14
Муниципальное образовательное учреждение
«Новостепновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения художественно-эстетического и здоровьесберегающего цикла Протокол № _1__ от 22.08.2019 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________Т.В.Яковлева «23» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________И.А.Леваньков Приказ № 252/01-09 от 27.08.2019г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 5 класса
Количество часов в неделю: 2 ч
Срок реализации программы
2019 – 2020 учебный год
Учитель изобразительного искусства:
Антоненко Татьяна Васильевна
Категория: первая
с.Новостепное, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 г.;
Искусство. Изобразительное искусство. 5- 9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2012;
Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013;
1. Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 5 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ |
У учащихся будут сформированы: - ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; - эстетические потребности, ценности и чувства. -патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа; -осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; -осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира; -готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; -осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; -участие в школьной общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей. | Могут быть сформированы: - художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; - мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; -интериоризация традиционных ценностей многонационального российского общества; -знание основных нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; -формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; -развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; |
ПРЕДМЕТНЫЕ |
Учащиеся научатся: - воспринимать отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; - использовать основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; - использовать язык изобразительного искусства для передачи на бумаге живописно-конструктивного построения предметов при рисовании с натуры; - проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; - характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); -создавать декоративные изображения на основе русских образов; -создавать эскизы декоративного убранства русской избы; -создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; -выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; -распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; -осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; -различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; - использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.; - самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных. -навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); -создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; -навыкам создания пейзажных зарисовок; -пользоваться правилами работы на пленэре; -различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); -пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; -навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; -изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; -творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; -рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; -описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; -культуре зрительского восприятия; -опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; -представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг: И.Я. Билибина, В.А. Милашевского. | Учащиеся получат возможность научиться: - познавать мир через визуальный художественный образ; - проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор; - доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего; - изображать фигуру человека по памяти и представлению, передавать в рисунке основное строение, пропорции; -применять творческий опыт разработки художественного проекта- создания композиции на определенную тему; - характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; -получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
Регулятивные |
Учащиеся научатся: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению допущенных ошибок; -оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. -принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. | Учащиеся могут научиться: - работать по предложенному учителем плану; - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; - формулировать и удерживать учебную задачу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата. |
Познавательные |
Учащиеся научатся: - выбирать наиболее эффективные способы изображения предметов при рисовании с натуры; - сравнивать пропорции, величины, размеры, цветовые отношения изображаемых предметов при рисовании с натуры; - самостоятельно создавать алгоритм рисования; - проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя; -объединять предметы в группы по определенным признакам; -строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки; -создавать абстрактный или реальный образ предмета; -находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста. | Учащиеся могут научиться: - определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать; -классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения; - преобразовывать объемно-пространственную форму в плоскостную или в знаково-символическую модель. |
Коммуникативные |
Учащиеся научатся: - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассниками при решении учебных проблем, адекватно воспринимать и передавать информацию; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности. | Учащиеся могут научиться: - слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - формулировать собственное мнение и позицию; - выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую; - выполнять различные роли в группе одноклассников: критика, зрителя, художника; -представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности. |
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство». 5 класс.
Виды художественно-творческой деятельности учащихся представлены:
- рисованием с натуры (рисунок, живопись);
- рисованием по памяти или представлению, рисованием на темы, иллюстрированием литературных произведений (композиции);
- выполнением декоративных работ, аппликаций, лепкой, художественным конструированием и дизайном;
- беседами об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры (9 час.)
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.
Рисование на темы, по памяти и представлению (10 час.)
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.
Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, былин).
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 час.)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения.
Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни, Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.
Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьера крестьянской избы как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 час.) Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Основной формой проведения занятий является урок: урок-беседа, урок-путешествие, урок-выставка, предусматривается чередование уроков индивидуального и коллективного творчества (проектная деятельность).
Для реализации ФГОС по «Изобразительному искусству» в 5 классе в авторскую программу С.П.Ломова внесены следующие изменения:
- сокращено количество часов на рисование на темы, по памяти и представлению на 2 часа; добавлен 1 час на рисование с натуры.
