СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
впрограмме представлены разделы по возрастам, начиная со второй младшей группы, тематическое планирование, а также карты мониторинговых исследований.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14» комбинированного вида
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующий
Протокол № 1 от МКДОУ «Детский сад №14»
__________Н.В. Бабушкина
Приказ № от
Программа
по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина – большой страны"
Автор программы: Ужгина Елена Александровна,
старший воспитатель
г. Усть - Катав
Содержание программы
1. Целевой раздел............................................................................................3
1.1. Пояснительная записка..............................................................................3
1.2. Педагогические принципы программы....................................................5
1.3. Структура программы..............................................................................6
1.4. Планируемые результаты реализации программы.................................7
2. Содержательный раздел............................................................................9
2.1. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию...................9
2.2. Содержание образовательной деятельности по областям развития.......10
2.3. Музейная педагогика.................................................................................12
2.4. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию...........14
2.5. Тематическое планирование.....................................................................16
2.6. Региональный компонент..........................................................................23
3. Организационный раздел.........................................................................27
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды.......27
3.2. Программно – методическое обеспечение...............................................31
3.3. Дополнительное образование...................................................................34
3.4. Мониторинг дошкольников по патриотическому воспитанию...............35
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, он обретается самостоятельно и переживается индивидуально, прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что многие из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы, например, с народной культурой, бытом русских людей? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто, как не воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Реализация программы невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Президент Российской Федерации В.В.Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Актуальность программыВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Цель и задачи программы
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к культуре родной страны – России, ее достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к своей малой Родине
Задачи:
Образовательные:
• формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;
• формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
• расширение представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своему краю;
• формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.
Развивающие:
развитие нравственных норм поведения;
развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
• воспитание уважения к труду;
• воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на воспитание гражданско-патриотических чувств, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по обучению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на закрепление знаний, полученных в детском саду.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует умение применять свои знания в повседневной жизни.
Принцип совершенствования умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия ребенка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет.
Принцип импровизационности, самостоятельные беседы и рассуждения в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Я и моя семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Мой любимый детский сад».
3 раздел «Наш город и моя улица».
4 раздел «Моя Родина - Россия. Наш край»
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:Формировать представления детей о географических, климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах уральской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Ожидаемым результатом реализации программы станет воспитание личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, края.
Иметь представление о символике города, края.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа, населяющего город и Челябинскую область.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Челябинской области и Усть – Катавского городского округа в частности.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Усть – Катава, Челябинская область, их символика).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наш город» и т.д.
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами народов, населяющих Челябинскую область, укрепление связи между поколениями, развитие чувства принадлежности и уважения к русскому народу, истории города, края. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки», «Сабантуй»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в городской историко – краеведческий музей г. Усть - Катав;
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к Мемориалу в Парк Победы, посвященному участникам Великой Отечественной Войны.
Оформляется тематический мини – музей «Музей воинской славы»
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДО.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Организован музей русской избы «Горница»
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
2.2. Содержание образовательной деятельности по областям развития
Социально – коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Используя средства Программы, возможно:
- воспитывать у ребёнка любовь и уважение к малой Родине, к отечественным историческим и патриотическим традициям и достижениям;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- учить ребёнка чувству сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситацию и нуждается в помощи;
- формировать активную гражданскую позицию;
- формировать оценку нравственных понятий и поступков, используя педагогическое воздействие на детей с помощью художественного слова, а также результаты полученных детьми первичных знаний об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения.
Познавательное развитие предполагает:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие умения детей, наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др., формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части, целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Используя средства Программы возможно:
- развивать умения наблюдать и анализировать различные явления и события;
- пополнять образовательный багаж ребёнка новым познавательным содержанием;
- способствовать развитию разных форм познания в соответствии с индивидуальными особенностями и социальными возможностями;
- формировать навыки использования различных источников информации, необходимых для решения поставленных задач.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Используя средства Программы возможно:
- учить детей владеть речью как средством общения;
- развивать способности в использовании диалога путём формирования активной коммуникативной позиции;
- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога;
- развивать способность к выражению своих мыслей путём построения целостных высказываний повествовательного и описательного характера;
- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.
Художественно – эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, прикладного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Используя средства Программы, возможно:
- знакомить детей с литературными произведениями писателей и поэтов г. Усть – Катава;
- содействовать накоплению опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- осуществлять сотрудничество с родителями в приобщении детей к искусству.
2.3 Музейная педагогика
Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка.
Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально-значимых представлений об окружающем мире.
Кроме того, посредством создания различных музеев формируются конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира.
Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
Задачи:
Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира.
Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
В соответствии с целью и задачами, в ДОУ создан комплекс мини-музеев:
- в I младшей группе: «Мои игрушки-погремушки»;
- во II младшей группе: «Домашние животные»;
- в средней группе: «Музей сказки», «Народная игрушка»;
- в старшей группе: «Русская изба», «Музей родной природы», «Город мастеров»;
- в подготовительной к школе группе: «Музей хлеба», «Чудо-роспись», «Музей камня», «Чудеса нашего края».
К
- «День Победы»;
-
- «Музей Деда Мороза» и др.
В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт:
- объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
- картины, предметные картинки, фотографии, предметно-схематические модели;
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др.);
- игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).
Предметы и пособия в мини-музеях – это носители культурно-исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира у дошкольников. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности.
Развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняется и обновляется в соответствии с изучаемыми темами.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
Непосредственно образовательная деятельность. В рамках музея активно проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, карты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, слушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают.
Экскурсии. Педагогами продумана и составлена тематика экскурсий, которые проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами являются не только воспитатели, но и дети.
«Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора.
«Музейная гостиная». На встречи приглашаются известные люди, работники библиотеки, бабушки и дедушки, которые рассказывают о родном крае, знаменитых земляках, Великой Отечественной войне, природе. Каждая встреча заканчивается или концертом, или совместной продуктивной деятельностью.
«Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков, макетов и других видах творческой деятельности.
Мини-спектакли. По тематике музея, на основе знакомых фольклорных произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются творческие мини-спектакли. Театрализация стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств.
Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста.
Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей.
2.4 Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детейОсобую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании ребенка.
Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
«Родительская школа». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
«Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения раскрывают тему конференции
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| |||
п\п |
| выполнения |
| ||||
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Заведующий, старший воспитатель | ||||
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители, старший воспитатель | ||||
3
4 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).
Конкурс семейного рисунка «Наша Родина – Россия» ко Дню народного единства | Октябрь
Ноябрь | Воспитатели
Воспитатели
| ||||
5 | Выставка рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители | ||||
6 | Круглый стол, посвященный Дню матери. |
Ноябрь |
Воспитатели, специалисты ДО | ||||
7 | Семинар: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». |
Декабрь |
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели | ||||
8 | Оформление стенда «Древо своей семьи». |
Январь |
Родители, воспитатели | ||||
9 | Выставка плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, старший воспитатель | ||||
10 |
Военно – патриотическая спортивная игра «Зарница» |
Февраль | Старший воспитатель, воспитатели, родители | ||||
11 | Спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья». |
По плану ДО | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | ||||
12 13 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». Организация тематического мини – музея «Музей воинской славы», посвящённого ВОВ |
Апрель Май |
Родители, воспитатели Старший воспитатель, родители, воспитатели | ||||
14 15 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». Участие в акции «Триколор» ко Дню России |
Июнь Июнь |
Родители, воспитатели Старший воспитатель, родители | ||||
16
17
18 | Организация мини – музея русской избы «Горница» Участие в акции «Ромашка» ко Дню семьи, любви и верности Участие в празднике «Курбан – байрам» |
Июль
Июль
Июль | Родители, воспитатели, старший воспитатель Старший воспитатель, родители Воспитатели, родители | ||||
19
20 | Участие в акции «День флага России» Организация малой летней олимпиады ко Дню физкультурника | Август
Август | Родители, воспитатели, старший воспитатель Старший воспитатель, воспитатели, родители |
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара- краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «Помоги растению». |
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
«Рассказы о своей семье».
Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.
Природоохраня- емая акция «Посади цветок»
Познавательное развитие «Труд воспитателя».
Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».
милую, дорогую».
«Наши добрые дела». Труд взрослых
Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»
Экскурсия в сквер к памятнику
Физкультурный
досуг «В здоровом теле, здоровый дух».
Развлечение
«Путешествие в страну чистоты и здоровья».
Беседа «Дом в котором мы живем».
Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из
сборника В.Степанова «Наша природа».
Акция
«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»
«Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем Уральских лесов.
Рассматривание фотоальбома
«Город Усть - Катав»
здания и памятники города.
Аппликация
«Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
Беседа «Наш город».
Сюжетно- ролевая игра
«Путешествие по городу»
Беседа
«Усть - Катав – моя родина».
«Наша дружная семья».
