СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету: "Слушание музыки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету: "Слушание музыки"

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету: "Слушание музыки"»

Администрация Курчатовского района.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Курчатовская районная детская школа искусств»

Курчатовского района Курской области













Рабочая программа

по учебному предмету

«Слушание музыки»

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы

в области музыкального искусства

«Фортепиано»











2012 г.





Утверждаю:

директор ДШИ

________ О. Н. Родина

Приказ №__________

«___» ____________







Разработчик: преподаватель



теории музыки

- Капуста У. С.





Рассмотрено на

методическом совете

«_____»_________2012 года



Рецензент ­­­­­­­____________

____________





















Пояснительная записка

Цель программы - формирование основ музыкальной культуры и личностного развития обучающихся, приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

- Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

- Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

- Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

- Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

- Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

- Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

- Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

- Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.



Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

Примерные формы работы:

  1. Пение детских народных песен и игр, рождественских, святочных, масленичных, троицких песнопений.

  2. Участие в праздниках народного календаря — Святки, Масленица, Троица-Семик.

  3. Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу.

  4. Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»).

  5. Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.

  6. Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

Методы работы:

- Словесный;

- Наглядный;

- Практический;

- Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

- Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

- Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих

заданий).

Отличительные особенности программы:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутри-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте с 6,6 - 9 лет.

В соответствии с учебным планом, на реализацию учебного предмета «Слушание музыки» отводится 33 часа в год, из расчета - 1 час в неделю на второй и третий класс, и 32 часа в год из расчета 1 час в неделю – на 1 класс – аудиторных занятий; на внеаудиторную работу обучающихся отводится 0,5 часа в неделю. Максимальная учебная нагрузка составляет 147 часов.

Примерные формы проведения уроков:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

- Урок - воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);

- Урок - сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке - ролевые задания);

- Урок - исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической

работы);

- Урок - настроение;

- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

- Открытые уроки с присутствием родителей;

- Контрольный урок-эстафета в младших классах;

- Урок - путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

- Урок - состязание;

- Урок - игра на закрепление пройденного материала.

- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Примерные условия реализации данной программы:

- Наличие учебных групп (не менее 4 человек);

- Наличие фоно- и аудиотеки;

- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе;

- Соблюдение межпредметных связей;

- Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

- Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

















Учебно-тематические планы.

1 год обучения

№ п/п

Название темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоя-

тельная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

урок

3

1

2

Тема 2.

Музыка и другие виды искусства.

урок

3

1

2

Тема 3.

Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

урок

7,5

2,5

5

Тема 4.

Животные, птицы, рыбы в музыке.

урок

9

3

6

Тема 5.

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

урок

9

3

6

Тема 6.

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

урок

7,5

2,5

5

Тема 7.

Настроение, характер и чувства человека в музыке.

урок

9

3

6


Итого:


48

16

32


Контрольные уроки-эстафеты

Конкурс,

викторина



2



2 год обучения

№ п/п

Название темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоя-

тельная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1.

Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные).

урок

18

6

12

Тема 2.

Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово, Пасха.

урок

6

2

4

Тема 3.

Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды, песни.

урок

13,5

4,5

9

Тема 4.

Музыка народов мира.

урок

6

2

4

Тема 5.

Героико-патриотическая тема в музыке.

урок

6

2

4


Итого:


49,5

16,5

33


Контрольные уроки-эстафеты

Конкурс,

викторина



2







3 год обучения

№ п/п

Название темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоя-

тельная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1.

Музыкальные инструменты.

урок

15

5

10

Тема 2.

Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

урок

9

3

6

Тема 3.

Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

урок

19,5

6,5

13

Тема 4.

Опера.

урок

3

1

2

Тема 5.

Балет.

урок

3

1

2


Итого:


49,5

16,5

33


Контрольные уроки-эстафеты

Конкурс,

викторина



2









Содержание учебного предмета.

Введение.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе средних специальных музыкальных школ.

Слушание музыки дает возможность серьезного приобщения детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, а также расширению общего кругозора учащихся. Курс имеет пропедевтический характер.

