![]()
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2 «З» КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 2)
Учитель: Ивлева Е.И.
Москва, 2018
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету « СОИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.
Задачи предмета:
- развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
- формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
- формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- пользоваться услугами торговли, службы быта и другими учреждениями и организациями города.
-формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в социуме
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 1 часа |
Итого в год | 34 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— использование доступных жестов для передачи сообщения
— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— использование доступных жестов для передачи сообщения
— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель:
специальное обучение учащихся со сложной структурой дефекта навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Задачи:
- развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
- формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
- формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- пользоваться услугами торговли, службы быта и другими учреждениями и организациями города.
-формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
У ребенка с умеренной , тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно- педагогической работы.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Занятия по социальной коммуникации направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа по социальной коммуникации составлена для учащихся 8- 9 «б» класса с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем их знаний и умений. Все дети характеризуются усложненным комплексным нарушением физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.
Материал программы расположен по блокам, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Закладывается систематизация программного материала по предмету. На занятиях по социальной коммуникации следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.
Беседа на занятиях по социальной коммуникации является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе, так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии(в 8- 9 классах экскурсии являются основной формой обучения детей); широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Особое место в формировании социально-коммуникативных навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Торговля», экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков. Закрепить информацию следует с помощью экскурсий.
Программа предполагает, что у обучающихся со сложной структурой дефекта должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознавать себя как ученика;
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять стремление к общению, выражать его социально приемлемым способом;
- владеть доступными средствами коммуникации, использовать их адекватно ситуации;
- проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предполагаемые результаты обучения
Состав учащихся класса неоднороден. На уроках и при выполнении домашних заданий учитывается уровень актуальных знаний, потенциальных возможностей ученика. Все ученики класса нуждаются в помощи педагога. Предполагается осуществить обучение по двум уровням: минимальный и достаточный. Разделение на уровни определяет степень оказываемой помощи: ученики, относящиеся к достаточному уровню, часть заданий выполняют самостоятельно после подробной инструкции учителя, ученики, относящиеся к минимальному уровню, выполняют задания только совместно с учителем.
Уровни: | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
Минимальный | Правила поведения в общественных местах, в транспорте, правила дорожного движения; элементарные правила поведения в обществе; особенности поведения в школе; правила дарения и получения подарков. | Сообщать своё имя и фамилию; культурно вести себя в общественных местах; выражать свои просьбы, желания, используя жесты, мимику, простые, доступные слова; соблюдать правила уличного движения; следить за своим внешним видом, соблюдать гигиену; правильно вести себя за столом, в гостях, дома. |
Достаточный | Правила поведения в общественных местах, в транспорте, правила дорожного движения; элементарные правила поведения в обществе; особенности поведения в школе; правила гостеприимства; правила дарения и получения подарков. | Сообщать своё имя и фамилию; культурно вести себя в общественных вещах; тактично и вежливо вести себя во время разговора со сверстниками и взрослыми; участвовать в доступной беседе, отвечать на вопросы учителя; соблюдать правила уличного движения; следить за своим внешним видом, соблюдать гигиену; правильно вести себя за столом, в гостях, дома. |
Содержание учебного предмета:
Раздел | Краткое содержание раздела |
Речь и ее значение в жизни человека. | Общение и поведение. Почему нужны правила общения? Характеристики речи - выразительность речи, интонация. Темп речи. |
Общение и поведение | Цели общения. Общительный человек. Основные формы общения (беседа, спор, ссора). Форма общения - диалог. Речевой этикет говорящего и слушающего. Формула вежливого обращения (к взрослым, к товарищу, к девочке). Правила поведения во время разговора. Формулы речевого общения. |
Элементы «делового общения». Общение в деловой обстановке. | Общение с незнакомыми людьми в различных жизненных ситуациях. Правила поведения в различных социальных ситуациях. Формулы речевого общения в общественных местах - в транспорте, на улице, в театре, в библиотеке, в музее, в учреждениях общественного назначения. |
Социально принятые формы общения | Приветствие (в школе, дома, на улице, в общественных местах). (Ситуационный тренинг). Прощание. Ритуал прощания в школе, дома, в общественных местах, на улице. Невербальные компоненты прощания. «Давайте познакомимся» - правила знакомства. Использование альтернативной коммуникации. Речевые формы выражения благодарности. Поздравления. Как правильно поздравить с праздником, днем рождения и т.д. Семейное общение. Прием гостей, как вести себя в гостях. Улыбка в общении. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
.
Для эффективного и успешного овладения учащимися всех разделов программы по устной речи и социальной коммуникации необходимо следующее оборудование и материалы:
1. Наборы тематических картин, плакатов
2. Различные дидактические игры.
3. Видеофильмы, компьютерные презентации.
4. Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Литература
1.С. В. Комарова. Устная речь. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2012г.
2.В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов. Пособие для учителя. М., Владос, 2014 г.
