МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕЛИЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9
Рабочая программа
по «Общей физической подготовке»
Контингент учащихся:
кадетские классы
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Григорьева С.Б., педагог дополнительного образования МБОУ ЕСШ №9
г. Елизово
г. Елизово
2021 г.
Содержание
П ояснительная записка……………………………………………………. | 3 |
Направленность дополнительной общеобразовательной программы…… | 3 |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы… | 4 |
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы…… | 5 |
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы ………………………………………………. | 6 |
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы……. | 6 |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)………..…….………. | 6 |
Формы и режим занятий……………………………....……………………. | 6 |
Ожидаемые результаты и формы подведения итогов в реализации дополнительной общеобразовательной программы……………………………. | 8 |
Формы подведения итогов…………………………………………………. | 9 |
Учебный и учебно-тематический планы…………….…………………... | 10 |
Учебный план ………………………………………………………………. | 10 |
Учебно-тематический план ………………………………………………… | 11 |
Содержание дополнительной общеобразовательной программы…….…. | 14 |
Содержание программы ………..…………………….……………………. | 14 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ………………………………………………………………………… | 17 |
Список используемой литературы………………………………….................... | 23 |
1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа внеурочной деятельности по общей физической подготовке предназначена для обучающихся кадетских классов. Направленность программы по классификации в дополнительном образовании – физическая. Программа внеурочной деятельности общей физической подготовки составлена на основе материала, который кадеты изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программа внеурочной деятельности направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности. ОФП имеет большое оздоровительное значение. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию – однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.
Нормативно-правовая база программы:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Целью данной программы является – создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений.
В соответствии с целью формируются следующие
Задачи:
Образовательные:
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
– формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры;
– формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
– воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;
– воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.
. Оздоровительные:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями;
-укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся;
- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой деятельности;
- создание представлений об индивидуальных физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья;
- обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции телосложения.
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
1.5. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы
Программа предусматривает работу с обучающимися от 12 до 17 лет, учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация данной программы происходит за счёт разнообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.
Срок реализации программы 68 часов.
1.7. Форма и режим занятий
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса является групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной направленности; эстафеты, домашние задания. Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие детей в «весёлых стартах» и праздниках.
Самый распространенный тип занятия – комбинированный, который может включать в себя теорию, практику, игру, соревнование и т.д.
Занятия проводятся в группе не более 20-25 человек. Используя различные физические упражнения, осуществляются контроль и индивидуальный подход к обучающимся при выполнении заданий, что положительно сказывается на эффективности обучения и достижении конечного результата на занятии.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 мин.
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств, проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Способы определения результативности
1.9. Формы подведения итогов
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
знание и соблюдение правил игр;
знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, мини-футбол);
умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, мини-футбол);
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
отсутствие вредных привычек;
Учебный и учебно-тематический планы.
2.1. Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Техника безопасности. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью. | В процессе занятия |
2 | Легкая атлетика. | 24 |
| Ходьба и бег. | 8 |
| Прыжки. | 8 |
| Метание малого мяча. | 8 |
3 | Подвижные и спортивные игры. | 26 |
4 | Гимнастика с основами акробатики. | 18 |
| Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Характеристика деятельности учащихся. |
| Легкая атлетика 18 часов |
1-3 | Способы передвижения человека. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И. | Соблюдать правила Т.Б. Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. Бегать с максимальной скоростью 30м. Уметь правильно подбирать одежду и обувь Проявлять качества силы, быстроты, выносливости. Уметь демонстрировать различные виды ходьбы. Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге. Правильно выполнять основные движения в метании. Выявлять характерные ошибки в технике метания. |
4-6 | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. |
7-9 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. |
10-12 | Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты. |
13-15 | Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И. |
16-18 | Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И |
| Подвижные и спортивные игры 26 часов |
19-21 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. П/И. Развитие координационных способностей. | Соблюдать правила Т.Б. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при передаче и перекатах мяча Взаимодействовать в парах и группах. Осваивать технику бросков мяча снизу. Проявлять качество силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений с мячом. Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр; Осваивать технические действия в спортивных играх. |
22-24 | Передача в парах, по кругу в шеренге. Перекаты мяча. П/И. |
