ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины (единицы длины— метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, ми- нута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие) Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия
(сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение от резка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов
повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, со- держащие
количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами
Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире;
— характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы);
— сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию;
— распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
— обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
— воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
— устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;
— подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:
— извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
— устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач;
— дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
— составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;
— использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;
— конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;
— называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;
— записывать, читать число, числовое выражение;
— приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия;
— конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:
— следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур;
— организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия;
— находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:
— принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;
— участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
— решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов;
— выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
— совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
— устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
— называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);
— находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
— определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
— решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель);
— планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;
— различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;
— выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
— на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол,
прямоугольник с заданными длинами сторон;
— использовать для выполнения построений линейку, угольник;
— выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все»,«каждый»;
— проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
— находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);
— находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
— представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
— сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
— обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
— составлять (дополнять) текстовую задачу;
— проверять правильность вычислений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1.1. | Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение. | 4 | 1 | 0 | Устная и письменная работа с числами: чтение, составление, сравнение, изменение; счёт единицами, двойками, тройками от заданного числа в порядке убывания/ возрастания; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
1.2. | Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. | 4 | 0 | 1 | Устная и письменная работа с числами: чтение, составление, сравнение, изменение; счёт единицами, двойками, тройками от заданного числа в порядке убывания/ возрастания; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
1.3. | Чётные и нечётные числа. | 1 | 0 | 0 | Оформление математических записей; | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
1.4. | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 0 | 1 | Учебный диалог: формулирование предположения о результате сравнения чисел, его словесное объяснение (устно, письменно); | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
1.5. | Работа с математической терминологией (однозначное, двузначное, чётное-нечётное число; число и цифра; компоненты арифметического действия, их название) | 1 | 0 | 0 | Учебный диалог: формулирование предположения о результате сравнения чисел, его словесное объяснение (устно, письменно); | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу | 11 | | | | | |
2.1. | Работа с величинами: сравнение по массе (единица массы —килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). | 4 | 0 | 1 | Различение единиц измерения одной и той же величины, установление между ними отношения (больше, меньше, равно), запись результата сравнения; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
2.2. | Соотношения между единицами величины (в пределах 100), решение практических задач. | 2 | 0 | 1 | Обсуждение практических ситуаций; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
2.3. | Измерение величин. | 4 | 0 | 1 | Различение единиц измерения одной и той же величины, установление между ними отношения (больше, меньше, равно), запись результата сравнения; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
2.4. | Сравнение и упорядочение однородных величин. | 2 | 0 | 1 | Проектные задания с величинами, например временем: чтение расписания, графика работы; составление схемы для определения отрезка времени; установление соотношения между единицами времени: годом, месяцем, неделей, сутками; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу | 12 | | | | | |
