СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного курса литературное чтение для 3 класса составлена на основе:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Находкинского городского округа
Рассмотрено на заседании школьного методического совета протокол №_____ от ___________ 2019 г. | Согласовано зам. директора по УВР _______ А.В. Левина «____»__________ 2019 г. | Утверждаю Директор школы _________ К. К. Фатехова Приказ № _____ от «____»_________ 2019 г.
|
Рабочая программа
курса «Литературное чтение»
для 3 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составители: Змовик О.В. Свириденко С.А. Никитина В.Ю., учителя начальных классов |
г. Находка
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса литературное чтение для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 3» НГО;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 3» НГО;
Авторской программы начального общего образования по литературному чтению общеобразовательных учреждений: авторы - Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.«Литературное чтение». 1-4 классы. – М. : Просвещение, 2011
Программа рассчитана во 3 классе на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель).
Для реализации Рабочей программы используются:
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Программа курса «Литературное чтение» для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 278 с.
. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Учебник - Литературное чтение, 2 класс – М.: Просвещение,2017 – в 2-х частях
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс – М.: Просвещение – 2017 – 250 с.
Выбрана авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, так как она является завершенной предметной линией «Литературное чтение». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»
1 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
2 класс
Личностные
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
-делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
3 класс
Предметные:
Обучающийся научится:
–пользоваться приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
–понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
–понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
–читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
–задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов;
– находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
–эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
–создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности;
– читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Личностные:
- осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
–научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
–начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений;
- будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
–приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы
4 класс
Личностные
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
Познавательные
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Содержание тем учебного курса
1 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте и развитие речи
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Добукварный этап (16 ч)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период ( 49ч)
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.
Послебукварный период ( 16 ч) Круг произведений для чтения:
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Литературное чтение 36 часов
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьёз (6 ч)
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
Я и мои друзья (5 ч)
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
О братьях наших меньших (5 ч)
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
2 класс (140 ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (16 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (16ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (10ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
3 класс - 136 часов
Устное народное творчество (15ч)
Что такое народное творчество?
Как слагались народные песни. Шуточные и лирические народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.Народные промыслы. Виды прикладного искусства. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка – бурка».
Художники иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Сравнивание произведений словесного и изобразительного искусства.
Поэтическая тетрадь № 1 (10 ч)
Знакомство с разделом. Средства художественной выразительности.Ф. Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И.С.Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство».
И. Суриков «Зима». Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором..». Олицетворение.
Великие русские писатели (29 ч)
Знакомство с разделом. Как рассказать о герое. Детские годы А.С. Пушкина.
А. Пушкин. Лирические стихотворения о природе. А. Пушкин «Зимнее утро». А. Пушкин «Зимний вечер». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. И. А. Крылов. Биография И.А. Крылова. Мораль басни И. Крылова «Мартышка и очки».
Нравственный урок басни И. Крылова «Ворона и лисица». Обобщение по теме «Басни И.А. Крылова». Биография М.Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов «Утёс». М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Биография писателя.Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула». Л. Н. Толстой «Прыжок».
Обобщение по разделу «Великие русские писатели».
Литературные сказки (10) ч
Знакомство с разделом. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». В.Одоевский «Мороз Иванович». В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Обобщение по разделу «Литературные сказки».
Былины и небылицы (12 ч)
Знакомство с разделом. Особенности сказки и рассказа. М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Нравственный смысл притчи «Что побеждает?»
А.Куприн «Слон».Обобщение по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь № 2 (10 ч)
С. Чёрный «Воробей». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». С. Чёрный «Слон». А. Блок «Сны». Блок «Ворона». М. Пришвин «Моя Родина». С.А. Есенин «Черемуха». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Люби живое (15 ч)
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась». В. Белов «Ещё про Мальку». В. Драгунский «Он живой и светится…».В. Астафьев «Капалуха». Б. Житков «Про обезьянку».
Обобщение по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 3 (11 ч)
С. Маршак «Гроза днём». С. Маршак «В лесу над росистой поляной». А. Барто «Разлука». А. Барто «В театре». С. Михалков «Если». М. Дружинина «Мамочка-мамуля!». Т. Бокова «Родина-слово большое, большое!». Е. Благинина «Кукушка». Е. Благинина «Котёнок». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 3».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (15 ч)
Знакомство с разделом. Объяснение смысла произведений, определять тему и главную мысль.
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача». А. Платонов «Цветок на земле». Н. Носов «Телефон».
