СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родной русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет учителю выбрать материал к уроку,систематизировать  его.

Просмотр содержимого документа
«Программа по родной русской литературе»

1





Пояснительная записка


Рабочая программа по родной литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».


Рабочая программа по родной (русской)_литературе для 9 -х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.05.2019 приказом №233;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • «Концепция преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637

  • «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

  • ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОДОБРЕНА решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)




Рабочая программа со­ставлена на основе Программы курса «Литература» для 5-9 классов (Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин).



Цели и задачи

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и

поэтов Симбирского края;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы,

учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Курс литературы в 5—9 классах строится на основе списка произведений для дополнительного чтения и списка по литературному краеведению Симбирского края.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, в неделю – 1ч и составлена в режиме составного урока (2ч)









Общая характеристика учебного курса


ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Программа составлена блочно, каждый блок посвящен определенной нравственной проблеме, которая впоследствии решается на примере художественных произведений. Такая работа позволит учителю подготовить учащихся к итоговой аттестации как по русскому языку, так и по литературе.

В программе представлены следующие разделы:


 Русская литература XIX в.

 Русская литература XX в.

 Контроль уровня литературного образования.


Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

в 7 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю;

в 8 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю;

в 9 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю;




В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах – по 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.


Виды и формы контроля:

 самостоятельная работа по анализу текста, тест;

 творческая работа (доклад, презентация, проект)

 сочинение на литературоведческую тему;


Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.

Преобладающими методами обучения являются: объяснительно – иллюстративный (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов, презентаций, виртуальные экскурсии), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; метод проблемного изложения, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся; частично- поисковый, исследовательский.




Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты должны отражать:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Метапредметные результаты должны отражать:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты должны отражать:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.


Общепредметные результаты:

- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

- способствовать совершенствованию читательского опыта;

- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока, для досугового чтения, для выполнения творческих работ и т.д.);

- развивать интерес к творчеству;





Общие умения, навыки и способы деятельности


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую «Литература» выполняет в системе школьного образования.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения «Литературы» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

− коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

− интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

− информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

− организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО родной литературе ЗА КУРС 9 КЛАССА

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Пути решения поставленных в программе задач:

Основным видом деятельности учителя и учащегося на уроках литературы является работа с учебником, сообщение учителя и учащегося, а также:

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные виды деятельности


Методы обучения

Формы

1

Объяснительно-иллюстративные

Рассказ

  1. Рассуждение с опорой на алгоритм

  2. Письменное творческое задание

  3. Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления

  4. Художественный пересказ

2

Репродуктивные

  1. Пересказ

  2. Списывание готового материала выполнение задания по образцу

  3. Работа с книгой

  4. Воспроизведение правила, нахождение подобия с опорой на таблицу

3

Проблемно-сообщающие

  1. Рассуждение по проблеме

  2. Сообщение алгоритмов с последующим анализом

  3. Создание проблемных вопросов

4

Частично-поисковые

  1. Эвристическая беседа

  2. Комментированное письмо с выводом

  3. Заполнение рефлексивных таблиц

5

Методы устного изложения

  1. Рассказ

  2. Объяснение

  3. Беседа

  4. Лекция

  5. Дискуссия

6

Наглядные

  1. Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ

  2. Интеллект-карты

7

Практические

  1. Дидактические игры

  2. лексическая работа

  3. составление ассоциативных рядов

  4. чтение по ролям и наизусть

  5. составление планов текста (цитатного, вопросного)

  6. конструирование диалога на основе материала учебника

  7. иллюстрирование текста


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Техническое обеспечение

  1. Раздаточный материал

  2. Тестовые задания на печатной основе

  3. Тестовые задания в электронном виде

  4. Справочная литература

  5. Репродукции картин известных художников

  6. Коллекция презентаций к каждому уроку

  7. Компьютерная программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  8. Рабочая тетрадь по литературе


  • Материальное обеспечение кабинетов:

  • Мультимедийный компьютер;

  • Проектор;

  • Экран;

  • Интернет;

  • Программное обеспечение

  • Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)

  • Текстовый редактор MS Word

  • Графический редактор Paint

  • Программа MS Power Point

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и интерактивные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологиии ТРИЗ

  • Кейс-метод и др.



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

ВВЕДЕНИЕ.

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. Великие сеятели разумного, доброго, вечного. Роды и жанры литературных произведений.

Книги, которые помогают жить. «Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В. Шукшин).


Мир детства

Ю. Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый голос русской сказки» (А. Ильин). «Обыкновенное чудо».

Нравственность

Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».

А. Алексин «Ты меня слышишь?». Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента – геолога, пришедшего издалека на почту, чтобы в день рождения поговорить с женой по телефону. Повесть А. Алексина как «мастерская доброты».

В. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»

Человек и семья

А. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.

В. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…».

Человек и его выбор

Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»

Рождественские рассказы Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.

В. Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»

Человек и природа

С. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.

В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.

И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.

И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

Мама

В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».

Н. Тихонов «Мать». Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.

Человек и искусство

Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С. Пушкина как молитвенное слово.

В.М. Шукшин «Мастер», Г.Успенский «Выпрямила». «Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын).

