ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
2 «З» КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 2)
Учитель: Ивлева Е.И.
Москва, 2018
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Программа направлена на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.
Задачи предмета:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,(вариант 2) и частично реализует Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Цель:
– формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
- формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
-формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;
- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 2класс |
Количество часов в неделю | 3 часов |
Итого в год | 102 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)
-представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы;
- расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
- элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Предметные результаты освоения учебного предмета: |
минимальный уровень Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом. Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др. Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект. | достаточный уровень Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы. Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, и др.). Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Умение проявлять интерес к объектам живой природы. Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный уход за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе. Элементарные представления о течении времени: Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. |
Содержание учебного предмета:
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Мир растений.
Виды растений, строение растений, уход за растениями, выращивание цветковых растений из семян, съедобные и несъедобные растения.
Мир животных.
Группы животных «дикие»- «домашние».
Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы).
Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)
Явления природы.
Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АООП для детей с нарушением интеллекта
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.
.Учебник «Развитие речи» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители:Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова М.: «Просвещение», 2003.
(Приложение 1)
Календарно-тематическое планирование:
1 четверть
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1,2 | | Осень. Признаки осени. | 2 |
3,4 | | Осенние месяцы. | 2 |
5 | | Экскурсия «Осень в природе». | 1 |
6-7 | | Растения осенью. | 2 |
8-9 | | Животные осенью. | 2 |
10-11 | | Труд и занятия людей осенью. | 2 |
12-13 | | Различение растений (дерево, куст, трава). | 2 |
14-15 | | Части растений | 2 |
16 | | Экскурсия «Природа в октябре» | 1 |
17-18 | | Фрукты. | 2 |
19-20 | | Ягоды. | 2 |
21-23 | | Овощи. | 3 |
24-25 | | Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека. | 2 |
2 четверть
1-2 | | Кто такие птицы. | 2 |
3-4 | | Домашние птицы. | 2 |
5-6 | | Дикие птицы. | 2 |
7-8 | | Значение птиц в жизни человека. | 2 |
9 | | Солнце. | 1 |
10 | | Значения солнца в жизни человека и в природе. | 1 |
11 | | Луна. | 1 |
12 | | Значение луны в природе и жизни человека. | 1 |
13-14 | | Вода. | 2 |
15-16 | | Значение воды в природе и жизни человека. | 2 |
17-18 | | Зима. | 2 |
19-20 | | Экскурсия «Зима в природе» | 2 |
21-22 | | Животные зимой. | 2 |
23 | | Труд и занятия людей зимой. | 1 |
3 четверть
1-2 | | Огонь. Свойства огня. | 2 |
3-4 | | Значение огня в жизни человека. | 2 |
5-7 | | Правила обращения с огнем. | 3 |
8-9 | | Дикие и домашние животные. | 2 |
10-11 | | Питание и образ жизни домашних животных. | 2 |
12-13 | | Питание и образ жизни диких животных. | 2 |
14-15 | | Значение домашних животных в жизни человека. | 2 |
16-18 | | Значение диких животных в природе и жизни человека. | 3 |
19-20 | | Детеныши диких и домашних животных. | 2 |
21-22 | | Весна. Признаки весны. | 2 |
23-24 | | Весенние месяцы. | 2 |
25-26 | | Растения весной. | 2 |
27-28 | | Животные весной. | 2 |
29 | | Экскурсия «Весна в природе». | 1 |
30-31 | | Одежда людей весной | 2 |
32 | | Труд и занятия людей весной. | 1 |
4 четверть
1-2 | | Узнавание травянистых растений. | 2 |
3-4 | | Части травянистых растения: корень, лист, цветок. | 2 |
5 | | Экскурсия «Что растет на клумбе» | 1 |
6-7 | | Значение травянистых растений в природе и жизни человека. | 2 |
8-9 | | Лето. Признаки лета. | 2 |
10-11 | | Летние месяцы. | 2 |
12-13 | | Растения летом. | 2 |
14-16 | | Животные летом. | 3 |
17-18 | | Одежда людей летом. | 2 |
19 | | Экскурсия «Лето в природе» | 1 |
20 | | Повторение пройденного. | 1 |