Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
2019 год
Содержание.
Паспорт Программы
Пояснительная записка.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цели и задачи Программы.
Срок реализации Программы.
Механизм реализации Программы.
Ожидаемые результаты.
Система организации и контроля.
Приложения.
1.Паспорт Программы.
Наименование Программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра» |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. |
Основные задачи Программы. | Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве общества. 2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения. 3. Формировать у обучающихся толерантность. 4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. 5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним. 6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде. |
Сроки реализации Программы | 2019-2024 гг. |
Основные участники Программы. | 1. Педагогический коллектив школы. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы. | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних. 10. Устав МБОУ – Чемерновская СОШ. 11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет». 12. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся». 13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике». |
Кадровое обеспечение Программы. | директор МБОУ – Чемерновская СОШ заместитель директора по ВР; педагоги; совет Профилактики; методическое объединение классных руководителей; социальный педагог: старшая вожатая, органы ученического самоуправления; руководители кружков и секций; родители (законные представители); библиотекарь; участковый, инспектор ОДН; родительский комитет школы; |
Ожидаемые результаты Программы. | Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде. Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами. |
Система организации контроля за исполнением Программы. | Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители. |
2. Пояснительная записка.
Человек не может жить на свете,
Если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
Является завтрашняя радость.
Макаренко А.С.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся. Каждое учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.
Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений. В программе применяются следующие понятия: несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет; безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм; девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов; просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению; аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости. |
4. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе.
Программа направлена на решение следующих задач:
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Срок реализации Программы.
Название этапа | Срок реализации |
I этап – Подготовительный. Разработка программы. 2019-2020 учебный год. | - совершенствование нормативно – правовой базы; – определение стратегии и тактики деятельности – укрепление межведомственного сотрудничества; –обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений; – разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений; – поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность. |
II этап – Внедрение концепции Программы. 2019-2021 учебные годы. | -оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; –использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. |
III этап- Рефлексия. 2022-2024 учебный год. | -обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении. |
6. Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:
сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
( блоков):
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
Организационная работа.
Работа с педагогическим коллективом.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями).
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
План мероприятий по реализации программы
№ п\п | Содержание работы | Классы | Сроки | Ответственные |
1. Организационные мероприятия |
1 | Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. | 1-11 | сентябрь | Кл. рук. 1-11 кл. |
2 | Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1- 11 | сентябрь | Кл. рук.1- 11кл, соц. педагог |
3 | Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1- 11 | сентябрь | Кл. рук.1-11 кл. |
4 | Составление банка данных и социального паспорта школы | 1- 11 | До 01.10 | Соц. педагог |
5 | Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН | 1- 11 | сентябрь- октябрь | Секретарь КДН, , зам. дир по ВР, соц. педагог |
7 | Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям | 5- 11 | ноябрь | зам. дир по ВР, соц. педагог |
9 | Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций. | 2- 11 | Сентябрь октябрь | Кл. руководители, зам. дир по ВР, соц. педагог |
10 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; | 1- 11 | По мере необходимости | Соц. педагог, Зам дир. ВР |
11 | Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи. | 1- 11 | 1 раз в четверть | Администрация школы, соц. педагог |
12 | Сверка документации школы и ОДН района по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. | 5-11 | сентябрь | Соц. педагог |
2. Работа с учащимися. |
1 | Оказание учащимся информационно - правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний (по отд. плану); б) сектора дисциплины и порядка; | 5-11 | По плану | Зам. дир. по ВР, приглашенные специалисты |
2 | Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-9 | По мере необходимости. | |
3 | Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода | 1-5 | сент. окт. | |
4 | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов | 1-11 | Постоянно | Классные руководители, соцпедагог |
5 | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-11 | Постоянно | Зам. дир. шк. по ВР, кл. руководители |
6 | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних. | 6-11 | В течение уч. года | Соц педагог, учитель обществознания. |
7 | Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через работу сектора дисциплины и порядка б) тренинговые занятия со специалистами; в) «круглые столы» | 5-11 | В течение года | Администрация школы, кл. рук. |
8 | Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года. | 1-11 | В течение года | Соцпедагог |
9 | Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-11 | Ежедневно | Соцпедагог , кл. рук. |
Работа с семьей |
1 | Изучение социального положения семей учащихся школы. | 1- 11 | сентябрь | кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР |
2 | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1-11 | сентябрь | Соц. педагог, классные руководители |
3 | Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану) | 1-11 | 1 разв четверть | Администрация Кл. руководители |
4 | Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. | 11 | постоянно | кл. рук. |
5 | Консультирование родителей: а) педагогами школы; б) приглашенными специалистами | 1-11 | По мере необходимости | Пед. коллектив, медики |
6 | Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 7-11 | ноябрь | Администрация школы. |
7 | Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»; а) на «круглых столах»; б) на классных и общешкольных родительских собраниях. | 1-11 | 1 раз в четверть | Классные рук., Администрация школы |
4. Правовой всеобуч учащихся. |
1 | Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся. | 1- 11 | по воспита-тельным планам | Кл. руководители |
2 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе) | 1-11 | В декады ЗОЖ | Администрация школы, классные рук, соц. педагог. |
5.Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. |
1 | Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. | 5-11 | Начало, конец учеб-ного года | Зам. дир. по ВР, соцпедагог |
2 | Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек. | 6 - 11 | 1 разв четверть | Зам. дир.шк. по ВР, |
3 | Проведение акций «За здоровый образ жизни» (по отдельному плану) | 1-11 | В течение года | Зам. дир. шк. по ВР, классные рук. |
4 | Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся. | 5 - 9 | По плану | Зам. дир. по ВР, соцпедагог кл. рук. |
Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
снижение /отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.
1 блок. | отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном едином банке социально-опасных семей; создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. |
2 блок. | получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи; получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся; высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов. |
3 блок. | устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних; отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки; увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах; отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН; высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности. |
4 блок. | создание приоритетного родительского воспитания; организация педагогического просвещения родителей; построение демократической системы отношений детей и взрослых; отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей; высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом. |
Система организации и контроля.
- Классно-обобщающий и тематический контроль.
- Изучение документации Совета Профилактики.
- Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
- Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
- Анализ проведённых акций, мероприятий.
- Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
- Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле и учёте в КДН.
- Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций.