СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по истории Отечества 7 класса по Бгажноковой.
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО №______ от ______20__ г.
| УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_______20__ г. Сазонов С.М._________ |
Рабочая программа по предмету история для учащихся 7 класса в адаптивных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушением интеллекта.
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,
учитель истории
первая квалификационная категория
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2018. 223 с.
Положения о рабочих программах КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Омской области.
Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас, развивать связную речь.
Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Краткий учебный курс.
№ | Раздел | Количество часов | Краткое содержание курса |
1 | Древняя Русь. | 11 | Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева и Новгорода. Истоки славянского язычества. |
2 | Древнерусское государство. Киевская Русь. | 12 | Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. |
3 | Крещение Киевской Руси (X в.) Расцвет Русского государства. | 16 | Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). |
4 | Русь в борьбе с завоевателями(XIII—XV вв.) | 18 | Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. |
5 | Единое Московское государство. | 11 | Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. |
№ п/п | Раздел, тема | Дата | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности | Предметные результаты | БУД | ||
Достаточный | Минимальный | |||||||
1 | Введение (2 ч) История – наука о прошлом. Лента времени. | 04.09 | Урок изучения нового материала. | Познакомить учащихся с термином история; формировать интерес к новому учебному предмету. Формирование представлений о ленте времени; развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. | Проявлять интерес к изучению истории. | Проявлять интерес к изучению истории. | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
2 | Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России. | 06.09 | Комбинированный. | |||||
3 | Древняя Русь (9ч) Происхождение славян. Три ветви славян. | 11.09 | Урок изучения нового материала. | Формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; места их расположения. Формировать понятия многонациональное государство; учить уважать людей других национальностей. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий (с помощью учителя). | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | |
4 | В каких местах селились славяне. | 13.09 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности; Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян. Формировать умение работать с картой; патриотизма. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий (с помощью учителя). | ||
5 | Славяне и соседние народы | 18.09 | Комбинированный. | Формирование представлений о славянских племенах и племенах, которые населяли Европу; развитие словесно-логического мышления учащихся; формирование образов других племен: германских, печенежских, норманнов и др. | Устанавливать причины языческих верований и обрядов. | Устанавливать причины языческих верований и обрядов (с помощью учителя). | ||
6 | Облик славян и черты их характера. | 20.09 | Комбинированный. | Формирование представлений об облике славян, характере; формирование положительного отношения к предкам; учить детей делать вывод о сложной жизни женщин в племенах восточных славян. | Устанавливать причины языческих верований и обрядов. | Устанавливать причины языческих верований и обрядов (с помощью учителя). | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
7 | Торговый путь «Из варяг в греки». | 25.09 | Комбинированный. | Учить детей прослеживать путь по карте с опорой на текст. | Уметь работать с картой. | Уметь работать с картой (с помощью учителя). | ||
8 | Занятие восточных славян. |
| Комбинированный. | Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни восточных славян; формировать представление о том, что земледелие было основным занятием славян, раскрыть значение этого занятия на примерах и с помощью иллюстраций. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию.
| |
9 | Организация жизни славян. | 27.09 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни восточных славян; формировать представление о том, что земледелие было основным занятием славян, раскрыть значение этого занятия на примерах и с помощью иллюстраций. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) | ||
10 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | 02.10 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с жилищами восточных славян; учить рассуждать и отвечать на вопросы; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В каких местах селились славяне. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию.
