Рабочая программа
по факультативу
«Оригами»
Класс: 2-4
учитель:
Учебный год: 2021-2022
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации", ст.28
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пр. Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
- Адаптированная основная общеобразовательная
- Адаптированная программа факультативного курса «Оригами» для учащихся 2 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, составленную учителем трудового обучения
Место учебного предмета: Факультативного курса «Оригами» определено учебным планом учреждения, относится к образовательным областям компонентов образовательной организации.
Задачи образовательного курса:
Научить детей делать поделки из бумаги по японской методике оригами: познакомить с основным приемом складывания, научить читать технологическую карту, схемы;
Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания (совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер)
Развивать у детей пространственное и творческое воображение, художественный вкус, уверенность в своих силах и способностях. (Неуспевающих на занятиях "Оригами" нет).
Способствовать созданию игровых ситуаций на занятиях (игра и т.д.), расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися воспитанниками.
Курс данного предмета во 2 классе включает обеспечивающие формирование компетенций:
- включает ознакомление с искусством оригами, изучение основных базовых форм.
- реализация творческой индивидуальности каждого обучающегося;
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, стимулирует развитие памяти, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Согласно действующему учебному плану на изучение курса по факультативу (оригами) отводиться 34 часа (1 час в неделю) Программа разработана для 2 класса коррекционной школы VIII вида, рассчитана на один год обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что изготовление поделок выполняется с учётом психофизических возможностей учащихся с ограниченными возможности здоровья.
Материалы и система занятий подобраны в последовательности с учётом сезонных изменений, событий в окружающей жизни и степени усложнения в складывании. Курс обучения разделён на четыре этапа, так как поэтапное изучение программного материала способствует лучшему усвоению детьми техники оригами.
I этап включает ознакомление с искусством оригами, изучение основных базовых форм. На занятиях дети учатся складывать на черновом листе бумаги вместе с учителем. В процессе работы постепенно вывешивается технологическая карта. Затем дети выполняют складывание в чистовом варианте практически самостоятельно, с небольшой помощью учителя.
На II этапе учащиеся самостоятельно ориентируются в технологической карте, знают приемы складывания основных базовых форм наизусть. Занятия строятся по следующему плану: подготовка к занятию; повторение пройденного (словесное описание, складывание той или иной базовой формы); новая тема (анализ образца, показ учителем процесса изготовления поделки со словесным описанием); самостоятельное выполнение изделия с опорой на технологическую карту; закрепление, итог урок.
На III этапе занятия направлены на изучение условных знаков оригами. Складывание производится не по технологической карте, а по схеме условными знаками, принятыми в оригами. Так, как и на II этапе, предусматривается показ учителем процесса изготовления модели, но каждый этап соотносится со схемой. Дети сами оговаривают, что в данном случае делает учитель.
IV этап предусматривает изготовление технологических карт, самими учащимися или зарисовку схем пооперационного выполнения изделия. Это позволяет учащимся самим выполнять понравившиеся изделия, составлять свой банк оригами.
Программа строится на дидактических принципах: доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы
Содержание программы. (34часа)
Знакомство с оригами.
Теоретические сведения:
Вводное занятие. Правила пользования материалами и инструментами.
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.
Практические работы:
Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы».Знакомство с условными знаками. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Базовые формы:
«Треугольник»
Теоретические сведения: Демонстрация складывания базовой формы "Треугольник".
Практические работы, изготовление модели по плану (схеме);
Синица и снегирь, Композиция "Птицы в лесу".
«Воздушный змей»
Теоретические сведения: Демонстрация складывания базовой формы "Воздушный змей".
Практические работы: изготовление модели по плану (схеме).Весёлые Гномики, Снежинки, Ёлочная игрушка, Композиция « Еловая ветка с игрушками»
Кролик и щенок, Курочка и петушок, Композиция "Домашние птицы на лужайке" Ворона, Сказочная птица, Сова.
«Двойной треугольник»
Теоретические сведения: Демонстрация складывания базовой формы "Двойной треугольник".
Практические работы:
изготовление модели по плану (схему); подснежник, рыбка, бабочка,
Открытка "Букет гвоздичек", «Бутоны роз». Композиция "Букет из роз".
«Двойной квадрат»
Теоретические сведения: Демонстрация складывания базовой формы "Двойной квадрат".
Практические работы: изготовление модели по плану (схему); Головастик и жук, Жаба, Композиция
"Островок в пруду".
«Конверт»
Теоретические сведения: Демонстрация складывания базовой формы "Конверт".
Практические работы: изготовление модели по плану (схему); Яхта, пароход и подводная лодка.
