СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по направлению "Разноцветный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по направлению "Разноцветный мир"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]




«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения протокол

№________

от________________

«Согласовано»

зам. директора по У

Бубеева З.Б. от_______________

«Утверждено»

директор школы Сапожникова Е.Г.

от__________







Рабочая программа по интеллектуальному воспитанию «Разноцветный мир»


Группа: «Светлячки»

Учебный год: 2023-2025

Срок реализации: 2 года

Воспитатели: Иванова С.С.

ДансарановаС.Л.













НОВАЯ БРЯНЬ.

2023



Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Разноцветный мир» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.

4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиНа 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития воспитанников с нарушением интеллектуального развития, воспитание у них интереса к художественному творчеству, уважительного отношения к труду.

Приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравственную позицию, развивает эстетическое восприятие деятельности.

Занятие по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы школьного воспитания, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Занятия дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья свободно выражать свой замысел, вызывают положительное эмоциональное отношение к работам, побуждает к творческим поискам и решениям.

Изобразительное искусство привлекает наивностью образов, открытостью чувств детей младшего школьного возраста. Замыслы становятся более устойчивыми. У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета. Движения рук приобретают уверенность, это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки, аппликации. Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции, художественно оформлять быт.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований. Программа «Разноцветный мир» предусматривает развитие у детей с нарушением интеллекта наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, отражать предметы и явления в различных видах изобразительной деятельности.

Цель программы.

Раскрытие и развитие художественных способностей воспитанников с ОВЗ


Задачи.

-Формирование у воспитанников представлений о видах изобразительного искусства, средствах художественной выразительности.

-Развитие изобразительных способностей в рисовании, лепке, аппликации.

-Способствование развитию и созданию оригинальных композиций из природных и искусственных материалов.

-Коррекция логического мышления, мелкой моторики.

- Развитие мотивации к занятиям, участию конкурсах.

Реализация программы.

Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 71 учебных часа практических и теоретических занятий. В первый год обучения - 35 часов, во второй год обучения - 36 часов.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Все практические работы троятся по принципу: от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении воспитанники изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы.

Реализация программы будет проходить через взаимодействие с детской

библиотекой с. Новая Брянь, участие в конкурсах, выставках.

Место реализации:

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

- Теоретическая подготовка воспитанников по основным разделам программы.

- Практические умения и навыки.

-Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу первого года обучения воспитанники должны знать:

- Названия необходимых инструментов и их назначение;

- Свойства материалов;

- Правила подготовки материала к работе;

- Правила техники безопасности;

- Основные и производные цвета.

К концу первого года обучения воспитанники должны уметь:

- Использовать основные и производные цвета в работе;

- Под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы по лепке и аппликации;

-Изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения;

- Составлять узоры;

- Рисовать животных и людей;

- Передавать конструкцию сложных предметов, состоящих их двух частей;

- Передавать величину предметов в рисовании;

- Правильно работать с различными инструментами и материалами.

К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

- Разные виды искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура);

- Отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации;

- Цвета и их оттенки;

- Разнообразные приемы рисования (карандаш, краски, мелок);

- Силуэтное вырезание.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- Самостоятельно применять различные техники в рисовании, лепке, аппликации;

- Использовать основные и производные цвета;

- Рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;

- Под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

- Дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

- Выбирать и использовать различные инструменты;

- Изображать предметы по памяти;

- Поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- Использовать знания и умения, полученные на других занятия

Методы обучения:

− словесный (беседа, рассказ, сообщение);

− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, подборки наглядного материала, и т.д.);

− практический (практические занятия).

Формы подведения итогов:

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления работ за год, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.











Тематический план 1 год обучения.


Тема

Кол-во часов

1

Здравствуй, осень (дары природы)

7

2

Мы любим игрушки

4

3

Узор в круге

1

4

Дома на нашей улице

2

5

Моя любимая сказка

2

6

Блюдо

2

7

Вот и зимушка - зима, в гости к нам она пришла.

5

8

Новогодние праздники

3

9

Любимые животные

3

10

Природа

5

Итого


35
































Тема

Кол-во часов

1

Золотая осень

7

2

Фигура человека

3

3

Рисование с натуры

1

4

Фауна

1

5

ДПИ

5

6

В гости к нам пришла зима

5

7

Наша армия

4

8

Мир в котором мы живем

2

9

8 Марта

2

10

Мир сказок

3

11

Композиция

1

12

Ферма

1

13

Любимый край

1

итого


36

Тематический план 2 год обучения

Содержание тематического плана первый год обучения


Дата

Разделы

Темы

Кол-во час

Здравствуй, осень. Природные дары.


сентябрь

Лепка

Грибная поляна

1

сентябрь

Рисование

Картинка про лето

1

сентябрь

Рисование

Знакомство с акварелью

1

сентябрь

Лепка

Овощи (морковь, свекла)

1

октябрь

Аппликация

Огурцы и помидоры

1

октябрь

Аппликация.