Основные задачи данного курса:

- научить детей активно, осознанно слушать музыку» понимать ее язык, элементы музыкальной речи, чутко воспринимать стиль, образный и эмоциональный строй произведений;

- подготовить учащихся к систематическому изучению курса музыкальной литературы.

Принцип построения программы – тематический.

Курс «Слушание музыки» включает в себя следующие темы:

1 год обучения:

- Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

- Музыка и другие виды искусства

- Мир детства в музыке.

- Животные, птицы, рыбы в музыке

- Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

- Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток.

- Настроение, характер и чувства человека в музыке.

2 год обучения:

- Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

- Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха.

- Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды, песни.

- Музыка народов мира.

- Героико - патриотические темы в музыке

3 год обучения:

- Музыкальные инструменты.

- Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

- Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

- Опера.

- Балет.

Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе.

Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данный курс компенсирует бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Курс является преамбулой к изучению музыкальной литературы.



Объем знаний, умений, навыков, приобретаемых обучающимися в процессе освоения слушания музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.



Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Когда и где человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям? Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом? Кого называют композитором, исполнителем, слушателем?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.

Примерный музыкальный материал:

Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»

Е. Крылатое. «Откуда музыка берет начало?»

А. Гурилев. «Музыка»

русская народная музыка

произведения русских композиторов в народном стиле

русская духовная музыка (колокольный звон)

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина

К. В. Глюк Опера «Орфей»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Домашнее задание: сочинить небольшую историю на тему: «Мир, где нет музыки».

Тема 2. Музыка и другие виды искусства.

Музыка в галерее искусств. Что такое искусство? Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства? Взаимодействие музыки с другими видами искусства.

Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств.

Используются игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и

фантазию.

Примерный дополнительный материал:

Использование произведений изобразительного искусства.

Презентации «Искусство», «Музыка и литература»

Тема 3. Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.

Примерный музыкальный материал:

колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор педагога)

Игровые песни. Закличк.

П.И. Чайковский «Детская песенка»

Пестушки. Потешки.

В. А. Моцарт «Детские игры»

Прибаутки. Шуточные игровые песни

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков

Дразнилки. Считалки.

Р. Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье.

Колыбельные песни.

Н.А. Римский - Корсаков «Садко» - Колыбельная Волховы

Музыка в жизни ребенка. Познакомить обучающихся с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек.

Примерный музыкальный материал:

П. И. Чайковский «Детский альбом»

Р. Шуман «Альбом для юношества»

Р. Шуман «Детские сцены»

А. К. Лядов «Музыкальная табакерка»

М. П. Мусоргский «Детская», «Картинки с выставки»

А. К. Лядов «Детские песни»

Б. Барток «Микрокосмос» (тетради 1, 2)

С. Прокофьев «Детская музыка»

Г. Свиридов «Альбом пьес для детей»

Тема 4. Животные, птицы, рыбы в музыке

Беседа о животных: Какие животные знакомы детям? Каких знаю диких и домашних животных? Как передвигаются различные животные? Какие они по размерам?

Дать представление об изобразительных возможностях музыки. Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Сравнивать произведения с одинаковым названием.



Примерный музыкальный материал:

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

М. Журбин, «Косолапый мишка»

Г. Гапынин. «Медведь»

Д. Шостакович. «Медведь»

Ф. Рыбщкий. «Кот и мышь»

Д. Кабалевский. «Ежик»

Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»

Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»

Леммик. «Песня птиц»

Цагерейшвили. «Дятел»

Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»

В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»)

Обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных. Систематизируя эти наблюдения, можно составить следующую таблицу:

Таблица 1

Животные

Крупные (примеры)

Средние (примеры)

Мелкие (примеры)

темп

медленный

умеренный

быстрый

регистр

низкий

средний

высокий

интервалы

широкие

не широкие и не узкие

узкие



Для того чтобы систематизировать наблюдения над тем, где обитают животные, птицы и рыбы, и как двигаются, можно составить следующую таблицу:

Таблица 2

Среда обитания

Тип движения

Музыкальные штрихи

земля

шаги

портамента

прыжки

стаккато

ползание

легато

вода

плавание, ныряние

легато

воздух

Полет, планирование

легато



Домашнее задание: подобрать загадки, картинки, стихи о животных, птицах и рыбах. Нарисовать свое любимое животное, птицу или рыбу, или найти картинку с подходящим изображением. На фортепиано попробовать создать звуковые эскизы, изображающие крупных, средних или мелких животных, рыб и птиц с помощью подходящих темпов, регистров, интервалов и штрихов.