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Зарубежная литература (9 ч)
Знакомство разделом. Что такое перевод? Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
4 класс –102 часов
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)
Летописи, былины, жития (11 ч)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (22 ч)
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь № 1 (12 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки (16 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час (9 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна детства (8 ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы (12 ч)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина (8 ч)
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!»
Проект «Они защищали Родину»
Страна Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература (15 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»
№ урока | Наименование разделов и тем уроков (занятий) | Количество часов |
| Устное народное творчество – 15 ч |
|
1 | Что такое народное творчество? | 1 |
2 | Как слагались народные песни. Шуточные и лирические народные песни. БСП «В гостях у бабушки».
| 1 |
3 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. БСП «В гостях у бабушки». | 1 |
4 | Народные промыслы. Виды прикладного искусства. БСП «В гостях у бабушки». | 1 |
5 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев. | 1 |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. | 1 |
7 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика героев. | 1 |
8 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов. | 1 |
9 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика поступков героев. | 1 |
10 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Составление плана. | 1 |
11 | Русская народная сказка «Сивка – бурка». Характеристика героев. | 1 |
12 | Русская народная сказка «Сивка – бурка». Характеристика поступков героев. | 1 |
13 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана. | 1 |
14 | Художники иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Сравнивание произведений словесного и изобразительного искусства. | 1 |
15 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Самостоятельная работа. | 1 |
| Поэтическая тетрадь 1 - 10 ч. |
|
1 | Знакомство с разделом. Средства художественной выразительности. | 1 |
2 | Ф. Тютчев «Листья». Средства художественной выразительности. | 1 |
3 | Ф. Тютчев «Листья». Олицетворение. | 1 |
4 | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Рифма. | 1 |
5 | И.С.Никитин «Встреча зимы». Анализ средств художественной выразительности. | 1 |
6 | Сказочность стихотворения И. Сурикова «Детство». | 1 |
7 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 |
8 | Р/р. Сочинение стихотворения, используя различные средства выразительности. | 1 |
9 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором..». Олицетворение.
| 1 |
10 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Самостоятельная работа. | 1 |
| Великие русские писатели - 29 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Как рассказать о герое. | 1 |
2 | Детские годы А.С. Пушкина. | 1 |
3 | А. Пушкин. Лирические стихотворения о природе. Различие лирического и прозаического произведений. | 1 |
4 | А. Пушкин «Зимнее утро». Отличительные особенности стихотворного текста. | 1 |
5 | А. Пушкин «Зимний вечер». Средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). | 1 |
6 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. | 1 |
7 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. | 1 |
8 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. | 1 |
9 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 |
10 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Самостоятельная работа. БСП « На острове Буяне..». | 1 |
11 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. БСП « На острове Буяне..». | 1 |
12 | И. А. Крылов. Биография И.А. Крылова. | 1 |
13 | Мораль басни И. Крылова «Мартышка и очки». | 1 |
14 | Нравственный урок басни И. Крылова «Ворона и лисица». | 1 |
15 | Обобщение по теме «Басни И.А. Крылова». | 1 |
16 | Инсценирование басен И. А. Крылова. Характеристика героев басен на основе их поступков. | 1 |
17 | Биография М.Ю. Лермонтова. | 1 |
18 | М. Ю. Лермонтов «Утёс». Называть отличительные особенности стихотворного текста. | 1 |
19 | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Называть отличительные особенности стихотворного текста. | 1 |
20 | Систематизация знаний по произведениям М.Ю. Лермонтова. Красота русской природы в стихах поэта. | 1 |
21 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Биография писателя. | 1 |
22 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». Текст-описание. | 1 |
23 | Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». Текст-рассуждение. | 1 |
24 | Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула». | 1 |
25 | Л. Н. Толстой «Акула». Характеристика героев. | 1 |
26 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | 1 |
27 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Характеристика поступков героев. | 1 |
28 | Систематизация знаний по произведениям Л.Н. Толстого. | 1 |
29 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Самостоятельная работа. | 1 |
| Литературные сказки - 10 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Аннотация | 1 |
2 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». Нравственный смысл сказки. | 1 |
3 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». Хактеристика героев. | 1 |
4 | В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 |
5 | В.Одоевский «Мороз Иванович». Характеристика героев. | 1 |
6 | В.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана. Пересказ. | 1 |
7 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | 1 |
8 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 1 |
9 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.
