РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности развивающий курс «Мир деятельности»
Программа развивающего курса «Мир деятельности» для учащихся 1-х и 2-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется в рамках «Внеурочной деятельности», предназначена для формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, развития универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации.
Актуальность программы определена тем, что на современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование метапредметных умений
и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Цель: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Задачи:
Обучающие:
-повышение мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создавать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы;
-осмысление знания об учебной деятельности, применение их как в школе, так и дома, формирование умения проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Развивающие:
-осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания
-развитие качеств, помогающих в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
Воспитывающие:
-воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной;
-овладение навыками культурного общения, согласования своих действий с одноклассниками;
-развитие умения владеть своими эмоциями, уметь культурными способами
выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал.
1.Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами освоения, обучающимися содержания курса, являются следующие умения:
применять простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;
знать правила поведения в совместной работе, приобрести опыт их применения;
принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность;
принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания курса, являются следующие умения:
знать основную цель и результат учебной деятельности, функции ученика и учителя ,цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
осознанно осуществлять пробное учебное действие, грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений)
самостоятельно проверять свою работу по образцу.
знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
применять основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Предметными результатами освоения, обучающимися содержания курса, являются следующие умения:
различать знания и умения, при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя
формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности, своей коррекционной деятельности.
фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
определять средства для открытия нового знания, фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение мотивации учащихся к самостоятельному и осознанному учению.
2.Развитие культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной.
3.Формирование качеств, помогающих в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.
4.Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная (Давайте знакомиться): формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная (Я и МЫ ): формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия.
III. Познавательная (Я познаю мир!): организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная (Мир вокруг нас): формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
В содержание занятий включены нетрадиционные и традиционные формы: игры, путешествия.
Формы организации занятий: групповая работа, парная работа, индивидуальная.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.
Содержание программы 1 класса
Давайте знакомиться (10 часов).
Я и МЫ (6 часов).
Я познаю мир (4 часа).
Мир вокруг нас (6 часов).
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).
Диагностика (2 часа).
Содержание программы 2 класса
Давайте знакомиться (12 часов)
Я и МЫ (6 часов)
Я познаю мир (6 часов).
Мир вокруг нас (4 часа).
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Планирование коррекционной работы
Адаптация программы основана на психофизиологических особенностях детей с ОВЗ, характеризующихся конкретным типом восприятия (осмысливают фрагментарно, воспринимают лишь часть материала), снижением интеллектуальной деятельности, слабым развитием операции анализа и синтеза, преобладанием наглядно-образного мышления, замедленным темпом мышления, низким уровнем работоспособности. Ученики с ОВЗ нуждаются в специальных образовательных условиях. Специальные образовательные условия включают:
индивидуализацию подхода;
создание ситуации успеха;
предотвращение наступления утомления чередованием умственной и практической деятельности;
осуществление своевременной обратной связи между учеником и учителем;
приёмы обучения базируются на особенностях, обучающихся воспринимать и воспроизводить материал на репродуктивном уровне: алгоритмизация, выполнение работы по образцу;
активное использование методических приёмов деятельностного подхода;
использование нестандартных форм;
учёт рекомендаций, указанных в индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутах (ИКОМ).
Использование приёмов коррекционной педагогики на занятиях
наглядные опоры: алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по предвиденным трудностям;
безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
3. Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Учиться… А что это значит | Сформировать представление об учебной деятельности (два шага). Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности. | 1 |
2 | Учитель и ученик | Закрепить представления о функции ученика и сформировать представление о функции учителя в учебной деятельности. Ввести основные правила взаимодействия ученика с учителем в зависимости от роли учителя. | 1 |
3 | Я ученик. Правила поведения на уроке | Составить основные правила поведения ученика на уроке, исходя из функции учителя | 1 |
4 | Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности | Сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности». Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения | 1 |
5-6 | Учимся дружно. Работа в парах | Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности. | 2 |
7-8 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках по программе «Мир деятельности». Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по разным предметам. Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 2 |
9 | Как научиться быть внимательным | Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания | 1 |
10 | Затруднение – мой помощник в учении | Сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика. | 1 |
11 | Ценности нашей жизни. Здоровье | Сформировать представление о ценностях в жизни каждого человека. Раскрыть приоритет ценности Здоровья и сформировать представление об ответственности каждого человека за свое здоровье. Построить основные правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности. | 1 |
12 | Учимся дружно. Работа в группах | Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности | 1 |
3-14 | Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности | Сформировать представление о понятии «терпение в учебной деятельности». Показать значимость терпения в учебной деятельности, как личностного качества необходим | 2 |
15 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности». Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам. Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельнстиого ученику в процессе обучения | 1 |
16 | Урок диагностики № 1 (входное тестирование) | Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 1 класса в рамках курса «Мир деятельности». | 1 |
17-18 | Как выяснить, что я не знаю | Сформировать представление о последовательности действий на первом шаге учебной деятельности (повторение необходимого, подведение итога повторения, предъявление задания для пробного действия, выполнение пробного действия, фиксация своего затруднения, выявление причины затруднения). | 2 |