Тема 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры.

Для лучшего запоминания закономерностей изображения разных по характеру персонажей делается следующая таблица:

Таблица 3

Злые и фантастические персонажи

Добрые фантастические персонажи

Средства выразительности

минор, уменьшенный лад, хроматизмы

мажор, диатоника, может быть целотонный лад или причудливый

лад

низкий

средний, высокий

регистр

диссонирующие (широкие или узкие)

консонансы

интервалы

свистящие, грохочущие, пугающие, холодные, мрачные

светлые, теплые, ласкающие, нежные

тембры



Примерный музыкальный материал:

П. Чайковский. «Баба-Яга»

А. Лядов. «Баба-яга»; «Кикимора», «Волшебное озеро», «Музыкальная табакерка»

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»

Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»

С. Слонимский. «Марш Бармалея»

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»)

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Р. Шуман. «Дед Мороз»

Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш Черномора.

Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея Сирени».

Домашнее задание: нарисовать фантастический персонаж, чье изображение в музыке произвело наибольшее впечатление.

Тема 6. Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Состояние природы.

Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.

Выразительные средства в создании образа.

Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина)

Римский - Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко»

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке)

П. Чайковский. «Времена года»

А. Вивальди. «Времена года»

А. Холминов, «Дождик»

Г. Свиридов «Дождик»

С. Майкапар «Облака плывут»

Э. Григ. «Весной»

Н. Мясковский. «Весеннее настроение»

Самонов. «Дыхание осени»

И. С. Бах. «Весна»

С. Прокофьев «Дождь и радуга»

Р. Леденев. «Ливень»

Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»)

К. Дебюсси. «Шаги на снегу»

Э. Григ. «Утро»

Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части)

Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»

В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»)

С. Прокофьев «Вечер»

Р. Шуман «Вечером»

В качестве заданий можно предложить детям рассказать о своем любимом времени

года, времени дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.

Тема 7. Настроение и характер человека в музыке.

Дать представление о том, что музыка разных эпох (как программная, так и не-программная) выражает чувства, настроения, переживания человека. Понятие программной и непрограммной музыки. Сходные черты программной и непрограммной музыки.

В начале изучения этой темы проводится беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: 1. Какими по возрасту могут быть люди? 2. Какие настроения бывают у человека?

Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи.

С. Слонимский. «Ябедник»

П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «В церкви»

М. Мусоргский «Слеза»

Ю. Геворкян. «Обидели»

Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»

Гречанинов. «Жалоба»

Д. Благой. «Хвастунишка»

Р. Шуман. «Веселый крестьянин»

Ф. Шопен Прелюдия №4

Р. Шуман «Первая утрата»

С. Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»

Ф. Шопен Этюд c-moll

Р. Шуберт Баллада «Лесной царь»

В. А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино

Л. Бетховен Симфония № 5, 4 ч.

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо Фарлафа

Симфоническая фантазия «Камаринская

Бах И.С. Токката и фуга d-moll.

Домашнее задание: изобразить на фортепиано диалог злого и доброго человека в виде

небольших звуковых эскизов.







2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные).

Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и не-программной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).

При выборе музыкальных произведений показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, траурный, сказочный.

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей, обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).

Виды контроля по второй теме: музыкальная викторина танцев и маршей. По предложенным картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать эмоциональную характеристику бытовых жанров.