Гуманизм на войне

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщика Пети. Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.

В. Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот все, что я могу рассказать о войне».

М.Шолохов «Судьба человека». Нравственный выбор Андрея Соколова, проявившего гуманизм к мальчику Ванюшке.

В.Тендряков «Хлеб для собаки». Рассказ о жестоком, немилосердном времени, показанном сквозь призму детского восприятия.

Честь. Совесть. Достоинство

Ракссказы В.П. Астафьева (2 на выбор). Произведения Астафьева - это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком

В.Распутин «Деньги для Марии», «Я забыл спросить у Алешки», Тетя Улита». «Я уверен, что

писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал В.Г. Распутин.

Ю.Нагибин «Маленькие рассказы о большом человеке» (2-3 рассказа). Рассказы Ю. Нагибина раскрывают мир школы. Повествуют о школьных буднях, об учителях — городских и сельских, молодых и старых, опытных, об их взаимоотношениях со школьниками, об их роли в духовном взрослении и становлении характера подростков.

Сочинение-рассуждение по выбору







№ п/п сост. ур



Раздел и основное содержание темы






Количество часов


Домашнее задание



Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ 2ч.

1

Своеобразие курса родной русской литературы в 9 классе.

1





Книги, которые помогают жить.

1

Ю.Куранов «Царевна»




Мир детства 2ч


2

«Тихий, древний, мудрый голос русской сказки».


Ю.Буйда «Продавец добра»




«Добра-то много, да добра нет».


А. Алексин «Ты меня слышишь?»




Нравственность 4ч.


3

Что такое добро?


В.Крупин «А ты улыбайся!»




Сочинение «Быть или не быть добру в этом мире?»


А.Платонов «Юшка»




4

Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.


А.Алексин «Подумаешь, птицы!»




“Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножечко добрее быть…”


В. Солоухин «Под одной крышей»




Человек и семья 4ч.


5

На чем строятся взаимоотношения в семье?

1

А. Платонов «Семен»




Самый трудный поступок – «переступить через самого себя».

1

В. Токарева «Рождественский рассказ»




6

Умение понимать и прощать близких.


Ю. Яковлев «Вратарь»




Возрождение к жизни.

1

В. Солоухин «Моченые яблоки».




Человек и его выбор 4ч


7

Можно ли за добро расплатиться деньгами?

1

С. Георгиев «Собаки не ошибаются»




Сочинение «Что такое бескорыстие?»

1

В. Крупин «Сбрось мешок».




Человек и природа 4ч


8

Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться»

1

И.С. Тургенев «Живые мощи», «Перепелка»




Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему

1

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».




9

«Не стоит земля без праведника»

1

В. Астафьев «Шинель без хлястика».




Сочинение «Что такое сострадание?»

1

Н. Тихонов «Мать». В.Распутин «Имена»




Мама 4ч.


10

Женщина и война.

1

Ю. Буйда «Синдбад Мореход».




Материнская любовь. Сочинение «Что такое красота?»

1

Наизусть любые стихотворения А.С.Пушкина




Человек и искусство 4ч.


11

Искусство, которое спасает наши души

1

Н.В.Гоголь «Портрет», Г. Успенский «Выпрямила»




Поэтический салон.

1

В. Шукшин «Мастер»




12

"Мне бы только правду рассказать о жизни..."

1

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой»




О несовершенстве теперешнего человека

1

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты».




Война 4ч.


13

Дети и война


В. Крупин «О войне».




Сочинение «Что такое гуманизм?»

1

«Судьба человека» М.Шолохов, В.Тендряков «Хлеб для собаки»




14

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа «Судьба человека».

1

Ракссказы В.П. Астафьева (2 на выбор)




Гуманизм В. Тендрякова (по рассказу «Хлеб для собаки»)

1

Подготовиться к контрольному тесту




Честь. Совесть. Достоинство 5ч


15

Нравственная проблематика рассказов В.П. Астафьева

1

В.Распутин «Деньги для Марии», «Я забыл спросить у Алешки», Тетя Улита»




К/Р Тест (в форме ОГЭ).

1

Сочинение по выбору




16

Анализ теста. Нравственная проблематика рассказов В.Г. Распутина

1

Ю.Нагибин «Маленькие рассказы о большом человеке» (2-3 рассказа)




Нравственная проблематика рассказов В.Г.Распутина

1

Сочинение на произвольную тему




17

Нравственная проблематика рассказов Ю.Нагибина

1





Читательская конференция. Подведение итогов

1









ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Программа курса «Литература». 5-9 классы / Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - учебник», 2014.- 208 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  2. «Литература». 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А Чалмаев. – 6-е изд.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019

  3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  4. Золотарева И. В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2003.

  5. Красовский Е. И. и др. Большая литературная энциклопедия. – М., Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

  6. «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, - 368 с.

  7. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  8. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  9. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  10. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004

  11. Тесты к школьному курсу: Литература. 9 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.


Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  • www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

  • www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  • www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

  • www.slovari.ru Электронные словари.

  • www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  • www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

  • Программа “Час чтения” [Электронный ресурс] // URL: https://gigabaza.ru/download/191231.html

  • Сопровождение программы “Час чтения” [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk