СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ритмике

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа предназначена для преподавателей ДШИ, раскрывает содержание уроков ритмики с 1 по 7 класс, включает учебно-тематический план.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ритмике»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для обучающихся на отделении «Музыкальное

исполнительство». Хореографическое воспитание занимает важное место в

системе обучения детей в детской школе искусств, так как способствует

раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует

развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.

Программа «Ритмика и танец» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Программа формирует любовь к танцу, учит осознанно воспринимать произведения хореографического искусства. Учебный предмет «Ритмика и танец» относится к предметной области исполнительской подготовки. Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств на общеразвивающую программу «Общее эстетическое образование» – с 7 лет.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета «Ритмика и танец» со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных в первый год обучения составляет 33 часа, а со второго по седьмой классы составляет 34 часа в год (занятия проводятся один раз в неделю). Продолжительность урока 40 мин.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Годы обучения

Затраты учебного времени

Всего часов

11

22

23

24

25

26

67

237

Аудиторные

занятия в часах

333

334

334

334

334

334

34



Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в

группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Ритмика и танец» является художественно- эстетическое воспитание и развитие хореографических способностей, обучающихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры, изучения элементов классического, народного, историко-бытового и современно-бального танцев.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

развитие музыкально-ритмических способностей;

развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;

активизация творческих способностей;

психологическое раскрепощение;

формирование умений соотносить движение с музыкой;

приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства;

обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;

развитие художественного вкуса, фантазии;

воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;

наглядный качественный показ;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления);

практический (творчески-самостоятельное создание учащимися

музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Класс для занятий ритмикой должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (балетными станками, фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством), наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Ритмика и танец» рассчитана на 7(8) лет обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет

учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового

материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных

возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков

происходит постепенно: от знакомства с музыкальной ритмикой, изучения

основ хореографии до исполнения хореографических движений, комбинаций

и композиций.

Содержание программы группируется по трем направлениям (видам

деятельности):

1. Музыкально-ритмическое развитие.

2. Хореографическая азбука (терминология, история хореографического искусства).

3. Танцевальные композиции.

Программа каждого года обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности. Содержанием первого вида деятельности являются ритмические упражнения, упражнения с предметом, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Данный вид деятельности формирует музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки; развивает чувство ритма; умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение; умение согласовывать музыку с движением.

Второй вид деятельности (второй раздел) опирается на освоение элементов классического, народного, историко-бытового, современно- бального танцев.

Включенные в этот раздел упражнения способствуют формированию

правильной осанки, помогают исправить физические недостатки. Учащиеся

приобретают двигательные навыки и умения, овладевают большим объемом

новых движений.

Третий раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области танцевальной выразительности, изучение разноплановых танцев. Учащиеся должны получить знания по технике безопасности при выполнении танцевальных движений.

Годовые требования.

Первый год обучения.

На первом году обучения дети знакомятся с элементарными понятиями: развитие навыков слушания музыки, определение динамических оттенков в музыке, характером исполнения. Знакомство происходит в процессе урока: на музыкальном материале танцевальных упражнений, игр и музыкальных композиций. Дети учатся владеть своим телом с помощью упражнений разминки и партерной гимнастики, а также происходит обучение элементам народного танца.

Каждый урок включает в себя все виды деятельности:

ритмику, слушание и анализ музыки, упражнения партерной гимнастики, танцевальные этюды, ритмические задания.

Обучающиеся 1-го класса должны знать и уметь выполнять в конце учебного года:

  • поклон;

  • выход шагом с носочка по кругу;

  • шаг на месте и в продвижении с высоким подниманием колена;

  • бег на полупальцах по кругу, бег с откидыванием ног назад;

  • бег с высоким подъемом колена вперед;

  • подскоки;

  • ходьба со сменой темпа и направления, по кругу, взявшись за руки, «цепочкой»;

  • построение врассыпную, в колонну, шеренгу, круг;

  • разминка на середине зала: упражнения для головы, плеч, рук, приседания, наклоны корпуса;

  • выставление ноги на носок вперѐд, в сторону, упражнение на равновесие;

  • «цапля»;

  • Движения партерной гимнастики: упражнение для стоп «книжка», «птица», «веточка», «змея», «качели», «берѐзка», «ящерица», «горка», «циркуль», «рак», «паучок», «павлин», «зайчик».