| 1 |
10 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Самостоятельная работа. | 1 |
| Были-небылицы -12 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Особенности сказки и рассказа. Как пересказать произведение с помощью плана. | 1 |
2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького. | 1 |
3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 |
4 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Характеристика героев. | 1 |
5 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Жанр произведения. | 1 |
6 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои, характеристика героев. | 1 |
7 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. | 1 |
8 | Нравственный смысл притчи «Что побеждает?» | 1 |
9 | А.Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 |
10 | А.Куприн «Слон». Характеристика героев. | 1 |
11 | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 1 |
12 | Обобщение по разделу «Были-небылицы». Самостоятельная работа. | 1 |
| Поэтическая тетрадь 2 - 10 ч |
|
1 | Знакомство с названием раздела. Как выучить стихотворение наизусть. | 1 |
2 | С. Чёрный «Воробей». Эпитеты. | 1 |
3 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». Чтение стихотворения, отражая настроение. | 1 |
4 | С. Чёрный «Слон». Средства художественной выразительности. | 1 |
5 | А. Блок «Сны». Средства художественной выразительности. | 1 |
6 | А. Блок «Ворона». Объяснять смысл выражений с опорой па текст. | 1 |
7 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. БСП «Если скажут слово «Родина». | 1 |
8 | Смысл слова «Родина» в произведениях М. Пришвина. Сочинение на основе художественного текста. БСП «Если скажут слово «Родина». | 1 |
9 | С.А. Есенин «Черемуха». Олицетворение. | 1 |
10 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Самостоятельная работа. | 1 |
| Люби живое - 15 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Что такое рассказ? | 1 |
2 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 1 |
3 | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 |
4 | В.Белов «Малька провинилась». Заглавие текста. | 1 |
5 | В.Белов «Малька провинилась». Характеристика героев. | 1 |
6 | В. Белов «Ещё про Мальку». Герои рассказа. | 1 |
7 | В. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл произведения. | 1 |
8 | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 |
9 | В. Астафьев «Капалуха». Характеристика поступков героев. | 1 |
10 | В. Астафьев «Капалуха». Составление плана. | 1 |
11 | Б. Житков «Про обезьянку». Определение жанра произведения. | 1 |
12 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Характеристика поведения героев. | 1 |
13 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа | 1 |
14 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ | 1 |
15 | Обобщение по разделу «Люби живое». Самостоятельная работа. | 1 |
| Поэтическая тетрадь 3 - 11 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Как сочинить стихотворение. | 1 |
2 | С. Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения. | 1 |
3 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Отработка выразительности. | 1 |
4 | А. Барто «Разлука». Выразительное чтение. | 1 |
5 | А. Барто «В театре». Характеристика поведения героев. | 1 |
6 | С. Михалков «Если». Средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. | 1 |
7 | М. Дружинина «Мамочка-мамуля!». Нравственный смысл произведения. | 1 |
8 | Т. Бокова «Родина-слово большое, большое!». Нравственный смысл произведения. | 1 |
9 | Е. Благинина «Кукушка». Выразительное чтение стихотворения. | 1 |
10 | Е. Благинина «Котёнок». Нравственный смысл произведения. | 1 |
11 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Самостоятельная работа. | 1 |
| Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 15 ч |
|
1 | Знакомство с разделом. Объяснение смысла произведений, определять тему и главную мысль. | 1 |
2 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Осо-бенность заголовка произведения. | 1 |
3 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Главная мысль произведения. | 1 |
4 | М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. | 1 |
5 | М. Зощенко «Великие путешественники». Характеристика героев. | 1 |
6 | М. Зощенко «Великие путешественники». Составление плана, пересказ. | 1 |
7 | Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | 1 |
8 | Н. Носов «Федина задача». Характеристика героев. | 1 |
9 | А. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев. | 1 |
10 | А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев рассказа. | 1 |
11 | А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. | 1 |
12 | Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | 1 |
13 | Н. Носов «Телефон». Характеристика поведения героев. | 1 |
14 | Н. Носов «Телефон». Инсценирование произведения. | 1 |
15 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Самостоятельная работа. | 1 |
| Зарубежная литература -9 ч |
|
1 | Знакомство разделом. Что такое перевод? | 1 |
2 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Составление плана. | 1 |
3 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. | 1 |
4 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | 1 |
5 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составление плана, пересказ. | 1 |
6 | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
7 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». БСП «Мы – читатели». | 1 |
8 | Повторение изученных тем за год. БСП «Мы – читатели». | 1 |
9 | Повторение изученных произведений за год. БСП «Мы – читатели». | 1 |
|
|
|