СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Слушание музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным направлением предмета «Слушание музыки» является воспитание грамотного, культурного любителя музыки, формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимания основ музыкального творчества. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств эстетического воспитания, способствующих единству художественного и интеллектуального развития юных музыкантов. В процессе обучения дети приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой музыкальный вкус, учатся воспринимать музыку как часть всей духовной культуры человечествам

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Слушание музыки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. Н.Е. СОРОКИНА»









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА







Образовательная область – теория музыки



ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ



















п. Веселый



Аннотация

к дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

Учебный предмет «Слушание музыки»


Основным направлением предмета «Слушание музыки» является воспитание грамотного, культурного любителя музыки, формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимания основ музыкального творчества. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств эстетического воспитания, способствующих единству художественного и интеллектуального развития юных музыкантов. В процессе обучения дети приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой музыкальный вкус, учатся воспринимать музыку как часть всей духовной культуры человечества.

Данная программа способствует формированию активного эмоционально – творческого познания роли музыки в окружающем нас мире. Одной из задач программы является знакомство учащегося не только с музыкой, но и ее связь с природой, литературой, устным народным творчеством, видами изобразительного искусства, театром.

Срок реализации программы: 4 года.

Цель: формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Задачи:

- создать предпосылки для дальнейшего музыкально, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

- формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений, стилей;

- расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

- развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащегося;

- способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

- воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

- поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

- развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.







Структура программы учебного предмета



I. Пояснительная записка.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета.

- Учебно-тематический план;

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Средства обучения;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

учащихся;

- Организация занятий.



VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература,

- Учебно-методическая литература.













I. Пояснительная записка


Характеристика учебного предмета его место и роль

в образовательном процессе


Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».

«Слушание музыки» является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки слушания музыки развивают такие музыкальные данные как слух, память, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках знания и формируемые умения, и навыки должны помогать ученикам в их занятиях по освоению музыкального инструмента, а также в изучении других учебных предметов дополнительных программ в области искусств.


Срок реализации учебного предмета

«Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6 -9 лет, составляет 4 года.


Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Слушание музыки»:


Нормативный срок обучения - 4 года

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

54

54

62

65

Количество часов на аудиторные занятия

33

33

33

33

Количество часов на внеаудиторные занятия

21

21

29

32



Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 10 уч-ся), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.





Цель и задачи предмета «Слушание музыки»


Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.


Задачи:

Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.


Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы «Слушание музыки» являются положения, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимися.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".


Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Слушание музыки» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд школы укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Слушание музыки», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету обеспечивается каждый обучающийся. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью, наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


II. Содержание учебного предмета


Учебный предмет «Слушание музыки» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального восприятия, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки слушания музыки, чтения музыкальных партитур, слухового анализа являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами.

Принцип построения программы – тематический.


УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


I год обучения


п/п

Название темы


Количество часов

Тема 1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах.

2

Тема 2

Музыка и другие виды искусства

2

Тема 3

Мир детства в музыке.

4

Тема 4

Изобразительные возможности музыки

(животные, птицы)

6

Тема 5

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

7

Тема 6

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

6

Тема 7

Настроение, характер и чувства человека в музыке.

6


ИТОГО:

33






II год обучения


п/п

Название темы


Количество часов

Тема 1

Песня. Танец. Марш.

Различные виды маршей.

6

Тема 2

Танец и его виды

(старинный, народный, современный)

4

Тема 3

Песня и её виды

(романс, ария)

4

Тема 4

Музыка народов мира

4

Тема 5

Героико- патриотическая тема в музыке

4

Тема 6

Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха.

4

Тема 7

Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды и песни.