Композиция «Сказка колобок»
Теоретические сведения: Какие персонажи встречаются в сказке «колобок»
Практические работы: Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.;
Персонажи сказки «Колобок»: Бабушка, дедушка, колобок, волк, лиса, заяц, медведь.
Итоговое занятие.
Практические работы: Оформление выставочных работ учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы факультативного курса «Оригами» в 2 классе.
Личностными освоения учащимися содержания программы должны стать:
- активное участие в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных, в том числе нестандартных ситуациях и условиях;
- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении как индивидуальных, так и коллективных поставленных целей;
- взаимопомощь, взаимоподдержка, умение взаимодействовать в реализации общих дел и интересов
- развитие художественного вкуса, способности видеть прекрасное вокруг себя, выражать свои впечатления, свое эмоциональное отношение через творчество.
Предметные:
Достаточный уровень
должны знать/понимать:
что такое оригами;
историю возникновения оригами;
основные приемы работы, способ складывания.
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
правила техники безопасности
должны уметь:
подбирать бумагу нужного цвета;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
выполнять разметку листа бумаги;
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
складывать фигурки с минимальной помощью учителя;
анализировать образец, анализировать свою работу;
Минимальный уровень
должны знать/понимать:
что такое оригами;
основные приемы работы, способ складывания.
правила техники безопасности
должны уметь:
подбирать бумагу нужного цвета;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
выполнять разметку листа бумаги;
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
складывать фигурки с помощью учителя;
.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
Описание материально-технического обеспечения:
Занятия оригами проводятся в отдельном, хорошо освещенном кабинете площадью 56,9 кв.м, оснащенном учебной ростовой мебелью и мебелью для хранения дидактического материала. В кабинете имеется магнитная доска. Для практических работ кабинет оснащён дидактическим материалом: цветным картоном, цветной бумагой, цветными карандашами, ножницами. Согласно требованиям СанПиН стены ½ окрашены в светлый тон, теплого оттенка. Пол покрыт линолеумом, имеются зеленые растения различного размера.
Список литературы.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина,
С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю.
Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина,
С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели
[Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
6. Программа «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида» (новые учебные программы) / Под ред. А.М., Щербаковой. - М.:
Изд-во «НЦ ЭНАС», 2001
7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей
начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. -
СПб.: Нева, 2007
Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб:
Химия, 2000
Календарно - тематический план, оригами 2 «А» класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебн. деятельности |
| I четверть | 8 | | |
1 | Знакомство с оригами. Правила пользования материалами и инструментами . | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 06.09 13.09 20.09 27.09 30.09 04.10 11.10 18.10 | |
2 | История удивительного оригами. Термины, базовые формы. | Практическая деятельность: изготовление моделей по схеме, рисунку, наглядному изображению. Самостоятельная работа, работа по карточкам, составление плана работ. Планирование последовательности операций по технологической карте. |
| Модуль 1 - Базовая форма «Треугольник» |
3 | Стилизованный цветок |
4 | Лисёнок. |
5 | Котик. |
6 | Пароходик. |
7 | Композиция "Кораблики в море" |
8 | Собачка |
| II четверть | 7 | |
9 | Снегири. | 1 1 1 1 1 1 1 | 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 |
10 | Синица. Композиция "Птицы в лесу" |
11 | Модуль 2 - Базовая форма "Воздушный змей" |
12 | Весёлые Гномики |
13 | Снежинки |
1415 | Ёлочная игрушка «Фонарик» Ёлочная игрушка «Ёлочка» |
16 | Композиция « Еловая ветка с игрушками» |
| III четверть | 10 | |
17 | Ворона | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 10.01 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 07.03 14.03 21.03 |
18 | Сказочная птица. |
19 | Сова |
| Базовая форма "Двойной треугольник" |
20 | Подснежник. |
21 | Рыбка. |
22 | Открытка "Букет гвоздичек" |
23 | Бабочка. |
24 | Бутоны роз. Композиция "Буке из роз" |
| Базовая форма "Двойной квадрат" |
25 | Жук, жаба |
| IV четверть | | |
| Композиция «Сказка колобок» | 8 | |
26 | Колобок | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 4.04 11.04 18.04 25.04 02.05 09.05 16.05 23.05 |
27 | Волк и лиса |
28 | Бабушка, Дедушка |
29 | Заяц, Медведь |
30 | Избушка |
31 | Составление композиции «Сказка колобок» |
32 33 34 | Итоговое занятие, выставка работ учащихся Кувшинки « островок в пруду» | |
| | | | |