  • танцевальные ритмические этюды («Отойди и подойди», в русском характере);

  • Элементы русского танца: хороводный шаг, притопы, «пружинки» по VI позиции, хлопки;

  • музыкальные игры.

  • Упражнения с предметом (скакалка, обруч, флажок, шумовые музыкальные инструменты).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления преподавателем своего тематического планирования на основе данного учебно-тематического плана.




Тема урока

Часы


Первая четверть

Знакомство с предметом. Постановка корпуса. VI позиция ног. Поклон для девочек и мальчиков. Ознакомление с точками танцевального зала. Понятие круга, ходьба по кругу.

1

Упражнения на ориентировку в пространстве. Различие движений правой и левой ноги, руки, плеча.

1

Повороты вправо и влево; построения в колонну, шеренгу, круг, «воротца», «змейка». Игра «Внимание, музыка!».

1

Шаги: бытовой, шаг с носка (танцевальный), с высоким подниманием колена.

1

Бег на полупальцах, бег с откидыванием ног назад; Бег с высоким подъемом колена вперед. Игры: «Звери и птицы», «Командиры и солдаты».

1

Разминка на середине зала: упражнение для головы «Да, нет, и не знаю»; упражнение для плеч. Ритмический этюд по кругу «Отойди и подойди» разучивание и закрепление.

2

Упражнение для кистей рук и рук от локтя, упражнение на месте: поднятие согнутой в колене ноги «Цапля».

1

Приседание «Пружинка»; закрепление изученных упражнений. Упражнения в перестроении.

1

Прыжки по VI позиции, прыжки с хлопками, марш на месте. Отработка выученного материала I четверти.

1

Контрольный урок за I четверть.

1


Всего

10


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Повторение разминки на середине зала. Подготовка к упражнениям на полу – постановка «Исходное положение». Упражнение для развития стопы и голени (сокращение и вытягивание).

1

Упражнение на выворотность и гибкость (круговые вращения стоп вперѐд, назад). Упражнение для укрепления мышц спины и пресса (птица, книжка).

2

Упражнение путѐм прогиба назад (змея, качели). Упражнение для пресса (веточка, берѐзка).

Повторение ритмического этюд «Отойди и подойди».

2

Изучение танцевальных этюдов: «Кадриль», «Раз, два, три на носочки».

1

Отработка выученного материала II четверти.

1

Контрольный урок за I четверть.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

Разминка на середине зала: наклоны корпуса.

Выставление ноги на носок, вперѐд, сторону, с работой рук.

1

Упражнение для мышц спины и брюшного пресса

(ящерица, горка) Повторение и отработка упражнений 2-й четверти.

2

Упражнение для подвижности тазобедренного сустава (циркуль) Упражнение для мышц тазового пояса, ног (рак, паучок, павлин, зайчик).

1

Повторение этюда: «Раз, два, три, на носочки».

Танцевально – игровой этюд «Лабиринт».

1

Отработка упражнений партерной гимнастики по порядку.

1

Повторение пройденного материала III четверти

1

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

8


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

Элементы народного танца: раскрывание рук вперѐд и в стороны из положения на поясе. Выставление ноги на каблук, притопы.

1

Комбинация в характере русского народного танца, разучивание.

1

Повторение изученных танцевальных этюдов.

1

Отработка упражнений на полу (комплекс).


2

Контрольный урок за год.

1

Повторение игр: «Внимание, музыка», «Командиры и солдаты», «Совушка», «Ловишки».