7


ИТОГО:

33


III год обучения


п/п

Название темы


Количество часов

Тема 1

Музыкальные инструменты

10

Тема 2

Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

5

Тема 3

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

14

Тема 4

Опера

2

Тема 5

Балет

2


ИТОГО:

33


IV год обучения


п/п

Название темы


Количество часов

Тема 1

Музыкальные эпохи

10

Тема 2

Музыкальные стили

12

Тема 3

Музыка 21 века

11


ИТОГО:

33

Распределение учебного материала по годам


I ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Когда и где человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям? Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом? Кого называют композитором, исполнителем, слушателем?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.

Примерный музыкальный материал:

Г. Струве. «Я хочу услышать музы­ку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»

А. Гурилев. «Музыка».

русская народная музыка;

произведения русских композиторов в народном стиле;

русская духовная музыка (колокольный звон).

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина.

К.В. Глюк Опера «Орфей»

Н.А. Римский-Корсаков Опера «Садко»

Примерный дополнительный материал:

Презентации «В гости к музыке», «Музыка и я».


Тема 2. Музыка и другие виды искусства.

Музыка в галерее искусств. Что такое искусство? Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства? Взаимодействие музыки с другими видами искусства.

Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств.

Используются игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и фантазию.

Примерный дополнительный материал:

Использование произведений изобразительного искусства

Мультимедийная программа «Соната»

Презентации «Искусство», «Музыка и литература»


Тема 3. Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.

Примерный музыкальный материал:

колыбельные песни, потешки, приба­утки (на выбор педагога).

Игровые песни. Заклички.

П.И. Чайковский «Детская песенка»

Частушки. Потешки.

В.А.Моцарт «Детские игры»

Прибаутки. Шуточные игровые песни.

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков

Дразнилки. Считалки.

Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье.

Колыбельные песни.

Н.А. Римский – Корсаков «Садко» - Колыбельная Волховы


Музыка в жизни ребенка. Познакомить обучающихся с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек.

Примерный музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Детский альбом»;

Р.Шуман «Альбом для юношества»;

Р.Шуман «Детские сцены»;

А.К. Лядов «Музыкальная табакерка»;

М.П. Мусоргский «Детская», «Картинки с выставки»;

А.К. Лядов «Детские песни».

Б. Барток «Микрокосмос» (тетради 1, 2).

С.Прокофьев «Детская музыка».

Г.Свиридов «Альбом пьес для детей».


Тема 4. Изобразительные возможности музыки

(животные, птицы)

Беседа о животных: Какие животные знакомы детям? Каких знаю диких и домашних животных? Как передвигаются различные животные? Какие они по размерам?

Дать представление об изобразительных возможностях музыки. Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Сравнивать произведения с одинаковым названием.

Примерный музыкальный материал:

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

М. Журбин, «Косо­лапый мишка»;

Г. Гапынин. «Медведь»;

Д. Шостакович. «Мед­ведь»;

Ф. Рыбщкий. «Кот и мышь»;

Д. Кабалевский. «Ежик»;

Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»;

Ж. Металлиди. «Воробушкам хо­лодно»;

Леммик. «Песня птиц»;

Цагерейшвили. «Дятел»;

Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;

В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»),


Тема 5. Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

Вспоминаем известные сказки. Героев этих сказок. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев.

Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска).

Сравнивать произведения с одинаковыми названиями

Примерный музыкальный материал:

П. Чайковский. «Баба-Яга»;

А. Лядов. «Баба-яга»;

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»;

Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»;

А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озе­ро»;

С, Слонимский. «Марш Бармалея»;

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»);

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

Р. Шуман. «Дед Мороз»;

Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш

Черномора.

Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея

Сирени».


Тема 6. Музыка и природа. Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь

Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Состояние природы.

Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.

Выразительные средства в создании образа.

Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).

Римский – Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко».

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке)

П. Чайковский. «Времена года»;

А. Вивальди. «Времена года»;

А. Холминов, «Дождик»;

Г. Свиридов «Дождик»;

С. Майкапар «Облака плывут»;

Э. Григ. «Весной»;

Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;

А. Самонов. «Дыхание осени»;

И. С. Бах. «Весна»;

С Прокофьев «Дождь и радуга»

Р. Леденев. «Ливень»;

Г. Сви­ридов. «Весна и осень» (из музык. иллюстраций к к/ф «Метель»);

К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;

Э. Григ. «Утро»;

В. Калинни­ков. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент)

С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).