Примерный музыкальный материал:

Народные песни: «Во поле береза стояла» (р. н. п. обр. Н. Римского-Корсакова)

П. Чайковский «Русская песня»

Д. Кабалевский «Песенка»

С. Майкапар «Песня моряков»

Ф. Шуберт «Серенада»

С. Прокофьев. «Марш»

И. Дунаевский. «Марш футболистов»

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»

Ф. Шопен. 3-я часть сонаты b-moll

Ф. Мендельсон. Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»

П. Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»)

М. Глинка. Полька

Я. Сибелиус. Грустный вальс

В. А. Моцарт. Менуэт

Л. Боккерини. Менуэт

М Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка B-dur

А. Рубинштейн. Лезгинка из оперы «Демон»

А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ»

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»; Детский альбом»: «Камаринская».

Стравинский И. «Весна священная» ч.1 :»Весенние гадания», «Пляски щеголих», «Вешние хороводы», балет «Петрушка»: «Народные гулянья на масляной» 1,2 к. «Гори, гори ясно», хороводы «Эй, ходит царь».

Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: хор «Прощай, масленица» 1 д. Хор «Ай, во поле липенька» 3 д.

П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: плясовая «Уж как по мосту, мосточку» 1 к., хор «Девицы - красавицы» 3 к.

М. Глинка Опера «Жизнь за царя»: полонез, краковяк, вальс, мазурка 2 д., опера «Руслан и Людмила»: турецкий танец, арабский танец, Лезгинка 4 д.

Бородин Опера «Князь Игорь»: половецкие пляски 2 д.

П. Чайковский Опера «Евгений Онегин»: вальс, мазурка 2 к., Полонез, вальс 5 к.,

М. Мусоргский Опера «Сорочинская ярмарка»: гопак.

А. Хачатурян Балет «Гаянэ»: лезгинка.

А. Моцарт Опера «Дон Жуан»: менуэт

Ф. Шуберт Лендлер

Ф. Равель М Ф.. «Болеро»

Гаврилин В. Балет «Анюта»: вальс

Шопен Ф. Мазурки, полонез, вальс

Бизе Ж. Опера «Кармен»: хабанера, сегидилья 2 акт

Домашнее задание: попробовать сочинить мелодию марша, польки, мазурки, вальса.





Тема 2. Праздники Русской Православной Церкви: Рождество Христово. Пасха.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Познакомить детей с Праздниками Русской Православной Церкви, с рождественскими образами в русской и в западноевропейской музыке. Знакомство церковной музыкой. Молитва.

Примерный музыкальный материал:

П. И. Чайковский «Детский альбом» - Утренняя молитва, В церкви

П. И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси» сл. X. Гроздова

Рождественские колядки «Щедрый вечер», «Рождество Христово», «Появились над вертепом Ангелы», «Святая ночь»

Народные песнопения о Сергии Радонежском

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Ф. Шуберт «Аве Мария»

Бах-Гуно «Аве Мария»

Дж. Каччини «Аве Мария»

Ф. Лист «Рождественская елка» - ч. 5. «Зажигаются свечи на елке», ч. 6. «Колокольный

перезвон»

Н. А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» - симфоническое вступление «Святым вечер»

П. И. Чайковский «Колядки» из оперы «Черевички»

Произведения А. Архангельского, П. Чеснокова

Детские пасхальные песни «Христос Воскрес», «Пасху радостно встречаем»

Тропарь Пасхе «Христос воскресе из мертвых»

Тема 3. Времена года в народном календаре.

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.

Главная задача — создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию.

Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю. Здесь возникнет ретроспектива к теме «Времена года в музыке». Вспомнив, можно сравнить изображение времен года в народных календарных песнях и в музыке профессиональных композиторов.

Весна. Обряды и песни. Веснянки. Встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Весенние

заклички.

Зимние народные обряды и песни. Масленица

Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни. Летние праздники, обряды и песни.

Примерный музыкальный материал:

колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор преподавателя).

Н. А. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка», песни-веснянки, семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога).

Я. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья венков из оперы «Майская ночь».

Домашнее задание: сочинить песню-веснянку, колыбельную песню, вспомнить и записать считалки, которые использовали во время игр.

Тема 4. Музыка народов мира.

Богатство и многообразие музыки разных народов мира. Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов. Особенности музыкального языка разных стран и народов. Различные направления музыки народов мира. Различные музыкальные стили и направления.