3.С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировке в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
(Приложение 1)
Календарно-тематическое планирование:
I четверть
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 | Основные способы общения (Виды общения: речь, мимика, жесты.) | 1 | |
2 | Основные способы общения (Виды общения: речь, мимика, жесты.) | 1 | |
3 | Основные способы общения (Виды общения: речь, мимика, жесты.) | 1 | |
4 | Выразительность речи. Интонация. | 1 | |
5 | Выразительность речи. Интонация. | 1 | |
6 | Темп речи (Спокойно, быстро, медленно). | 1 | |
7 | Темп речи (Спокойно, быстро, медленно). | 1 | |
8 | Темп речи (Спокойно, быстро, медленно). | 1 | |
9 | Громкость. | 1 | |
10 | Громкость. | 1 | |
11 | Громкость. | 1 | |
12 | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | 1 | |
13 | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | 1 | |
14 | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | 1 | |
15 | Общительный человек. | 1 | |
16 | Общительный человек. | 1 | |
17 | Общительный человек. | 1 | |
II четверть
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 | Основные формы общения. Беседа. | 1 | |
2 | Основные формы общения. Беседа. | 1 | |
3 | Основные формы общения. Беседа. | 1 | |
4 | Основные формы общения. Спор. | 1 | |
5 | Основные формы общения. Спор. | 1 | |
6 | Основные формы общения. Ссора | 1 | |
7 | Основные формы общения. Ссора | 1 | |
8 | Формула вежливого обращения (к взрослым, к товарищу, к девочке). Умение слушать. | 1 | |
9 | Формула вежливого обращения (к взрослым, к товарищу, к девочке). Умение слушать. | 1 | |
10 | Правила поведения во время разговора. Вежливое отношение к людям | 1 | |
11 | Правила поведения во время разговора. Вежливое отношение к людям | 1 | |
12 | Правила поведения во время разговора. Взаимоуважение. | 1 | |
13 | Правила поведения во время разговора. Взаимоуважение. Правила поведения во время разговора. Взаимоуважение. | 1 | |
14 | Формулы речевого общения в школе, дома. | 1 | |
15 | Формулы речевого общения в школе, дома. | 1 | |
III четверть
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 | Формула вежливого обращения (к взрослым, к товарищу, к девочке). Умение слушать | 1 | |
2 | Формула вежливого обращения (к взрослым, к товарищу, к девочке). Умение слушать | 1 | |
3 | Правила поведения во время разговора. Взаимоуважение. | 1 | |
4 | Правила поведения во время разговора. Взаимоуважение. | 1 | |
5 | Формулы речевого общения в школе, дома. | 1 | |
6 | Формулы речевого общения в школе, дома. | 1 | |
7 | Формулы речевого общения в общественных местах, в транспорте, на улице, в театре, в библиотеке, в музее, в учреждениях общественного питания и др. | 1 | |
8 | Формулы речевого общения в общественных местах, в транспорте, на улице, в театре, в библиотеке, в музее, в учреждениях общественного питания и др. | 1 | |
9 | Формулы речевого общения в общественных местах, в транспорте, на улице, в театре, в библиотеке, в музее, в учреждениях общественного питания и др. | 1 | |
10 | Приветствие (в школе, дома, на улице, в общественных местах). (Ситуационный тренинг). | 1 | |
11 | Приветствие (в школе, дома, на улице, в общественных местах). (Ситуационный тренинг). | 1 | |
12 | Приветствие (в школе, дома, на улице, в общественных местах). (Ситуационный тренинг). | 1 | |
13 | Прощание. Ритуал прощания в школе, дома, в общественных местах, на улице. Невербальные компоненты прощания. | 1 | |
14 | Прощание. Ритуал прощания в школе, дома, в общественных местах, на улице. Невербальные компоненты прощания. | 1 | |
15 | «Давайте познакомимся» Правила знакомства, использование альтернативной коммуникации. | 1 | |
16 | «Давайте познакомимся» Правила знакомства, использование альтернативной коммуникации. | 1 | |
17 | Речевые и неречевые формы выражения благодарности. | 1 | |
18 | Речевые и неречевые формы выражения благодарности. | 1 | |
19 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |
20 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |
21 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |
IV четверть
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 | Прощание. Ритуал прощания в школе, дома, в общественных местах, на улице. Невербальные компоненты прощания. | 1 | |
2 | Прощание. Ритуал прощания в школе, дома, в общественных местах, на улице. Невербальные компоненты прощания. | 1 | |
3 | «Давайте познакомимся» Правила знакомства, использование альтернативной коммуникации. | 1 | |
4 | «Давайте познакомимся» Правила знакомства, использование альтернативной коммуникации. | 1 | |
5 | «Давайте познакомимся» Правила знакомства, использование альтернативной коммуникации. | 1 | |
6 | Речевые и неречевые формы выражения благодарности. | 1 | |
7 | Речевые и неречевые формы выражения благодарности. | 1 | |
8 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |
9 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |
10 | Формулы просьбы. Суть просьбы. Если вам отказали в просьбе. | 1 | |
11 | Формулы просьбы. Суть просьбы. Если вам отказали в просьбе. | 1 | |
12 | Поздравления. Как правильно поздравить с праздником, днем рождения и т.д. | 1 | |
13 | Поздравления. Как правильно поздравить с праздником, днем рождения и т.д. | 1 | |
14 | Вежливое извинение. Правила вежливого извинения. | 1 | |