С. Прокофьев «Вечер»,

Р.Шуман «Вечером».


Тема 7. Настроение и характер человека в музыке.

Дать представление о том, что музыка разных эпох (как программная, так и непрограммная) выражает чувства, настроения, переживания человека. Понятие программной и непрограммной музыки. Сходные черты программной и непрограммной музыки.

Примерный музыкальный материал:

Л. Бетховен «Весело – грустно»;

Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;

С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»,

С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»;

Г. Свиридов. «Упрямец»;

Р. Шуман «Первая потеря», «Порыв»;

С. Слонимский. «Ябедник»;

П.Чайковский. «Мама», «Сладкая гре­за», «Утренняя молитва», «В церкви»;

М. Мусоргский «Слеза»;

Ю. Геворкян. «Обидели»;

Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»;

А. Гречанинов. «Жалоба»;

Д. Благой. «Хвастунишка»;

Р. Шуман. «Веселый крестьянин»;

Ф. Шопен Прелюдия №4;

Р.Шуман «Первая утрата»;

С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;

Ф.Шопен Этюд c-moll.

Р.Шуберт Баллада «Лесной царь»;

В.-А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино;

Л.Бетховен Симфония № 5, 4 ч;

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо Фарлафа,

Симфоническая фантазия «Камаринская;

Бах И.-С. Токката и фуга d-moll.



II ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Песня. Танец. Марш.

Различные виды маршей.

Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша)

При выборе музыкальных произведений показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионер­ский, спортивный, траурный, сказочный.

Примерный музыкальный материал

С. Прокофьев. «Марш»;

И. Дунаев­ский. «Марш футболистов»;

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»;

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»;

Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из опе­ры «Снегурочка»;

Ф. Шопен. 3-я часть сонаты b-moll;

Ф. Мендель­сон. Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»;


Тема 2.Танец и его виды

(старинный, народный, современный)

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известны­ми европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, по­казать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказ­ских (лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и мар­шей, обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). Виды контроля по второй теме; музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать эмоциональную характеристику бытовых жанров.

Примерный музыкальный материал:

П. Чай­ковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»);

М. Глинка. Полька;

Я. Сибелиус. Грустный вальс;

В. А. Моцарт. Менуэт;

Л. Боккерини. Менуэт;

М Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»;

Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка B-dur;

А. Рубинштейн. Лезгинка из оперы «Демон»;

А. Хачатурян. Лез­гинка из балета «Гаянэ».

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»»Детский альбом»:

«Камаринская».

Стравинский И. «Весна священная». Ч.1 :»Весенние гадания», «Пляски щеголих», «Вешние хороводы», балет «Петрушка»: «Народные гулянья на масляной» 1,2 к. «Гори, гори ясно», хороводы»Эй, ходит царь».

Н .Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»:хор «Прощай,масленица» 1 д. Хор «Ай, во поле липенька» 3 д.

П Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: плясовая «Уж как по мосту, мосточку» 1 к., хор «Девицы – красавицы» 3 к.

М. Глинка Опера «Жизнь за царя»: полонез, краковяк, вальс , мазурка 2 д., опера «Руслан и Людмила»: турецкий танец, арабский танец, Лезгинка 4 д.

А.Бородин Опера «Князь Игорь»: половецкие пляски 2 д.

П.Чайковский Опера «Евгений Онегин»: вальс, мазурка 2 к., Полонез, вальс 5 к.,

М.Мусоргский Опера «Сорочинская ярмарка»: гопак.

А.Хачатурян Балет «Гаянэ»: лезгинка.

В. А. Моцарт Опера «Дон Жуан»: менуэт.

Ф.Шуберт Лендлер.

