Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерная программа по литературному чтению в 1 – 4 классах.
Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
Авторская программа по литературному чтению 1 – 4 классы, авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
Устав ОУ
Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Учебный план МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1 – 4 классов, обучающихся по ФГОС
на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класса ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. 2 (+CD) /
Литературное чтение. 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. . Рабочая тетрадь. 1 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение
Цели: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям,
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
развивать поэтический слух,
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения речевые умения.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебных недели), из них 92 часа (23 учебные недели) – на обучение чтению и 40 часов (10 учебных недель) на изучение литературного чтения т.к. курс «Литературное чтение» вводиться после завершения обучения грамоте.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс Личностные
Обучающиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине); отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности; проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке; различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя. Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка); отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; называть героев произведения, давать характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Название раздела, темы. Основное содержание по темам | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Добукварный период О речи(устной и письменной). Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями. Знакомство с буквами пяти | 15 ч. | Знать гласные и согласные звуки. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м, р – л, с – ш, и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»). Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
гласных звуков а, о, у, и, ы, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. | | |
Букварный (основной) период Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных. Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений, небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как произносятся, т. е. орфоэпически Развитие устной речи: звуковая культура речи. Развития у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой культуре, в соответствии с нормами | 53 ч. | Знать звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: |
орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее смешиваемых детьми: л-р, с-з, щ-ж, п-б, с-ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучению пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речи. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопрос учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. | | выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, определённого количества предложений, объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединённых ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текстов. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. | | |
Послебукварный период Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте. Чтение небольших произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. | 24 ч | Знать произведения русских и советских писателей. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. |
Совершенствование навыка чтения | | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
Литературное чтение Введение Знакомство с книгой. 1.Жили-были буквы Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Чёрным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным, высказывания из старинных книг. 2.Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки. небылицы и сказки. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. 3.Апрель, апрель! Звенит капель… Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т.Белозёровой, Е. Трутневой, В. Берестова, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина И в шутку и всерьёз Произведения Н. Артюховой, Я. Тайца, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой, О.Григорьева, М.Пляцковского. Я и мои друзья | 40 ч | Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев. Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание).Создавать (устно) текст (небольшой рассказ Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, |
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. 6. О братьях наших меньших Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, Д. Хармса, К. Ушинского. На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю | | темп, тембр, интонацию Создавать серии картин, картины графически | речи, мимику, жесты воспроизводить словесные |
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте ( чтение)
№ п.п | Дата проведения | Дата фактического проведения | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
