СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению»

ГОДОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образования по литературному чтению для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 3 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребѐнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели и задачи данной программы

В результате обучения русскому языку реализуются следующие цели:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; Основные задачи: развитие у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; формирование умения чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление; формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление; развитие поэтического слуха; формирование потребности в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

обогащение чувственного опыта ребѐнка; формирование эстетического отношения ребѐнка к жизни; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров; развитие речи школьников и активное формирование навыка чтения и речевые умения; создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

1. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

2. Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью обучения литературному чтению в 3 классе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения; предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Совершенствуется устная речь. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приѐмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).

Согласно учебному плану МОУ «Павловская СОШ» и годовому календарному графику образовательных организаций г.о.Истра на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю, за год 137 часов, 34 учебные недели.


1триместр-10недель-40 часа.

2триместр-12недель-48 часов.

3триместр-12недель-48 часов.





2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Формирование УУД

  • Личностные результаты:

Выпускник получит возможность научиться

  1. Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

  2. Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

  3. Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

  4. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

  5. Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

  6. Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

  7. Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Регулятивные УУД

Выпускник научится

  1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

  2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

  3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся

  1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

  2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

  3. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

  2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

  3. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

  5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

  7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

  8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

 - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и    условиями её

    реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировывать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  

  неуспеха;

- использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в

  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

  соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-   конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.


  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся

Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;

  • Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

3.Содержание учебного материала.

Самое великое чудо на свете (4ч)

      Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14ч)

      Русские народные песни. Докучные сказки.      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь (11ч)

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24ч)

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь  (6ч)

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16ч)

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  (8ч)

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»








4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3КЛ.

№ п.п.





Наименование темы




Число часов





Контроль, проверка т/ч






Проектная деятельность



по авт. программе


по рабоч. плану


дано по факту

по плану


по факту


по плану


по факту

1 триместр (10 недель – 40 часа)

1

Вводный урок

1

1






1

Самое великое чудо на свете

4

4


т/чт №1




2

Устное народное творчество

14

14




Проект №1

«Сочиняем волшебную сказку»


3

Поэтическая тетрадь №1

11

11


Наиз.№1

Наиз№2

Наиз№3


Проект №2

«Как научиться читать стихи»


4

Великие русские писатели

10 из 24

10 из 24


Наиз.№4

Наиз.№5





Всего часов за I полугодие.



40

40



т/чт-1

наиз.-5


Проект-2


Отметка о выполнении программы за I полугодие:




№ п.п.





Наименование темы




Число часов





Контроль, проверка т/ч






Проектная деятельность



по авт. программе


по рабоч. плану


дано по факту

по плану


по факту


по плану


по факту



2 триместр (13 недель – 48 часа)


4

Великие русские писатели

14 из 24

14 из 24


Наиз №6




5

Поэтическая тетрадь №2

6

6


Наиз№7

Наиз№8




6

Литературные сказки

8

8






7

Были-небылицы

10

10






8

Поэтическая тетрадь № 3

6

6


Наиз№9

Наиз№10

т/чт - 1




9

Люби живое

1 из 16

4 из 16







Всего часов за II триместр


44

48


т/чт-1

наиз-5




Отметка о выполнении программы за II триместр



№ п.п.





Наименование темы




Число часов





Контроль, проверка т/ч






Проектная деятельность



по авт. программе


по рабоч. плану


дано по факту

по плану


по факту


по плану


по факту


3 триместр (12 недель – 48 часа)


9

Люби живое

15 из 16

12 из 16






10

Поэтическая тетрадь № 4

8

8


Наиз№11

Наиз№12


Проект №3

«Праздник поэзии о временах года природе»


11

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

12

12






12

По страницам детских журналов

8

8






13

Зарубежная литература

8

8


т/чт №3




14

Итоговое повторение

0

0







Всего часов за III триместр



52

48


т/чт-1

наиз-2


Проект-1



Всего часов за год

136

134


т/ч - 3

наиз-12



Проекты-3


Отметка о выполнении программы за III триместр


Отметка о выполнении программы за год:



5. Поурочное планирование


п/п

Сроки

Тема

Тип урока

Примечание

примерные

фактические

1

2

3

4

5

6

I – ТРИМЕСТР ( 10 недель- 40 часа)


1

03.