Ф.Равель М Ф.. «Болеро»

Гаврилин В. Балет «Анюта»: вальс.

Шопен Ф. Мазурки, полонез, вальс.

Бизе Ж. Опера «Кармен»: хабанера, сегидилья 2 акт.


Тема 3.Песня и её виды.(романс, ария)

Классификация песенного жанра по словесному и музыкальному содержанию (патриотическая, лирическая, сатирическая, маршевая, танцевальная),по социальному функционированию(крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые),по исполнительскому составу и фактуре(одно и многоголосные, сольные и хоровые, с инструментальным сопровождением и без него).Искусство скоморохов. Частушки и потешки. Куплетная форма песни. Романс и песня. Ария и песня.

Примерный музыкальный материал:

Народные песни: «Во поле береза стояла»

(р.н.п. обр. Н. Римского-Корсакова),

П. Чайковский «Русская песня»;

Д. Кабалевский «Песенка»;

С. Майкапар «Песня моряков»;

Ф. Шуберт «Серенада»;

Колыбельные песни

Городской романс(Н.Гурилев,Н.Даргомыжский)


Тема 4. Музыка народов мира.

Богатство и многообразие музыки разных народов мира. Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов. Особенности музыкального языка разных стран и народов. Различные направления музыки народов мира. Различные музыкальные стили и направления.

Знакомство с музыкой зарубежных композиторов.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни,

Зольтан Кодай. “Чардаш

Чешская народная песня “Полька”

Болгарская народная песня “Посадил полынь я”;

Дж. Гершвин “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”

Я. Сибелиус Симфоническая поэма «Финляндия»

Дж. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах

Э. Григ «Пер Гюнт»


Тема 5. Героико-патриотическая тема в музыке.

Музыкальные образы родного края. Отличительная черта русской музыки.

Произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

Примерный музыкальный материал «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова
  «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой А.П. Бородин «Богатырская»


Тема 6. Праздники Русской Православной Церкви: Рождество Христово. Пасха.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Познакомить детей с Праздниками Русской Православной Церкви, с рождественскими образами в русской и в западноевропейской музыке. Знакомство церковной музыкой. Молитва.

Примерный музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Детский альбом» - Утренняя молитва, В церкви;

П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси» сл. Х. Гроздова.

Рождественские колядки «Щедрый вечер», «Рождество Христово», «Появились над вертепом Ангелы», «Святая ночь».

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

 «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
  Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Ф.Шуберт «Аве Мария»;

Бах-Гуно «Аве Мария»;

Дж. Каччини «Аве Мария»;

Ф. Лист «Рождественская елка» - ч5. «Зажигаются свечи на елке», ч6. «Колокольный перезвон»;

Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» - симфоническое вступление «Святым вечер»4

П.И. Чайковский «Колядки» из оперы «Черевички».

Произведения А. Архангельского, П. Чеснокова

Детские пасхальные песни «Христос Воскрес», «Пасху радостно встречаем»;

Тропарь Пасхе «Христос воскресе из мертвых»


Тема 7. Времена года в народном календаре

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними на­родные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыс­лах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.

Главная задача — создать ощущение единства и преемственно­сти поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному куль­турному достоянию.

Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю. Здесь возникнет ретроспектива к теме «Времена года в музыке». Вспомнив, можно сравнить изображение времен года в народных календарных пес­нях и в музыке профессиональных композиторов.

Весна. Обряды и песни. Веснянки. Встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Весенние заклички.

Зимние народные обряды и песни. Масленица

Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни.

Летние праздники, обряды и песни.

Примерный музыкальный материал:

колядки, подблюдные песни, масле­ничные песни (на выбор преподавателя).

Н.А. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»,

песни-веснянки, семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога).

Н. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья венков из оперы «Май­ская ночь».


III ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты

Возникновение оркестра народных инструментов, В. В. Андре­ев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.

