СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение родному языку в рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, духовного развития  школьника.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 10 класс»

Русский язык. 10 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы   по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) с учетом учебного плана МКОУ «Нагорская СОШ».
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, духовного развития  школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие таких речемыслительных способностей как:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.




Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, овладение навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. 

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее.

В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка. Поскольку овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.


Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания основными задачами курса по данной программе являются следующие:

- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и работа  с различными информационными источниками.

Требования к уровню подготовки учеников

По окончании 10 класса учащиеся должны:
знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения обучающихся производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
- учитываются речевые умения обучающихся, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения старшеклассников, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тематические зачеты, тестирование.

Программа в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.



Учебно-тематический план

№ п/п

Основное содержание по темам

Кол-во часов

1

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5 час.

2

Русский язык как система средств разных уровней

2 час.

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

5 час.

4

Лексика и фразеология

4 час.

5

Морфемика и словообразование

3 час.

6

Морфология и орфография

7 час.

7

Речь, функциональные стили речи

3 час.

8

Стили речи. Научный стиль речи

3 час.

9

Итоговая контрольная работа

2 час.


Итого

34 часа



Содержание программы
34 часа

Повторение и углубление изученного в основной школе

Общие сведения о языке (5 ч)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней (2 ч)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (5 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

      Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (4 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование (3 ч)

      Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (7 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Стили речи. Научный стиль речи (3 ч)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.

Итоговая контрольная работа (2ч)



























Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

I.

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5 час.



1

Язык и общество. Язык и культура.

1 ч.



2

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

1 ч.



3

Язык и история народа. Три периода в истории русского языка.

1 ч.



4

Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке на современном этапе.

1 ч.



5

Изложение лингвистического стиля

1 ч.



II.

Русский язык как система средств разных уровней

2 ч.



6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Разделы науки о языке.

1 ч.



7

Сжатое изложение с элементами сочинения

1 ч.



III.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

5 час.



8

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

1 ч.



9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1 ч.



10

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

1 ч.



11

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

1 ч.



12

Тематический зачёт по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

1 ч.



IV.

Лексика и фразеология.

4 час.



13

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

1 ч.



14

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

1 ч.



15

Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари.

1 ч.



16

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

1 ч.



V.

Морфемика и словообразование.

3 час.



17

Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

1 ч.



18

Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

1 ч.



19

Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

1 ч.



VI.

Морфология и орфография.

7 час.



20

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

1 ч.



21

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1 ч.



22

Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов в разных частях речи.

1 ч.



23

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

1 ч.



24

Правописание Н и НН в различных частях речи.

1 ч.



25

Правописание производных предлогов, союзов и наречий.

1 ч.



26

Тестирование по теме «Морфология и орфография»

1 ч.



VII.

Речь, функциональные стили речи.

3 час.



27

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1 ч.



28

Текст, его строение и виды его преобразования.

1 ч.



29

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

1 ч.



VIII.

Стили речи. Научный стиль речи.

3 час.



30

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.

1 ч.



31

Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

1 ч.



32

Использование учащимися средств научного стиля.

1 ч.



33, 34

Итоговая контрольная работа (тесты)

2 ч.





Виды деятельности обучающихся на уроке


- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
составление тезисов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения;

- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, конспектирование.



Используемый учебно-методический комплект



1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. М. «Просвещение», 2011г.

2.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011г.

Методы и приёмы  обучения



- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа);
- изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.





Учебно-методические пособия для учителя

1.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: М.: ВАКО, 2010.

2.Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

4.Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

5.ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.
6. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2016.



Учебные пособия для учащихся

1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

3. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

4.ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.
5. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2016.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 10 класс


Изложение лингвистического стиля. Лингвистический анализ текста

Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н. Рерих.)

Примерный лингвистический анализ текста

  1. Какого типа речи текст перед вами? (Рассуждение с элементами описания.)

  2. Какова композиция текста? (6 смысловых частей: 1 часть – тезис: Россия – сверхгосударство; последующие микротемы – доказательства к тезису.)

  3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? (Используется параллельный вид связи предложений и абзацев текста.)

  4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? (Средством связи между абзацами является синтаксический параллелизм, анафора; внутри 1 абзаца средствами параллельной связи является местоимение «она», которое заменяет данное первого предложения – «Россия», а также парцеллят – «Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии…». В последнем абзаце – использовано средство параллельной связи – парцеллят «И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве».)

  5. К какому стилю речи относится текст? (Публицистический стиль речи. Текст взят из статьи журнала. Цель речи информативная, задача речи – убедить читателя в необходимости постижения феномена, уникальности России как сверхгосударства. Стилевые черты: образность, эмоциональность, оценочность, призывность (призыв не выражен прямо – необходимость осознания сверхвозможностей России). Языковые средства выражения: использование характерных для публицистического стиля речи сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными, предложений с однородными членами, парцеллированных предложений; наличие образных средств выражения мысли: это и развёрнутая метафора «океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток», и эпитеты «белыми льдами», «ветреных и цветущих» лугов, метафоры «меховая щетина лесов» «ковры лугов». Построен текст с использованием такой фигуры речи, как синтаксический параллелизм.)

  6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Тема текста: Россия – сверхгосударство. Единство темы передаётся за счёт лексического повтора слов «Россия», «в бесконечных желаниях», «бесконечных возможностях», «бесконечных лесов», «бесконечные снега», «неслыханных сокровищ», «неслыханную красоту», а также за счёт использования парцеллированных конструкций в первом и последнем абзацах текста.)

Какова идея текста (основная мысль)? (Россия – это сверхгосударство, которое ещё находится в поисках своего пути, в определении своих возможностей.)

Сжатое изложение с элементами сочинения

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном .

(По Т.ТЕСС).