1


Итого

7


Всего уроков за год

33


Второй год обучения

Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. На втором году обучения происходит изучение основ классического танца. Материал даѐт возможность выявить способности обучающихся. Особое внимание необходимо уделить постановке корпуса, рук, ног, головы, освоению элементарных форм Port debras, развитию выворотности и координации движений. Упражнения классического танца выполняются лицом к станку. Вводятся новые понятия, такие как «препарасьон».

Обучающиеся 2-го класса должны знать и уметь выполнять в конце учебного года:

Движения по кругу:

  • шаг с носочка с работой рук, в различных ритмических рисунках, с хлопками;

  • подскоки;

  • бег на полупальцах;

  • прямой и боковой галоп;

  • перестроения звеньями и одной колонны в несколько, из шеренги и колонны в круг;

  • бег и ходьба змейкой;

  • разминка на середине зала;

  • комбинация прыжков;

  • элементы народного танца: переменный хороводный шаг, «гармошка», раскрывание рук через I позицию, выставление ноги на каблук, притопы, взмахи платочком, хлопки и хлопушки для мальчиков;

  • танцевально-ритмические этюды;

  • позиции рук – I, II, III подготовительное положение;

  • позиции ног - I, II.

Движения классического танца: demi-plie, releve, battementtendu (лицом к станку); упражнения для рук; прыжок «soute» по I позиции. Танцевальные этюды и комбинации.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления преподавателем своего тематического планирования на основе данного учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Построение. Постановка корпуса. Ознакомление с I позицией ног. Выход шагом с носочка. Поклон по I позиции ног. Упражнения в перестроении.

1

Шаг с носочка с работой рук, по кругу. Разминка на середине зала: упражнения для головы; упражнения для плеч.

2

Упражнения для рук; приседания глубокие. Наклоны корпуса, упражнения для ног, разновидности шагов.

2

Прыжки на координацию движений, прыжки с

остановкой на счет: 7, 8

2

Понятие «Препарасьон» перед каждым движением. Элементы классического танца: постановка корпуса лицом к станку по I позиции ног; demi-plie.

1

Отработка выученного материала 1-й четверти

1

Контрольный урок за I четверть.

1


Всего

10


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Повторение разминки на середине зала, прыжков. Бег на полупальцах. Упражнения классического танца у станка: упражнения для корпуса (повороты головы).

1

Упражнения классического танца: Releve( подъем на полупальцы) по 1 позиции. Изучение 2 позиции ног на середине.

2

Releve по 1,2 позиции.

2

Этюд (детский танец). Танцевальные движения, запланированные к танцу.

1

Отработка выученного материала II четверти.

1

Контрольный урок за I четверть.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

Позиции рук, подготовительное положение(I, II, III). Упражнение для рук, головы и корпуса на середине зала (I пор де бра).

1

Изучение demi plie по 1,2 позиции.

2

Комбинация demi plie и Releve по 1,2 позиции.

1

Упражнения классического танца у станка:

Battementtendu из 1 позиции в сторону.


Упражнения классического танца у станка:

Battementtendu из 1 позиции вперёд и назад.

1

Изучение: прыжок «soute» по I позиции (руки на поясе) у палки.

1

Танцевальный этюд.

1

Повторение пройденного материала III четверти

2

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

Элементы народного танца: пружинка по 1 позиции, подъём на полупальцы, гармошка, раскрывание рук в стороны через I позицию.

1

Элементы народного танца: выставление ноги на каблук, притопы на всей стопе на месте и в различном направлении, в сочетании с танцевальными шагами, хороводный шаг.

1

Изучение танцевального этюда «Кадриль» (приставные шаги, «до-за-до», движение «окошечко»).

1

Изучение хороводного этюда.

1

Повторение изученных элементов классического танца.

2

Повторение пройденного материала за год.

1

Годовой контрольный урок.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34


Третий год обучения

В третьем классе закрепляется азбука классического танца. Повторение

пройденных упражнений с увеличением нагрузки. Упражнения классического танца исполняются с правой и левой ноги, держась за станок

одной рукой. Расширяются представления о танцевальных жанрах: полька,

падеграс и вальс. Продолжается изучение элементов народного танца.

Обучающиеся 3-го класса должны знать в конце учебного года:

  • позиции рук и ног классического танца;

Элементы классического танца у станка:

  • demi-plie по I, II, III или V позиции ног;

  • releve по I, II, III или V позиции ног;

  • battement tendu;

  • pond jamb par terre (по точкам) по четвертям.

Движения на середине зала:

  • I port de bras;

  • Sаute по I и II;

  • demi-plie по I, II, III или V позиции ног;

  • Упражнения тренировочного характера с мячами.

Движения по кругу:

  • шаг с носочка с работой рук, с положением рук на поясе;

  • бег на полупальцах,

  • с откидыванием ног назад,

  • с высоким подъема колена вперед.

  • галопы и подскоки по одному и в парах;

  • шаг «пике»;

  • вальсовая дорожка по одному и в парах;

  • перестроение двойками, тройками, четвёрками через центр зала;

  • элементы разминки и комбинации прыжков под современную музыку;

  • элементы народного танца: раскрывание рук через I, II позиции с пояса;

  • припадание;

  • простые дроби;

Танцевальные этюды: «Полька» и «Падеграс».

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам

учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления

преподавателем своего тематического планирования на основе данного

учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Построение. Выход шагом с носочка. Изучение

поклона для девочек и мальчиков. Шаг с носочка с работой рук по кругу, бег на полупальцах. Упражнения в перестроении.

1

Понятие шаг и приставка. Галоп по прямой, от центра и к центру, с правой и левой ноги с работой головы, по кругу.

1

Упражнения на середине зала тренировочного характера. Комбинация прыжков.

2

Движения классического танца: изучение III позиции ног, demi-plie держась за станок одной рукой Demi-plie по I, II, III позиции ног.

2

Изучение комбинации: releve и Demi-plie по I, II, III позиции.

1

Контрольный урок за I четверть.

1


Всего

8


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Ходьба в колонне по два. Изучение подскоков и галопа по кругу в паре.

1

Изучение шага польки по линиям, диагоналям, по кругу по одному и в паре.

2

Этюд «Полька»: подскоки, выставление

ноги на носок, прыжки.

1

Движение классического танца: battement tendu. Изучение комбинации по III позиции во всех направлениях.

1

Изучение demi plie по I,II позиции на середине.

1

Отработка элементов классического танца.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

Основные движения историко-бытового танца

«Падеграс»: шаг с pike (укол), шаг с плие в сторону, III позиция ног.

1

Рисунки этюда «Падеграс».

1

Элементы классического танца у палки: изучение rond de jambe parterre по точкам, по четверти круга, от себя и к себе.

2

Отработка изученных элементов классического танца у станка и на середине.

2

Повторение этюдов «Полька» и «Падеграс».

1

Упражнения с большими и малыми мячами.

2

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

Изучение вальсовой дорожки по одному и паре, по диагонали и по кругу.

1

Шаг «припадание» в русском характере по III позиции, по палке, с движением рук из 1 во 2 позицию.

1

Изучение простых дробей по VI позиции.

2

Упражнения с большими и малыми мячами.

2

Повторение пройденного материала за год.

1

Годовой контрольный урок.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34


Четвертый год обучения

Задачей данного года обучения является закрепление практических навыков и знаний о правилах и закономерностях движений тела – ног, рук, корпуса, головы в элементах классического, историко-бытового и народного танцев.

Ряд движений, которые делаются у станка, переносятся на середину зала. Усложняются прыжки по темпу и ритму. Раздел «Танцевальные этюды»

более разнообразен.

Обучающиеся 4-го класса должны знать и уметь выполнять в конце

учебного года:

  • перестроения через центр класса «фонтан», по диагонали через человека, «расчёска», «шен».

  • Разминка на середине зала с гимнастическими палками.

Элементы классического танца у станка:

  • Demi-plie по I, II и V позициям;

  • releve по I, II и V позициям;

  • battement tendu по V позиции ног (крестом);

  • rond jamb par terre;

  • battement tendu jete в сторону;

  • grand battement tendu jete в сторону;

Элементы классического танца на середине зала:

  • demi-plie по I позиции;

  • battement tendu по I позиции;

  • soute по Iи II позиции;

  • I и III port de bras.

  • положение epaulement.

Элементы народного танца:

  • ходы с носка;

  • скользящий шаг;

  • русский переменный шаг вперѐд, назад c работой рук, полуприседанием;

  • простые дроби;

  • «ключи»;

  • припадание, поворот на месте на припаданиях;

  • ковырялочка с большим замахом ноги;

  • притопы;

  • присядки (для мальчиков)

  • «молоточки»;

  • «моталочка».

Элементы бального танца:

  • поклон;

  • вальсовая дорожка в различных направлениях;

  • шаг польки в сочетании с подскоком;

  • па галопа лицом и спиной в круг.

Этюды историко-бытового танца:

  • «Полонез»

Теоретический материал:

  • Позиции рук и ног классического танца;

  • Точки танцевального зала;

  • «Виды танцевального искусства»;

  • «Возникновение танца»;

  • «Танцы древних греков и римлян».

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам

учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления

преподавателем своего тематического планирования на основе данного

учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Разминка на середине, упражнения с гимнастическими палками.

2

Изучение V позиции у станка, Demi-plie по I,II, V позиции, battement tendu по V позиции ног (крестом). Releve по I, II и V позициям.

1

На середине зала: 1-е portde bras по позициям, Demi-plie по I,II, V позициям.

1

Рассказ о возникновении танца «Полонез», основные элементы - шаг с плие, поклоны кавалеров, реверансы для дам.

1

Продолжение изучения танца «Полонез». Постановка в пары. Основное движение в паре. Рисунки.

1

Повторение изученного материала.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Rondе jambе parterrе у станка (по точкам). Прыжок soute по I и II позиции на середине, по V у палки.

2

Комбинация battement tendu по V позиции ног с Demi-plie, в разных ритмических рисунках.

2

Элементы народного танца: ходы – с носка, скользящий шаг. Русский переменный шаг вперѐд, назад с раскрытием рук.

1

Повторение ранее изученных элементов русского танца, разучивание хороводного этюда в русском характере.

1

Отработка материала, изученного за вторую четверть.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

Возникновение танца (записи в тетради), виды танцевального искусства.

1

Повторение изученных элементов классического танца. На середине зала: III portdebras.

2

Изучение элементов народного танца: поворот на месте на припадании, «моталочка», «ковырялочка» с большим замахом ноги и притопы, присядки для мальчиков с выносом ноги на каблук, «молоточки»

2

Повторение разученного хороводного этюда в русском характере. Разучивание плясового этюда.

2

Перестроения, упражнения на ориентировку в пространстве.

1

Повторение материала третьей четверти.

1

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

Танцы древних греков и римлян (записи в тетради)

1

Изучение grand battement jete в сторону по V позиции.

1

Повторение элементов классического танца.

2

Повторение танцевальных этюдов: «Полонез», хороводный, плясовой.

2

Повторение пройденного материала за год.

1

Годовой контрольный урок.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34


Пятый год обучения

Основными задачами 5-го года обучения являются, повторение и

закрепление материала 4-го класса. Дальнейшая работа с обучающимися над

устойчивостью, силой и выносливостью, правильностью и чистотой

исполнения, художественной окраской движений и выразительных поз.

Расширяются знания о русском народном танце на примере элементов

русских народных танцев - «молоточки», переменный ход, припадания.

Вводятся понятия о танцевальной музыке, танцевальных жанрах и их

специфических особенностях. («Вальс», «Русский лирический» и

«Сударушка»). Знания об историко-бытовом танце также формируются на

примере польского танца «Мазурка».