19 | Зачем ученику домашнее задание | Сформировать представление об учебной деятельности вне уроков. Сформулировать основные цели выполнения домашнего задания. Показать значимость выполнения домашнего задания для ученика. | 1 |
20 | Семья – мой помощник в учении | Сформировать представление о том, как правильно семья может помочь ребенку в процессе учебной деятельности. Сформировать ценностное отношение каждого ребенка к своей учебной деятельности, как составной части успешной жизни своей семьи, ее истории. | 1 |
21-22 | Пробное учебное действие | Сформировать представление о пробном учебном действии как необходимом этапе учения | 2 |
23 | Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать | Сформировать первичное представление о шаге учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать», как о необходимом этапе преодоления затруднения. | 1 |
24-25 | Причина затруднения | Сформировать представление о причине затруднения в учебной деятельности, как незнание нового правила, понятия, алгоритма, и т.д. Построить простейший образец формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания. | 2 |
26 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | Систематизировать знания о структуре учебной деятельности, сформированные в текущем году. В игровой форме провести путешествие по открытым этапам учебной деятельности. | 1 |
27 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности». Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам. Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
28-29 | Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности | Сформировать представление о понятии честности1 в учебной деятельности. Показать значимость честности в учебной деятельности, как личностного качества необходимого в процессе обучения | 2 |
30 | Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование) | Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 1 класса в рамках курса «Мир деятельности». | 1 |
31-32 | Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности | Сформировать представление о доброжелательности в учебной деятельности. Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности, как личностного качества необходимого ученику в процессе обучения | 2 |
33 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Организовать повторение знаний об учебной деятельности, пройденных в течение учебного года по программе «Мир деятельности». Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по разным предметам. Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний, умений и качеств личности, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Ценности нашей жизни. Знание | Открыть ценность знания как общемировой ценности, позволяющей развивать не только себя, но мир вокруг. Раскрыть значимость глубоких всесторонних знаний для человека и умения их применять с целью созидания (создавать, творить). | 1 |
2 | Урок диагностики № 1 (входное тестирование) | Выявить уровень освоения учащимися системы норм учебной деятельности в результате прохождения программы «Мир деятельности» на начало учебного года. | 1 |
3 | Домашнее задание делаю сам | Раскрыть перед учащимися значимость самостоятельного выполнения домашнего задания; Построить простейший алгоритм выполнения домашнего задания. | 1 |
4 | Проверяю свою работу. Подробный образец | Сформировать представление о понятии «подробный образец», уточнить понятие «образец»; Выявить отличия подробного образца от образца; Определить цель | 1 |
5 | Как исправить свою ошибку | Построить алгоритм исправления ошибок; Сформировать первичные умения пользоваться построенным алгоритмом с целью исправления своих ошибок, допущенных на известные ученику правила. | 1 |
6 | Настроение – мой помощник в учебе | Сформировать представление о настроении ученика, помогающем ему в процессе учебной деятельности; Построить простейшие приёмы управления своим настроением. | 1 |
7 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности»; Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам; Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
8-9 | Учусь называть свое затруднение | Сформировать представление о способах фиксации индивидуального затруднения в различных типовых ситуациях. | 2 |
10-11 | Как построить новое знание | Сформировать представление о структуре второго этапа учебной деятельности. | 2 |
12-13 | Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий | Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий. | 2 |
14-15 | Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий | Сформулировать простейшие правила высказывания «автором» своих суждений; Сформулировать простейшие правила поведения «понимающего». | 2 |
16-17 | Учимся дружно. Слушаю и слышу | Выявить основные различия понятий «слушать» и «слышать»; Установить взаимосвязь между понятиями «слушаю» — «воспринимаю», «слышу» — «понимаю»; Построить простейшие правила постановки вопросов на уточнение и понимание. | 2 |
18 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности»; Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам; Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
19-20 | Ставлю цель | Сформировать представление о цели учебной деятельности; Построить простейший алгоритм постановки цели учебной деятельности. | 2 |
21-22 | Ключи к новым знаниям | Сформировать представление о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания. | 2 |
23-24 | Результат открытия нового знания. Эталон | Уточнить представление о результате учебной деятельности и построить простейший способ формулирования результата на уроке открытия нового знания; Сформировать представление об эталоне как о знаковой фиксации нового знания; Сформировать представление об использовании эталона как критерия доказательства правильности выполнения учебного задания. | 2 |
25 | Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности | Сформировать представление о целеустремленности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении | 1 |
26 | Я знаю. Я умею | Выявить основные различия понятий «знание» и «умение»; Сформировать представление о двух шагах коррекционной деятельности. | 1 |
27 | Как выяснить, что я не умею | Сформировать представление о структуре первого этапа коррекционной деятельности: повторение, обобщение, самостоятельная работа № 1, фиксация затруднений, причина затруднений; Построить алгоритм работы на первом этапе коррекционной деятельности. | 1 |
28 | Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов | Сформировать представление о необходимости понимать друг друга в процессе общения; Построить простейшие приемы понимания собеседника без слов. | 1 |
29 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности»; Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам; Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
30 | Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности | Сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении. | 1 |
31 | Урок диагностики №2 (итоговое тестирование) | Выявить уровень освоения учащимися системы норм учебной деятельсности в результате прохождения программы «Мир деятельности» во 2 классе. | 1 |
32 | Учусь анализировать | Построить простейший алгоритм и опорный сигнал анализа объекта, сформировать положительный опыт их применения. | 1 |
33 | Мы разные – и в этом наша сила | Сформировать представление о каждом ученике класса как о личности, у которой можно научиться многим хорошим качествам; Сформировать образ «МЫ» как особенности коллектива, способного решать учебные задачи. | 1 |
34 | Я ученик. Что я уже знаю и умею | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках программы «Мир деятельности»; Обобщить опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам; Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 1 |
1