25-27 | Бросок мяча двумя руками от груди. Передачи мяча по кругу. П/И. |
28-31 | Передачи мяча снизу и двумя руками от груди. Ловля мяча на месте. |
32-34 | Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля мяча на месте. П/И. |
35-37 | Ведение мяча на месте и в шаге. Эстафета с ведением мяча. |
38-40 | Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля, передача мяча. Ведение мяча. |
41-44 | Бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель. П/И. |
| Гимнастика 18 час |
45-46 | Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. | Соблюдать правила Т.Б. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Проявлять качество силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений Выявлять характерные ошибки в выполнение акробатических упражнений. Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. |
47-48 | Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. П/И. |
49-50 | Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы. |
51-53 | Упражнения для формирования правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке. Развитие силовых способностей. |
54-56 | Прыжки через скакалку. Челночный бег. Развитие координационных способностей. П/И. |
57-59 | Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Развитие гибкости. |
60-62 | Правила контроля над физической нагрузкой. Лазание, перелазание. Прыжковые упражнения. |
| Легкая атлетика 6 часов |
63-64 | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. | Соблюдать правила Т.Б. Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. Бегать с максимальной скоростью 30м. Уметь правильно подбирать одежду и обувь Проявлять качества силы, быстроты, выносливости. Уметь демонстрировать различные виды ходьбы. Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге. Правильно выполнять основные движения в метании. Выявлять характерные ошибки в технике метания. |
65-66 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. |
67-68 | Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И. |
3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы.
Содержание программы
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (2 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений по развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 2 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелазание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; преодоление препятствий (15–20 см). Передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди). Повторное выполнение беговых нагрузок; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Для обеспечения безопасности педагог на первом занятии знакомит с
правилами техники безопасности. Такая работа проводится систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных видов упражнений. информационно-познавательные (беседы, показ); творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Условия реализации программы
Помещение и оборудование. Помещение для занятий соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. По объему и размерам полезной площади соответствует числу обучающихся.
Место проведения:
Спортивная площадка;
Футбольное поле;
Волейбольное поле;
Беговые дорожки;
Спортивный зал.
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К– полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд |
Программа | Д |
Учебно-дидактические пособия и рекомендации | Д |
Печатные пособия |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) | Д |
Технические средства обучения |
Музыкальный центр | Д |
Учебно-практическое оборудование |
Перекладина гимнастическая пристеночная | П |
Стенка гимнастическая | П |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
Палка гимнастическая | К |
Скакалка, обруч | К |
Мат гимнастический | П |
Кегли | К |
Аптечка | Д |
организация и проведение инструктажа по технике безопасности.
организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, беговые дорожки)
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
Список используемой литературы
Список литературы для обучающихся
1. Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002.
2. Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М., «Мир книги»,2007
3. Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010.
4. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981.
5. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
6. Ежи Талага, Энциклопедия физических упражнений. – М., «Физкультура и спорт», 1998.
7. Куприянчик Л.Л. Основы бодибилдинга – Секреты для мальчиков. – Киев, «Ранок», 2005.
8. Малов В.И. Тайны великих спортсменов. – М., «Оникс»,2010.
9. Шалаева Г.П., Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М., «ЭКСПО». 2004.
Список литературы для родителей
1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М., «Феникс»,2001.
2. Былеева А.В. Подвижные игры. – М., «Физкультура и спорт», 1982.
3. Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994.
4. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс», 2006.
6. Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008.
7. Подшибякин А.К. Закаливание – залог здоровья. - М., 1981
8. Сзетов А., Школьников Н. Физическая культура в семье. - М., 1973.
Список литературы для педагога
1. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999.
2. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова М.В. и др. - М.,1999.
3. Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986.
4. Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение», 2007.
5. Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического воспитаниям. - М., 1975.
6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980
7. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - М.,2010
8. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979.
9. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997.
10. Шурухина В.К Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. - М. ,1980.
11. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985.
12. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
13. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008.
14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
15. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
16. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996
17. Семёнов Л.П. Советы тренерам. – М.: ФиС, 1980.
18. Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. Журнал «Физическая культура в школе», 2004. – № 2. – с.74.
19. Чехунова Т. И. Программа по физической культуре для классов с ежедневными занятиями физической культурой.- Томск, 1999.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., «Академия», 2000.
