СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей с ТМНР. Вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”



СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___ от «__» _______ 2018г




«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»

Приказ № ___ от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР


2 «З» КЛАСС



на 2018-2019 учебный год


АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 2)






Учитель: Ивлева Е.И.






Москва, 2018


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.


Программа направлена на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.


Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.



Задачи предмета:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов






ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-    развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

-    понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

-   владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

-   способность к осмыслению социального окружения;

-   развитие самостоятельности;

-    овладение общепринятыми правилами поведения;

-   наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с природой;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,(вариант 2) и частично реализует Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.


Цель:

– формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

- формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

-формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;

- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.


В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.




Описание места учебного предмета в учебном плане:


Класс

2класс

Количество часов в неделю

3 часов

Итого в год

102 часов




Личностные результаты освоения учебного предмета:

1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;

- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)

-представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы;

- расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);

-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

- элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели;

- представления о течении времени: смена событий дня, суток.



Предметные результаты освоения учебного предмета:




минимальный уровень





Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом.

 Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

 Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.


достаточный уровень



Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

 Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.

 Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, и др.).

 Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

 Умение проявлять интерес к объектам живой природы.

 Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

 Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный уход за ними.

 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Элементарные представления о течении времени:

 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

 Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.





Содержание учебного предмета:




Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Мир растений.

Виды растений, строение растений, уход за растениями, выращивание цветковых растений из семян, съедобные и несъедобные растения.

Мир животных.

Группы животных «дикие»- «домашние».

Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы).

Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)

Явления природы.

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

  3. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.

  5. .Учебник «Развитие речи» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители:Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова М.: «Просвещение», 2003.


(Приложение 1)


Календарно-тематическое планирование:


1 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1,2


Осень. Признаки осени.

2

3,4


Осенние месяцы.

2

5


Экскурсия «Осень в природе».

1

6-7


Растения осенью.

2

8-9


Животные осенью.

2

10-11


Труд и занятия людей осенью.

2

12-13


Различение растений (дерево, куст, трава).

2

14-15


Части растений

2

16


Экскурсия «Природа в октябре»

1

17-18


Фрукты.

2

19-20


Ягоды.

2

21-23


Овощи.

3

24-25


Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека.

2



2 четверть


1-2


Кто такие птицы.

2

3-4


Домашние птицы.

2

5-6


Дикие птицы.

2

7-8


Значение птиц в жизни человека.

2

9


Солнце.

1

10


Значения солнца в жизни человека и в природе.

1

11


Луна.

1

12


Значение луны в природе и жизни человека.

1

13-14


Вода.

2

15-16


Значение воды в природе и жизни человека.

2

17-18


Зима.

2

19-20


Экскурсия «Зима в природе»

2

21-22


Животные зимой.

2

23


Труд и занятия людей зимой.

1


3 четверть


1-2


Огонь. Свойства огня.

2

3-4


Значение огня в жизни человека.

2

5-7


Правила обращения с огнем.

3

8-9


Дикие и домашние животные.

2

10-11


Питание и образ жизни домашних животных.

2

12-13


Питание и образ жизни диких животных.

2

14-15


Значение домашних животных в жизни человека.

2

16-18


Значение диких животных в природе и жизни человека.

3

19-20


Детеныши диких и домашних животных.

2

21-22


Весна. Признаки весны.

2

23-24


Весенние месяцы.

2

25-26


Растения весной.

2

27-28


Животные весной.

2

29


Экскурсия «Весна в природе».

1

30-31


Одежда людей весной

2

32


Труд и занятия людей весной.

1






4 четверть

1-2


Узнавание травянистых растений.

2

3-4


Части травянистых растения: корень, лист, цветок.

2

5


Экскурсия «Что растет на клумбе»

1

6-7


Значение травянистых растений в природе и жизни человека.

2

8-9


Лето. Признаки лета.

2

10-11


Летние месяцы.

2

12-13


Растения летом.

2

14-16


Животные летом.

3

17-18


Одежда людей летом.

2

19


Экскурсия «Лето в природе»

1

20


Повторение пройденного.

1