Блюдо с фруктами

1

октябрь

Декоративное рисование

Тарелочка

1

Мы любим игрушки

октябрь

Рисование

Чебурашка

1

ноябрь

Аппликация

Наш любимый мишка

1

ноябрь

Лепка

Любимая игрушка

1

ноябрь

Рисование

Любимая игрушка

1

Узор в круге




ноябрь


Декоративное рисование

"Узор на круге"

1

Дома на нашей улице




ноябрь

Аппликация

Дома на нашей улице

1

декабрь

Рисование

Дом, украшенный к празднику

1

Новогодние праздники

декабрь

Аппликация

Новогодняя поздравительная открытка

1

декабрь

Лепка

Праздник Новый год

1

декабрь

Рисование

Елка нарядная

1

Блюдо

январь

Аппликация

Украшение блюда

1

январь

Лепка

Блюдо

1

январь

Рисование

Фрукты в вазе

1

Вот и зимушка - зима, в гости к нам она пришла

январь

Рисование

Зимний лес

1

фераль

Аппликация

Птицы на ветках

1

февраль

Аппликация

Снеговик

1

февраль

Рисование

По замыслу

1

февраль

Рисование

Зимние прогулки

1


Моя любимая сказка

март

Аппликация

Моя любимая сказка

1

март

Рисование

Колобок

1

март

Рисование

Три медведя

1

Любимые животные

март

Рисование

Домашние животные

1

апрель

Рисование

Любимые животные

1

апрель

Лепка

Щенок

1

Природа

апрель

Рисование

Цветут сады

1

май

Аппликация

Цветы на полянке

1

май

Лепка

Животные дикие

1

май

Лепка

Животные домашние

1

ИТОГО:


35





































Содержание тематического плана второй год обучения



Дата

Разделы

Темы

Кол-во час

Золотая осень

сентябрь


Лепка

Фрукты

1


сентябрь


Аппликация

Осенние листочки

1


сентябрь


Лепка

Корзинка с грибами

1


сентябрь


Аппликация

Природный материал

1


октябрь


Рисование

Золотая осень

1


октябрь


Лепка

По замыслу

1


октябрь

Аппликация

Овощи

1

Фигура человека

октябрь


Рисование

Фигура человека в движении

1


ноябрь


Лепка

Фигура человека

1


ноябрь


Аппликация

Праздничный хоровод

1


Рисование с натуры

ноябрь


Рисование

Комнатные растения

1



Фауна


декабрь


Аппликация

Рыбки в аквариуме

1


ДПИ

декабрь


Декоративное рисование.

По мотивам городецкой росписи

2


декабрь


Лепка

Дымковские барышни

1


декабрь

Рисование

По мотивам местного этноса

1

январь

Декоративное рисование

Завиток

1

В гости к нам пришла зима

январь

Рисование

Зимний пейзаж

1


январь


Лепка

Дед Мороз

1


январь


Лепка

Лыжник

1


февраль


Лепка

Как мы играем зимой

1


февраль


Рисование

Иней покрыл деревья

1


Наша армия

февраль


Рисование

Наша армия родная

1


февраль


Аппликация

23 Февраля

1


март

Лепка

Пограничник с собакой

2

Мир, в котором мы живем

март

Аппликация

Мой дом

1

март


Рисование

Мир, в котором я живу

1


8 Марта

март


Аппликация

Поздравительная открытка для мамы

1


апрель


Рисование

Ваза с цветами

1


Мир сказок

апрель


Рисование

Мой любимый сказочный герой

1


апрель


Лепка

По щучьему веленью

1


апрель


Рисование

Обложка для книги сказок

1


Композиция

май

Рисование

Композиция с цветами и птицами

1


Ферма

май


Лепка


Ферма


1


Любимый край

май


Рисование

Люблю свой край!

1


ИТОГО:

72


36

Материально техническое обеспечение программы.

- Светлое, просторное помещение

-Столы и стулья

- Шкаф для хранения материалов, инструментов и работ

- Вода

- Инструкция по ТБ

- Образцы готовых работ

-Видео, фото и интернет источник

-Компьютер для демонстрации презентации и фото материала.

- Демонстрационная доска


Инструменты и материалы

- Акварельные краски, гуашь

- Альбом для рисования

- Простые карандаши, ластик

- Наборы бумаги

- Восковые и масляные мелки, свеча

- Ватные палочки

- Поролоновые губки

- Палочки(зубочистки)

- Матерчатые салфетки;

- Стаканы для воды

- Подставки под кисти; кисти

- Место для выставки детских работ

- Различные игрушки

- Наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

- Пластилин

- Картон

- Стеки

- Досточка для лепки

- Ножницы

- Клей



















Список литературы для педагога

1.Рощина Н. Д. Лепим из пластилина. Фигурки, игрушки, зверюшки. Подробные пошаговые инструкции - М.: Академия Развития, Харвест, 2019. - 414 c.2. Рощина Н.Д. Пластилин. Симпатичные простые поделки - М.: АСТ, 2017. - 727 c.

3. Сергеева Ю. Новогодняя сказка из пластилина - М.: Эксмо, 2018. - 708 c.

4. Степанова И.В. Веселый пластилин. Простые уроки лепки - М.: Клуб семейного досуга, 2020. - 122 c.

5. Тонконог И. Поделки из соленого теста и пластилина - М.: Газетный мир «Слог», 2019. - 741 c.

6. Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина - М.: Феникс, 2019. - 191 c.

Список литературы для учащихся и родителей:



1.Янушко Е.А. Пластилин и тесто - Москва: Гостехиздат, 2018. - 788 c.

2. Степанова И.В. Веселый пластилин. Простые уроки лепки - М.: Клуб семейного досуга, 2017. - 122 c.

3. Тонконог И. Поделки из соленого теста и пластилина - М.: Газетный мир «Слог», 2018. - 741 c.

4. Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина - М.: Феникс, 2019. - 191 c.

Цифровые образовательные ресурсы:

Статьи и публикации о ручном творчестве: описание техник, фотогалерея работ и др. /Электронный ресурс/ Режим доступа:http://stranamasterov.ru/(дата обращения 21.04.2022.).

«Страна Мастеров» /Электронный ресурс/ Режим доступа:http://www.stranamam.ru/post/6586797/(дата обращения 21.04.2022.).

МОРЕ творческих идей для детей. Сайт Юлии Шерстюк: детское развитие, творчество, занятия, игры. /Электронный ресурс/ Режим доступа:https://moreidey.ru. (дата обращения 21.04.2022.).