Знакомство с музыкой зарубежных композиторов.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни

Зольтан Кодай. «Чардаш»

Чешская народная песня “Полька”

Болгарская народная песня “Посадил полынь я”

Дж. Гершвин “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”

Я. Сибелиус Симфоническая поэма «Финляндия»

Дж. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах Э. Григ «Пер Гюнт»



Тема 5. Героико-патриотическая тема в музыке.

Музыкальные образы родного края. Отличительная черта русской музыки. Произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

Примерный музыкальный материал:

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой

А. П. Бородин «Богатырская»



3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты

Возникновение оркестра народных инструментов, В. В. Андреев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.

Примерный музыкальный материал:

аудио энциклопедия, с музыкальными иллюстрациями «Народные инструменты» оркестр народных инструментов им. Андреева

Инструменты симфонического оркестра

Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами.

Примерный музыкальный материал:

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»;

С. Бажов. Песенка об оркестре.

А. Вивальди «Времена года»

Инструменты духового и эстрадного оркестра.

Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар.



Примерный музыкальный материал:

Б. Агапкин. Марш «Прощание славянки».

Старинные вальсы в исполнении духового оркестра.

Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема.

Клавишные инструменты (клавесин, орган, фортепиано)

Устройство инструментов, характер тембра. Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.

Примерный музыкальный материал:

клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, JI. К. Дакена, Ф. Куперена в исполнении В. Ландовской, А. Любимова;

органные хоральные прелюдии И. С. Баха; фортепианные миниатюры Шуберта, Шопена, Бетховена.

Электронные инструменты.

Синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, терменвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История возникновения, сфера применения.

Примерный музыкальный материал:

Записи электронной музыки в стилях рок- и академической музыки;

Э. Денисов. «Пение птиц», Dream Theatre, Radiohead, Vangelis, Future sound of London



Тема 2. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

Выразительная роль мелодии, как основа музыкального образа произведения. Характеристика основных элементов музыкальной речи, их выразительные особенности.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни

Ф. Шуберт Вальс №7

Ф. Шопен Прелюдия e-moll

М. Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Прогулка)

И. С. Бах ХТК1 Прелюдия C- dur Колокольная музыка

П. Чайковский «Детский альбом» Утренняя молитва, В церкви

П. Чайковский Балет «Щелкунчик», Танец фей Драже

Э. Григ «Пер Гюнт»: песня Сольвейг соло и у оркестра;

К Дебюсси «Детский уголок»: Снег танцует, Маленький пастух

А. Лядов «Волшебное озеро»: темы - «зовы», «Кикимора»: лейтинтонация Кикиморы П. Чайковский «Щелкунчик»: рост ёлки;

К. Глюк «Орфей»: хор и пляска фурий



Тема 3. Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

Вокальная музыка.

Песня, романс, ария. Куплетная и трехчастная форма. Виды ансамблей и хоров.

Роль музыки в выражении чувств человека и словесного содержания текста песен, сравнивать фольклорные и композиторские песни и романсы.

Вокальные ансамбли: дуэты (противоречия и согласия), терцет и трио, квартет, квинтет. Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные).

Примерный музыкальный материал:

Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria", цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей», цикл «Зимний путь»

Романсы русских композиторов (А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский)

Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна».

Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Визе «Кармен».

Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».

Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка».

Дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»; дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая…» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»;

трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»;

квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;

квинтет контрабандистов из оперы Ж. Визе «Кармен»;

Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»;

хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»;

хор поселян из 4-го действия этой же оперы; «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

Бородин А. Опера Князь Игорь»: хоры бояр из 1 д., хор невольниц из 2 д.

Инструментальная музыка.

Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Камерная музыка. Простые формы и рондо. Сложная трехчастная форма.

Примерный музыкальный материал:

И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll

В. А. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.

Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.

