СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 4 класс , литературное чтение " Школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с авторской программой «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, примерной программой начального общего образования по литературному чтению, созданной на основе ФГОС начальной школы.

Литературное чтение является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Цель курса «Литературное чтение».

Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи.

Задачи курса:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.


Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И Омороковой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения литературному чтению в начальной школе.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Представленный курс литературного чтения построен с учетом концептуальных задач: изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-популярных произведений;

  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основой учебно-методического комплекта положены следующие критерии литературного развития школьников (Л. Г. Жабицкая):

  • уровень начитанности, круг чтения школьника;

  • сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы;

  • овладение системой читательских умений.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса литературного чтения:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие каждого учащегося.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 часа в неделю: 34 учебных недели

Всего – 102 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и т.п.).

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса.

Основными содержательными линиями программы являются:

  1. Развитие навыков чтения.

Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных приёмов чтения слов, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения.

  1. Развитие восприятия произведения.

Характер и полнота произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

  1. Знакомство с литературоведческими понятиями.

Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров.

  1. Развитие речевых умений.

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение, выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово выбрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение (устная речь).

  1. Развитие творческой деятельности.

В данном курсе широко используются практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради, изобразительная деятельность, игровые приёмы, а также письмо и различные формы устной речи.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.

В результате освоения содержания программы литературного чтения предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;

  • понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

  • осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;

  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;

  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;

  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели

  • чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой. Без использования терминологии.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся научатся:

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;

  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;

  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Учащиеся смогут научиться:

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;

  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся научатся:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;

  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Учащиеся смогут научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;

  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Учащиеся смогут научиться:

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Учащиеся научатся:

  • находить информацию в тексте произведения;

  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Учащиеся смогут научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.


Содержание курса в соответствии с ФГОС НОО.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не по­вторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение глав­ного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа. Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст.

Формирование библиографической культуры. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Круг чтения.

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Классики русской литературы

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы, мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и при­ключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в един­стве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жан­рам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, послови­ца, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-попу­лярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобрази­тельно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени созда­ния произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литера­турных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произноше­ния вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоз­дание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Тематический план по литературному чтению

Тема раздела

Количество часов

УУД

1.

Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания

8

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладение навыками смыслового чтения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять способность контролировать свои действия.

Коммуникативные: строить высказывания в устной форме; владеть способами совместной деятельности в паре и группе; высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

2

Басни. Русские баснописцы

6

Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия).

Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.

Коммуникативные: критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

3

Произведения В.А. Жуковского

4

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках.

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4

Произведения А..С. Пушкина

5

Познавательные: принимать и сохранять учебную зада­чу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.


5

Произведения М.Ю. Лермонтова

3

Познавательные: самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6

Произведения П.П. Ершова

3

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

7

Произведения В.М. Гаршина

3

Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам

8

Произведения русских писателей

4

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению.

9

Произведения зарубежных писателей

8

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам

10

В мире книг

4

Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

11

Произведения Толстого Л.Н

6

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: нахождение главной мысли басни; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным ролям.

12

Стихи А.А. Блока

2

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

13

Стихи К.Д. Бальмонта

4

Познавательные: формирование познавательной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Комму Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.

14

Произведения Куприна

3

Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.

Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ведение диалога, формулировка высказывания.никативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

15

Стихи И.А Бунина

4

Познавательные: принимать и сохранять учебную зада­чу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника

16

Произведения С.Я Маршака

4

Познавательные: принимать и сохранять учебную зада­чу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

17

Стихи Н.А. Заболоцкого

3

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

18

Произведения о детях войны

4

Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

19

Стихи Н.М. Рубцова

3

Познавательные: принимать и сохранять учебную зада­чу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

20

Юмористические произведения

3

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: нахождение главной мысли юмористического рассказа; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам.

21

Произведения С.В. Михалкова

4

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге.

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

22

Очерки

5

Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвиже­ние гипотез, сравнение.

Регулятивные: работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация).

Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог.


23

Путешествия, приключения. фантастика

9

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам


итого

102


График контрольных и проверочных работ.

№ урока

Дата

Вид работы

Тема

3

08.09

Контроль навыка чтения вслух

«Былины». Былина «Волхв Всеславович». Контроль навыка чтения вслух

9

22.09

Проверочная работа

«Проверьте себя». Книги с былинами и легендами. Контроль навыка чтения вслух.