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябр ь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных | Прохождение экологической тропы – природа | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей | Проект «Мой родной город». |
отношениях. г. Усть - Катав семье.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).
Проект (рисование)
«Построим
большой дом».
Природоохраняем ая акция
«Покорми птиц зимой».
«Мы следопыты»
– о жизни диких животных на Урале.
«Наша мама лучше всех».
«Мой город», рассматривание альбома о городе Усть - Катаве.
Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»
Беседа «Мое здоровье».
Проект
«Дружат дети на планете».
Проект
«Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.
«Город.
Транспорт. пешеход».
«В гости к деду
Природоведу»
–
экологическая тропа весной.
С.Черный
«Когда никого нет дома» – чтение стихотворения
.
Труд взрослых: понятие
«профессия», профессии сотрудников детского сада.
Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.
«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.
«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа
родного края)
Беседа
«Помощники»
об обязанностях, которые дети выполняют
дома, об обязанностях членов семьи.
Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».
«Моя семья» – любимые занятия
родителей и других членов семьи.
Досуг «Рота, подъем!»
«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».
Развлечение «Быть здоровыми хотим».
Знакомство детей с флагом России и Челябинской области.
Май Экскурсия по праздничным
Рассказ воспитателя
Сюжетно- ролевая игра
Целевая прогулка к
«Мемориалу памяти»
| улицам города. | «О Дне Победы». | «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | посвященной Великой Отечественной Войне. |
| Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июнь |
| |||
Июль | Экскурсия в ПЧ - 72 | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательнос ти города Усть - Катав». |
| Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественно й литературы для детей на семейную тему. | Рассматривани е фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Август |
|
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябр ь | Рассказ воспитателя «Мои родные и мы» | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г. Усть - Катава). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Челябинской области (местоположени е г. Усть - Катава). |
Ноябрь | Беседа «Чем славится г. Усть - Катав» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все |
|
|
|
| профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба г. Усть - Катава. | История возникновения г. Усть - Катав. | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
| Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Февраль |
| |||
Март | Праздник, посвященный международном у женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Усть - Катава. Природоохраняема я акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательност и г. Усть - Катава». | Экскурсия в городской историко – краеведческий музей "Предметы старины" |
| Беседа с детьми «Люди каких национальносте й населяют наш город». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Усть - Катаву». | «Кем работают наши родители». | Экскурсия СОК |
Апрель |
| |||
Май | Тематический праздник «День Победы». | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда народов Урала». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» |
| «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «День России». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июнь |
| |||
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Виртуальная экскурсия "Мой родной Усть - Катав". |
| Игровая обучающая ситуация «Школа для игрушечных | Составление с детьми рассказа "Во что играли раньше наши бабушки и | «Символика города». | «Наша дружная семья» – о народах населяющих город, край. |
Август |
|
зайчиков». | дедушки" |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия в городской историко – краеведческий музей | Родные просторы (знакомство с местоположением г. Усть - Катава на карте). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». | Экскурсия по близлежащим улицам г. Усть - Катава. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика г. Усть - Катава и Челябинской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая Челябинской области» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные люди г. Усть - Катава». | Экскурсия в музейную комнату МАОУ СОШ №7 (преемственность) | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура народов Урала». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия на площадь Победы. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города. |
Февраль | Природоохраня- емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «Мои любимые места в городе». | Беседа "Дома- памятники" | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента | Рассказ педагога о Героях Советского |
|
|
| «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Союза. |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить». |
| Экскурсия к «Мемориалу памяти». посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах края. | Викторина «Конкурс знатоков родного города». | «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Май |
| |||
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга Челябинской области». | Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
| Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Сабантуй». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Июль |
| |||
Август | Государственная символика, символика города, края (День флага). | Праздник "День рождения города". | Досуг «Наши друзья деревья». | Автобусная экскурсия на страусиную ферму в с. Орловка |
2.6 Региональный компонент
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно – исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно – историческое, социально – экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у детей духовно – нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Основными целями регионального компонента являются:
Создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
Ориентация общего образования на реализацию социально – экономической стратегии развития;
Обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
Развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории РФ;
Обновление содержания общего образования;
Овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
Воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Национально – региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социо – культурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
В настоящее время на уровне мирового общественного мнения рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений, глобальной судьбы цивилизации, подчёркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования.
Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.
Содержание патриотического воспитания направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, почве, воде, атмосфере, растительном и животном мире Уральского региона);
- формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного и бережного отношения к природе Уральского региона.