09




Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником.

Вводный урок



Самое великое чудо на свете (4ч)


2

04.09


Рукописные книги древней Руси.

Изучение нового материала


3

05.09

 

Рукописные книги.

Закрепление знаний


4

06.09

 

Первые печатные книги на Руси.

Изучение нового материала


5

10.09

 

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Оценка достижений.

Закрепление знаний



Устное народное творчество (14 ч)


6

11. 09


Русские народные песни.

Изучение нового материала


7

12. 09


 

Небылицы и докучные сказки. Сочинение докучных сказок

Изучение нового материала


8

13.09

 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Изучение нового материала


9

16. 09

 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев.

Закрепление знаний


10

17.09.

 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». План сказки. Проверка техники чтения.

Закрепление знаний


11

18.09

 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Признаки сказки.

Обобщение и закрепление знаний


12

19.09

 

«Иван—царевич и серый волк». Характеристика героев.

Изучение нового материала


13

23.09.

 

«Иван—царевич и серый волк». Составление плана с помощью вопросов.

Изучение нового материала


14

24.09

 

"Сивка-бурка". Проверка техники чтения.

Обобщение и закрепление знаний


15

25.09.

 

«Сивка—бурка». Картинный план.

Обобщение и закрепление знаний


16

26.09.

 

«Сивка—бурка». Признаки волшебной сказки.

Закрепление знаний


17

30.09

 

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

Обобщение и систематизация знаний


18

1.10

 

Наши проекты: «Сочиняем волшебную сказку»

Обобщение и систематизация знаний


19

2.10

 

Наши проекты: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Обобщение и систематизация знаний


Поэтическая тетрадь №1 ( 11 ч)

20

3.10


Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи»

Изучение нового материала


21

14.10

 

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (наизусть)

Изучение нового материала


22

15.10

 

Контроль чтения наизусть Ф.И. Тютчев. "Весенняя гроза" Ф.И. Тютчев. "Листья".

Изучение нового материала


23

16.10

 

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,

Изучение нового материала


24

17.10

 

А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...» (наизусть)

Изучение нового материала


25

21.10

 

И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Закрепление знаний


26

22.10

 

И. С. Никитин. «Встреча зимы».

Изучение нового материала


27

23.10

 

И. З. Суриков "Детство".

Закрепление знаний


28

24.10

 

И. З. Суриков «Зима» (наизусть)

Обобщение и систематизация знаний


29

28.10

 

Обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь №1».

Обобщение и систематизация знаний


30

29.10


Оценка достижений. Проверь себя.

Урок контроля оценки


Великие русские писатели (24 ч)

31

30.10


А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «Опрятней модного паркета...».(наизусть)

Изучение нового материала


32

31.10


А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»

Изучение нового материала


33

4.11


А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Изучение нового материала


34

5.11



А. С. Пушкин «Зимний вечер» (наизусть)

Изучение нового материала


35

6.11


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Изучение нового материала


36

7.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Особенности литературной сказки.

Закрепление знаний


37

11.11


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика героев. Качества характера.

Закрепление знаний


38

12.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Сравнение литературной и народной сказок.

Закрепление знаний


39

13.11


И. А. Крылов «Мартышка и очки».

Изучение нового материала


40

14.11


И. А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Закрепление знаний


II- ТРИМЕСТР (13 нед.- 48 ч.)

41

25.11


И. А. Крылов «Ворона и лисица» (наизусть)

Закрепление знаний


42

26.11


М. Ю. Лермонтов «Горные вершины...»

Изучение нового материала


43

27.11


М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко...».

Закрепление знаний


44

28.11


М. Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

Закрепление знаний


45

2.12


Л. Н. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя).

Изучение нового материала


46

3.12


Л. Н. Толстой «Акула». Характеристика главных героев. Качества характера.