| | | Добукварный период | 15 |
1 | | | «Азбука» – первая учебная книга (с.2-3). | 1 |
2 | | | Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. (с.4-5). | 1 |
3 | | | Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. (с.4-5). | 1 |
4 | | | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. (с.6-7). | 1 |
5 | | | Люби все живое. Слово и слог (с. 8-9). | 1 |
6 | | | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с.1011) | 1 |
7 | | | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи (с.12-13). | 1 |
8 | | | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с.14-16) | 1 |
9 | | | Век живи, век учись. Как образуется слог? (с.16-17) | 1 |
10 | | | Повторение-мать учения (с.18-20) | 1 |
11 | | | Азбука - к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функция (с.20-23). | 1 |
12 | | | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге- слиянии (с.24-27) | 1 |
13 | | | Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге- слиянии (с.28-31) | 1 |
14 | | | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы; ее функция в слоге- слиянии (с.32-35) | 1 |
15 | | | Ученье- путь к уменью. (с.36-39) Гласный звук [у]. Буквы У,у; их функция в слоге- слиянии | 1 |
| | | Букварный (основной) период | 53 |
16/1 | | | Труд кормит, а лень портит. Звуки [н,] [н']. Буквы Н, н.(с.40-43) | 1 |
17/2 | | | Старый друг лучше новых двух. Звуки [с] [с']. Буквы С,с (с. 44-47) | 1 |
18/3 | | | Каков мастер, такова и работа. Звуки [к,] [к']. Буквы К, к.(с.48-51) | 1 |
19/4 | | | А. С. Пушкин «Сказки». Звуки [т,] [т']. Буквы Т, т.(с.52-54) | 1 |
20/5 | | | Согласные звуки [т,] [т']. Буквы Т, т.(с.55-57) | 1 |
21/6 | | | К. И. Чуковский «Сказки». Звуки [л,] [л']. Буквы Л, л.(с.58-63) | 1 |
22/7 | | | А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» Согласные звуки [р,] [р']. Буквы Р, р.(64-67) | 1 |
23/8 | | | Век живи, век учись. Звуки [в,] [в']. Буквы В, в.(с. 68-71) | 1 |
24/9 | | | Русская народная сказка. Звуки [й'э,] [э]. Буквы Е, е. (с.72-77) | 1 |
25/10 | | | Красуйся, град Петров! Звуки [п,] [п']. Буквы П, п.(с.78-83) | 1 |
26/11 | | | Москва - столица России. Звуки [м,] [м']. Буквы М, м.(с.84-89) | 1 |
27/12 | | | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках (88-89). | 1 |
28/13 | | | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках (88-89). | 1 |
29/14 | | | О братьях наших меньших. Звуки [з,] [з']. Буквы З, з.(с.90-93). | 1 |
30/15 | | | Закрепление умения чтения предложений с буквами З,з.(9295) | 1 |
31/16 | | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Звуки [б,] [б']. Буквы Б, б.(с.96-98). | 1 |
32//17 | | | Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П (с.98-100) | 1 |
33/18 | | | Чередование согласных | 1 |
34/19 | | | Терпение и труд все перетрут. Звуки [д,] [д']. Буквы Д, д.(с.104-106). | 1 |
35/20 | | | Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д-Т в слогах и словах. (108-109). | 1 |
36/21 | | | Россия – Родина моя. Звуки [й'а] , [а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,Я. (с.110-112) | 1 |
37/22 | | | Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я.(с.113115). | 1 |
38/23 | | | Чтение текстов с изученными буквами (с.112,116-117). | 1 |
39/24 | | | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [ г,] [г']. Буквы Г, г (с.118-120). | 1 |
40/25 | | | Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении (с.121-123) | 1 |
41/26 | | | Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ча -чу (4-5,7). | 1 |
42/27 | | | Буква Ч (закрепление) (с.6-9) | 1 |
43/28 | | | Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 10-13) | 1 |
44/29 | | | ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 13-15). | 1 |
45/30 | | | Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш ]. Буквы Ш, ш. (с. 16-19) | 1 |
46/31 | | | Буква Ш (закрепление) (с.20-23) | 1 |
47/32 | | | Буква Ш (закрепление) (с.20-23) | 1 |
48/33 | | | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж ]. Буквы Ж, ж. (с. 24-27) | 1 |
49/34 | | | Буквы Ж, ж, сочетания жи-ши (закрепление) (с. 27-29) | 1 |
50/35 | | | Люби все живое. Звуки [й'о], [о]. Буквы Е, е. (с.30-32) | 1 |
51/36 | | | Буква Е (закрепление) (30-33) | 1 |
52/37 | | | Жить – Родине служить. Звук [й']. Буквы й.(с. 34-37) | 1 |
53/38 | | | Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [ х,] [х']. Буквы Х, х (с.38-39,42). | 1 |
54/39 | | | Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х. (. 40, 43-44). | 1 |
55/40 | | | Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [ х,] [х']. Буквы Х, х (с. 40-41,43,45). | 1 |
56/41 | | | С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й'у], [у]. Буквы Ю, ю (с. 46-47) | 1 |
57/42 | | | Буквы Ю,ю (закрепление) (с.48-49) | 1 |
58/43 | | | Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц,ц.(с. 50-52) | 1 |
59/44 | | | Звук [ц]. Буквы Ц,ц (закрепление) (с.53-55) | 1 |
60/45 | | | Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э,э ( с. 56-58) | 1 |
61/46 | | | Гласный звук [э]. Буквы Э,э (закрепление) (с.60-61) | 1 |
62/47 | | | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ,щ. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу (с.62-63) | 1 |
63/48 | | | Звук [щ']. Буквы Щ,щ (закрепление) (с.65-69) | 1 |
64/49 | | | «Играют волны, ветер свищет…» Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (с. 70-73) Российский флаг. Чтение слов с Ф. (с. 70-73) | 1 |
65/50 | | | Играют волны, ветер свищет…» Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (с. 70-73) Российский флаг. Чтение слов с Ф. (с. 70-73) | 1 |
66/51 | | | Бог не в силе, а в правде. Буквы ь и ъ (с.74-78 ) | 1 |
67/52 | | | Русский алфавит (с. 78-84) | 1 |
68/53 | | | Доброе дело-великое счастье. Отработка техники чтения | 1 |
| | | Послебукварный период | 24 |
69/1 | | | В. Берестов «Читалочка». Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». | 1 |
70/2 | | | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество. Пословицы и поговорки о Родине. | 1 |
71/3 | | | История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. | 1 |
72/4 | | | В. Крупин «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. | 1 |
73/5 | | | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 |
74/6 | | | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 |
75/7 | | | Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | 1 |
76/8 | | | Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | 1 |
77/9 | | | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. | 1 |
78/10 | | | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. | 1 |
79/11 | | | К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» Инсценирование стихотворения. | 1 |
80/12 | | | К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» Инсценирование стихотворения. | 1 |
81/13 | | | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 |
82/14 | | | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 |
83/15 | | | С.Я. Маршак «Угомон» «Дважды два | 1 |
84/16 | | | С.Я. Маршак «Угомон» «Дважды два | 1 |
85/17 | | | М.М. Пришвин «Предмайское утро» «Глоток молока» | 1 |
86/18 | | | М.М. Пришвин «Предмайское утро» «Глоток молока» | 1 |
87/19 | | | А.Л. Барто «Помощница» «Зайка» «Игра в словах» | 1 |
88/20 | | | С.В. Михалков «Котята» Б.В. Заходер «Два и три» | 1 |
89/21 | | | В.Д. Берестов «Пёсья песня» «Прощание с другом». | 1 |
90/22 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
91/23 | | | Праздник «Прощай, «Азбука» | 1 |
92/24 | | | Резерв. | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
№ п.п | Дата проведения | Дата фактического проведения | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
1 | | | Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием. | 1 |
2 | | | В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | 1 |
3 | | | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | 1 |
4 | | | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. | 1 |
5 | | | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. | 1 |
6 | | | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». | 1 |
7 | | | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. | 1 |
8 | | | Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. | 1 |
9 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 |
10 | | | Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей. | 1 |
11 | | | РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | 1 |
12 | | | Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. | 1 |
13 | | | Русские народные потешки. | 1 |
14 | | | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | 1 |
15 | | | Обобщение по разделу «Узнай сказку». | 1 |
16 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 |
17 | | | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. | 1 |
18 | | | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 |
19 | | | И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 |
20 | | | Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». | 1 |
21 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 |
22 | | | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. | 1 |
23 | | | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. | 1 |
24 | | | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | 1 |
25 | | | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | 1 |
26 | | | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. | 1 |
27 | | | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | 1 |
28 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 |
29 | | | «Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
30 | | | Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
31 | | | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
32 | | | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и | 1 |
| | | лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев. | |
33 | | | Обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 |
34 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | 1 |
35 | | | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. | 1 |
36 | | | В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. | 1 |
37 | | | И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
38 | | | Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. | 1 |
39 | | | Обобщающий урок «О братьях наших меньших». | 1 |
40 | | | Резервные уроки | 1 |