Развитие речи
Пояснительная записка
Гимназия – это инновационное образовательное учреждение гуманитарной направленности.
МБОУ гимназия № 3 расположена в центре Академгородка г. Новосибирска. Среди родителей учащихся подавляющее большинство имеют высшее образование, из них больше половины – это ученые, научные сотрудники, инженеры НИИ, преподаватели. Таким образом, особенности географического положения гимназии и ее социальной среды влияют на формирование социального заказа: ученики нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжить обучение в Университете и других ВУЗах города, региона, России.
Поэтому МБОУ гимназия № 3 – образовательное учреждение, ориентированное на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов.
Миссия гимназии № 3 - создание условий для развития личности гимназиста, его социальной успешности в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способностей к саморазвитию и творчеству.
Рабочая программа по развитию речи для пятилетних детей составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия № 3 в Академгородке»
Учебный план платных дополнительных образовательных услуг «Группы адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» МБОУ гимназии № 3 в Академгородке
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Речь в нашей жизни выполняет множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельность людей. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно, по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Хорошее владение языком, речью – это искусство, которому надо учиться. И чем раньше начать овладевать им, тем больших результатов можно достигнуть.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться речью. Однако часто бывает так, что речь ребёнка 6-7 лет бедна и непонятна. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас и нормальное произношение, большинство детей не умеют правильно говорить. Им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе.
Рабочая программа по развитию речи для детей 6-ти лет групп психолого-педагогической адаптации составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие речи» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Н.В. Володина «Говорю красиво» 6-7 лет. Москва. Эксмо, 2008г.
И.Е. Светлова «Развиваем устную речь». Москва. ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (рабочая тетрадь)
Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (методическое пособие)
М.Р. Львов «Школа творческого мышления». Москва. НТПЦ Дидакт, 2003 г.
О..А. Белобрыкина «Речь и общение». Ярославль, 1998г
Индивидуальные рабочие листы с заданиями.
Данная рабочая программа рассчитана на 16 часов (1 час в 2 недели).
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Главной целью программы «Развитие речи» в группах психолого-педагогической адаптации к школе является: развитие связной речи ребенка (развитие умения содержательно и логично строить высказывания; доказательство, живо говорить на разные темы; выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений, адаптация к условиям школьной жизни.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие воображения и творческих способностей.
- адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.
В развитии речи выделяются следующие линии:
работа над словом;
работа над предложением;
работа над связной речью.
обогащение словаря;
уточнение словаря, т.е. углубление понимания различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, уместность их употребления в том или ином тексте;
устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Занятия проводятся по индивидуальным печатным рабочим листам, составленным педагогом.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание программы | Количество часов |
1 | Речь. Значение в жизни человека “Тише, громче…” Выразительность речи. | Значение речи в жизни человека. Выразительность речи. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Заучивание и знание нескольких скороговорок. | 1 |
2 | Слова…Слова… Лексическое значение слов. | Слово, его лексическое значение. Толковый словарь. | 1 |
3 | “Озорные буквы”. Звуковой состав слова. Слова играют в прятки. | Звуковой состав слова. Формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | 1 |
4 | Слово и его значение. | Прямое и переносное значение слова. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову. | 1 |
5 | Многозначные слова. Однозначные и многозначные слова. | Формировать понятие многозначности слова. Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. | 1 |
6 | Синонимы. Антонимы. | Слова, близкие по смыслу (синонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову. | 1 |
7 | Тематические группы слов | Знакомство с тематическими группами слов. | 1 |
8 | Предложение. | Простое предложение. Умение устанавливать связи между словами в предложении. Умение редактировать простое предложение, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). | 1 |
9 | Понятие об образности речи. Первичное представление о сравнении. | Формировать первичное представление об образности. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Формирование первичного представления о сравнении. | 1 |
10 | Загадаем загадки! | Формирование умения отгадывать загадки. Культура общения. | 1 |
11 | Культура речи. Вежливые слова. | Прививать навыки культурной речи. Волшебные слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова- выражения приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. | 1 |
12 | Пословицы. Учимся рассуждать. | Развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти. | 1 |
13 | Текст. Заглавие текста. Тема текста. | Понятие о тексте. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Озаглавливание. | 1 |
14 | Опорные слова. Мы строим текст. | Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Формирование навыков построения связного текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам по опорным словам. Восстановление деформированного текста. | 1 |
15 | План текста. | Коллективное составление текстов по сюжетным картинкам, по плану. | 1 |
16 | Чему мы научились. Итоговое занятие. | Контроль знаний. Чему мы научились. | 1 |
| Итого: | | 16ч |
Знания, умения, навыки в конце учебного года:
- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого
- ориентироваться в разных ситуациях общения.
- владеть своим голосом, понимать когда нужно говорить громко-тихо, быстро- медленно, с какой интонацией и т.д.
- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего
- знать наизусть 3-4 стихотворения, выразительно читать их
- обнаруживать понимание прочитанного через ответы на вопросы педагога или пересказ
- пересказывать сказку, рассказ без пропуска важных моментов, без искажения смысла.
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методическая литература:
Для педагога:
Н.В. Володина «Говорю красиво» 6-7 лет. Москва. Эксмо, 2008г.
И.Е. Светлова «Развиваем устную речь». Москва. ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (рабочая тетрадь)
Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (методическое пособие)
М.Р. Львов «Школа творческого мышления». Москва. НТПЦ Дидакт, 2003 г.
О..А. Белобрыкина «Речь и общение». Ярославль, 1998г
Для учеников:
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Ксерокс, принтер.
- Интерактивная доска.
Дидактический материал:
1. Набор демонстрационных картинок.
2. Рабочие листы с заданиями.
3. Экранно-звуковые пособия
4. Мультимедийные презентации по темам курса.
5. Игровые атрибуты.
6. Стихи, загадки.