JI. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»

Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll, ор. 10 № 12

П. Чайковский. «Времена года» (по выбору)

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору)

С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll, ор. 3

К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Pamassum»

Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть;

М. Глинка. Соната для альта и форте-пиано, «Патетическое трио»; квартеты И, Гайдна, В. А. Моцарта, JI. Бетховена (по выбору педагога).

Симфоническая музыка.

Симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.

Понятие симфонической музыки. Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо.

Место симфонической музыки в творчестве композиторов.

Примерный музыкальный материал:

В.А. Моцарт Симфония № 40

Л. Бетховен Симфония № 5

В. А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро» - увертюра

М. И. Глинка «Камаринская»

Н. А. Римский - Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра

Тема 4. Опера.

Опера - самый богатый и сложный жанр музыки. Значение слова «опера». В музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика. Особенности жанра Оперы.

Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Словесный текст оперы - либретто.

Начинается опера с увертюры - симфонического вступления.

Музыкальные сольные номера - ария, ариозо, ариетта, каватина.

Значение хора в опере. Оркестр в опере.

Примерный музыкальный материал:

Глинка М. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Римский - Корсаков Н. Опера «Снегурочка»

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»

Н.А. Римский-Корсаков

Тема 5. Балет.

Знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры- солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Балет - музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматургическое действие и элементы изобразительного искусства.

История балета. Балет в России.

Примерный музыкальный материал:

Стравинский И. Балет «Петрушка», «Весна Священная»;

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта», «Золушка»;

Чайковский П. Балет «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Объем самостоятельной работы обучающихся составляет 49 часов за три года обучения, из расчета 0,5 часа в неделю, где используются следующие виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания, участие обучающихся в творческих мероприятиях образовательного учреждения.

Виды внеаудиторной работы на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

- сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;

- подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;

- создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений);

- нарисовать рисунок к прослушанному произведению.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами - эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально - литературного лексикона обучающихся.

По окончанию курса «Слушание музыки» обучающийся должен уметь:

- понимать специфику музыки как вида искусства;

- определять общий характер и образный строй произведения;

- выявлять выразительные средства музыки;

- узнавать тембры музыкальных инструментов;

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Формы и методы контроля, система оценок:

На уроках слушания музыки используются следующие формы текущего контроля:

- Фронтальный опрос;

- Беглый текущий опрос;

- Музыкальная викторина;

- Систематическая проверка домашнего задания;

- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по

индивидуальным карточкам;

- Творческий зачет;

Текущий контроль успеваемости проводится в конце каждого года обучения в форме урока-эстафеты, творческой работы и викторины.

В 1 классе – краткие ответы на вопросы, подбор эпитетов.

Во 2 классе – характеристика образа в опоре на средства выразительности, определение приемов развития и характеристика динамического и эмоционального образного развития («Детская симфония» Й. Гайдна, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского).

В 3 классе – ряд небольших работ по теме «Жанры и их признаки» (8 инструментальных миниатюр для 15 исполнителей И. Стравинского), структура темы (в основном, танцы), приемы развития, форма с характеристикой музыкально-образного содержания («Детский альбом» П. Чайковского и др.).

Промежуточная аттестация проводится в форме письменного контрольного урока в конце 3 года обучения. Для заключительной письменной работы выбрана Колыбельная А. Лядова из «Восьми русских народных песен». Основная задача – охват формы целиком, дать характеристику образа в точных эпитетах и в определении главных выразительных средств, описать процесс развития, дать пьесе название.

Критерии оценок:

Отметка «5» - исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала.
Отметка «4» - полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки.
Отметка «3» - музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки.
Отметка «2» - противоречит эстетическим задачам предмета «Слушание музыки», направленного на формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Методическое обеспечение учебного процесса

Главные задачи начального периода — развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток.

Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. От педагога требуется хорошее знание психологии детей, умение вызвать у них интерес к общению. Начиная слушать: музыкальные фрагменты или небольшие произведения, можно предложить игру «музыкальные коллекции» (термин предложен Н. Л. Гродзенской). То есть коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать каждому ребенку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Полезной формой работы в начальный период может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для развития словарного запаса можно рекомендовать игру по принципу «коллективного разума», то есть каждый из детей должен назвать одно подходящее для определения характера музыки слово и внимательно слушать те, которые назвали его сотоварищи, чтобы не повторяться. Все названные слова записываются преподавателем на доску и переписываются в тетрадь после проговаривания всеми вместе.