Примерный музыкальный материал:

аудиоэнциклопедия, с музыкальными иллюстрациями «Народные инструменты»

оркестр народных инструментов им. Андреева


Инструменты симфонического оркестра

Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами.

Примерный музыкальный материал:

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»;

С. Бажов. Песенка об оркестре.

А. Вивальди «Времена года»



Инструменты духового и эстрадного оркестра.

Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфони­ческим. История возникновения оркестров. Репертуар.

Примерный музыкальный материал:

Б. Агапкин. Марш «Прощание сла­вянки».

Старинные вальсы в исполнении духового оркестра.

Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема.


Клавишные инструменты

(клавесин, орган, фортепиано)

Устройство инструментов, характер тембра. Назначение инстру­ментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.

Примерный музыкальный материал:

клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена, Ф. Куперена в исполнении В. Ландовской, А. Люби­мова;

органные хоральные прелюдии И. С. Баха;

фортепианные ми­ниатюры Шуберта, Шопена, Бетховена.


Электронные инструменты.

Синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, терменвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возмож­ности. История возникновения, сфера применения.

Примерный музыкальный материал:

Записи электронной музыки в стилях рок- и академической музыки;

Э.Денисов. «Пение птиц». Dream Theatre, Radiohead, Vangelis, Future sound London


Тема 2. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

Выразительная роль мелодии, как основа музыкального образа произведения. Характеристика основных элементов музыкальной речи, их выразительные особенности.

Примерный музыкальный материал:

Ф. Шуберт Вальс №7

Ф. Шопен Прелюдия e-moll

М. Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Прогулка)

И.С. Бах ХТК1 Прелюдия C-dur


Тема 3. Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Вокальная музыка.

Песня, романс, ария. Куплетная и трехчастная форма. Виды ансамблей и хоров.Роль музыки в выражении чувств человека и словесного содержания текста песен, сравнивать фольклорные и компози­торские песни и романсы.

Вокальные ансамбли: дуэты (противоречия и согласия), терцет и трио, квартет, квинтет.

Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные).

Примерный музыкальный материал:

Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шар­манщик», "Ave, Maria",

цикл «Прекрасная мельничиха»:«В путь»,«Мельник и ручей», цикл«Зимний путь».

Романсы русских композиторов (А. Варла­мов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский).

Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна».

Героическая ария: ария Маноа «Тебе я преж­де славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Визе «Кар­мен».

Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь слу­жить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».

Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка».

Дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»;

дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»;

дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»;

трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»;

терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»;

квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;

квинтет контрабандистов из оперы Ж. Визе «Кармен»;

Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»;

хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Визе «Кармен»;

хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»;

хор поселян из 4-го действия этой же оперы; «Ве­черняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

Бородин А. Опера Князь Игорь»: хоры бояр из 1 д., хор невольниц из 2 д.


Инструментальная музыка.

Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет.Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Камерная музыка. Простые формы и рондо. Сложная трехчастная форма. Симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.

Понятие симфонической музыки. Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо.

Место симфонической музыки в творчестве композиторов.

Примерный музыкальный материал:

И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные пре­людии f-moll, g-moll;

В. А. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.;

Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.;

Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерян­ного гроша»;

Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы,Этюд c-moll,op.10№ 12;

П. Чайковский. «Времена года» (по вы­бору);

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору);

С. Рах­манинов. Прелюдия cis-moll, op. 3;

К.Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».

Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть;

М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетиче­ское трио»;

квартеты И, Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (по выбору педагога).

В.А. Моцарт Симфония №40;

Л. Бетховен Симфония №5;

В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро» - увертюра,

М.И. Глинка «Камаринская»;

Н.А. Римский – Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»,

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра;


Тема 4. Опера.

Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Значение слова «опера». В музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика. Особенности жанра Оперы.

Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Словесный текст оперы – либретто.

Начинается опера с увертюры – симфонического вступления.

Музыкальные сольные номера – ария, ариозо, ариетта, каватина.