Закрепление знаний


47

4.12


Л. Н. Толстой «Акула». Деление текста на части.

Обобщение и систематизация знаний


48

5.12


Л. Н. Толстой «Прыжок».

Изучение нового материала


49

9.12


Л. Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части.

Закрепление знаний


50

10.12


Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Закрепление знаний


51

11.12


Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Тема. Главная мысль.

Обобщение и систематизация знаний


52

12.12



Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Изучение нового материала


53

16.12


Л. Н. Толстой« Куда девается вода из моря?».

Закрепление знаний


54

17.12




Обобщение по теме: «Великие русские писатели». Проверь себя\

Обобщение и систематизация знаний


Поэтическая тетрадь №2 ( 6 ч)

55

18.12

 

Н. А. Некрасов«Славная осень!...», Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...» (наизусть)

Изучение нового материала


56

19.12

 

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Закрепление знаний


57

23.12

 

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

Изучение нового материала


58

24.12

 

И. А. Бунин «Детство».(наизусть)

Изучение нового материала


59

25.12

 

И. А. Бунин «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги...».

Закрепление знаний


60

26.12

 

Обобщение по теме Проверь себя.

Обобщение и систематизация знаний


Литературные сказки8ч

61

30.12


Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения.



62

31.12

 

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).

Изучение нового материала


63

9.01

 

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Средства художественной выразительности.

Изучение нового материала


64-65

10.01

13.01

 

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».План текста.

Изучение нового материала


66

14.01

 

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Характеристика главного героя. Качества характера.

Изучение нового материала


67

15.01

 

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Деление текста на части.

Закрепление знаний


68

17.01

 

Обобщение по теме: «Литературные сказки». Оценка

Обобщение и систематизация знаний


Были-небылицы (10 ч)


69

21.01


А. М. Горький «Случай с Евсейкой».

Изучение нового материала


70

22.01

 

А. М. Горький «Случай с Евсейкой».Художественные средства выразительности

Закрепление знаний


71

23.01

 -

А. М. Горький «Случай с Евсейкой». Деление текста на части.

Обобщение и систематизация знаний


72

24.01

 

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

Изучение нового материала


73

28.01

 

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Художественные средства выразительности

Закрепление знаний


74

29.01

 

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Характеристика главных героев.

Обобщение и систематизация знаний


75

30.01

 -

А. И. Куприн «Слон».

Изучение нового материала


76

31.01

 

А. И. Куприн «Слон». Характеристика главных героев.

Закрепление знаний


77

4.01

 

А. И. Куприн «Слон». Краткий план. Сжатый пересказ.

Урок комплексного применения знаний


78

5.02

 

Обобщение по теме: «Были-небылицы». Оценка достижений.

Обобщение и систематизация знаний


Поэтическая тетрадь № 3 (6 ч)

79

6.02

 

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»,

Изучение нового материала


80

7.02

 

Саша Черный «Воробей», «Слон».

Изучение нового материала


81

11.02

 

А. А. Блок «Ветхая избушка»,(наизусть)

Изучение нового материала


82

12.02

 

А. А. Блок «Сны», «Ворона».(наизусть)

Изучение нового материала


83

13.02

 

С. А. Есенин «Черемуха».(наизусть)

Изучение нового материала


84

14.02

 

Обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь №3».Оценка достижений

Обобщение и систематизация знаний


Люби живое (16 ч)

85

18.02

 

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Изучение нового материала


86

19.02

 

И. С. Соколов-Микитов

«Листопадничек».

Изучение нового материала


87

20.02

 -

И. С. Соколов-Микитов«Листопадничек». Тема. Главная мысль.



88

21.02

 

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Деление текста на части. Пересказ по плану.

Урок комплексного применения знаний


III- ТРИМЕСТР( 12 недель-48часа)

89

2.02



 

В. И. Белов «Малька провинилась» Характеристика героев.

Изучение нового материала


90

3.03

 

В. И. Белов «Малька провинилась» Деление текста на части.