Тест по теме: «Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст»


А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) самолет; 2) устье; 3) пишешь; 4) яхта.


А2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) машина; 2) сначала; 3) объезд; 4) отряд.


А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красивЕе; 2) алфавИт; 3) пОртфель; 4) располОжить.


А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Федоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

2) Цыбина, Фетисов, Федоров, Чебыкин

3) Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Федоров

4) Фетисов, Федоров, Цыбина, Чебыкин


А5. Выберите группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки:

1) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;

2) яма, точка, дело, тень, чаща, грач;

3) дело тень, точка, шина;

4) дело, тень, чаща, шина.


А6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, еж, день, юла, семья;

2) яма, еж, юла, баян, жюри;

3) день, семья, баян, жюри, юла;

4) юла, семья, яма, еж, баян.


А7. Определите, сколько букв и звуков в слове съемка:

1) 5б., 5зв.; 2) 5б., 6зв.; 3) 6б., 5 зв., 4) 6б, 6 зв.


А8. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

1) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;

2) вес-ти-бю-ль, подсм-от-реть;

3) вес-ти-бюль, под-смот-реть.


А9. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов просьба, съезд:

1) [прос,ба], [с,й,ст]; 3) [проз,ба], [с,ест];

2) [проз,ба], [сй,эст]; 4) [прос,ба], [сй,езд].


А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Любимыми его игрушками были пистолеты, барабаны знамена, сабли. 2) Так появились первые потешные солдаты. 3) С детских лет обнаружилась в Петре тяга к военным играм. 4) Вероятно, тогда возникла у него мысль создать из сверстников настоящее ребячье воинство, снарядив его настоящим оружием, и играть в настоящие военные игры.

1) 1, 3, 2, 4. 2) 4, 3, 2, 1. 3) 3, 1, 4, 2. 4) 3, 4, 1, 2.


В1. Из данных предложений выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

В2. Напишите, в чем заключается особенность сонорных звуков.


С1. Напишите о своем увлечении (хобби). (Ответ должен быть полным.)



Тест по теме «Морфология. Орфография»



  1. Как называется изменяемая часть слова?

а) основа б) окончание в) корень г) суффикс

  1. В каких словах пишется а ?

а) г…лерея б) к…нфликт в) б…гровый г) варианты а, в

  1. В каких словах пишется о ?

а) предпол…гать б) пром…кашка в) к…снулись г) варианты б, в

4. Какие корни проверяются суффиксом а ?

а) гар – гор б) бер – бир в) раст – рос г) мак - мок

  1. В каком слове нет непроизносимой согласной ?

а) ужас…ный б) влас…ный в) ярос…ный г) извес…ный

  1. В каком слове на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная?

а) ис…кусный б) прос…вещать в) рас…четливый г) вос…тание

  1. В каких словах пишется пре- ?

а) пр…думать, пр…землиться б) пр…лететь, пр…школьный в) пр…датель, пр…дел г) пр…умный, пр…клеить

  1. Найдите ошибку.

а) придлинный б) прилечь в) приозерный г) прибить

  1. В каких окончаниях пишется е ?

а) в колюч…м кустарнике, о бушующ…м мор б) с колюч…м кустарником, с бушующ…м морем в) свеж…м сеном, строящ…мся домом г) варианты б, в

  1. Где пишется -нн- ?

а) утин…ая охота б) под соломен…ой крышей в) стулья сломан…ы г) нечесан…ые волосы

  1. Найдите ошибку.

а) лимонный напиток б) нарисованная картина в) глиняная посуда г) заклееная коробка

  1. Какие слова пишутся через дефис?

а) (пяти)летний, (мало)метражный б) (шахматно)шашечный, (выпукло)вогнутый в) (железно)дорожный, (авиа)завод г) (фото)лаборатория, (контр)наступление

  1. Какое местоимение пишется через дефис?

а) кое(у)кого б) кое(с)кем в) в каком(либо) г) (ни)кому

  1. Где НЕ пишется слитно?

а) Он (не)думал о деле. б) Солдат шел (не)оборачиваясь.

в) Бумага была (не)белого, а желтого цвета. г) Впереди была (не)глубокая речка.

  1. Найдите глаголы I спряжения с буквой е в окончаниях.

а) выход…шь, спрос…шь б) рису…шь, покаж…шь в) позвон…шь, вынос…шь г) занос…шь, попрос…шь

  1. Найдите наречие, пишущееся через дефис.

а) Все пошло (по)прежнему. б) Мы шли (по)прежнему пути. в) (По)нашему решению отряд выступил в бой. г) (Во)вторых классах проведена контрольная.

  1. В каком случае пишется НЕ ?

а) Он н… о чем не спорил. б) Спешить было н…куда. в) Мы н…куда не торопились.

г) Я н… с кем не хотела говорить.

  1. В каком случае подчеркнутое слово является предлогом?

а) Мы попали в течение реки. б) На счет завода поступили средства.

в) В течении реки произошли изменения. г) В течение часа шел дождь.



  1. В какой строчке во всех словах после шипящих пишется Ь ?

а) грач…, камыш…, спряч… б) настеж…, молодеж…, гуляеш…

в) текуч…, пустош…, кирпич… г) шалаш…, уж…, сыпуч…

  1. Расставьте правильно запятые.

На берегу реки (1) шумевшей после дождя (2) и урагана (3) мы устроили привал (4) поставили палатки (5) и стали готовить ужин.

а) 1, 2 б) 1, 3, 5 в) 1, 3, 4 г) 3, 4, 5

Итоговая контрольная работа по теме «Стили речи»

Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам:



  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.



Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.



  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.



Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).



СТИЛЬ

книжный

разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть



Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).



  1. Организация речевой практики. Анализ текста.



Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

(По М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.



Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!