Значение хора в опере. Оркестр в опере.

Примерный музыкальный материал:

Глинка М. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»;

Римский – Корсаков Н. Опера «Снегурочка»;

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»;

Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»


Тема 5. Балет.

Знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматургическое действие и элементы изобразительного искусства.

История балета. Балет в России.

Примерный музыкальный материал:

Стравинский И. Балет «Петрушка», «Весна Священная»;

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта», «Золушка»;

Чайковский П. Балет «Спящая красавица», «Щелкунчик».


IV ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1.Музыкальные эпохи

Понятие музыкальной эпохи. Исторические путешествия. Характеристика музыкальных эпох. Особенности каждого периода. Инструментарий и его эволюция. Музыка древнего мира. Музыка эпохи средневековья. Музыка Возрождения. Музыка Барокко. Классицизм. Романтизм. Краткие сведения о наиболее выдающихся композиторах.

Отечественная музыка и периоды её становления .Эволюция вокального искусства – от песни к опере. Краткие сведения о композиторах.

Примерный музыкальный материал:

Ф. Глюк Опера «Орфей и Эвридика»

А. Вивальди «Времена года»

И. Бах Маленькие прелюдии. Произведения для органа

В. Моцарт Опера «Фигаро» Симфония №40

«Турецкое рондо»

Й. Гайдн Клавирные произведения. «Симфония игрушек»

Л. Бетховен Симфония № 9 «Лунная соната» Фортепианные миниатюры

Ф. Шуберт Вокальные циклы.

Ф Шопен Фортепианные произведения.

Р. Шуман Фортепианный цикл «Карнавал»

Ф. Лист Рапсодии. Фортепианные миниатюры

М. Глинка Романсы. Опера «Иван Сусанин»

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

П. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»

С. Рахманинов Фортепианные миниатюры. Романсы

А. Скрябин «Поэма огня»

И. Стравинский Балет «Жар-птица»

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» Фортепианные миниатюры

Д. Шостакович Камерные квартеты

Р. Щедрин «Кармен-сюита»


Тема 2.Музыкальные стили

История и музыкальный стиль. Сведения о наиболее ярких музыкальных стилях, сыгравших эволюционную роль в формировании музыкальной культуры в целом. Музыкальные стили возрождения. Полифонический стиль. Гомофонный стиль. Национальные музыкальные школы. Стилистические особенности творчества композиторов классицизма и романтизма. Стилистический музыкальный язык русских композиторов.

Народная и композиторская музыка. Музыкальный стиль «бельканто».

Примерный музыкальный материал:

И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные пре­людии f-moll, g-moll;

В. А. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.;

Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.;

Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерян­ного гроша»;

Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы,Этюд c-moll,op.10№ 12;

П. Чайковский. «Времена года» (по вы­бору);

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору);

С. Рах­манинов. Прелюдия cis-moll, op. 3;

К.Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».

Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть;

М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетиче­ское трио»;

квартеты И, Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (по выбору педагога).

В.А. Моцарт Симфония №40;

Л. Бетховен Симфония №5;

В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро» - увертюра,

М.И. Глинка «Камаринская»;

Н.А. Римский – Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»,

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра;


Тема 3.Музыка 21 века

Эстрадная популярная музыка. Русский рок. Поп-рок. Бритпоп. Дет-метал.

Рок-н-ролл. Грандж. Молодежные музыкальные субкультуры. Развитие

электронной музыки. Музыкальные проекты ХХI века. Новое

музыкальное движение «Эмо».


Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально- исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса «Слушание музыки» состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над ди­дактическими. Данный курс компенсирует бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства фор­мирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их ду­ховной культуры.