Закрепление знаний


91

4.03

 

В. И. Белов «Еще про Мальку». Характеристика героев.

Урок комплексного применения знаний


92

5.03

 

В. И. Белов «Еще про Мальку». Деление текста на части.

Обобщение и систематизация знаний


93

10.03


В. В. Бианки «Мышонок Пик». Художественные средства выразительности

Изучение нового материала


94

11.03

 

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Характеристика героев.

Обобщение и систематизация знаний


95

12.03


Б. С. Житков «Про обезьянку».

Изучение нового материала


96

13.03

 

Б. С. Житков «Про обезьянку». Характеристика героев.

Урок комплексного применения знаний


97

17.03

 

Б. С. Житков «Про обезьянку Деление текста на части.

Обобщение и систематизация знаний


98

18.03

 

В. П. Астафьев «Капалуха».

Изучение нового материала


99

19.03

 

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...».

Изучение нового материала


100

20.03

 

Обобщение по теме: «Люби живое». Оценка достижений

Обобщение и систематизация знаний


Поэтическая тетрадь № 4 ( 8 ч)

101

24.03


С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»(.наизусть)

Изучение нового материала


102

25.03

 

А. Л. Барто «Разлука».

Изучение нового материала


103

26.03

 

А. Л. Барто «В театре

наизусть)

Обобщение и систематизация знаний


104

27.03

 

С. В. Михалков «Если...».

Изучение нового материала


105

31.03

 

Е. А. Благинина «Кукушка».

Изучение нового материала


106

1,04


Е. А. Благинина «Котенок».(наизусть)

Изучение нового материала


107

2.04

 

Наши проекты: «Праздник поэзии о временах года, о природе».

Обобщение и систематизация знаний


108

3.04

 

Обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь №2». Оценка достижений

Обобщение и систематизация знаний


Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)

109

7.04


Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка. Тема.Главная мысль.

Изучение нового материала


110

8.04

 

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

Обобщение и систематизация знаний


111112

16.04

17.04

 

А. П. Платонов «Цветок на земле». Главные герои.

Изучение нового материала


113114

21.04

22.04

 

А. П. Платонов «Еще мама».

Изучение нового материала


115

23.04

 

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

Изучение нового материала


116

24.04

 

М. М. Зощенко «Великие путешествен-ники»

Обобщение и систематизация знаний


117

28.04

 

Н. Носов» Федина задача»

Изучение нового материала


118

29.04

 

Н.Носов» Телефон»

Обобщение и систематизация знаний


119

30.04

 

В. Драгунский

« Друг детства»

Изучение нового материала


120

1.05

 

Обобщение по теме: «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». Оценка достижений

Обобщение и систематизация знаний


По страницам детских журналов ( 8 ч )

121

4.05

 6

Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Изучение нового материала



122

5.05

 

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»,

Изучение нового материала


123

6.05

 7

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».

Изучение нового материала


124

7.05

 8

Г. Б. Остер «Вредные советы».

Изучение нового материала


125

11.05

 

Г. Б. Остер «Как получаются легенды». Тема. Главная мысль. Воображение.

Комплексное применение знаний


126

12.05


 

Г. Б. Остер «Как получаются легенды». Выборочный пересказ.

Закрепление знаний


127

13.05

 

Р. С. Сеф «Веселые стихи».

Изучение нового материала


128

14.05


 

Обобщение по теме: «По страницам детских журналов». Оценка достижений

Обобщение и систематизация знаний


Зарубежная литература (8ч)

129

18.05



Мифы Древней Греции. Проверка техники чтения.

Изучение нового материала


130131

19.05

20.05

 

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. Характеристика героев.

Закрепление знаний


132

21.05

25.05


 

 

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Изучение нового материала


133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Тема.Главная мысль.

Закрепление знаний


134

 26.05


 

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Характеристика главных героев. Качества характера



27.05

135



Зарубежная литература.

«Бредин-ринг»

Урок обобщения и систематизации знаний


136


28.05

 

Обобщение по теме: «Зарубежная литература». Оценка достижений

Контроль, оценка и коррекция знаний



15