Региональный компонент в детском саду реализуется посредством парциальной программы «Наш дом – Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики» под редакцией Е.С. Бабуновой.
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.
Задачи программы:
1. Способствовать углублению и расширению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.
2. Формировать эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Содержание программы реализуется во всех областях образовательного процесса и предполагает овладение специфическими средствами, методами, приёмами, позволяющими реализовывать идеи народной педагогики. Педагогические условия заключаются в организации тематических занятий, стимулировании активной позиции ребёнка в совместной деятельности со взрослым, создании «вторичного прочтения» знакомых по прошлому опыту предметов, событий, вовлечении к выполнению творческих заданий, развитии воображения, самостоятельного мышления путём использования комплекса средств и методов народной педагогики. При реализации программы используются различные виды малого фольклора, народные игры и игрушки, предметы декоративно – прикладного искусства, народные праздники и развлечения, культурно – исторические традиции, атрибуты народного быта.
Планирование работы осуществляется по принципу круглого года, особенностей краеведческого подхода к отбору материалов.
Большое внимание уделяется изучению природы, достопримечательностей, словесного и художественного творчества поэтов и художников города Усть – Катава.
Формы и приёмы организации образовательного процесса
по региональному воспитанию
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Тематическая НОД Показ Экскурсии, наблюдение Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры- дидактические, подвижные Проектная деятельность Проблемно – поисковые ситуации Народные игры и игрушки Предметы декоративно – прикладного искусства Атрибуты народного быта | Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Развивающие игры Проблемные ситуации Игровые упражнения Подвижные народные игры Рассматривание чертежей и схем Моделирование Коллекционирование Проекты Интеллектуальные игры Тематическая прогулка Конкурсы КВН Тематические выставки Мини – музеи Народные праздники и развлечения Виды малого фольклора Народные игры и игрушки Предметы декоративно – прикладного искусства Атрибуты народного быта | Игры – развивающие, подвижные, со строительным материалом. Игры с использованием дидактических материалов. Моделирование Наблюдение Продуктивная деятельность. Народные игры и игрушки. Предметы декоративно – прикладного искусства. Атрибуты народного быта. | Беседа Коллекционирование Просмотр видеофильмов Прогулки Совместное конструктивное творчество. Интеллектуальные игры. |
Содержание для включения
в основную общеобразовательную программу ДОУ
1. Природа Уральского региона (географические, климатические особенности);
2. Животный мир Уральского региона (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.
3. растительный мир Уральского региона (деревья, кустарники, травы, грибы и т.д.).
4. Культура и быт народов Уральского региона (быт, национальные праздники, игры).
5. Произведения устного народного творчества коренных народов уральского региона, проживающих на территории Южного Урала: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и т.д.).
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами образовательных областей:
«Познавательное развитие» (природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт народов Южного Урала);
«Речевое развитие» (произведения устного народного творчества народов Южного Урала);
«Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Южного Урала);
«Физическое развитие» (игры народов Уральского региона).
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится на основании требований ФГОС ДО, СанПиН, согласно Перечню материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкального и спортивного залов и пр.), участков детского сада, рекомендованного Министерством образования Челябинской области.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, с возрастными особенностями детей, их потребностями и интересами.
В качестве центров развития выступают:
центр для сюжетно-ролевых игр;
центр театрализованных игр;
книжный центр;
центр познавательного развития для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
центр природы (наблюдений за природой);
физкультурно-оздоровительный центр;
центр исследовательской и экспериментальной деятельности;
зоны для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
мини-музеи и др..
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.
В ДОУ ведѐтся постоянный мониторинг и самоанализ состояния предметно-развивающей среды. На основании этих данных ведѐтся планирование финансирования и пополнения развивающей пространственно-предметной среды.
Комплексные программы дошкольного образования
№ п/п | Название программы |
1. | Инновационная образовательная программа ДО «От рождения до школы» /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика- Синтез, 2020г. |
2. | Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» автор: Н.В. Нищева – С. –Пб.: Детсво – Пресс, 2016г. |
Парциальные программы (по направлениям)
№ п/п | Направление программы | Название программы, автор |
1. | Физическое развитие | «Ритмическая мозаика»/Авт. Буренина А.И. |
2. | Социально-коммуникативное развитие
| «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Авт. Князева О.Л., Маханева М.Д. |
«Южный Урал: шаг за шагом»/ авт. Л.В. Каптелина, Н.В. Куравина- Челябинск: Уникальная книга, 2016г. | ||
«Наш дом – Южный Урал»/ под ред. Е. Бабуновой- Челябинск, 2014г. | ||
«Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге»/ под ред. Г.И. Киселёвой- Челябинск, 2007 | ||
3.
| Познавательное развитие
| «Юный эколог»/Авт. Николаева С.Н. |
«Живая экология»/ Авт. А.И. Иванова | ||
«Наш дом-природа»/Авт. Рыжова Н.А. | ||
| ||
| ||
4. | Художественно-эстетическое развитие | «Музыкальные шедевры»/ Авт. Радынова О.П. «Росток»/ авт. А.В. Шестакова |
5. | Речевое развитие | «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»/ авт. О.С. Ушакова |
Методическое обеспечение по направлениям Программы
№ п/п | Направление программы | Название методических пособий, автор |
1. | Физическое развитие
| *В.А.Драгунская Образовательная область. Здоровье.- С.-Пб.: Детсво – Пресс, 2012 *В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко В стране Здоровья.- М.: Мозаика- Синтез, 2011 *Л.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений.- М.: Мозаика – Синтез, 2016 *М.М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения.- М.: Мозаика – Синтез, 2016 *Гигиенические основы воспитания детей/ под ред.В.И. Теленчи- М.: Прсвещение, 1987 *Организация физкультурно- оздоровительной работы с детьми в ДОУ. Методические рекомендации- Челябинск: ЧИППКРО, 2013 *Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва Физкульт- привет минуткам и паузам!- С.-Пб.: Детство- Пресс, 2003 *В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак Физкультурные праздники в детском саду (2-3 издание)- М.: Просвещение, 2001 |
2. | Социально- коммуникативное развитие
| * Г.В. Калашников Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. – С.- Пб.: Детство – Пресс, 2007 *Г.В. Калашников Гербы и символы: история Российского герба.- С.-Пб.: Детство – Пресс, 2007 *Природа Южного Урала.- Челябинск, 2014 *Жизнь и труд людей на Южном Урале.- Челябинск, 2014 *Азбука профессий. Южный Урал.- Челябинск, 2014 *Азбука Челябинской области.- Челябинск,2013 *Л.Н. Коротовских, Л.К. Моисеенко Уральские промыслы- Челябинск: Взгляд, 2003 *К.Е. Корепова Русский дом.- Нижний Новгород, 1993 *М.С. Гитис, А.П. Моисеев Усть- Катав. Тетрадь юного краеведа.- Челябинск: Абрис, 2004 *Г. Садовникова, О. Иванова Усть- Катавский трамвай.- Усть- Катав, 2015 *Г. Садовникова О нашем городе Усть- Катаве.- Усть- Катав,2015 *Н.Д.Коледин Усть- Катав. Четверть тысячелетия- Челябинск: Губерния, 2008 *Н.Д. Коледин Среди вершин- Челябинск, 1992 |
|
| *Е.Я. Хабибуллина Дорожная азбука в детском саду.- С.-Пб.: Детсво – Пресс, 2016 *Путешествие по улицам города.- В.: Учитель, 2016 * Г.Д. Беляевскова ПДД для детей от 3до 7 лет.- В.: Учитель,2013 *Т.Ф. Саулина Знакомим дошкольников с ПДД.- М.: Мозаика- Синтез, 2016 *К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.- М.: Мозаика- Синтез, 2016 *Т.Г. Кобзева Система обучения дошкольников ПДД.- В.: Учитель,2011 *Организация работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма. Методические рекомендации.- Челябинск, 2004 *О.А. Скоролупова Правила и безопасность дорожного движения.- М., 2005 *ПДД для дошкольников/ под ред. Е.А. Романовой- М.: Сфера, 2005 |
3.