После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приемов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться следующей таблицей:

Таблица 4

темп

регистр

фактура

лад

динамика

быстро

высоко

тяжело

весело

громко

умеренно

низко

легко (прозрачно)

грустно

тихо

медленно

в пределах человеческого голоса




Слушая музыкальные произведения, дети по заданию педагога могут отмечать карандашом в своих таблицах в тетрадях подходящие на их взгляд параметры для определения характера звучания музыки. В процессе обсуждения результатов эти данные уточняются, обогащаются эмоциональными оттенками слов. На первых уроках можно не давать обобщающих теоретических понятий, но постепенно приучать к тому, что:

быстро - умеренно - медленно — темп;

высоко - низко - в пределах человеческого голоса – регистр;

тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура;

весело - грустно — лад;

громко - тихо — динамика.

В 1 классе учащиеся знакомятся с содержанием музыкальных произведений и со способностью музыки раскрывать широкий круг образов окружающего мира, сказок, мира чувств и переживаний, знакомятся с произведениями, созданными композиторами специально для детей. Одновременно обращается внимание на главные элементы музыкального языка, помогающие раскрыть содержание музыки, и на основные принципы формообразования.

Во 2 классе учащиеся изучают бытовые жанры в музыке: песни, танцы, марши. Происходит знакомство с русскими народными песнями, другими вокальными произведениями, с маршами, различными народными танцами, с музыкой народов мира и героико-патриотической темой в музыке.

В 3 классе учащиеся изучают инструменты симфонического оркестра, инструментальные и вокальные жанры, начиная с коротких пьес и заканчивая многочастными циклами, далее значительное место отводится теме «Музыкально-театральные жанры» (опера, балет).

Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование эстетической культуры восприятия музыки, с одной стороны, и пропедевтику теоретических основ музыкального профессионализма, с другой.

На первых занятиях вопросы педагога касаются образной стороны произведения, его жанровых истоков, элементов музыкального языка и формы. Например: характер музыки печальный или радостный; песни, танцы - быстрые или медленные; регистр - высокий или низкий; музыка похожа на песню или танец; сколько в пьесе частей; есть ли повторяющиеся темы и т.п. Полезно предлагать детям следующие задания. Педагог кратко характеризует 3-4 пьесы или дает их названия, после чего исполняет их в произвольном порядке. Дети должны определить, какая пьеса соответствует той или иной характеристике, либо названию, и объяснить, почему это так. Полезно придумывать названия к исполняемым пьесам. В качестве домашнего задания дети могут подбирать к прослушанным на уроках произведениям соответствующие их характеру стихи или выразить свои впечатления в рисунке.

Постепенно вопросы усложняются и требуют от детей самостоятельного анализа прослушиваемых произведений.

Прослушивание произведений необходимо предварять кратким и живым рассказом об их авторах, останавливаясь на наиболее ярких эпизодах из жизни композиторов-классиков. Полезно сопровождать рассказ демонстрацией картин известных художников. Это поможет детям более реально ощутить эпоху, в которую жил и творил композитор. Обсуждая с детьми прослушанные произведения, нужно постепенно расширять их представления о музыкальной образности, обращать внимание на воплощение в музыке тончайших оттенков человеческих чувств и переживаний. На занятиях слушания музыки необходимо постоянно развивать и совершенствовать речь детей, обогащать и расширять их профессиональный словарный запас. Постепенно в их актив войдут такие определения характера музыки, как мечтательный, нежный, грациозный шутливый, сосредоточенный, возвышенный, скорбный, лирический и другие.

Важной и неотъемлемой частью уроков является процесс активного музицирования. Дети могут подбирать темы из прослушанных произведений на фортепиано, петь по одному или хором, импровизировать. Полезно давать в качестве домашнего задания сочинение небольшой пьесы в определенном характере, форме, жанре, используя при этом известные ученикам музыкально-выразительные средства. Все это будит творческую фантазию детей.

Особенность психики музыкально одаренных детей младшего школьного возраста состоит в их непосредственной, ярко эмоциональной реакции на музыку. Эти качества нужно бережно сохранять и развивать. Необходимо с первых же занятий создавать на уроках живую творческую атмосферу, поощрять в детях стремление к самостоятельному мышлению и точному выражению своего восприятия музыки, В то же время, поскольку маленькие дети не способны к длительной концентрации внимания, уроки слушания музыки должны быть разнообразными по содержанию и форме. Наиболее плодотворной формой урока является урок-беседа, который позволяет максимально активизировать внимание ребят,

В процессе ведения курса педагог должен поддерживать контакт с педагогами музыкально-теоретического и общеобразовательного циклов. Это позволит использовать знания, полученные детьми на других предметах, в ходе освоения материала выявлять аналогии, возникающие в различных видах искусства, в первую очередь, в литературе, живописи и музыке.

К концу курса учащиеся должны уметь:

- определять общий характер и образный строй произведения;

- выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов;

- различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальные формы (период, простая двухчастная, простая трехчастная, рондо, вариации, сложная трехчастная, куплетная, иметь представление об основах сонатного цикла);

- понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры.

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

- характеристику музыкальных произведений;

- создание музыкального сочинения;

- «узнавание» музыкальных произведений;

элементарный анализ строения музыкальных произведений.

Внеклассная работа

Особое внимание следует уделить внеклассной работе. Это важный дополнительный резерв к занятиям по слушанию музыки, позволяющий расширить и углубить знания учащихся. Можно рекомендовать следующие формы внеклассной работы:

  1. Дополнительное прослушивание музыкальных произведений;

  2. Посещение музеев, концертов, лекций, спектаклей;

  3. Обмен мнениями на основе полученных впечатлений;

  4. Проведение в школе музыкальных вечеров, музыкальных викторин;

  5. Самостоятельная работа с нотным текстом;

  6. Чтение дополнительной литературы;

Изложенные рекомендации не исчерпывают, разумеется, всех методических форм и приемов преподавания слушания музыки. Важнейшую роль играет инициатива и постоянный творческий поиск педагога.



Список литературы и средств обучения

Литературные пособия

С. Лагерлеф. «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»

С. Топелиус. «Кнут-музыкант»

Я. Кун. «Мифы Древней Греции»

Г. Х. Андерсен. «Соловей», «Подснежник»

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

Русские народные сказки о Бабе-Яге, Кикиморе, Снегурочке

А. С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

А. Н. Островский. «Снегурочка»

А. Н. Толстой. «Золотой ключик»

С. Я. Маршак. «Петрушка-иностранец»

Л. Н. Толстой. «Детство», «Анна Каренина», «Война и мир», «После бала»

С. А. Есенин. Стихотворения

Ю. Я Кушак. «Игра в солдатики»

В. А. Осеева. «Динка»

Я. Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Д. В. Григорович. «Петербургские шарманщики»

А. Я. Бруштейн. «Дорога уходит в даль»

И. С. Никитин. Стихотворения

Я 3. Суриков. Стихотворения

Я. Я. Рыленков. Стихотворения

А. С. Пушкин. Стихотворения

Ф. И. Тютчев. Стихотворения

А. К. Толстой. Стихотворения

В. А. Жуковский. Стихотворения

А. Г. Майков. Стихотворения

И. А. Бунин. Стихотворения

Учебно-методическая литература:

Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А., М., «Пресс - соло», 1998.

Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. - СПб, «Союз художников», 2008г.

О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. - СПб, «Композитор», 2006г.

Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.

Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н. В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.

Царева Н. А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975.

Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г

Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г

Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей,- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г

Первозванская Т. Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. - Спб, «Композитор», 2006 г.

Первозванская Т. Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс. - Спб, «Композитор», 2006 г.

Первозванская Т. Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс. - Спб, «Композитор», 2006 г.

Гильченок Н. Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт- Петербург, 2002г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!