3.1. | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. | 8 | 1 | 1 | Упражнения: различение приёмов вычисления (устные и письменные). Выбор удобного способа выполнения действия; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.2. | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. | 12 | 1 | 1 | Практическая деятельность: устные и письменные приёмы вычислений. Прикидка результата выполнения действия; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.3. | Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). | 7 | 0 | 1 | Комментирование хода выполнения арифметического действия с использованием математической терминологии (десятки, единицы, сумма, разность и др.); | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.4. | Действия умножения и деления чисел. Взаимосвязь сложения и умножения. Иллюстрация умножения с помощью предметной модели сюжетной ситуации. | 4 | 0 | 1 | Комментирование хода выполнения арифметического действия с использованием математической терминологии (десятки, единицы, сумма, разность и др.); | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.5. | Названия компонентов действий умножения, деления. | 2 | 0 | 1 | Комментирование хода выполнения арифметического действия с использованием математической терминологии (десятки, единицы, сумма, разность и др.); | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.6. | Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. | 14 | 1 | 1 | Учебный диалог: участие в обсуждении возможных ошибок в выполнении арифметических действий; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.7. | Умножение на 1, на 0 (по правилу). | 1 | 0 | 1 | Пропедевтика исследовательской работы: выполнение задания разными способами (вычисления с использованием переместительного, сочетательного свойств сложения).Объяснение с помощью модели приёмов нахождения суммы, разности. Использование правил (умножения на 0, на 1) при вычислении; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.8. | Переместительное свойство умножения. | 1 | 0 | 1 | Пропедевтика исследовательской работы: выполнение задания разными способами (вычисления с использованием переместительного, сочетательного свойств сложения).Объяснение с помощью модели приёмов нахождения суммы, разности. Использование правил (умножения на 0, на 1) при вычислении; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.9. | Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления. | 4 | 0 | 1 | Пропедевтика исследовательской работы: выполнение задания разными способами (вычисления с использованием переместительного, сочетательного свойств сложения).Объяснение с помощью модели приёмов нахождения суммы, разности. Использование правил (умножения на 0, на 1) при вычислении; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.10. | Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. | 2 | 0 | 1 | Дифференцированные задания на проведение контроля и самоконтроля. Проверка хода и результата выполнения действия по алгоритму. Оценка рациональности выбранного приёма вычисления. Установление соответствия между математическим выражением и его текстовым описанием; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.11. | Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трёх действий); нахождение его значения. | 3 | 0 | 1 | Работа в группах: приведение примеров, иллюстрирующих смысл арифметического действия, свойства действий. Обсуждение смысла использования скобок в записи числового выражения; запись решения с помощью разных числовых выражений; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.12 | Вычитание суммы из числа, числа из суммы. | 1 | 0 | 1 | Дифференцированные задания на проведение контроля и самоконтроля. Проверка хода и результата выполнения действия по алгоритму. Оценка рациональности выбранного приёма вычисления. Установление соответствия между математическим выражением и его текстовым описанием; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
3.13. | Вычисление суммы, разности удобным способом. | 2 | 1 | 0 | Пропедевтика исследовательской работы: выполнение задания разными способами (вычисления с использованием переместительного, сочетательного свойств сложения).Объяснение с помощью модели приёмов нахождения суммы, разности. Использование правил (умножения на 0, на 1) при вычислении; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу | 61 | | | | | |
4.1. | Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. | 2 | 0 | 1 | Чтение текста задачи с учётом предлагаемого задания: найти условие и вопрос задачи. Сравнение различных текстов, ответ на вопрос: является ли текст задачей?; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
4.2. | План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. | 3 | 0 | 1 | Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
4.3. | Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). | 2 | 0 | 1 | Работа в парах/группах. Составление задач с заданным математическим отношением, по заданному числовому выражению. Составление модели, плана решения задачи. Назначение скобок в записи числового выражения при решении задачи; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
4.4. | Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/ в несколько раз. | 3 | 0 | 1 | Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
4.5. | Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). | 2 | 1 | 0 | Контроль и самоконтроль при решении задач. Анализ образцов записи решения задачи по действиям и с помощью числового выражения; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу | 12 | | | | | |
5.1. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. | 6 | 0 | 2 | Игровые упражнения: «Опиши фигуру», «Нарисуй фигуру по инструкции», «Найди модели фигур в окружающем» и т.п.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
5.2. | Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. | 2 | 1 | 0 | Измерение расстояний с использованием заданных или самостоятельно выбранных единиц; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
5.3. | Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. | 3 | 0 | 1 | Построение и обозначение прямоугольника с заданными длинами сторон на клетчатой бумаге; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
5.4. | Длина ломаной. | 4 | 0 | 1 | Изображение ломаных с помощью линейки и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
5.5. | Измерение периметра данного/ изображённого прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. | 5 | 0 | 1 | Построение и обозначение прямоугольника с заданными длинами сторон на клетчатой бумаге; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
5.6. | Точка, конец отрезка, вершина многоугольника. Обозначение точки буквой латинского алфавита. | 1 | 0 | 1 | Конструирование геометрической фигуры из бумаги по заданному правилу или образцу. Творческие задания: оригами и т. п.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу | 21 | | | | | |
6.1. | Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. | 1 | 0 | 1 | Наблюдение закономерности в составлении ряда чисел (величин, геометрических фигур), формулирование правила; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.2. | Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному основанию. | 2 | 0 | 1 | Оформление математической записи. Использование математической терминологии для формулирования вопросов, заданий, при построении предположений, проверке гипотез; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.3. | Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни: её объяснение с использованием математической терминологии | 2 | 0 | 1 | Распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.4. | Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. | 2 | 0 | 1 | Оформление математической записи. Использование математической терминологии для формулирования вопросов, заданий, при построении предположений, проверке гипотез; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.5. | Конструирование утверждений с использованием слов«каждый», «все». | 1 | 0 | 1 | Работа с информацией: чтение таблицы (расписание, график работы, схему), нахождение информации, удовлетворяющей заданному условию задачи. Составление вопросов по таблице; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.6. | Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.); внесение данных в таблицу. | 2 | 0 | 1 | Работа с информацией: чтение таблицы (расписание, график работы, схему), нахождение информации, удовлетворяющей заданному условию задачи. Составление вопросов по таблице; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.7. | Дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. | 1 | 0 | 1 | Работа с информацией: чтение таблицы (расписание, график работы, схему), нахождение информации, удовлетворяющей заданному условию задачи. Составление вопросов по таблице; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.8 | Правило составления ряда чисел, величин, геометрических фигур (формулирование правила, проверка правила, дополнение ряда). | 1 | 0 | 1 | Работа в парах: составление утверждения на основе информации, представленной в наглядном виде; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.9. | Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. | 2 | 0 | 1 | Оформление математической записи. Использование математической терминологии для формулирования вопросов, заданий, при построении предположений, проверке гипотез; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
6.10 | Правила работы с электронными средствами обучения | 1 | 0 | 1 | Обсуждение правил работы с электронными средствами обучения; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику " Математика 2 класс ( диск СD). Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . |
Итого по разделу: | 15 | | | | | |
Резервное время | 4 | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 7 | 38 | | | |
Календарно – тематическое планирование по математике
(4 ч в неделю, всего 136 ч)
№ п/п | Тема урока | План | Факт | Примечание |
1 | Повторение: числа от 1 до 20 | 04.09 | | |
2 | Повторение: числа от 1 до 20 | 05.09 | | |
3 | Счет десятками. Счет десятками до 100. | 06.09 | | |
4 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | 08.09 | | |
5 | Поместное значение цифр в записи числа | 11.09 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 12.09 | | |
7 | Миллиметр. | 13.09 | | |
8 | Миллиметр. Закрепление | 15.09 | | |
9 | Контрольная работа по теме «Повторение чисел от 1 до 20». | 18.09 | | |
10 | Работа над ошибками. Число 100 | 19.09 | | |
11 | Метр. Таблица единиц длины | 20.09 | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 - 30 | 22.09 | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (37 = 30 + 7) | 25.09 | | |
14 | Единица стоимости. Рубль. Копейка | 26.09 | | |
15 | Странички для любознательных | 27.09 | | |
16 | Что узнали. Чему научились. | 29.09 | | |
17 | Контрольная работа по теме «Числа до 100. Единицы стоимости». | 02.10 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 03.10 | | |
19 | Задачи, обратные данной. | 04.10 | | |
20 | Сумма и разность отрезков | 06.10 | | |
21 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 09.10 | | |
22 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 10.10 | | |
23 | Решение задач. Закрепление изученного. | 11.10 | | |
24 | Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам | 13.10 | | |
25 | Длина ломаной. | 16.10 | | |
26 | Длина ломаной. Закрепление | 17.10 | | |
27 | Странички для любознательных | 18.10 | | |
28 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 20.10 | | |
29 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 23.10 | | |
30 | Итоговая контрольная работа за I четверть | 24.10 | | |
31 | Сравнение числовых выражений | 25.10 | | |
32 | Периметр многоугольника | 27.10 | | |
33 | Свойства сложения | 30.10 | | |
34 | Свойства сложения | 07.11 | | |
35 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Закрепление. | 08.11 | | |
36 | Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 10.11 | | |
37 | Странички для любознательных. | 13.11 | | |
38 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 14.11 | | |
