Рабочая программа по лечебной физкультуре разработана для 1–9 классов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с ограничениями в здоровье (рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга), С.-Петербург, «Образование», 1994 год.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г.№1089;
Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования умственно отсталых обучающихся ГБОУ РК «Керченская специальная школа-интернат»
Учебным планом ГБОУРК «Керченская специальная школа-интернат» на 2018/2019 учебный год.
Сроки реализации программы 9 лет. Реализация программы рассчитана на соответствующее количество учебных часов: для 1 класса -33 часа в год (1 час в неделю), для 2-9 классов -34 часа в год (1 час в неделю)
Классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 1 | 33 |
2 | 1 | 34 |
3 | 1 | 34 |
4-а | 1 | 34 |
4-б | 1 | 34 |
5 | 1 | 34 |
6 | 1 | 34 |
7 | 1 | 34 |
8 | 1 | 34 |
9 | 1 | 34 |
Рабочая программа по «Лечебной физической культуре» предназначена для обучающихся, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие, ожирение. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии школьников, но и укрепление здоровья детей.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по элективному курсу «Лечебная физкультура» детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в вариативной части, проекта ФГОС для ОВЗ в вариативной части, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами элективного курса, в соответствии с целями изучения курса «Лечебная физкультура».
В основное содержание программы входят:
- упражнения различной направленности, развивающие физические способности школьников;
- подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен школьникам, соответствует их возрастным особенностям, направлен на коррекцию и исправление отклонений и недостатковв развитии и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Цель программы: содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки, исправление и коррекцию недостатков в развитии, если они уже есть.
Достижения этой цели решают следующие педагогические задачи:
- развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;
- развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;
- формирование мышечного корсета;
- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
- развитие координационных способностей;
- нормализация эмоционального тонуса;
- приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа в год, одного занятия в неделю продолжительностью 40 минут.
Отличительная особенность данной программы заключаются в том, что она состоит из разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности и физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, координации, внимания, правильного дыхания, профилактики плоскостопия, осанки и подвижные игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФГОС НОО:
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к занятиям лечебной гимнастикой;
Учащиеся получат возможность для формирования:
уважительного отношения к лфк как важной части физической культуры;
мотивации к систематическому выполнению изученных комплексов.
Предметные
Учащиеся научатся:
выполнять упражнения для глаз;
выполнять упражнения направленные на исправление нарушений осанки, плоскостопия;
выполнять основные гимнастические упражнения.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять причины, которые приводят к плохой осанке и плоскостопию;
самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
выполнять упражнения для формирования правильной осанки.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• находить ошибки при выполнении упражнений и уметь их исправлять.
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
планировать, контролировать и оценивать двигательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на укрепление тех или иных групп мышц.
Познавательные
Учащиеся научатся:
устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке;
определять влияние физических упражнений на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, группировать, классифицировать виды упражнений из лфк.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;
выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам упражнений.
Учащиеся получат возможность научиться:
задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений.
Планируемые результаты по ФКГОС НОО:
В результате освоения программы учащийся:
Будет знать: правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в школе, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры. Выполнять упражнения на тренажорах. Спускаться и подниматься преодолевая различные препятствия.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения, упражнения для формирования сводов стопы, ходьбу ступающим шагом, спуски и подъемы в преодолении препятствий, подвижные игры.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знания. Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом по отношению к телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, живот подтянут.) Значение лечебной гимнастики для здоровья воспитанников, правильного дыхания. Правила техники безопасности, личной гигиены на уроке. Правила нескольких игр целенаправленного и общего характера. Умения. Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания. Отжиматься от скамейки от пола. Выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивание в положении лёжа, перекаты по позвоночнику вперёд-назад в группировке, наклоны вперёд – назад в различных и. п. Дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания. Ходить в различных и.п. Бегать в медленном темпе. Выполнять упражнения с предметами. Навыки. Соблюдать порядок , дисциплину, гигиенические правила на уроке. Личностные качества. Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.
Содержание программы.
Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата. (Приложение).
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, гигиенические требования. Техника безопасности во время занятий.
Что такое лечебная физическая культура и ее роль в физическом развитии школьников и учащихся, имеющих отклонения в здоровье. Что такое правильная осанка.
Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим.
Правила приема воздушных и солнечных ванн.
Правила проведения подвижных игр.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Физические упражнения:
- упражнения в положении стоя; сидя;
- упражнения в положении лежа на спине и животе;
- упражнения с предметами;
- упражнений дыхательной гимнастики.
- упражнения на координацию и внимание, упражнения в равновесии;
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки;
- упражнения для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия;
- упражнения для мышц рук, ног, и брюшного пресса;
- упражнения в лазании перелезании;
Подвижные игры и игры малой подвижности.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл |
1 | Вводное занятие | В п р о ц е с с е о б у ч е н и я |
2 | Комплекс упражнений для формирова ния правильной осанки. | | | | | | | | | |
3 | Комплекс упражнений для профилак тики плоскостопия. | | | | | | | | | |
4 | Комплекс упражнений для развития функции координации и вестибуляр ного аппарата. | | | | | | | | | |
5 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. | | | | | | | | | |
6 | Комплекс упражнений в положении сидя, лёжа на спине и животе. | | | | | | | | | |
7 | Комплекс упражнений с предметами. | | | | | | | | | |
8 | Комплекс упражнений для мышц рук и ног. | | | | | | | | | |
9 | Комплекс упражнений на укрепление мышц живота и брюшного пресса | | | | | | | | | |
10 | Упражнения в лазании и перелезании. | | | | | | | | | |
| Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |