Приложение к основной
образовательной программе
общего образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сальска
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов (Протокол № 1 от 28.08.2019 г.) Руководитель МО Н.А. Дорожкина _________ | Согласована заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ С.А. Демченко 28.08.2019 г. | Утверждена приказом от 29.08.2019 г. № 179 на основании решения педсовета (Протокол № 1 от 29.08.2019 г.) Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сальска ________________ Мирошниченко Е.И. |
Рабочая программа
по математике
для обучающихся 4 «Б» класса
на 2019– 2020 учебный год.
Составитель программы:
учитель начальных классов
Бойко Л.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 29.08.2018 года № 223).
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2019 г. № 144).
Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2019 г. № 188).
Примерная программа по учебному предмету.
Авторская программа: Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др., издательство «Просвещение», 2016 г.
Федеральный перечень учебников.
Для реализации данной программы используется учебник под редакцией М.И. Моро
Состав УМК: Учебник. Математика. 4 класс в 2 частях. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Издательство Москва «Просвещение» 2017 г.
Рабочая тетрадь в 2 частях. 4класс. Моро М.И., Волкова С. Москва «Просвещение» 2017 г.
Проверочные работы 4 класс Волкова С.И. Издательство Москва «Просвещение» 2017 г.
Авторская программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 133 часа в год.
В связи с тем, что государственные праздники 23 февраля, 4 и 5 мая приходятся на понедельник и вторник, а уроки математики в соответствии со школьным расписанием проходятся на эти дни, фактически будет проведено 133 урока. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала в темах «Умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число», «Деление на трехзначное число».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Числа и величины.
Ученик научится:
Образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000000;
Заменять мелкие единицы счета более крупными и наоборот;
Устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
Читать, записывать и сравнивать значение величин (длина, площадь, масса, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Ученик получит возможность научиться:
Классифицировать числа по нескольким основаниям ( в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
Самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных случаях объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Ученик научится:
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками без скобок);
Ученик получит возможность научиться:
Выполнять действия с величинами;
Выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатами действия);
Использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
Решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий «сложения» и «вычитания», «умножения» и «деления»;
Находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
Работа с текстовыми задачами.
Ученик научится:
Устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;
Решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1 – 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи;
Ученик получит возможность научиться:
Составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
Решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
Решать задачи в 3-4 действия;
Находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Ученик научится:
Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
Выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
Использовать свойства прямоугольника, квадрата для решения задач;
Распознавать и называть геометрические тела (куб, шар, пирамида);
Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины.
Ученик научится:
Измерять длину отрезка;
Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
Оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз)
Ученик получит возможность научиться:
Распознавать, различать геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
Вычислять периметр многоугольника;
Находить площадь прямоугольного треугольника;
Находить площади фигур путем разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Ученик научится:
Читать несложные готовые таблицы;
Заполнять несложные готовые таблицы;
Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
Достраивать несложную столбчатую диаграмму;
Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
Понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и слова (и, если, то.; верно/неверно, что; каждый; все; некоторые; не).
Содержание учебного предмета.
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел. От 0 до 1000000. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100,
1 000 раз. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, тонна, центнер); вместимости; времени (год, век). Соотношения между единицами каждой из величин. Сравнение, упорядочение значений величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления) Нахождения неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства арифметических действий. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений.
Элементы алгебраической пропедевтики. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 ( 1· а = а, с · 0 = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий.
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, содержащие величины, характеризующие процесс движения ( скорость, время, пройденный путь), расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на определение конца и продолжительности события. Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве.
Распознавание и изображение геометрических фигур многоугольник: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник.
Свойства сторон прямоугольника.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, пирамида, шар).
Геометрические величины.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр). Точное и приближенное (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата)
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счетом объектов и измерением величин; анализ и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что…; если…, то…, все; каждый и др.).
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения урока |
| 1 четверть | 32 ч | |
| Тема раздела «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. ПОВТОРЕНИЕ» | | |
| Повторение. Нумерация. | 1 | 02.09 |
| Порядок действий в числовых выражениях. | 1 | 03.09 |
| Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | 04.09 |
| Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | 05.09 |
| Умножение трехзначного числа на однозначное. | 1 | 09.09 |
| Свойства умножения. | 1 | 10.09 |
| Алгоритм письменного деления. | 1 | 11.09 |
| Приемы письменного деления. | 1 | 12.09 |
| Проверочная работа №1. «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000». Приемы письменного деления. | 1 | 16.09 |
| Повторение изученного материала. | 1 | 17.09 |
| Сбор и представление данных. Диаграммы. | 1 | 18.09 |
| Тема раздела «ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000» | | |
| Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы . | 1 | 19.09 |
| Разряды и классы . | 1 | 23.09 |
| Письменная нумерация. Чтение чисел. | 1 | 24.09 |
| Письменная нумерация. Запись чисел. | 1 | 25.09 |
| Разрядные слагаемые. | 1 | 26.09 |
| Сравнение многозначных чисел. | 1 | 30.09 |
| Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 01.10 |
| Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. | 1 | 02.10 |
| Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | 03.10 |
| Проект №1. «Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город» | 1 | 07.10 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 08.10 |
| Единицы длины. Километр. | 1 | 09.10 |
| Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. | 1 | 10.10 |
| Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр | 1 | 14.10 |
| Таблица единиц площади. | 1 | 15.10 |
| Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1 | 16.10 |
| Единицы измерения массы: тонна, центнер. Таблица единиц массы. | 1 | 17.10 |
| Единицы времени: секунда, век, год. Таблица единиц времени. | 1 | 21.10 |
| Время от 0 до 24 часов. | 1 | 22.10 |
| Контроль и учет знаний по теме: «ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000». | 1 | 23.10 |
| Работа над ошибками. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 | 24.10 |
| Итого за 1 четверть - 33 часа. КУЗ– 1 Пров.р. - 1 Проект – 1. | | |
| 2 четверть | 32 ч | |
| Единицы времени. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 05.11 |
| Повторение пройденного. Единицы времени. | 1 | 06.11 |
| Устные и письменные приемы вычислений. | 1 | 07.11 |
| Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032. | 1 | 11.11 |
| Нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | 12.11 |
| Нахождение нескольких долей целого. | 1 | 13.11 |
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа, выраженных в косвенной форме. | 1 | 14.11 |
| Сложение и вычитание значений величин. | 1 | 18.11 |
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа, выраженных в косвенной форме | 1 | 19.11 |
| Письменные приемы деления. Решение задач. | 1 | 20.11 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | 21.11 |
| Проверочная работа по теме «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа, выраженных в косвенной форме» | 1 | 25.11 |
| Решение задач. | 1 | 26.11 |
| Тема раздела «ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000». Умножение и деление. | | |
| Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | 1 | 27.11 |
| Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 28.11 |
| Умножение чисел, оканчивающихся нулями | 1 | 02.12 |
| Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | 03.12 |
| Решение уравнений. | 1 | 04.12 |
| Деление 0 на число, и числа на 1. | 1 | 05.12 |
| Прием письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | 09.12 |
| Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач . | 1 | 10.12 |
| Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | 11.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули. | 1 | 12.12 |
| Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | 16.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | 17.12 |
| Контроль и учет знаний по теме: «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | 18.12 |
| Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | 19.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | 23.12 |
| Решение задач на пропорциональное деление. Закрепление пройденного | 1 | 24.12 |
| Умножение и деление на однозначное число. | 1 | 25.12 |
| Решение задач. | 1 | 26.12 |
| Итого за 2 четверть – 31 часа. КУЗ -1 Пров. р.-1 | | |
| 3 четверть | 40 ч | |
| Закрепление изученного материала. | 1 | 09.01 |
| Скорость, время, расстояние. Единицы скорости. | 1 | 13.01 |
| Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | 14.01 |
| Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости. | 1 | 15.01 |
| Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием | 1 | 16.01 |
| Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения. | 1 | 20.01 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 21.01 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 22.01 |
| Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 23.01 |
| Решение задач на встречное движение. | 1 | 27.01 |
| Решение задач на встречное движение. | 1 | 28.01 |
| Перестановка и группировка множителей. | 1 | 29.01 |
| Решение задач на встречное движение. | 1 | 30.01 |
| Решение задач на встречное движение | 1 | 03.02 |
| Повторение пройденного | 1 | 04.02 |
| Деление числа на произведение. | 1 | 05.02 |
| Деление вида 600:200, 5600:800 | 1 | 06.02 |
| Деление с остатком на 10, 100 и 1 000. | 1 | 10.02 |
| Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 1 | 11.02 |
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 12.02 |
| Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 13.02 |
| Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 17.02 |
| Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | 18.02 |
| Решение задач. Закрепление приемов деления. | 1 | 19.02 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | 20.02 |
| Проверочная работа «Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | 25.02 |
| Умножение числа на сумму. Прием устного умножения на двузначное число | 1 | 26.02 |
| Проект №2 «Математика вокруг нас.Составление сборника математических задач и заданий» | 1 | 27.02 |
| Письменное умножение на двузначное число | 1 | 02.03 |
| Письменное умножение на двузначное число | 1 | 03.03 |
| Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | 1 | 04.03 |
| Решение задач. | 1 | 05.03 |
| Прием письменного умножения на трехзначное число. | 1 | 10.03 |
| Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. | 1 | 11.03 |
| Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. | 1 | 12.03 |
| Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала. | 1 | 16.03 |
| Контроль и учет знаний по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | 17.03 |
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | 18.03 |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 19.03 |
| Итого за 3 четверть –39часов. КУЗ -1 Пров. р.-1 Проект-1 | | |
| 4 четверть | 30 ч | |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 06.04 |
| Повторение по теме «Письменное деление на многозначные числа ». | 1 | 07.04 |
| Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 | 08.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число. | 1 | 09.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число. Проверка деления умножением. | 1 | 13.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число. Проверка деления умножением. | 1 | 14.04 |
| Решение задач. | 1 | 15.04 |
| Решение задач. | 1 | 16.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число. | 1 | 20.04 |
| Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 | 21.04 |
| Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 | 22.04 |
| Решение задач. | 1 | 23.04 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | 27.04 |
| Письменное деление на трехзначное число. | 1 | 28.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число. | 1 | 29.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число | 1 | 30.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число. | 1 | 06.05 |
| Закрепление пройденного. | 1 | 07.05 |
| Контроль и учет знаний по теме « Деление на двузначное и трехзначное число» | 1 | 11.05 |
| Работа над ошибками Проверка деления умножением. | 1 | 12.05 |
| Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. | 1 | 13.05 |
| Разряды и классы. | 1 | 14.05 |
| Решение задач на движение. | 1 | 18.05 |
| Умножение на двузначное и трехзначное число | 1 | 19.05 |
| Прием письменного деления на двузначное число | 1 | 20.05 |
| Решение задач. | 1 | 21.05 |
| Повторение пройденного. | 1 | 25.05 |
| Повторение. Прием письменного деления на трехзначное число. | | 26.05 |
| Повторение.Прием письменного деления на трехзначное число. | | 27.05 |
| Повторение за год, | | 28.05 |
| Итого за 4 четверть: 31 час. КУЗ -1 | | |
| Итого за год: 133 часа. КУЗ -4 Пров.р. – 3 Проект-2 | | |
11