Электронный ресурс
Концепция развития дополнительного образования детей: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р //Дополнительное образование и воспитание.– 2014. – №6. – С. 3-10 // Библиотечка для УДОд. – 2014. – №5. – [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf – (Дата обращения: 18.08.2015);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» [электронный ресурс]: Центр методического обеспечения. – Режим доступа: http://www.comofv.ru/images/data/gallery/31_9023_pismo_minobrnauki_06-1844_ot_11-12-2006.pdf. – Документы. – (Дата обращения: 18.08.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва [электронный ресурс]: «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.08.2015);
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 (вместе с СанПин 2.4.4.3172-14) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014. №33660). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631954/ – (Дата обращения: 18.08.2015);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal // Нормативные документы ОУ. – 2015. – №8. – С. 7-20. – (Дата обращения: 18.08.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html – (Дата обращения: 18.08.2015);
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ – Законы. – (Дата обращения: 18.08.2015)
Приложение
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ
ТЕСТОВ-УПРАЖНЕНИЙ.
Поднимание туловища за 30 секунд.
Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.
Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. И. п.- лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, руки за головой, пальцы сцеплены. Партнёр прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бёдер (или коленей). Обратным движением вернуться в и. п. до касания лопатками гимнастического мата. Количество подъёмов за 30 с. фиксируется в журнале и оценивается по таблице.
Прыжки в длину с места. Тест предназначен для определения скоростно-силовых качеств.
Методика выполнения. И. п.- стоя (носки на линии старта) и приняв положение старта пловца, махом рук вперёд-вверх выполняют прыжок с приземлением на обе ноги. Результаты засчитываются по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трёх попыток идёт в зачёт. Измерение производится с точностью до 1 см.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц- сгибателей рук.
Методика выполнения. И. п.- лёжа на полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде «Марш!» участник выпрямляет руки до положения упора; сгибая руки, возвращается в и п. и т. д. Количество правильно выполненных отжиманий фиксируется в журнале.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши). Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.
Методика выполнения. По команде «Начинай!» участник из виса (хватом сверху) на перекладине (руки прямые) подтягивается до касания подбородком перекладины, выпрямляет руки и снова подтягивается. Тренер (судья), стоя рядом, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если попытка выполнена неправильно, он произносит: «Не считать!». Например, если первые две попытки выполнены правильно, третья неправильно, а четвёртая вновь правильно, то тренер считает так: «Раз, два, не считать, три». Подтягивание за счёт разгибания туловища и поднимания ног не засчитывается.
Челночный бег 5х10 метров.(3х10 м) Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.
Методика выполнения. В зале на расстоянии 10 м друг от друга чертятся две параллельные линии. По Команде «Марш!» участник стартует от 1-й линии до 2-й, пересекает её и возвращается к 1-й. Необходимо выполнить в максимально быстром темпе 5 (3) таких замкнутых циклов (туда и обратно). Во время движения не допускаются остановки и смена направления; время засекается с точностью до 0,1с в момент пересечения линии старта
Прыжки через скакалку. Тест позволяет оценить скоростную выносливость ног. Методика выполнения. При выполнении этого упражнения учитывается количество выполненных прыжков за 1 минуту. При задевании ногами скакалки и вынужденной остановке участник продолжает прыжки. Общее количество прыжков, выполненное за указанное время, фиксируется в журнале и оценивается по таблице.
Оценочные материалы
№ п/п | Наименование | 1 год |
М. | Д |
1. | Бег 10 м (сек) | | |
2. | Бег 30 м (сек) | 10.5-8.5 | 10.7-8.7 |
3. | Челночный бег З х 10 м(сек) | 14.5-13.5 | 15.8-14.7 |
4. | Прыжок с места (см) | 55-70 | 50-65 |
5. | Прыжки через скакалку(раз) | | |
6. | Бросок набивного мяча, стоя из-за головы, 1кг (см) | 117-185 | 100-178 |
7. | Метание прав, мешочка лев. 150гр(м) | 2.5-5.5 | 2.4-5.2 |
2.0-4.8 | 1.8-3.7 |
8. | Подбрасывание и ловля мяча(раз) | 5-10 | 5-10 |
9. | Отбивание мяча(раз) | 5-7 | 5-7 |
10. | Перебрасывание мяча в паре разными способами | 1-1.5 | 1-1.5 |
11. | Статическое равновесие (сек) | 10 | 10 |
12. | Подъем туловища (раз) | | |
13. | Наклон вперед, ноги вместе (см) | 1-2 | 2-3 |
14. | Бег на выносливость (м) | 300-450 | 200-350 |
15. | Бег на лыжах на выносливость | 1000-1500 | 700-1200 |