| |
11 | Языческие традиции восточных славян. | 04.10 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с языческими традициями восточных славян; развитие воображения и связной речи; формирование умения делать выводы. Искать связь между сохранившимися в настоящее время традициями (празднование дня Ивана Купалы, Масленицы) с языческими традициями. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений. | Уметь описывать образ жизни восточных славян, места расселений (по вопросам учителя) | ||
12 | Повторение по изученной теме. Контрольные вопросы | 09.10 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) |
| |
| Древнерусское государство Киевская Русь. (12ч) Как возникло древнерусское государство. | 11.10 | Урок изучения нового материала. | Помочь учащимся понять, как зарождалась государственность у восточных славян, и создать конкретные представления о том, как управлялось Древнерусское государство и каковы были его особенности. | Уметь объяснять возникновения государства, его структуры. | Уметь устанавливать причины возвышения среди племен отдельных личностей (с помощью учителя). | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | |
13 | О чем рассказывает древняя летопись. | 16.10 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с «Повестью временных лет». Как князь Рюрик стал управлять Новгородом. | Уметь объяснять причины захвата чужих земель, войн между племенами, народами. Уметь описывать отдельных исторических лиц (Олег, Игорь). Знать названия древних городов Руси. | |||
14 | Об Аскольде, Дире и их походах в Византию | 18.10 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с преданиями об Аскольде и Дире. | ||||
15 | Князь Олег (882 - 912). Правление Олега в Киевской Руси. | 23.10 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей (Олега); проследить начало династии Рюриковичей, проследить территорию государства в IX в. | Знать названия древних городов Руси. | |||
16 | Обобщающий урок по изученным темам. | 25.10 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
II четверть. | ||||||||
17 | Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). | 06.11 | Урок изучения нового материала. | Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря; проследить начало династии Рюриковичей. Проследить с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Олег, Игорь). Знать названия древних городов | Уметь устанавливать причины возникновения государства (по вопросам учителя). | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | |
18 | Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. | 08.11 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с преданием о гибели князя Игоря; формировать эмпатию у учащихся; развитие пространственной ориентировки и мыслительной деятельности. | ||||
19 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам | 13.11 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с местью княгини Ольге. Учить рассуждать, опираясь на факты и доказывать свою точку зрения. Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом. | Уметь объяснять причины захвата чужих земель, войн между племенами, народами. | Знать исторические имена (Ольга). | ||
20 | Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. | 15.11 | Комбинированный. | Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории своего отечества. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ольга, Святослав). | Знать исторические имена (Ольга). | ||
21 | Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. | 20.11 | Комбинированный. | Раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя. Учить работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ольга, Святослав). | Знать исторические имена (Ольга, Игорь, Святослав)). | ||
22 | Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. | 22.11 | Комбинированный. | Развитие представлений о битвах Святослава на Балканах. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ольга, Святослав). |
| ||
23 | Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь» | 27.11 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
24 | Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (16ч). Сыновья князя Святослава. | 29.11 | Комбинированный. | Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» | Уметь объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. | Уметь устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
25 | Возвращение Владимира на Русь. | 04.12 | Комбинированный. | Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» | Уметь объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. | Уметь устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
26 | Князь Владимир Красное Солнышко. | 06.12 | Комбинированный. | Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства; Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни. | Уметь объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. | Уметь устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. | ||
27 | Крещение Руси. | 11.12 | Комбинированный. | Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства; Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни. | Уметь объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. | Уметь устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения государства; Крещения Руси. | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
28 | Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства | 13.12 | Комбинированный. | Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике. | Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. |
| ||
29 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) | 18.12 | Комбинированный. | Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской Правды». Развивать умения работать с документами: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. Вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого. | Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. |
| Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
30 | Русь после смерти Ярослава Мудрого. | 20.12 | Комбинированный. | Знать основные события периодов: Крещение Руси; Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. |
| |||
31 | Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 - 1125). | 25.12 | Комбинированный. | Довести до понимания учащимся значение деятельности Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности. Воспитывать чувство гордости за народ, который упорным трудом добился высоких достижений. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). | Знать исторические имена (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
32 | Обобщающий урок по изученным темам. | 27.12 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
III четверть. | ||||||||
33 | Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. | 10.01 | Урок открытия новых знаний. | Формировать представления о князе Владимире как о человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). | Знать исторические имена (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
34 | Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. | 15.01 | Комбинированный. | Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу. | Уметь объяснять причины распада Киевской Руси | Уметь устанавливать причины распада Киевской Руси (по вопросам учителя) | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