39 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 15.11 | | |
40 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 17.11 | | |
41 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20. | 20.11 | | |
42 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | 21.11 | | |
43 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | 22.11 | | |
44 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | 24.11 | | |
45 | Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 | 27.11 | | |
46 | Закрепление изученного. Решение текстовых задач. (нестандартный урок) | 28.11 | | |
47 | Закрепление изученного. Решение текстовых задач. | 29.11 | | |
48 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 01.12 | | |
49 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7. | 04.12 | | |
50 | Приемы вычислений для случаев вида 35 – 8 . | 05.12 | | |
51 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8 . Закрепление | 06.12 | | |
52 | Закрепление изученных приёмов вычислений. | 08.12 | | |
53 | Странички для любознательных. | 11.12 | | |
54 | Что узнали. Чему научились. | 12.12 | | |
55 | Что узнали. Чему научились. | 13.12 | | |
56 | Буквенные выражения. | 15.12 | | |
57 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 18.12 | | |
58 | Работа над ошибками. Буквенные выражения. | 19.12 | | |
59 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 20.12 | | |
60 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 22.12 | | |
61 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел, изученных видов» за 2 четверть. | 25.12 | | |
62 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 26.12 | | |
63 | Проверка сложения | 27.12 | | |
64 | Проверка вычитания . | 29.12 | | |
65 | Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23 | 09.01 | | |
66 | Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26 | 10.01 | | |
67 | Проверка сложения и вычитания | 12.01 | | |
68 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление | 15.01 | | |
69 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | 16.01 | | |
70 | Закрепление изученного. Решение задач | 17.01 | | |
71 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | 19.01 | | |
72 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | 22.01 | | |
73 | Прямоугольник | 23.01 | | |
74 | Прямоугольник | 24.01 | | |
75 | Сложение вида 87 + 13 | 26.01 | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач | 29.01 | | |
77 | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8 . | 30.01 | | |
78 | Вычитание вида 50 – 24 | 31.01 | | |
79 | Странички для любознательных. | 02.02 | | |
80 | Что узнали. Чему научились | 05.02 | | |
81 | Что узнали. Чему научились | 06.02 | | |
82 | Контрольная работа | 07.02 | | |
83 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 09.02 | | |
84 | Вычитание вида 52-24 | 12.02 | | |
85 | Закрепление изученного. | 13.02 | | |
86 | Закрепление изученного. | 14.02 | | |
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 16.02 | | |
88 | Закрепление изученного. | 19.02 | | |
89 | Квадрат. | 20.02 | | |
90 | Квадрат. | 21.02 | | |
91 | Наши проекты. Оригами. | 26.02 | | |
92 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. | 27.02 | | |
93 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 28.02 | | |
94 | Конкретный смысл действия умножение | 01.03 | | |
95 | Конкретный смысл действия умножение | 04.03 | | |
96 | Прием умножения с использованием сложения | 05.03 | | |
97 | Контрольная работа за 3 четверть. | 06.03 | | |
98 | Работа над ошибками.Периметр прямоугольника | 11.03 | | |
99 | Приемы умножения единицы и нуля. | 12.03 | | |
100 | Названия компонентов и результата действия умножения | 13.03 | | |
101 | Задачи на умножение. | 15.03 | | |
102 | Переместительное свойство умножения . | 26.03 | | |
103 | Переместительное свойство умножения | 27.03 | | |
104 | Конкретный смысл действия деление | 29.03 | | |
105 | Конкретный смысл действия деление | 01.04 | | |
106 | Конкретный смысл действия деление | 02.04 | | |
107 | Закрепление изученного | 03.04 | | |
108 | Название чисел при делении | 05.04 | | |
109 | Название чисел при делении | 08.04 | | |
110 | Связь между компонентами и результатом действия умножения | 09.04 | | |
111 | Контрольная работа | 10.04 | | |
112 | Работа над ошибками. Умножение и деление. Закрепление | 12.04 | | |
113 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 15.04 | | |
114 | Контрольная работа за год | 16.04 | | |
115 | Работа над ошибками. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Жизненная математика. | 17.04 | | |
116 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 19.04 | | |
117 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 22.04 | | |
118 | Приемы умножения и деления на 10 | 23.04 | | |
119 | Решение задач. | 24.04 | | |
120 | Умножение числа 2 и на 2 | 26.04 | | |
121 | Умножение числа 2 и на 2 | 29.04 | | |
122 | Приемы умножения числа 2 | 30.04 | | |
123 | Деление на 2 | 06.05 | | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач. | 07.06 | | |
125 | Странички для любознательных. | 08.05 | | |
126 | Что узнали. Чему научились. | 13.05 | | |
127 | Умножение числа 3 и на 3 | 14.05 | | |
128 | Умножение числа 3 и на 3 | 15.05 | | |
129 | Деление на 3. | 17.05 | | |
130 | Сколько стит «свое дело». | 20.05 | | |
131 | Деление на 3. Закрепление | 21.05 | | |
132 | Закрепление изученного.Зачем планировать расходы семьи. | 22.05 | | |
133 | Закрепление изученного. | 24.05 | | |
134 | Что узнали. Чему научились. | | | |
135 | Закрепление изученного. | | | |
136 | Что узнали, чему научились во 2 классе? | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
С .И.Волкова Математика. Контрольные работы 1-4,
Степанова С.В., Волкова С.И., Игушева И.А. Математика. Методические рекомендации. 2 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику "Математика 2 класс" Авторы С.И.Волкова, С.П. Максимова,единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