СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика правонарушений и безнадзорности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.»







Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних























2019 год



Содержание.

  1. Паспорт Программы

  2. Пояснительная записка.

  3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  4. Цели и задачи Программы.

  5. Срок реализации Программы.

  6. Механизм реализации Программы.

  7. Ожидаемые результаты.

  8. Система организации и контроля.

  9. Приложения.











































1.Паспорт Программы.

Наименование Программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

«Не отнимай у себя завтра»

Цель Программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.

Основные задачи Программы.

  1. Формировать у обучающихся знания и систему

представлений о правовом и политическом устройстве общества.

2. Создавать условия для обучения учащихся приемам

безопасного и ответственного поведения.

3. Формировать у обучающихся толерантность.

4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих

развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.

5. Оказывать социально-психологическую и

педагогическую помощь несовершеннолетним.

6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении.

7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019-2024 гг.

Основные участники Программы.

1. Педагогический коллектив школы.


Нормативно-правовое обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних.

10. Устав МБОУ – Чемерновская СОШ.

11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет».

12. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся».

13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике».

Кадровое обеспечение Программы.

  • директор МБОУ – Чемерновская СОШ

  • заместитель директора по ВР;

  • педагоги;

  • совет Профилактики;

  • методическое объединение классных руководителей;

  • социальный педагог:

  • старшая вожатая,

  • органы ученического самоуправления;

  • руководители кружков и секций;

  • родители (законные представители);

  • библиотекарь;

  • участковый, инспектор ОДН;

  • родительский комитет школы;

Ожидаемые результаты Программы.

  1. Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.

  2. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.

  3. Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением.

  4. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.

  5. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.

Система организации контроля

за исполнением Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.


























2. Пояснительная записка.


Человек не может жить на свете,

Если у него нет впереди ничего радостного.

Истинным стимулом человеческой жизни

Является завтрашняя радость.


Макаренко А.С.


Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);

  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);

  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

  • наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся. Каждое учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.

Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.










































3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений.


В программе применяются следующие понятия:

  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;

  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;

  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,

которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или

иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих

обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

  • асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;

  • девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;

  • просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;

  • аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.























4. Цели и задачи Программы.


Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе.


Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.

  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

  4. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

  5. Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.

  6. Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

  7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.

  8. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

  9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.

  10. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

  11. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.


























  1. Срок реализации Программы.


Название этапа

Срок реализации

I этап – Подготовительный.

Разработка программы.


2019-2020 учебный год.

- совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.


II этап – Внедрение концепции Программы.


2019-2021 учебные годы.

-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.


III этап- Рефлексия.


2022-2024 учебный год.

-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.



























6. Механизм реализации Программы.


Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;

  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;

  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций

( блоков):

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних










Организационная работа.

Работа с педагогическим коллективом.

Диагностическая работа.

Профилактическая работа с обучающимися.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями).





























Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.


































План мероприятий по реализации программы

№ п\п


Содержание работы

Классы


Сроки


Ответственные


1. Организационные мероприятия

1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-11

 

сентябрь

 

Кл. рук. 1-11 кл.

 

2

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1- 11

сентябрь

 

Кл. рук.1- 11кл,

соц. педагог

 

3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

1- 11

 

сентябрь

 

Кл. рук.1-11 кл.

 

4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

1- 11

 

До 01.10

 

Соц. педагог 

5

 

Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН

1- 11

 

сентябрь- октябрь

 

Секретарь КДН, , зам. дир по ВР, соц. педагог

7

Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

5- 11

 

ноябрь

 

зам. дир по ВР, соц. педагог

9

Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.

 

2- 11

 

Сентябрь

октябрь

 

Кл. руководители, зам. дир по ВР, соц. педагог

 

10

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

1- 11

По мере необхо­димости

Соц. педагог, Зам дир. ВР

11

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.

 

1- 11

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы, соц. педагог

 

12

 

Сверка документации школы и ОДН района по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. 

5-11

 

сентябрь

Соц. педагог

2. Работа с учащимися.

1

 

Оказание учащимся информационно - правовой помощи, защита их интересов:

а) работа лектория правовых знаний (по отд. плану);

б) сектора дисциплины и порядка;


5-11

По плану

Зам. дир. по ВР, приглашенные специалисты

 

2

 

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

 

1-9

 

По мере необхо­димос­ти.

 


3

 

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1-5

 

сент.

окт.

 


 

4

 

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов

1-11

 

Постоянно

 

Классные руководители, соцпедагог

5

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной работы школы)

 

1-11

 

Постоянно

 

Зам. дир. шк. по ВР,

кл. руководители

 

6

 

Изучение федеральных, региональных и ло­кальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонару­шений несовершеннолетних.

 

6-11

 

В течение уч. года

 

Соц педагог, учитель обществознания.

7

 

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

а) через работу сектора дисциплины и порядка

б) тренинговые занятия со специалистами;

в) «круглые столы»

 

5-11

 

В течение

года

 

Администрация школы, кл. рук.

 

8

 

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

 

1-11

 

В течение года

 

Соцпедагог

 

9

 

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей «группы риска».

1-11

 

Ежедневно

 

Соцпедагог , кл. рук.

 

  1. Работа с семьей

1

 

Изучение социального положения семей уча­щихся школы.

 

1- 11

 

сентябрь

 

кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР

 

2

 

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

 

1-11

 

сентябрь

 

Соц. педагог, классные руководители

 

3

 

Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)

 

1-11

1 разв четверть

 

Администрация

Кл. руководители

 

4

 

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

 

  1. 11

 

постоянно

 

кл. рук.

 

5

 

Консультирование родителей:

а) педагогами школы;

б) приглашенными специалистами

 

1-11

 

По мере необхо­димости

 

Пед. коллектив, медики 

6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

7-11

 

ноябрь

 

Администрация школы.

 

7

 

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»;

а) на «круглых столах»;

б) на классных и общешкольных родительских собраниях.

 

1-11

 

1 раз в четверть

 

Классные рук., Администрация школы

 

4. Правовой всеобуч учащихся.


1

 

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

 

1- 11

 

по воспита-тельным планам  

Кл. руководители

 

2

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)





 

1-11

 








В дека­ды ЗОЖ

Администрация школы, классные рук, соц. педагог.

 

5.Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.


1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

 

5-11

Начало, конец учеб-ного года

Зам. дир. по ВР, соцпедагог

 

2

 

Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.

 

6 - 11

 

1 разв четверть

 

Зам. дир.шк. по ВР,


 

3

 

Проведение акций «За здоровый образ жизни»

(по отдельному плану)

 

1-11

 

В течение года

Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.

 

4

 

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.

 

5 - 9

 

По плану

 

Зам. дир. по ВР, соцпедагог

кл. рук.

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;

  • улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;

  • создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

  • снижение /отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

1 блок.

  • отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном едином банке социально-опасных семей;

  • создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2 блок.

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;

  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;

  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;

  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.

3 блок.

  • устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних;

  • отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;

  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;

  • отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН;

  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности.

4 блок.

  • создание приоритетного родительского воспитания;

  • организация педагогического просвещения родителей; 

  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;

  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;

  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.

Система организации и контроля.

- Классно-обобщающий и тематический контроль.

- Изучение документации Совета Профилактики.

- Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».

- Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».

- Анализ проведённых акций, мероприятий.

- Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.

- Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле и учёте в КДН.

- Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!