14

03.10

Проверочная работа

«Проверьте себя». Книги с былинами и легендами. Контроль навыка чтения вслух.

18

17.10

Проверь себя

Обобщение.«Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя»

27

07.11

Комплексная контрольная работа

Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». Или Комплексная контрольная работа.

31

17.11

Проверочная работа

Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

36

04.12

Проверочная работа

Обобщение по разделу.

«Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя».

43

19.12

Тест

Обобщение изученного в первом полугодии. «Книги зарубежных пиателей».

51

16.01

Контроль навыка чтения вслух.

«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». Контроль навыка чтения вслух.

56

29.01

Литературный диктант

Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Литературный диктант

66

26.02

Проверочная работа

Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

69

05.03

Проверочная работа

Обобщение.«Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя».

76

20.03

Проверочная работа

Обобщение по разделу «Произведения С.Я.Маршака». Рубрика «Проверьте себя.

87

23.04

Проверочная работа

Обобщение.Рубрика «Проверьте себя».

95

14.05

Проверочная работа

Обобщение. Рубрика «Проверьте себя».

Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь».

98

21.05

Проверка навыка чтения вслух

Слушание и работа с детскими книгами. «Книги Н.П. Вагнера». Проверка навыка чтения вслух

102

29.05

Контрольная работа

Обобщение.Рубрика «Проверьте себя»


Система контроля и оценки уровня знаний и умений

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную, которая позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика с требованиями программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей;

воспитательную, когда учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы;

образовательную, когда учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и недочёты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознаёт, что он уже умеет, а что нужно ещё повторить или доучить;

эмоционально-развивающую, когда эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

В соответствии с требованиями стандарта, работы подобраны так, чтобы их совокупность де­монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо­ких уровней формируемых учебных действий.

Оценка достижений планируемых метапредметных результатов складывается на основе результатов итоговой контрольной работы по проверке результатов обучения на конец 4 класса и итоговой комплексной контрольной работы - сис­темы заданий различного уровня сложности.

В 4 классе присутствуют все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализует­ся в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

  • реализует одно из основных положений стандарта - формирование универсаль­ных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе на­чального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятель­ность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме.

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учащимися.

Проверочные тематические (текущие) работы проводятся после изучения тем программы. Цель работ – выявление картины усвоения каждым учащимся изученного материала и, при необходимости, корректировка процесса обучения. Проверочные работы проводятся в форме тестирования.

Итоговая комплексная интегрирована контрольная работа за год проводится в конце учебного года (апрель-май). Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы учебного курса. Текст работы предложен в четырёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Итоговая контрольная работа проводится как оценка результатов обучения за год. Работа проводится в конце учебного года (май).

Оценка устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

- неправильный ответ на поставленный вопрос;

- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

 Отметка «5»

  • уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного;

  • использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;

  • отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

  • не более одного недочета;

  • логичность и полнота изложения.

 Отметка «4»

  • уровень выполнения требований выше удовлетворительного;

  • использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;

  • самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения

  • наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

  • незначительные нарушения логики изложения материала;

  • отдельные неточности в изложении материала.

 Отметка «3»

  • достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;

  • не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу;

  • отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

 Отметка «2»

  • уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;

  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

  • нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.



Уровневая шкала

Процентная бальная шкала

Высокий

Все предложенные задания выполнены верно.

90-100%

«5»

Средний

Выполнены все задания, с незначительными погрешностями.

77-90%

«4»

60-77%

«3»

Низкий

Выполнены отдельные задания.

0-60%

«2»

Оценка текущих и итоговых проверочных и контрольных работ

Для индивидуализации проверки и оценки работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант соответствует обязательному минимуму содержания программы. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности.



Бальная шкала

Высокий

Все задания выполнены верно

«5»

Средний

Выполнено не менее ¼ всех заданий

«4»

Выполнено не менее ½ всех заданий

«3»

Низкий

Выполнено менее ½ всех заданий

«2»


Оценка литературных диктантов

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трёх видов:

  • лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебнике;

  • литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия;

  • информационные диктанты содержат имена, отчества, фамилии писателей и поэтов, имена героев произведений.

Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Диктанты оцениваются выборочно.



