учитель истории.
г.Биробиджан, 2021-2022г.
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014
5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2017
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Учебный предмет «История Древнего мира» является структурной частью предмета «История», который входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования, который предусматривает 2 часа в неделю и с учетом 35 учебных недель общая программа курса составляет 70 часов . При этом п 5 раздел 1 ФБУП предусматривает, что количество учебных недель может быть определено от 34 до 37 по решению ОУ. В 2018-2019 учебном году годовым календарным учебным графиком предусмотрено 34 учебные недели для 2-9 классов
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен-ного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Домашнее задание | | |
| план | факт | | Проектная деятельность | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты | |
1 | Введение. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. | 1 | | | Беседа | Творческая исследовательская работа «Если бы я был археологом» | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История» | Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Выучить определения |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов) |
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) |
2 | Древнейшие люди. | 1 | | | Беседа | Работа с терминами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни | §1пересказать и ответить на вопросы |
3 | Родовая община охотников и собирателей | 1 | | | Проведение опроса | Работа с картой Творч. зад. « Один день из жизни родовой общины» | Научиться работать с картой | Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Познавательные Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | §2 пересказ, ответить на вопрос №4 |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с текстом учебника | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа | Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей. Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Освоение общемирового культурного наследия. | §3 пересказ, заполнить таблицу |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа). |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | | | Обсуждение задач | Решение творческих задач | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | §4 пересказ, ответить на вопрос №3 |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласами | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | §5 пересказ, повторить основные понятия |
Глава 3. Счёт лет в истории (1 час) |
7 | Измерение времени по годам. | 1 | | | Обсуждения методики выполнения заданий | Решение творч. задач | Научиться читать ленту времени | Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени. Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени | Ответить на вопросы 3-4 на с.30 |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» 1 | | | | | | | | |
Раздел II. Древний Восток (20 часов) |
Глава 4. Древний Египет (8 часов) |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | | | Устный обзор темы | Работа с картой . | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта | Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Коммуникативные Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору | §6 пересказ |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | | | Самостоятельное изучение материала | Работа с текстом учебника | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта | Регулятивные Оценивать достижения культуры. Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Экологическое сознание | §7,8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с историческими источниками | Научиться создавать яркие образы вельможи | Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием. Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | §8, пересказ |
12 | Военные походы фараонов | 1 | | | Самостоятельное изучение | Работа с атласами | Научиться читать историческую карту | Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 |
13 | Религия древних египтян. | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с терминами | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян | Регулятивные Характеризовать религию древних египтян. Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. |
14 | Искусство древних египтян | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнего искусства | Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Познавательные Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Освоение общекультурного наследия древних египтян | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческое задание | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян | Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах | §11, ответить на вопросы |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | 1 | | | Самостоятельная работа | Исторический диктант | | Регулятивные Анализировать достижения в земледелии. Коммуникативные Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Познавательные Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов | |
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов) |
17 | Древнее Двуречье | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни | §13 пересказ |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи | Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Познавательные Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | §14 пересказ, ответить на вопросы |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческое задание | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | §15 пересказ |
20 | Библейские сказания | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний |
21 | Древнееврейское царство | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами. | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства | Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативные Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. |
22 | Ассирийская держава | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы | Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | §18 пересказ |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами | Научиться сопоставлять древние гос-ва по различным критериям, выделять сходства и различия | Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы Коммуникативные Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | §19 подготовить пересказ близкий к тексту. |
Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа) |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. |
25 | Индийские касты | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с терминами | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития буддизма | Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды Познавательные Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | §21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100. |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с текстом учебника. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | §22 пересказ |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития китайского народа | Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. |
28 | Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» | 1 | | | | | | | | |
Раздел III. Древняя Греция (21 час) |
Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов) |
29 | Греки и критяне | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре. |
30 | Микены и Троя. | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | §25 составить конспект |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре. Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации | §26, 27 пересказ |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | | | Индивидуальные задания | Создание иллюстраций к поэме | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия Коммуникативные В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой Познавательные Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея | §28 пересказ |
