Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного_цикла____________ Руководитель МО ______________Т.И. Галкина от __31.08._________2021 протокол № 1 | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова от ___31.08._______ 2021 приказ № 184 |
| | |
| СОГЛАСОВАНО Председатель МС ___________Т.И. Галкина от ____31.08.________2021_ протокол № 1___ | | Принято на заседании педагогического совета от _____31.08.______ 2021 протокол № 1___ |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
в 9-Б классе
на 2021/2022 учебный год
Разработал учитель __Масикова Г.В._______
(фамилия, инициалы)
__________высшая__________________
(квалификационная категория)
2021
1. Нормативная правовая база реализации рабочей программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018);
Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской федерации»(в редакции Федерального закона №185-ФЗ);
Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017. от 11.12.2020 г. № 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее- СП 2.4.3648-20);
Постановление главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПиН 1.2.3685-21);
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации - имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);
Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведении их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Устав МБОУ СОШ № 2 (новая редакция), утвержден Управлением образования Администрации города Новочеркасска от 10.09.2015 г.;
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС СОО);
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 2»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ №2 в условиях дистанционного обучения при нестабильной эпидемиологической ситуации»;
Положение о рабочих программах по предметам и рабочих программ по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 2.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана для обучающихся 9-Б классов с учетом:
1. «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
2. «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
3. Перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
4. Примерная программа по литературе , 5-9 кл., программа по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) ; учебник Литература: 9 кл. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И..: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.
На изучение литературы в 9-Б классе согласно Учебному плану МБОУСОШ № 2 на 2021-2022 учебный год отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по литературе в 9-Б классе в 2021-2022 учебном году запланировано 99 часов (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Программа будет выполнена за счет самостоятельного изучения тем по разделам: «Из русской литературы 20 века» вместо 29 часов за 23 часов и «Зарубежная литература» вместо 6 часов за 4 часа.
1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
II. Содержание учебного предмета «Литература» в 9-Б классе с указанием форм организации занятий
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Формы организации учебных занятий:
- учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в данном классе представлена такими ситуациями, как:
•ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
•ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
•ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
•ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению);
лекции, семинары, презентации, уроки-концерты, конференция.
Тематическое планирование по литературе в 9-Б классе
п/п | Раздел | Колич. часов | Контр. работы | Из них развитие речи | Из них внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | | | |
2. | Из древнерусской литературы | 3 | | | |
3. | Из литературы XVIII века | 10 | | 1 | |
4 | Из русской литературы XIX века первой половины | 43 | 2 | 6 | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века второй половины | 11 | | 1 | 1 |
6 | Из русской литературы ХХ века | 27 | 2 | | |
7 | Из зарубежной литературы. Итоговый урок | 4 | | | |
| Итог | 99 | 4 | 8 | 3 |
III. Календарно-тематическое планирование по литературе
в 9-Б классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды и формы контроля |
| | | План | Факт | |
| I четверть | 26 часов | | |
1. | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 02.09 | | Письм. ответ на вопрос, устный ответ, план |
2. | Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | 03.09 | | Таблица, словарная работа |
3. | Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка. | 1 | 06.09 | | Словарная работа, выр. чтение |
4. | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова». | 1 | 09.09 | | Устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос, сочинение |
5. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма. | 1 | 10.09 | | Таблица, устный ответ на вопрос |
6. | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» Особенности содержания и формы. | 1 | 13.09 | | Устный рассказ об ученом и поэте, устный ответ на вопрос, таблица |
7. | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения. | 1 | 16.09 | | Словарь, план, устный ответ на вопрос. Домашнее сочинение |
8. | Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям». | 1 | 17.09 | | Пересказ, выр. чтение, устный ответ на вопрос, рецензия на чтение |
9. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство. | 1 | 20.09 | | Словарь, устный ответ на вопрос, текущий контроль |
10. | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»(главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос. | 1 | 23.09 | | Устный рассказ о писателе, устный ответ на вопрос |
11. | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | 24.09 | | Устный ответ на вопрос, пересказ |
12. | Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | 1 | 27.09 | | Устный рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос |
13. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | 30.09 | | Пересказ. устный ответ на вопрос, план |
14. | Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). Написание сочинения | 1 | 01.10 | | План, письм. ответ на вопрос, текущий контроль. |
15. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века. | 1 | 04.10 | | План, толкование слов, тезисы |
16. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. Обучение анализу стихотворения. | 1 | 07.10 | | Выр. чтение, устный ответ на вопрос |
17. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады. | 1 | 08.10 | | Пересказ, устный ответ на вопрос, составление плана |
18. | А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга | 1 | 11.10 | | Пересказ, таблица, устный ответ |
19. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий». | 1 | 14.10 | | Выр. чтение, рецензирование чтения, характеристика героев, письм. ответ на вопрос |
20. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2. | 1 | 15.10 | | Словарь, тезисы, устный ответ на вопрос |
21. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3. | 1 | 18.10 | | Устный ответ, выр. чтение |
22. | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии. Анализ действия 4. | 1 | 21.10 | | Устный ответ на вопрос, выр. чтение, рецензия на чтение, характеристика героя |
23. | Р/Р.Язык комедии «Горе от ума».Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода. | 1 | 22.10 | | Письм. ответ на вопрос словарь афоризмов и др. |
24. | Р/Р.И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению. | 1 | 25.10 | | Тезисы |
25. | Р/Р.Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 28.10 | | Сочинение |
26. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя | 1 | 29.10 | | Сочинение-миниатюра, выр. чтение, пересказ, хронологическая таблица |
| II четверть | 21 час | | |
27. | А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». | 1 | 11.11 | | Выр. чтение, устный ответ, рецензия |
28. | А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики. | 1 | 12.11 | | Проект Пушкина по творчеству |
29. | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | 15.11 | | Письм. ответ на вопрос, устный ответ на вопрос |
30. | Контрольная работа по творчеству Пушкина. | 1 | 18.11 | | Тест |
31. | Вн/чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | 19.11 | | Характеристика героя, письм. ответ на вопрос, пересказ |
32. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | 22.11 | | Пересказ, схема |
33. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское. общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина. | 1 | 25.11 | | Защита проекта |
34. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах Ленского. | 1 | 26.11 | | Характеристика героя, словарь |
35. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. | 1 | 29.11 | | Сравнительная характеристика |
36. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | 02.12 | | Письм. ответ на вопрос, пересказ |
37. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина | 1 | 03.12 | | Устный ответ на вопрос, план |
38. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | 06.12 | | Проект (определение заданий) |
39. | Р/Р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 09.12 | | Сочинение |
40. | Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | 1 | 10.12 | | Выборочное чтение. анализ эпизодов. |
41. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | 13.12 | | Таблица, пересказ статьи учебника, устный ответ |
42. | М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..», «Есть речи-значенье..» | 1 | 16.12 | | Устный и письм. ответ |
43. | М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет..», «Нищий» | 1 | 17.12 | | Проект |
44. | Контрольная работа по литературе 1 половины XIX века | 1 | 20.12 | | Контрольная работа |
45. | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | 1 | 23.12 | | Формулирование вопросов к роману, письм. ответ на вопрос, викторина |
46. | М.Ю. Лермонтов. Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | 24.12 | | Пересказ, таблица |
47. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | 27.12 | | Пересказ, устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос |
| III четверть | 30 часов | | |
48. | М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | 10.01 | | Работа в группах, устный и письм. ответ на вопрос |
49. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | 13.01 | | Работа в группах, устный и письм. ответ |
50. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. | 1 | 14.01 | | Составление тезисов |
51. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | 17.01 | | Тест, письм. ответ на вопрос |
52. | Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | 20.01 | | Проект |
53. | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия | 1 | 21.01 | | Тезисы |
54 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | 24.01 | | Пересказ, характеристика героев |
55 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | 27.01 | | Пересказ, характеристика героев |
56 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 | 28.01 | | Устный ответ |
57. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | 31.01 | | Характеристика героя, устный ответ |
58. | Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. | 1 | 03.02 | | Устный ответ на вопрос |
59. | Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Подготовка к сочинению. | 1 | 04.02 | | Устный ответ на вопрос |
60. | А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | 07.02 | | Устный рассказ о писателе, тезисы, рецензия на чтение |
61. | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | 10.02 | | Творческая работа, выр. чтение |
62. | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | 11.02 | | Пересказ статьи учебника, письм. ответ на вопрос, схема |
63. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 | 14.02 | | Характеристика, диалог |
64. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой. | 1 | 17.02 | | Рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос |
65. | Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. | 1 | 18.02 | | Устный ответ на вопрос |
66. | А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | 1 | 21.02 | | Устный ответ на вопрос, тезисы |
67. | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | 1 | 24.02 | | Письм. ответ на вопрос |
68. | Р/Р Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» | 1 | 25.02 | | План, устный ответ на вопрос |
69. | Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века (лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета). Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Развитие представлений о жанрах лирических пр. | 1 | 28.02 | | Чтение наизусть, устный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра |
70. | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | 03.03 | | Тезисы |
71. | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | 04.03 | | Пересказ статьи учебника, устный ответ |
72. | И.А. Бунин. Мастерство в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | 05.03 | | Устный ответ |
73. | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. | 1 | 10.03 | | Пересказ, устный ответ на вопрос, словарь, характеристика |
74. | Административная контрольная работа за 3 четверть | 1 | 11.03 | | Контрольная работа |
75. | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. | 1 | 14.03 | | Устный рассказ о писателе, характеристика героя, пересказ |
76. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. | 1 | 17.03 | | Выр. чтение, схема, словарь |
77. | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 | 18.03 | | Пересказ, вопросы к произв. |
| IV четверть | | | | |
78. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | 28.03 | | Устный ответ, характеристика героя |
79. | Сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | 31.03 | | Сочинение |
80. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | 01.04 | | Выр. чтение, устное сообщение. |
81. | А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | 04.04 | | Пересказ статьи учебника, устный ответ |
82. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | 07.04 | | Устный ответ на вопрос, сочинение- миниатюра |
83. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина. | 1 | 08.04 | | Выр. чтение, рецензирование, устное сообщение |
84. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | 1 | 11.04 | | Схема, пересказ, устный ответ |
85. | В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. | 1 | 14.04 | | Устный ответ |
86. | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенность поэтики Цветаевой. | 1 | 15.04 | | Выр. чтение, пересказ, устный ответ на вопрос |
87. | М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | 18.04 | | Письм. ответ на вопрос |
88. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | 1 | 21.04 | | Устный ответ, рассказ о писателе |
89. | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | 22.04 | | Устный ответ- сообщение, рецензия, выр. чтение |
90. | А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | 25.04 | | Устный ответ |
91. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…». | 1 | 28.04 | | Устное сообщение, творческая работа, устный ответ |
92. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне. | 1 | 29.04 | | Выр. чтение. сочинение-миниатюра, сообщение-презентация, рецензия |
93. | Подготовка к контрольной работе по русской лирике ХХ века. | 1 | 05.05 | | Выр. чтение, устный ответ |
94 | Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | 06.05 | | Контрольная работа |
95. | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». | 1 | 12.05 | | Проект |
96-97 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (обзор) | 2 | 13.05 16.05 | | Проект |
98. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). | 1 | 19.05 | | Тест или ответ на вопрос |
99 | Итоговый урок | 1 | 20.05 | | |
| Итого | 99 часов | | |
25