Бальная шкала

Высокий

Нет ошибок

«5»

Средний

Одна ошибка

«4»

Две ошибки

«3»

Низкий

Более двух ошибок

«2»


Оценка техники чтения

В 4 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 80-90 слов в минуту). Время проверки не менее 3 минут. О замере времени учащимся не сообщается.

 Отметка «5»

  • ученик читает целыми словами;

  • отчётливо произносит читаемые слова;

  • темп чтения не менее 80-90 слов в минуту (по полугодиям);

  • соблюдает правильную интонацию в зависимости от знаков препинания;

  • даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

 Отметка «4»

  • ученик читает целыми словами;

  • темп чтения не менее 80-90 слов в минуту (по полугодиям);

  • соблюдает нужную интонацию и паузы;

  • даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

 Отметка «3»

  • ученик правильно читает по слогам;

  • темп чтения менее 80-90 слов в минуту (по полугодиям);

  • передаёт содержание прочитанного с помощью учителя.

 Отметка «2»

  • ученик не выполняет требований, установленных для оценки «3».





Литература.

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина. – - 6 – е изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф,2016.-(Начальная школа XXI века).

  2. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина. – 5 – изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2017.-(Начальная школа XXI века).

  3. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина – 3-е изд., дораб. . – М.: Вентана-Граф, 2017 .- (Начальная школа XXI века).

4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой М.:Вентана-Граф 2014г
















Календарно тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Контроль

знаний

Дата план

Дата факт

Примечание

1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора.Дополнительное чтение. Крупицы народной мудрости


04.09



2

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»


05.09



3

«Былины».

Былина «Волхв Всеславович».


08.09



4

Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна».


11.09



5

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже».


12.09



6

«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами.


15.09



7

«Народные песни».

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».


18.09



8

Песня-слава «Русская Земля».

Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».


19.09



9

«Проверьте себя».

Книги с былинами и легендами

Контроль навыка чтения вслух.

Проверочная работа

22.09



10

«Произведения русских баснописцев».

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. Хемницер «Стрекоза».

Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи».


25.09



11

«Произведения русских баснописцев».

И. Хемницер. «Друзья».

Дополнительное чтение.

И. Крылов. «Крестьянин в беде».


26.09



12

«Произведения русских баснописцев».

А. Измайлов. «Кукушка».

Дополнительное чтение.

А. Измайлов. «Лестница».


29.09



13

«Баснописец И.А. Крылов».

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение.

И. Крылов «Осёл и Соловей».

С. Михалков. «Слово о Крылове».


02.10



14

Обобщение по разделу «Проверьте себя».

Контроль навыка чтения про себя..

Проверочная работа

03.10



15

«Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь».


06.10



16

«Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский «Спящая царевна».


09.10



17

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмерт­ного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».


16.10



18

Обобщение.

«Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя»

Проверочная работа

17.10



19

А.С. Пушкина.

Стихотворение «Осень» (отрывки).

Дополнительное чтение.

Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич».



20.10



20

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».

А.С. Пушкин «Осень».


23.10



21

«Сказки А.С. Пушкина».

Дополнительное чтение.

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В.И. Даля.


24.10



22

«Стихи М.Ю. Лермонтова».

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»


27.10



23

«Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины».

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»



30.10



24

«Книги М.Ю. Лермонтова».

Дополнительное чтение.

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».


31.10



25

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки).


03.11



26

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки).


06.11



27

Обобщение

«Русские поэты». Рубрика «Проверьте себя».

Комплексная контрольная работа.

Контрольная комплексная работа

07.11



28

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».



10.11



29

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


13.11



30

«Авторские сказки». Дополнительное чтение.

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».


14.11



31

«Повторение литературных сказок». «Проверьте себя».

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

Проверочная работа

17.11



32

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).


20.11



33

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).


27.11



34

«Произведения о детях».

Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».

Н. Гарин-Михайловский. «Старый колодезь» (фрагмент).


28.11



35

«Произведения русских писателей о детях».

Дополнительное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка».


01.12



36

Обобщение по разделу.

«Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя».

Проверочная работа

04.12



37

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).


05.12



38

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).


08.12



39

«Произведения зарубежных писателей о детях».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Марк Твен «Приключения Тома Сойера».


11.12



40

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди».


12.12



41

Дополнительное чтение.

Х.-К. Андерсен «Самое невероятное».


15.12



42

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена.


18.12



43

Обобщение изученного в первом полугодии. «Книги зарубежных писателей».

Тест

19.12



44

«Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания.

Дополнительное чтение.