33 | Религия древних греков | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текста доклада | Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков | Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | §29 пересказ, выучить понятия |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов). |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | | | Работа с понятиями и терминами | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков | Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | §30 пересказ |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с историческими источниками | Научиться объяснять сложные политические процессы | Регулятивные Дать собственную оценку поступкам Солона Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | §31 пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144 |
36 | Древняя Спарта. | 1 | | | Обсуждение нового материала | Поиск дополнительной информации в сети Интернет | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | §30-31, заполнить сравнительную таблитцу |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческие задания | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности колонизации | Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков» Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | §32, Вопрос №2 (работа с картой) |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | | | Индивидуальные задания | Эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции» | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | §33 вопрос №4 на с.154 |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | §34 пересказ |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между Коммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу Познавательные Дать оценку итогов нашествия. | Описывать чувства человека-защитника своего государства | §35 пересказ вопрос №3 на с.163 |
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные устно описывать торговый порт Афин Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» |
42 | В городе богини Афины | 1 | | | Индивидуальные задания | Поиск дополнительной информации в сети Интернет | Научиться описывать памятники истории и культуры Афин | Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. |
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | | | Обсуждение нового материала | Творческие задания | Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимназиях | Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | Описывать собственные представления о важности образования | §38 пересказ. Вопрос №3 на с.176 |
44. | В театре Диониса. | 1 | | | | Творческие задания | Научиться создавать яркие образы, связанный с театром в Греции | Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с историческими источниками | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии | Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | §40 пересказ |
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (3 часа) |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места сражений Коммуникативные Характеризовать македонское войско Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой и атласом | Научиться рассказывать о важнейших событиях | Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. |
48 | В Александрии Египетской | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текста доклада | Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской | Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | §43 пересказ. Повторить понятия. |
49 | Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» | 1 | | | | | | | | |
Раздел IV. Древний Рим (18 часов) |
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) |
50 | Древнейший Рим | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения | Формирование мотивации к обучению и познанию | §45 пересказ. |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима | Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Формирование активной позиции в учебной деятельности | §46 пересказ. Составить план пересказа. |
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласом | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | Характеризовать цели и поступки Ганибала | §47 составить опорный конспект |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | | | Индивидуальные задания | Подготовка доклада | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий. Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текстов с рисунками | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения | Регулятивные Составление плана и последовательности действий Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | §49 пересказ. Ответить на вопрос №3 на с.230 |
Глава 13. Гражданские войны в Риме (3 часа) |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с историческими источниками | Научиться выявлять закономерности исторических событий | Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | §50 пересказ |
57 | Восстание Спартака | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах | Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | §51 пересказ |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | | | Обсуждение нового материала | Поиск информации для ответов на вопросы | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Умение работать в группе Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | §52 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре |
59 | Установление империи. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Формирование умений работать с исторической картой | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | §53 пересказ. |
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
60 | Соседи Римской империи | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с картой | Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима | Регулятивные Умение составлять простой план Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | §54 Составить план пересказа. |
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима | Регулятивные Планирование и организация деятельности Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | §55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне. |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | §56 пересказ |
63 | Расцвет Римской империи во II в | 1 | | | | Подготовка доклада. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета | Регулятивные Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | §57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | | | Беседа с аудиторией | Эссе на тему: «Я -житель Рима» | Научится создавать яркие образы связанные с личностями, памятниками, явлениями вечного города Рима | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Развитие эстетического сознания | §58 пересказ . Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) |
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) |
65 | Римская империя при Константине | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с текстом учебника | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине | Регулятивные Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | Умение выражать и отстаивать свою позицию | §59 |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | | | Обсуждение нового материала | Создание текста доклада | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | §60 |
67 | Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим» | 1 | | | | | | | | |
68 | Повторение по курсу: «История Древнего мира | 1 | | | | | | Регулятивные Осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | |