князя, который пришел править в Новгород, положив начало русской княжеской династии? | Какой князь подчинил восточнославянские племена после похода на Киев? | Поддавшись на уговоры дружины, князь решил сам во время ежегодного полюдья собрать дань с древлян. По окончанию полюдья он решил отпустить большую часть дружины, а сам вернуться к древлянам и собрать больше дани. Проигнорировав древлянских послов, призывающих князя возвращаться домой и не тревожить их более, он подошёл к их столице Искоростеню где и был убит древлянским князем Малом, возглавившим восстание. О каком князе идёт речь? | Кто пришел к власти после смерти князя Игоря? | Какой князь разгромил Хазарский каганат в 965 году? |
Ответ: | Ответ: | Ответ: | Ответ: | Ответ: |
Годовая контрольная работа
7 класс
1.Верно ли, что славяне заселяли территории вдоль реки Вислы?
А) да
Б) нет
2.В 7 веке был создан:
А) Хазарский каганат
Б) Запорожский каганат
3.Столица Византии –это
А) Константинополь
Б) Лондон
4.Цвет кожи славян был
А) светлым
Б) темным
6.Главным богатством всех кочевых племен являлся:
А) Скот
Б) Леса, реки
7.Монголы жили в
А) Юрте
Б) Землянке
8.Главный вождь монголов имел имя:
А) Темучин
Б) Хан Батый
9.Битва на реке Калке произошла в:
А) 1367 году
Б) 1223 году
10.За что татары назвали Козельск «Злым городом»?
А) Потому что его жители этого города долго сопротивлялись монголам
Б) Потому что жители этого города не защищали город
12.В каком году произошло Ледовое побоище?
А) 1240 год
Б) 1222 год