| Познавательное развитие | *Теория и методика экологического образования детей- М.: Сфера, 2009 *Л.А. Соколова Экологическая тропа детского сада.- С.-Пб.: Детсво- Пресс, 2014 *И.А. Холодова Экологическое походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДО.- В.: Учитель, 2016 *О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко Экологическое проекты в детском саду.- В.: Учитель, 2016 *С.Н. Николаева, И.А. Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М, 2008 *С.Н. Николаева Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка».- М.: Просвещение, 2001 |
*Г.М. Евменова Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997 | ||
*ФЭМП у дошкольников/ под ред. А.А. Столярова- М.: Просвещение, 1988 | ||
4. | Художественно-эстетическое | *И.Н. Курочкина Дошкольнику о хороших манерах и этикете.- М.: Просвещение, 2007 *Нравственно- эстетическое воспитание ребёнка в детском саду/ под ред.Н.А. Ветлугиной- М.: Просвещение, 1989 *Н. Басина, О. Суслова С кисточкой и музыкой в ладошке- М.: Линка- Пресс, 1997 |
5. | Речевое развитие | *Т.И. Бабаева, Т.А. Березина Образовательная область. Социализация.- С.-Пб.: Детство – Пресс, 2012 *О.Н. Сомкова Образовательная область. Коммуникация.- С.-Пб.: Детство – Пресс, 2012 *Р.Н. Экгард Книга для обучения детей быстрому чтению.- Челябинск, 2015 *И.А. Быкова Обучение детей грамоте в игровой форме.- С.-Пб.: Детсво- Пресс, 2007 *Р.Н. Ситдикова Опережающее обучение ребёнка.- Челябинск, 2015
|
| Учебно- методический комплект к программе «От рождения до школы» | *Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синтез, 2016 *Н.Е. Веракса Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.- М.: Мозаика- Синтез, 2016 *Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой- М.: Мозаика- Синтез, 2013 *Л.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду- М.: Мозаика – Синтез, 2015 * М.Б. Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика- Синтез, 2016 *Перспективное планирование. Подготовительная группа/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой- В.: Учитель, 2009
|
Объем обязательной образовательной части, необходимой для успешного освоения основной программы составляет не менее 80% времени, 20% - отводится на дополнительные образовательные услуги, предоставляемые ДОУ.
Цель дополнительного образования:
Воспитание здоровой личности и всестороннее развитие ребенка: выработка навыков здорового образа жизни и поведения, развитие мотивационной сферы ребенка, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
№ п\п | Наименование | Цели | Количество детей | Учебно – методическое оснащение |
1. |
Кружок «Хочу все знать!» |
Развивать у детей чувство долга, патриотизма, любовь к свей малой родине, уважение к людям. | 32 |
|
Учебный план по дополнительному образованию
№ п\п | Виды дополнительной образовательной деятельности | Возраст | Количество в неделю | Продолжительность | Ответственный |
1. | Туристско – краеведческий кружок «Хочу всё знать!» | 5-6 лет 6-7 лет | 2 2 | 25 мин 30 мин | Педагог доп. обр – я Ужгина Е.А. |
3.4. Мониторинг дошкольников по патриотическому воспитанию
Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ, необходимо проводить мониторинг. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей. Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к Родине. Для его реализации необходимо отобрать критерии и показатели развития изучаемых знаний и отношений, исходя из задач дошкольного образования в данном виде деятельности, подобрать диагностические задания для организации мониторинга. Мониторинг проводится на всех возрастных уровнях развития дошкольников, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой.
Диагностическая карта
«Я и моя семья»
по нравственно – патриотическому воспитанию
во второй младшей группе
Показатели развития | Знает и называет совё имя, фамилию | Знает и называет имена родителей | Имеет представления о взаимоотношениях членов семьи | Имеет представление о степени родства в семье | Имеет представление о домашних животных и их значении для человека | Имеет представление о семейном досуге | Имеет представление о традициях и праздниках семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта
«Мой любимый детский сад»
по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе
показатели развития | Имеет предст-авление о жизни детей в детском саду | Знает и называет имена родителей | Имеет представление о работниках детского сада | ||||||||
Воспи-татель | Помощ-ник воспи-тателя | Инстр. по физ-куль-туре | Восп. по ИЗО | Мед. сест-ра | повар | Двор-ник | Прач-ка | Муз. рук-ово-дитель | |||
| | | | | | | | | | | |
Диагностическая карта
«Наш город и моя улица»
по нравственно – патриотическому воспитанию
в старшей группе
показатели развития | имеет представ-ление о родном городе | имеет первичные представления о родном крае | имеет представ-ление о предприя-тиях города | знает места культурного и спортивного времяпре- провождения | знает и называет достопри-меча-тельности города | имеет первичные представления об истории города в годы войны | знакомство с творчеством поэтов и писателей города |
| | | | | | | |
Диагностическая карта
«Моя Родина – Россия. Наш край»
по нравственно – патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
показатели развития | имеет первичные представления об истории заселения Южного Урала людьми | имеет первичные представления о народах Южного Урала, их быте и традициях | имеет первичные представления о календарно- обрядовых праздниках народов Южного Урала | имеет представление о народных промыслах Южного Урала | имеет представление о народе Южного Урала, его животных и птицах | имеет представление о фольклоре нородов Южного Урала | знакомство с творчеством П.П. Бажова |
| | | | | | | |