В процессе обучения в течение года учащиеся знакомятся:
с видами пространственных искусств: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
с творчеством следующих мастеров:
живопись – Васнецов В., И.Шишкин, Куинджи А., А.Саврасов, Брюллов К., Репин И., Суриков В, Леонардо да Винчи, Рембрандт Ван Рейн, Кустодиев Б., Ван Гог, Дейнека А., Яблонская Т. и др.;
графика - В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин;
– книжная графика: Билибин И., Милашевский В. (Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»), Васнецов Ю. (Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»);
скульптура - Микеланджело;
литература – сборник былинных сказок «Три богатыря»; сказки «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей»; русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
с народными промыслами: полхов-майданская, сергиевопосадская, семеновская матрешки; дымковская, филимоновская игрушки, скопинская керамика, керамика Опошни; роспись по дереву: Хохлома, Городец;
с Российскими художественными музеями: Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина;
с крупнейшими художественными музеями мира: Прадо, Лувр, Дрезденская галерея.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть (проекты) |
1. | Рисование с натуры 1.1. Рисунок и виды графического искусства 1.2. Линейная перспектива 1.3. Натюрморт 1.4. Рисуем людей и животных | 9 2 3 2 2 | - | 1 |
2. | Рисование по памяти и представлению 2.1. Изображаем по памяти домашнее животное 2.2. Цветоведение 2.3. Особенности акварельной живописи 2.4. Мы пишем гуашью 2.5. Натюрморт 2.6. Мы пишем природу 2.7. Композиция | 10 1 1 1 1 2 2 2 | - | - |
3. | Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн 3.1. Архитектура. Скульптура 3.2. Лепка животных 3.3. Дизайн 3.4. Декоративно-прикладное искусство | 10 1 1 1 7 | - | 3 |
4. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 4.1. Художественные музеи мира 4.2. Художественные музеи России | 5 2 3 | - | - |
| ИТОГО: | 34 | - | 4 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов) Тема урока | Планируемые результаты |
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Рисунок с натуры (9 ч.) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 | | 1.1.Рисунок и виды графического искусства (2 ч.) 1.2. Линейная перспектива (3 ч. – простой и цветные карандаши) 1.3. Натюрморт (2 ч. - простой и цветные карандаши) 1.4. Рисуем людей и животных (2 ч. – карандаш) | Познают мир через визуальный художественный образ. Приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения. | Имеют мотивацию к учебной деятельности Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
2. Рисование по памяти и представлению (10 ч.) |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. | 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 17.01 24.01 | | 2.1. Изображаем по памяти домашнее животное (1 ч. – карандаш) 2.2. Цветоведение (1 ч. – цветные карандаши) 2.3. Особенности акварельной живописи (1 ч. - акварель) 2.4. Мы пишем гуашью (1 ч. - гуашь) 2.5. Натюрморт (2 ч. - гуашь) 2.6. Мы пишем природу (2 ч. - акварель) 2.7. Композиция (2 ч. - акварель) | Приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности разных видов изобразительного искусства. Развивают эстетический художественный вкус. Учатся понимать ценность художественной культуры. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения. Развивают память. Учатся определять понятия, сравнивать, анализировать и делать выводы. | Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. |
3. Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.) |
20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. | 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 06.03 13.03 27.03 03.04 10.04 | | 3.1. Архитектура. Скульптура (1 ч. – 3 проекта) 3.2. Лепка животных (1 ч. -пластилин) 3.3. Дизайн (1 ч. - карандаш) 3.4. Декоративно-прикладное искусство (7 ч. –акварель, гуашь, пластилин) | Развивают эстетический художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. Традиции разных народов мира и место в ней отечественного и регионального искусства. | Развивают фантазию, воображение, художественную интуицию, память. Получают опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. | Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. |
4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч.) |
30. 31. 32. 33. 34. | 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 | | 4.1. Художественные музеи мира (2 ч. - интернет-сайты) 4.2. Художественные музеи России (3 ч. - интернет-сайты) | Учатся воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного и регионального искусства. Формируют эстетический кругозор. | Формируют основы критического мышления и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства . Получают опыт восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. | Учатся познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Формируют художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. |