Изучение современного бального танца: пример танца «Русский

лирический» - название определяет характер танца – он исполняется

сдержанно и плавно. Формирование навыков грамотно исполнять

программные танцы: умение свободно координировать движения рук, ног,

головы, корпуса, уметь выразительно исполнять танцы разных эпох, а также

уметь их анализировать. Обучающиеся 5-го класса должны знать и уметь

выполнять в конце учебного года:


Элементы классического танца у станка:

  • поклон по V позиции ног;

  • demi и grand plie по I, II и V позиции;

  • battement tendu по V позиции;

  • battement tendu jete;

  • rond jamb par terre;

  • grand battement jete.

  • battement fondu (предварительно разучивается положение рабочей ноги у щиколотки)

Элементы классического танца на середине зала:

  • demi и grand plie;

  • battement tendu;

  • soute по I, II и Vпозиции;

  • shangement de pied;

  • pas echappe;

  • pas de bourre;

  • поворот soutenu на месте и в продвижении;

  • позы croisee и efface;

  • 1 и 2 arabesque;

  • I и III port de bras.

Элементы русского танца:

  • «молоточки»;

  • «моталочка»;

  • присядка с продвижением в сторону;

  • мелкий дробный ход;

  • дробь с подскоком;

  • переменный ход с каблука;

Элементы белорусского танца:

  • основной ход танца «бульба» по VI позиции;

  • боковой галоп;

  • присюды;

  • до-за-до;

  • положение в паре.

Элементы историко-бытового и современного бального танца:

  • па балансе;

  • правый поворот;

  • па глиссад;

  • дорожка «променад»

  • «голубец» с шагом;

  • шаг-ключ, поворот-ключ.

  • основной шаг мазурки: с подскоком на одну ногу, другая на у щиколотки сзади.

Этюды: белорусская полька, «Фигурный вальс», «Сударушка», «Мазурка».

Теоретический материал:

  • «Танец эпохи средневековья»;

  • «Романтизм в балете»;

  • «Жизель» - Ж.Перро – вершина романтического балета;

  • «Лучшие романтические танцовщицы: Е.Санковская и Е.И. Андреянова».

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам

учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления

преподавателем своего тематического планирования на основе данного

учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Повторение элементов классического танца.

2

Изучение положения рабочей ноги у щиколотки.

1

battement fondu лицом к палке в сторону; soute по V позиции лицом к палке; pas de bourre на середине.

1

Элементы современного бального танца: па балансе; правый поворот; па глиссад, дорожка «променад».

1

Разучивание этюда « Фигурный вальс».

1

Повторение изученного материала.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Позы croisee и efface; shangement de pied лицом к палке.

1

Поворот soutenu на месте и в продвижении.

1

Повторение элементов классического танца.

1

Элементы русского танца: приставной шаг

(ход) вперед, с разворотом корпуса; боковое движение шаг-приставка, шаг-каблук, поворот партнерши, «свечка». Разучивание этюда «Сударушка».

1

«Танец эпохи средневековья» записи в тетради.

1

Отработка материала, изученного за вторую четверть.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

«Романтизм в балете»; «Жизель» - Ж.Перро – вершина романтического балета.

1

1 и 2 arabesque носком в пол, III port de bras.

1

Повторение элементов классического танца.

2

Элементы танца «Мазурка»: «голубец» с шагом;

шаг-ключ, поворот-ключ; шаг с подскоком на одну ногу, другая у щиколотки сзади.

1

Изучение танца «Мазурка». Повторение этюда

« Фигурный вальс».

1

Повторение этюда «Сударушка».

1

Повторение материала третьей четверти.

2

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

«Лучшие романтические танцовщицы: Е. Санковская и Е.И. Андреянова», записи в тетради.

1

Элементы белорусского танца: основной ход танца «бульба» по VI позиции; боковой галоп;

присюды; до-за-до; положение в паре.

