Пояснительная записка
Рабочая программа по _обществознанию для ____6___ класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по истории составлена на основании учебника для общеобразовательных учреждений – 1.История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных ; 2. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. – 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2016
Учебник История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2016; История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. – 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2016
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи курса:
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
6 класс (70 часов) |
1 часть1. | Раннее Средневековье 1.Новый Рим. 2.Расцвет Византии. 3.Варвары – завоеватели 4.Возникновение и распространение ислама 5.Мир ислама. 6.Рождение королевства франков. 7.Император Карл. 8.«Люди Севера»- норманны 9.Сколько раз завоевывали Англию. | 9 | Понятие и хронология. Становление «христианского мира». Византия. Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века. Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века. Мезоамерика. Международные отношения. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века: религиозные, дипломатические, культурные, военные, торговые. Средневековое наследие и его значение для современности. | Личностные: Развитие: - умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - знания моральных норм; - умения выделять нравственный аспект поведения; - ориентация в межличностных отношениях; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные : Формирование умения: - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - планировать; - прогнозировать; - контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); - корректировать; - оценивать. Развитие: - способности к мобилизации сил и энергии; -способности к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта); - способности к преодолению препятствий. Познавательные: Развитие: -умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -структурировать знания; -синтезировать; -умения работать с текстом. Формирование: -умения рефлексировать способы действия; -умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -ориентации не только на правила, но и на условия их применимости; -выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -умения выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Коммуникативные : Формирование: - умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности); - умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умения постановки вопросов – инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; - умения разрешения конфликтов; - умения принимать решение и реализовывать его. Развитие: - умения участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умения интегрироваться в группу сверстников; - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умения формулировать несложные выводов. |
2 | Европа на подъеме. 1.Земля и власть. 2.Вечные труженики. 3.За стенами замков. 4.Империя и церковь 5.Крестовые походы 6.Средневековый город 7.В сердце средневекового города 8.В поисках знаний. 9.Во главе христианского мира. 10.Папы, императоры и короли в Европе XII-XV в.в. 11.Тяжкие времена. 12.На востоке Европы | 12 | |
3 | Дальние страны 1.Во владениях Великого хана. 2.Индия: раджи и султаны. 3.Поднебесная империя и страна Сипанго. 4.Народы Америки и Африки в средние века | 4 |
4 | На пороге нового времени. 1.Европа в 14-15 веках 2. Итоговое повторение 3.Итоговая контрольная работа за курс: История Средних веков. | 3 |
2 часть 1. | Древние жители нашей Родины 1.Первобытная эпоха Народы и государства нашей страны в древности Восточная Европа в середине I тысячелетия Восточные славяне в древности Обобщение по теме «Древние жители нашей Родины» | 5 | Предмет отечественной истории История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Древнейшие общества и государства на территории России Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финноугры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1-го тысячелетия. Древняя Русь Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Социально-экономический и политический строй Древ ней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древ нерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности. Средневековая Русь Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в. Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад. Северо-Восточная Русь: центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Велико го княжества Литовского. Политическая централизация и становление самодержавия. |
2. | Русь в IX — XII вв. 1.Образование государства Русь Первые русские князья Князь Владимир и Крещение Руси Русь при Ярославе Мудром Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол Древняя Русь: общество и государство Развитие городов и быт жителей Руси Православная церковь в Древней Руси Литература Древней Руси Искусство Древней Руси Обобщение по теме «Русь в IX —XII вв.» | 12 |
3. | Русские земли в середине XII — начале XIII в. 1.Образование самостоятельных русских земель Земли Южной Руси Юго-Западная Русь Новгородская земля Северо-Восточная Русь Обобщение по теме «Русские земли в середине XII — начале XIII в.» | 6 |
4. | Русь между Востоком и Западом 1.Монгольское нашествие на Русь Натиск с Запада Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. Русские земли под властью Золотой Орды Великое княжество Литовское и русские земли Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом» | 6 |
5. | Русские земли в середине XIII — XV в. 1.Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. Конец эпохи раздробленности Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Русская литература во второй половине XIII — XV в. Искусство во второй половине XIII — XV в. Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII — XV в.» Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.» | 8 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы Количество часов | В том числе контрольные работы | В том числе практические (лабораторные) работы |
6 класс |
1 часть |
1. | Раннее Средневековье. 9ч | | - |
2. | Европа на подъеме. 12ч | | - |
3. | Дальние страны . 4ч | | - |
4 | На пороге нового времени. 3ч | | |
2 часть |
1 | Древние жители нашей Родины. 5ч | | - |
2 | Русь в IX — XII вв. 12ч | | - |
3 | Русские земли в середине XII- начале XIII в. 6ч | | - |
4 | Русь между Востоком и Западом. 6ч | | - |
5 | Русские земли в середине XIII — XV в. 8ч | | - |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Предполагается, что изучение данного курса истории способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:
- учебно-познавательной;
- информационно-коммуникативной;
- социально-адаптивной.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: хронологию, работу с хронологией; исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание. Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; Уметь: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории Метапредметные результаты -способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, Личностные результаты - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Учащиеся должны владеть: способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
Нормы оценки знаний учащихся по истории
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).