35 | Новгородская республика. Господин великий Новгород | 17.01 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с единственной республикой на Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси | Знать названия городов: Киев, Новгород | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
36 | Занятие и торговые пути новгородцев. | 22.01 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с единственной республикой на Руси в 12 в. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси | Знать названия городов: Киев, Новгород | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
37 | Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157). | 24.01 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с Ростово-Суздальским княжеством. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси | Знать исторические имена (Юрий Долгорукий) | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
38 | История возникновения Москвы. | 29.01 | Комбинированный. | Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси | Знать названия городов: Киев, Новгород, Москва | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
39 | Культура Руси в X – XIII вв | 31.01 | Комбинированный. | Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета; показать, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри; подчеркнуть, что на русскую культуру оказало большое влияние византийская культура. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления; в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту. | Уметь описывать нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры. Знать расцвет культуры древней Руси | Знать названия городов: Киев, Новгород, Москва. | Личностные. Бережно относиться к культурно -историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |
40 | Повторение по изученной теме. | 05.02 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) |
| |
41 | Русь в борьбе с завоевателями (18ч). Образование монгольского государства. | 07.02 | Комбинированный. | Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | |
42 | Чингисхан и его армия. | 12.02 | Комбинированный. | Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). | ||
43 | Битва на реке Калке | 14.02 | Комбинированный. | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). | |||
44 | Нашествие монголов на Русь | 19.02 | Комбинированный. | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). | |||
45 | Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. | 21.02 | Комбинированный. | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). | |||
46 | Походы Батыя на южнорусские земли. | 26.02 | Комбинированный. | Знать основные события периодов: раздробленность русских земель, монгольское нашествие. | Знать исторические имена (Чингисхан). |
| ||
47 | Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263). | 28.02 | Комбинированный. | Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. Объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. Объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим свой воинский долг. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). | Знать исторические имена ( Александр Невский). | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2 Чингисхан и его армия. 1 Ком граммы; Установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | |
48 | Ледовое побоище. | 04.03 | Комбинированный. | Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью сему показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). | Знать исторические имена ( Александр Невский). | ||
49 | Власть Золотой Орды над русскими князьями. | 06.03 | Комбинированный. | Познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. развивать умения учащихся извлекать необходимую информацию из разных источников; соотносить единичные исторические факты и общие явления. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). | Знать исторические имена ( Александр Невский). | ||
50 | Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII - XIVвв. | 11.03 | Комбинированный. | Показать, что феодальная раздробленность на Руси не привела к хорошему, пришла пора объединятся. Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). | Знать исторические имена ( Александр Невский). | ||
51 | Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. | 13.03 | Комбинированный. | Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите. Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля; давать нравственную оценку поступкам. | Знать основные события периодов: объединение земель вокруг Москвы. |
| ||
52 | Изменения в Золотой Орде | 18.03 | Комбинированный. | Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. |
|
| ||
53 | Обобщающий урок по изученным темам. | 20.03 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
IV четверть. | ||||||||
54 | Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1389) Благословение Сергия Радонежского | 03.04 | Урок получения новых знаний | Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. Подчеркнуть важнейшие направления его политики; рассказать об укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича; подчеркнуть его заслуги в возрождении лучших традиций русского военного искусства. Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. Привлечь внимание учащихся к выдающемуся русскому полководцу. Дать краткие сведения из жизни святого Сергия Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразить с монголо-татарами. Совершенствовать навыки работы с учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые ответы, делать выводы. Воспитывать чувство восхищения личностью Сергия Радонежского, подчеркнуть его роль в развитии монашества, духовном возрождении, единении земли русской. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). | Знать главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы | Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | |
55 | Куликовская битва. | 08.04 | Комбинированный. | Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. Раскрыть значение Куликовской битвы для развития культуры Руси. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). | Знать главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы | ||
56 | Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. | 10.04 | Комбинированный. | Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, память, познавательный интерес. Воспитывать интерес к истории Отечества. Формировать чувство патриотизма и гражданственности. | Уметь описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). | Знать главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы | ||
57 | Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III | 15.04 | Комбинированный. | Рассказать детям о значении свержения правления Золотой Орды; воспитание чувства патриотизма; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. | Знать основные события: свержение Золотой Орды. |
| ||
58 | Повторение по изученной теме | 17.04 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
