СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию речи для групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе (с 6-ти лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь в нашей жизни выполняет множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельность людей. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно, по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию речи для групп адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе (с 6-ти лет)»

Развитие речи

Пояснительная записка

Гимназия – это инновационное образовательное учреждение гуманитарной направленности.

МБОУ гимназия № 3 расположена в центре Академгородка г. Новосибирска. Среди родителей учащихся подавляющее большинство имеют высшее образование, из них больше половины – это ученые, научные сотрудники, инженеры НИИ, преподаватели. Таким образом, особенности географического положения гимназии и ее социальной среды влияют на формирование социального заказа: ученики нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжить обучение в Университете и других ВУЗах города, региона, России.

Поэтому МБОУ гимназия № 3 – образовательное учреждение, ориентированное на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов.

Миссия гимназии № 3 - создание условий для развития личности гимназиста, его социальной успешности в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способностей к саморазвитию и творчеству.

Рабочая программа по развитию речи для пятилетних детей составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия № 3 в Академгородке»

  • Учебный план платных дополнительных образовательных услуг «Группы адаптации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» МБОУ гимназии № 3 в Академгородке



Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.

Речь в нашей жизни выполняет множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельность людей. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно, по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Хорошее владение языком, речью – это искусство, которому надо учиться. И чем раньше начать овладевать им, тем больших результатов можно достигнуть.

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться речью. Однако часто бывает так, что речь ребёнка 6-7 лет бедна и непонятна. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас и нормальное произношение, большинство детей не умеют правильно говорить. Им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе.

Рабочая программа по развитию речи для детей 6-ти лет групп психолого-педагогической адаптации составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие речи» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • Н.В. Володина «Говорю красиво» 6-7 лет. Москва. Эксмо, 2008г.

  • И.Е. Светлова «Развиваем устную речь». Москва. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

  • Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (рабочая тетрадь)

  • Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (методическое пособие)

  • М.Р. Львов «Школа творческого мышления». Москва. НТПЦ Дидакт, 2003 г.

  • О..А. Белобрыкина «Речь и общение». Ярославль, 1998г

  • Индивидуальные рабочие листы с заданиями.

Данная рабочая программа рассчитана на 16 часов (1 час в 2 недели).

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.



Главной целью программы «Развитие речи» в группах психолого-педагогической адаптации к школе является: развитие связной речи ребенка (развитие умения содержательно и логично строить высказывания; доказательство, живо говорить на разные темы; выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений, адаптация к условиям школьной жизни.

Задачи:

- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;

- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;

- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;

- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие воображения и творческих способностей.

- адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

В развитии речи выделяются следующие линии:

  • работа над словом;

  • работа над предложением;

  • работа над связной речью.

  • обогащение словаря;

  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, уместность их употребления в том или ином тексте;

  • устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Занятия проводятся по индивидуальным печатным рабочим листам, составленным педагогом.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.





















Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание программы

Количество 
часов

1

 Речь. Значение в жизни человека

“Тише, громче…” Выразительность речи.

Значение речи в жизни человека. Выразительность речи. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Заучивание и знание нескольких скороговорок.

1

2

Слова…Слова…

Лексическое значение слов.

Слово, его лексическое значение. Толковый словарь.

1

3

“Озорные буквы”. Звуковой состав слова.

Слова играют в прятки.

Звуковой состав слова. Формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

1

4

Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слова. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

1

5

Многозначные слова. Однозначные и многозначные слова.

Формировать понятие многозначности слова.

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

1

6

Синонимы. Антонимы.

Слова, близкие по смыслу (синонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову.

1

7

Тематические группы слов

Знакомство с тематическими группами слов.

1

8

Предложение.

Простое предложение. Умение устанавливать связи между словами в предложении. Умение редактировать простое предложение, распространять предложение.

Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке.

Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

1

9

Понятие об образности речи.

Первичное представление о сравнении.

Формировать первичное представление об образности. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Формирование первичного представления о сравнении.


1

10

Загадаем загадки!

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения.

1

11

Культура речи. Вежливые слова.

Прививать навыки культурной речи.

Волшебные слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова- выражения приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения.

1

12

Пословицы. Учимся рассуждать.

Развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

1

13

Текст. Заглавие текста. Тема текста.

Понятие о тексте. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Озаглавливание.

1

14

Опорные слова.

Мы строим текст.

Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Формирование навыков построения связного текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам по опорным словам. Восстановление деформированного текста.

1

15

План текста.

Коллективное составление текстов по сюжетным картинкам, по плану.

1

16

Чему мы научились. Итоговое занятие.

Контроль знаний.

Чему мы научились.

1

 


Итого:




16ч







Знания, умения, навыки в конце учебного года:

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого

- ориентироваться в разных ситуациях общения.

- владеть своим голосом, понимать когда нужно говорить громко-тихо, быстро- медленно, с какой интонацией и т.д.

- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего

- знать наизусть 3-4 стихотворения, выразительно читать их

- обнаруживать понимание прочитанного через ответы на вопросы педагога или пересказ

- пересказывать сказку, рассказ без пропуска важных моментов, без искажения смысла.



Материально – техническое обеспечение

Учебно-методическая литература:

Для педагога:

  • Н.В. Володина «Говорю красиво» 6-7 лет. Москва. Эксмо, 2008г.

  • И.Е. Светлова «Развиваем устную речь». Москва. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

  • Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (рабочая тетрадь)

  • Т.Н. Соколова «Школа развития речи» (методическое пособие)

  • М.Р. Львов «Школа творческого мышления». Москва. НТПЦ Дидакт, 2003 г.

  • О..А. Белобрыкина «Речь и общение». Ярославль, 1998г

Для учеников:

  • Рабочие листы с заданиями.



Технические средства обучения:

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

- Персональный компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Ксерокс, принтер.

- Интерактивная доска.

Дидактический материал:

1. Набор демонстрационных картинок.

2. Рабочие листы с заданиями.

3. Экранно-звуковые пособия

4. Мультимедийные презентации по темам курса.

5. Игровые атрибуты.

6. Стихи, загадки.