Формы работы на уроках:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

- Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное»);

- Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно«сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);

- Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);

- Урок – настроение; Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

- Открытые уроки с присутствием родителей;

- Контрольный урок-эстафета в младших классах;

- Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

- Урок – состязание;

Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

- сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;

- подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;

- создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений);

- нарисовать рисунок к прослушанному произведению;


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как вида искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

По окончанию курса «Слушание музыки» обучающийся должен уметь:

- понимать специфику музыки как вида искусства;

- определять общий характер и образный строй произведения;

- выявлять выразительные средства музыки;

- узнавать тембры музыкальных инструментов;


IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации


Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика.

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного полугодия.

Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения (в 4 классе).

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный);

- самостоятельные письменные задания;

- творческие задания. Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

- музыкальная викторина;

- систематическая проверка домашнего задания;

- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

Контрольные уроки в конце каждой четверти;

Творческий зачет;

Преподаватель оценивает следующие виды деятельности обучающихся:

- умение давать характеристику музыкальному произведению;

- создание музыкального сочинения;

- «узнавание» музыкальных произведений;

- элементарных анализ строения музыкальных произведений.

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Оценка 5 (отлично) – осмысленный и выразительный ответ, обучающийся уверенно ориентируется в пройденном материале.

Оценка 4 (хорошо) – осознанное восприятие материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки.

Оценка 3 (удовлетворительно) – обучающийся часто ошибается, слабо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работ.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – обучающийся крайне плохо ориентируется в пройденном материале, допускает много ошибок в ответах, не активен, не проявляет инициативы.

В Детской Школе Искусств практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все « + » и « - », учитывая индивидуальный подход к учащимся.

Для итоговой аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Наглядные пособия:

- Комплект учебно-методических пособий и таблиц с основными разделами тематического материала учебного предмета «Слушание музыки».

- Комплект наглядно-демонстрационного материала по темам.

- Нотный материал.

Информационно-коммуникативные средства:

- Фонохрестоматия русской классической музыки (20 CD).

- Фонохрестоматия западно-европейской классической музыки (26 CD).

- Фонохрестоматия советской и современной музыки (26 CD).

- Обучающая развивающая программа «Ирмус» I часть (DVD).

- Обучающая развивающая программа «Ирмус» II часть (DVD).

- Мультимедийная программа Энциклопедия «Соната»

- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

- Мультимедийная программа «Музыкальный класс».

- Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

- Мультимедийная обучающая, развивающая программа «Сен-Санс: Карнавал животных», издательство «Новый диск».

- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки».

- Мультимедийный диск, издательство «Новый диск»

- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

- Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

- Интерактивная игра для детей «Щелкунчик» и др.

Мультимедийные презентации:

- Презентация «Музыка и я», «В гости к музыке»

- Презентация «Искусство», «Музыка и литература»

- Презентация «Детский альбом»,

- Презентация «Карнавал животных», «Мир животных»

- Презентация «Музыка природы», «Музыка зимы», «Музыка осени»

- Презентация «Такие разные танцы», «Жанр марша», «Вальс»

- Презентация «Тема богатырей в музыке»

- Презентация «Времена года»

- Презентация « Рождество Христово»

- Презентация «Пасха»

- Презентация «Русские народные инструменты»

- Презентация «Музыкальные инструменты»

- Презентация «Путешествие в музыкальный театр. Опера»

- Презентация «Путешествие в музыкальный театр. Балет» и др.

Технические средства обучения:

- Компьютер.

- Принтер.

- Музыкальный центр.

- CD и DVD.

Учебно-практическое оборудование:

- Музыкальный инструмент (фортепиано).

- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

- Интерактивная доска, с возможностью сенсорного воспроизведения учебного материала

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся по предмету «Слушание музыки» основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (историко-теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.


Организация занятий

Самостоятельные занятия являются необходимым условием для успешного овладения знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,

- творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых историко-теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти, или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания.


Список литературы:


1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., МарекО.А.,М.,»Пресс–соло»,1998

2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.

3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.

4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство КультурыРФ,2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.

9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г

11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г

12. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г

13. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.

14. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.

15. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.

16. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.

17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г