2

Повторение элементов классического танца.

2

Повторение изученных этюдов.

2

Годовой контрольный урок.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34



Шестой год обучения


Основными задачами шестого года обучения являются повторение и

закрепление материала пятого класса. Усовершенствование и техническая

отделка пройденных движений, дальнейшее развитие силы, выносливости и

устойчивости.

В экзерсисе у станка вводятся новые движения: IV позиция ног, Battementt developpe, releve lent, разучивается положение работающей ноги у колена опорной – passe; на середине зала сценический sissone.

Народный танец изучается на основе польского танца «Краковяк».

Элементы современного бального танца: фигурный вальс, «Самба», «Рок-н-ролл» - танец свободной композиции на основе джайва.

Обучающиеся 6-го класса должны знать и уметь выполнять в конце

учебного года:

Элементы классического танца у станка:

  • demi и grand plie по I, II, IV, V;

  • battement tendu и passé parterre;

  • battement tendu jete;

  • pond jamb par terre;

  • battement fondu;

  • battementt developpe;

  • releve lent на 90;

  • grand battement;

  • releve.


На середине зала:

  • Demi и grand plie;

  • Battement tendu;

  • battement tendu jete;

  • rond de jambe par terre;

  • прыжки: soute, shangement de pieds, echappe, сценический sissone;

  • поворот soutenu на месте и в продвижении по диагонали;

  • I, II и III port de bras;


Элементы народного танца, этюд «Краковяк»:

  • основной ход;

  • галопы по кругу и в парах;

  • «голубцы»;

  • шаг в сторону, нога через колено на каблук.

  • шаг с подскоком на одну ногу, вперѐд и назад;

  • подбивка;

  • прыжок по VI позиции в повороте на 180°;

  • переворот в прыжке с опусканием на одно колено (партнѐр);

  • повороты на носках, пятках и притопы;

  • прыжок с поджатыми ногами (партнѐрша).

Элементы современного бального танца:

  • основной ход самбы на месте,

  • виск;

  • соло-поворот;

  • боковой поворот под рукой;

  • променадный самба-ход;

  • основное движение джайва;

  • раскрытие и закрытие;

  • правый поворот;

  • смена рук за спиной»

  • спин - поворот.

Теоретический материал:

  • «Русский балет, его истоки»;

  • «Ассамблеи Петра I»;

  • «Первый русский балетмейстер И.И. Вальберх»;

  • «Крепостной балет»;

  • «Создание первой балетной школы. Жан Батист Ланде» (кратко);

  • «Русские сезоны С. Дягилева»;

  • «Известные имена в истории мирового танцевального искусства».

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам

учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления

преподавателем своего тематического планирования на основе данного

учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Записи в тетради. «Русский балет, его истоки», «Ассамблеи Петра I»; «Первый русский балетмейстер И.И. Вальберх»;

1

Повторение элементов классического танца.

2

Изучение passé – положения рабочей ноги у колена опорной, battementt developpe в сторону лицом к палке.

1

battementt releve lent на 90 в сторону, назад лицом к палке.

1

Основной ход самбы на месте, виск; соло-поворот;

боковой поворот под рукой; променадный самба-ход. Изучение комбинации.

1

Повторение изученного материала.

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы


Вторая четверть

battement tendu jete; rond de jambe par terre на середине зала.

1

Прыжки: soute, shangement de pieds, echappe, на середине зала.

1

Повторение элементов классического танца

2

Основной ход краковяка, галопы по кругу в парах; «голубцы»; притопы, флик-фляк, «каблучки», па де буре, тройной подскок. Изучение композиции.

2

Повторение этюда «Самба»

1

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

«Создание первой балетной школы. Жан Батист Ланде». Записи в тетради.

1

Повторение элементов классического танца.

2

Сценический sissone; поворот soutenu на месте и в продвижении по диагонали.

2

Основное движение джайва; раскрытие и закрытие; правый поворот; смена рук за спиной, спин - поворот. Изучение комбинации.

