МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМ-КУРСКАЯ СОШ»
МУРОМЦЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «____»_________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Горчукова И.Э._____________ «____»____________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Камышино-Курской СОШ» Лещинский А.Т._______________ Приказ № __от «___»______2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
математика
2019-2020 учебный год
Учитель: Змиевская Татьяна Васильевна
Класс: 4
Всего часов в год: 136
Количество часов в неделю: 4
с. Камышино – Курское, 2019
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
-с рабочей программой математика 4 класс (М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М. Просвещение 2012) ФГОС.
- Разработана на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Камышино - Курская СОШ».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Камышино - Курская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
-навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
-положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
-понимание значения математических знаний в собственной жизни;
-понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
-восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
-умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
-уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
-начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
-осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
-осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
-интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
-адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
-самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
-понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
-стремление полнее использовать свои творческие возможности;
-общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
-осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
-умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
-умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
-согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
-сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
-устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
-читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
-читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
-классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
-выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
-выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
-выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
-анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
-составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
-преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
-составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
-решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
-сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
-дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
-находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
-решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
-решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
-обозначать геометрические фигуры буквами;
-различать круг и окружность;
-чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
-различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
-изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
-читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
-измерять длину отрезка;
-вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
-выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
-выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
-вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю (34 недели). Курс рассчитан на 136 ч.
Содержание программы. (136ч)
Числа от 1 до 1 000. Повторение (12 ч).
- Нумерация . Четыре арифметических действия .
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.
- Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».
Числа, которые больше 1000. Нумерация. (10 ч)
- Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов Наш проект «Математика вокруг нас».
Величины (14 ч)
Единица длины километр. Таблица единиц длины .
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки.
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы.
Время. Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени.
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Сложение и вычитание (11 ч).
Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности.
Умножение и деление (79 ч).
Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное.
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение текстовых задач.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление, продолжение.
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Скорость. Время. Расстояние. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.
Умножение числа на произведение. Устные приемы уможения вида: 18 • 20, 25 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Деление числа на произведение. Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20 , 5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение, на
одновременное движение в противоположных направлениях.
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Проверка умножения делением и деления умножением .
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды.
Изготовление моделей куба, пирамиды.
Итоговое повторение. ( 10 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Диагностика | Проверочные работы | Контрольные работы |
| Повторение. Числа от 1 до 1000. | 12 | 1 | 1 | 1 |
| Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 10 | | 1 | 1 |
| Величины. | 14 | | 1 | 1 |
| Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | 11 | | 1 | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | 79 | | 3 | 4 |
| Итоговое повторение | 10 | 1 | 2 | 1 |
| Итого | 136 | 2 | 9 | 8 |
Формы организации учебного процесса
∙ Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков.
∙ Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог;
работа в парах;
индивидуальная работа;
нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), урок-соревнование.
Используемые методы обучения:
∙ объяснительно-иллюстративный;
∙ проблемно-поисковый;
∙ метод стимулирования интереса к учению;
∙ метод самоконтроля;
∙ метод самостоятельной деятельности учащихся:
Используемые технологии:
игровые технологии;
технология создания ситуации успеха на уроке;
личностно-ориентированные;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Литература:
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 4 класс.
Арнгольт И.В Поурочные разработки по математике 4 класс. Издательство «Учитель».Волгоград-2015
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1-4 класс.
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы. Сложение, вычитание. Умножение, Деление.
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)