Библейское предание «Суд Соломона».


22.12



45

«Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».


25.12



46

«Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Дополнительное чтение.

Древнеиндийский миф «Создание ночи».


26.12



47

«Мифы народов мира».

Дополнительное чтение.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».


29.12



48

«Книги Древней Руси».

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» .


09.01



49

«Первая славянская азбука».

Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Яро­слава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».


12.01



50

«Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого».

Дополнительное чтение.

«Воспоминания Л.Н. Толстого».


15.01



51

«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». Контроль навыка чтения вслух.

Техника чтения

16.01



52

«Басни Л.Н. Толстого».

Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».


19.01



53

«Научно-популярные рассказы».

Л.Н. Толстой. «Черепаха».


22.01



54

«Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой. «Русак».


23.01



55

«Былины Л.Н. Толстого».

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».


26.01



56

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Литературный диктант

Литературный диктант

29.01



57

«Стихи о Родине». А. Блок «Россия».


30.01



58

«Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество».

А. Блок «Россия».


02.02



59

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «Россия»


05.02



60

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «К зиме».


06.02



61

«Стихи о природе».

К. Бальмонт «Снежинка».



09.02



62

«Сказочные стихи».

К. Бальмонт «У чудищ».



12.02



63

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы».


13.02



64

«Сказки и легенды русских писателей».

Дополнительное чтение.

А. Куприн «Четверо нищих».


16.02



65

«Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение.

Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».


19.02



66

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя»

Проверочная работа

26.02



67

«Стихи о природе».

И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».


27.02



68

«Стихи русских поэтов».

Дополнительное чтение.

К. Чуковский «Н. Некрасов».

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...»


02.03



69

Обобщение.

«Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя».

Проверочная работа

05.03



70

«Стихотворения С.Я. Маршака».

С. Маршак «Словарь».


06.03



71

Дополнительное чтение.

С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава».


09.03



72

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).


12.03



73

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).


13.03



74

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

Дополнительное чтение.

С. Маршак «Сказка про козла».


16.03



75

«С. Маршак — переводчик».

Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака).


19.03



76

Обобщение по разделу «Произведения С.Я.Маршака». Рубрика «Проверьте себя.

Проверочная работа

20.03



77

Библиотечный урок

«Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик».


23.03



78

«Стихи для детей».

Н. Заболоцкий «Детство».


26.03



79

«Стихи Н.А. Заболоцкого».

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».


27.03



80

«Стихи русских поэтов».

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».


30.03



81

«Произведения о детях войны».

Дополнительное чтение.

В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы).


02.04



82

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

Р/к Нанайская сказка «Отважный сын»


03.04



83

«Книги о детях войны».

Детские журналы и книги.


06.04



84

Дополнительное чтение.

К. Симонов «Сын артиллериста».

Р\к Корякская сказка «Чайка и ворон»


09.04



85

«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы».


16.04



86

«Стихи о Родине».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка».

Н. Рубцов «Берёзы».

Хантыйская сказка «Мышка и лось»


20.04



87

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Ненецкая сказка «Кукушка»

Проверочная работа

23.04



88

«Произведения С.В. Михалкова».

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?»


24.04



89

«Юмористические рассказы о детях и для детей».

Н. Носов «Федина задача».

Мансийская сказка «Гордый олень»


27.04



90

«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания».

Дополнительное чтение.

В. Драгунский «Тайное становится явным».


30.04



91

«Очерки о Родине».

И. Соколов-Микитов «Родина».

Дополнительное чтение.

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

Хантыйская сказка «Мальчик Идэ»


04.05



92

«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки».


07.05



93

Дополнительное чтение.

М. Горький «О сказках». Хантыйская сказка «Нарты с золотом»


08.05



94

«Темы очерков».

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

Детские газеты и журналы.


11.05



95

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь».

Проверочная работа

14.05



96

«В мире фантастики».

Н. Вагнер «Фея Фантаста».


15.05



97

Н. Вагнер «Берёза». Нанайская сказка «Березовый сынок»


18.05



98

Слушание и работа с детскими книгами. «Книги Н.П. Вагнера». Проверка навыка чтения вслух

Техника чтения

21.05



99

Дополнительное чтение.

Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».

Ненецкая сказка «Два брата»


22.05



100

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).


28.05



101

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

Корякская сказка «Ворон и кит»


29.05



102

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя»

Контрольная работа

29.05










23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!