2

Повторение этюдов «Краковяк», « Самба».

1

Повторение материала третьей четверти.

1

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

«Русские сезоны С. Дягилева

1

Повторение элементов классического танца.

4

Повторение изученных этюдов народного и бального танца.

2

Годовой контрольный урок.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34



Седьмой год обучения.

На седьмом году обучающиеся сдают итоговый экзамен. Поэтому в 7 классе отрабатываются и совершенствуются элементы классического танца у станка и на середине, разучиваются комбинации, adagio и allegro. Некоторые упражнения у станка выполняются в позах классического танца. Вводятся элементы современного джаз-танца.

Элементы классического танца у станка:

  • demi и grand plie по I, II, IV, V;

  • battement tendu battement tendu jete в позах классического танца;

  • pond jamb par terre в комбинации с port de bras;

  • battement fondu;

  • battementt developpe в комбинции с releve lent на 90 объединяются в adagio ;

  • grand battement в комбинации с releve.

Элементы классического танца на середине:


  • Изучение позы ecarte носком в пол.

  • Temps lie.

  • Комбинации demi и grand plie по I, II, IV, V , battement tendu battement tendu jete, battement fondu;

  • Adagio;

  • Allegro: комбинация soute, shangement de pieds, echappe, сценический sissone в комбинации с pas de chat и balance.

Элементы джаз-танца.

  • Roll-down, roll-up;

  • Изолированные движения головы, плеч, бёдер.

  • Упражнения на координацию движений;

  • Скольжение, променад, перекат и пр.


Элементы современного бального танца.

  • основные шаги танго: поступательный боковой шаг, «корте»,

правый поворот, левый поворот с выходом в положение променада, закрытый променад;

  • основной ход «ча-ча-ча», повороты вправо и влево, под рукой, «чек», «рука в руке».


Теоретический материал.

Известные имена в истории мирового танцевального искусства: А. Павлова, М.Кшесинская, Г.Уланова, В.Нижинский, Д.Баланчин, М.Плисецкая, Р.Нуреев и другие.


Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план отражает примерную последовательность

изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по темам

учебного предмета. Программа предусматривает возможность составления

преподавателем своего тематического планирования на основе данного

учебно-тематического плана.


Тема урока

Часы


Первая четверть

Повторение элементов классического танца.

4

Изучение позы ecarte носком в пол на середине зала.

1

Основные шаги танго: поступательный боковой шаг, «корте», правый поворот, левый поворот с выходом в положение променада, закрытый променад.

2

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы


Вторая четверть

Temps lie.

1

Прыжки: soute, shangement de pieds, echappe, на середине зала в комбинциях.

1

Повторение элементов классического танца

1

Элементы джаз-танца: Roll-down, roll-up;

изолированные движения головы, плеч, бёдер.

упражнения на координацию движений;

скольжение, променад, перекат и пр.

2

Основные шаги танго: поступательный боковой шаг, «корте», правый поворот, левый поворот с выходом в положение променада, закрытый променад.

2

Контрольный урок.

1


Всего

8


Тема урока

Часы



Третья четверть

Известные имена в истории мирового танцевального искусства: А. Павлова, М.Кшесинская, Г.Уланова, В.Нижинский, Д.Баланчин, М.Плисецкая, Р.Нуреев и другие.

1

Повторение элементов классического танца.

Сценический sissone в комбинации с pas de chat и balance.

2

Повторение элементов джаз-танца.

3

Основной ход «ча-ча-ча», повороты вправо и влево, под рукой, «чек», «рука в руке».

2

Повторение комбинаций бального танца

1

Контрольный урок за III четверть

1


Всего часов

10


Тема урока

Часы


Четвёртая четверть.

Повторение элементов классического танца.

3

Повторение элементов джаз танца.

2

Повторение изученных комбинаций бального танца.

2

Итоговый экзамен.

1


Итого

8


Всего уроков за год

34