59 | Единое Московское государство (11ч) Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533- 1584). | 22.04 | Урок получения новых знаний | Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным (личность); Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. | Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. | Знать главные исторические имена (Иван Грозный) | ||
60 | Земской собор, реформы Избранной рады. | 24.04 | Комбинированный. | Показать помощников Ивана Грозного в управлении страной; разъяснить роль судебника. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем. | Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. | Знать главные исторические имена (Иван Грозный) | ||
61 | Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами. | 29.04 | Комбинированный. | Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников; воспитание патриотизма; Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и при выражении собственного мнения. | Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. | Знать главные исторические имена (Иван Грозный) | ||
62 | Опричнина. Покорение Сибири. | 06.05 | Комбинированный. | Формирование понятия опричнина и предпосылок к его появлению; формирование представлений о личности Ивана Грозного; Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. | Уметь объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. | Знать главные исторические имена (Иван Грозный) | ||
63 | Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. | 08.05 | Комбинированный. | Формировать представления о личности Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать предпосылки для появления самозванцев. Правление Лжедмитрия I. Развивать причинно следственные связи и зависимости. Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и ставленнике Польши и Литвы. Формирование представлений об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском; воспитывать чувство уважения к Михаилу Шуйскому, который снял осаду. | Уметь объяснять причины Смутного времени и народных волнений. Уметь описывать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский). | Знать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский) | ||
64 | Минин и Пожарский: за веру и Отечество. | 13.05 | Комбинированный. | Выявить причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать. | Уметь объяснять причины Смутного времени и народных волнений. Уметь описывать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский). | Знать отдельных исторических лиц (Минин и Пожарский) | ||
65 | Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645- 1676). | 15.05 | Комбинированный. | Развивать у учащихся устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал. Развивать у учащихся интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний уч-ся о правлении первых Романовых. Развивать навыки работы с документами, учебником для анализа и обобщения исторических событий. | Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. | ||
66 | Укрепление южных границ России. О казаках | 20.05 | Комбинированный. | Наглядно показать укрепление южных границ России. Развивать пространственную ориентировку учащихся. Коррекция и развитие связной речи при работе над деформированным текстом. | Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. | ||
67 | Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. | 22.05 | Комбинированный. | Развить у учащихся интерес к русской истории, культуре; выявить характерные черты русской культуры XVII века; сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность. | Уметь объяснять причины возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве. | Уметь объяснять значение словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. | ||
68 | Обобщающий урок. | 27.05 | Комбинированный. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) | ||
69 | Контрольно-обобщающий урок. | 29.05 | Урок обобщения и систематизации. | Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Уметь работать с учебником, картой, карточками с заданиями. | Уметь работать с учебником, картой, с карточками (с помощью учителя) |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Контрольно-оценочная деятельность
| |||
Дата | Обобщающие уроки | Дата | Источник вопросов: И.М.Бгажнокова. История Отечества: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида |
I четверть | |||
| Древняя Русь |
| Стр. 36 |
II четверть | |||
| Древнерусское государство. Киевская Русь. Крещение Киевской Руси |
| Cтр. 68, Стр.78. |
III четверть | |||
| Русь в борьбе с завоевателями |
| Стр. 170 |
IV четверть | |||
| Единое Московское государство. |
| Стр.220. |
Оценка предметных результатов по _________________________ ________________ класс 2016-2017 уч. год
от 35% до 50%- уд. «удовлетворительно» ;
от 51% до 65% -хор. «хорошо»;
свыше 65 % -о/хор. «очень хорошо» (отлично)
№ п/п | ФИ ученика | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |||||||||
миним. | достаточ. | миним. | достаточ. | миним. | достаточ. | миним. | достаточ. | миним. | достаточ. | ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД __________ класс 201_____-201_____ уч.год
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
№ п/п | ФИ ученика | Личностные базовые учебные действия | ||||||||||||||||||||||
испытывать чувство гордости за свою страну | гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности | активно включаться в общеполезную социальную деятельность | бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны | |||||||||||||||||||
|
| нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | |||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД __________ класс 201_____-201_____ уч.год
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
№ п/п | ФИ ученика | Регулятивные базовые учебные действия | ||||||||||||||
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления | осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач | осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности | адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность | ||||||||||||
|
| нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года | нач. года | серед. года | конец года |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД __________ класс 201_____-201_____ уч.год
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
№ п/п | ФИ ученика | Познавательные базовые учебные действия | |||||||||
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию | использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями | использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами | |||||||||
|
| начало года | середина года | конец года | начало года
| середина года | конец года | начало года | середина года | конец года | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД __________ класс 201_____-201_____ уч.год
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
№ п/п | ФИ ученика | Коммуникативные базовые учебные действия | |||||||||
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) | слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач | |||||||||
|
| начало года | середина года | конец года | начало года
| середина года | конец года | начало года | середина года | конец года | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|