Муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия №15.
Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________ «___» ________________________ 2023 г. | Утверждаю Директор МАОУ гимназии №15 ___________________________ «___» ________________________ 2023. |
Рабочая программа
по курсу «Основы светской этики»
Составитель учитель начальных классов: Салова А.Е.
2023-2024 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………. ……
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.……………………………………………………………….
Тематическое планирование……………………………………….
Предметные результаты……………………………………………
Материально-техническое обеспечение для преподавания учебного предмета
«Основы светской этики»………………………………………….
Учебно-методические издания………………………………………..
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.
Особое значение в наше время приобретает духовно-нравственное воспитание школьников.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в стране, в современном мире, заставляют в очередной раз задуматься о будущем России. В настоящее время утрачены многие нравственные ориентиры. Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Бесспорно, что начинать заниматься нравственным воспитанием необходимо тогда, когда личность только формируется, складывается. В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Это один из самых сложных периодов развития школьников. В это время он переживает возрастной кризис и информационная среда оказывает не всегда положительное влияние на его формирование, как личности. Модуль «Основы светской этики» рассказывает о системе вечных ценностей, разнообразном опыте нравственной жизни, о примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
При изучении предмета «Основы светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Через литературные произведения, притчи, исторические факты, произведения изобразительного искусства можно добиться на культурологическом уровне развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
Для успешности реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает совместное воспитание младшего школьника: через семейные традиции и опыт старших поколений, доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные семейные ценности, организация внеклассных мероприятий, выработку согласованных действий и единых требований школы и семьи.
.
Цели: Формирование нравственных качеств личности
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных;
наглядных;
практических;
проблемно-поисковых;
репродуктивных;
взаимные вопросы и задания групп;
уроки – экскурсии;
деловые и ролевые игры;
викторины и конкурсы;
беседа.
интервью.
драматизация (театрализация).
составление словаря терминов и понятий .
составление галереи образов.
использование информационно-коммуникационных технологий.
Домашние задания:
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.).
Тематическое планирование
№ темы | Тема | Количество часов | Внеурочная работа |
I. | Введение. Этика общения. | 4 | |
| Добрым жить на белом свете веселей. | 1 | |
| Правила общения для всех. | 1 | |
| От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 | |
| Каждый интересен. | 1 | |
II. | Основы светской этики. Этикет. | 4 | |
| Премудрости этикета. | 1 | |
| Красота этикета. | 1 | |
| Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | |
| Чистый ручеёк нашей речи. | 1 | Проект по теме. |
III. | Этика человеческих отношений. | 4 | |
| В развитии добрых чувств – творение души. | 1 | |
| Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 | Праздник для родителей. |
| Чувство Родины. | 1 | |
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Всюду добрые люди вокруг», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Всюду добрые люди вокруг», «Мой дедушка – защитник Родины», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил (А. де Сент-Экзюпери)», и т.д. | 1 | Проекты. |
| Жизнь протекает среди людей. | 1 | |
IV. | Этика отношений в коллективе. | 4 | |
| Чтобы быть коллективом. | 1 | |
| Коллектив начинается с меня. | 1 | |
| Мой класс – мои друзья. | 1 | Творческая работа. |
| Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | |
I. | Простые нравственные истины. | 4 | |
| Жизнь священна. | 1 | |
| Человек рождён для добра. | 1 | |
| Милосердие – закон жизни. | 1 | |
| Жить во благо себе и другим. | 1 | |
II. | Душа обязана трудиться. | 4 | |
| Следовать нравственной установке. | 1 | |
| Достойно жить среди людей. | 1 | |
| Уметь понять и простить. | 1 | |
| Простая этика поступков. | 1 | |
III. | Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | |
| Общение и источники преодоления обид. | 1 | |
| Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | |
| Доброте сопутствует терпение. | 1 | |
| Действия с приставкой «со». | 1 | |
IV. | Судьба и Родина едины. | 4 | |
| С чего начинается Родина… | 1 | |
| В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | |
| Человек – чело века. | 1 | |
| Слово, обращённое к себе. | 1 | |
| Обобщение. Проекты. | 1 | Проекты |
| Всего | 34 | |
| | | |
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Материально-техническое обеспечение для преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.
Уроки «Основы светской этики» проводятся в кабинете, оборудованном интерактивной доской, экранно-звуковым оборудованием, телевизором.
Учебно-методические издания:
1.Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»
2.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
3.Учебник «Основы светской этики» автор А.И. Шемшурина. (Москва, «Просвещение», 2017).
11