СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 11 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г. Ангарск




«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла,

прот. № 1 «31»08 2022_г.

Руководитель ШМО__________

/Судомойкина Е.В.

«СОГЛАСОВАНО»

«_01» 09___2022 г.

Заместитель директора по МР

__________/ Сошникова В.А.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_____________/ Морозова И.В.

Приказ № 168 от 31.08.2022_г.










Предмет

русский язык

Класс

11 «Б»

Предметная область

филология

Учебный год

2022-2023

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО, кв. категория)


Клевцова Оксана Борисовна, высшая












Ангарск, 2022



Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для уровня среднего общего образования (10-11 классы) составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ,

  • Федерального государственного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарег. в Минюсте России 07.06.2012 № 24480),

  • примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию/протокол от 28.06.2016 № 2/16 – з),

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013 г.;

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 254 от 20.05.2020 г.,

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 г.,

  • принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.


  • основной образовательной программой среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6»,

Рабочей программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений Базовый уровень /авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово», 2020. с учётом Примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» и является составной частью МБОУ «СОШ №6»

Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией Н.Г. Гольцова: Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Н.Г. Гольцов, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина.11-е издание стереотипное. Москва «Русское слово». 2019 г.

В основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 6» на изучение учебного предмета «Русский язык» 10-11 классе отводится 102 часов, 3 ч в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

    1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности.

    2. Осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

    3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

    4. Достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты:

    1. Владение всеми видами речевой деятельности.

    2. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)).

    3. Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности

    4. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

    5. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Выпускник научится:

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • опознавать предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;



Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • создавать тексты различных жанров;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


2.Содержание курса 11 класс

Синтаксис и пунктуация

Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ.

Словосочетание 

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение 

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение 

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов просто предложения

Простое осложнённое предложение 

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение 

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью 

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.

Текст

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

История русского языкознания


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (10 б класс)


Перечень и название разделов учебного предмета

Кол-во

часов

Школьный урок/

форма урока

1

Повторение и обобщение пройденного

9


2

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Предложение

1


3

Простое предложение

3


4

Виды предложений по структуре

6


5

Простое осложненное предложение

10


6

Обособленные члены предложения.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

9


7

Знаки препинания при словах и конструкциях,

грамматически не связанных с предложением

8


8

Сложное предложение

11


9

Предложения с чужой речью

6


10

Употребление знаков препинания

5


11

Культура речи

5


12

СТИЛИСТИКА

Функциональные стили

14


13

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

4


14

Повторение и обобщение пройденного

5








  1. Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    план

    факт

    Повторение и обобщение пройденного (9 часов)

    1

    Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

    1

    1 неделя


    2-3

    Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

    2

    1 неделя


    4-6

    Обобщающее повторение частей речи

    3

    2 неделя


    7-8

    Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

    2

    2-3 неделя


    9

    Контрольная работа по теме «Повторение»

    1

    3 неделя


    СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

    10

    Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

    1

    3 неделя


    11

    Словосочетание. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания

    1

    4неделя


    12

    Практикум по теме «Словосочетание».

    1

    4неделя


    13

    Входная контрольная работа

    1

    4неделя


    14

    Комплексный анализ текста.

    1

    5неделя


    15

    Комплексный анализ текста.

    1

    5неделя


    16

    Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

    1

    5неделя


    Предложение

    15

    Понятие о предложении. Классификация предложений

    1

    6неделя


    Простое предложение / 3 часа/

    16

    Виды предложений по цели высказывания

    1

    6неделя


    17

    Виды предложений по эмоциональной окраске

    1

    6неделя


    18

    Предложения утвердительные и отрицательные

    1

    7неделя


    Виды предложений по структуре / 6 часов /

    19

    Двусоставные и односоставные предложения

    1

    7неделя


    20

    Тире между подлежащим и сказуемым

    1

    7неделя


    21

    Распространенные и нераспространенные предложения

    1

    8неделя


    22

    Полные и неполные предложения

    1

    8неделя


    23

    Тире в неполном предложении

    1

    8неделя


    24

    Соединительное тире. Интонационное тире

    1

    9неделя


    Простое осложненное предложение / 10 часов/

    25

    Синтаксический разбор простого предложения

    1

    9неделя


    26

    Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    1

    9неделя


    27

    Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

    1

    10неделя


    28

    Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

    1

    10неделя


    29

    Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами

    1

    10неделя


    30

    Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами

    1

    11неделя


    31

    Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах

    1

    11неделя


    32

    Практикум по теме «Простое осложнённое предложение».

    1

    11неделя


    33

    Контрольная работа №1 (тестирование в формате ЕГЭ).

    1

    12неделя


    34

    Контрольная работа №1 (тестирование в формате ЕГЭ).

    1

    12неделя


    Обособленные члены предложения.

    Знаки препинания при обособленных членах предложения / 9 часов/

    35

    Обособленные и необособленные определения

    1

    12неделя


    36

    Обособленные приложения

    1

    13неделя


    37

    Обособленные обстоятельства

    1

    13неделя


    38

    Обособленные дополнения

    1

    13неделя


    39

    Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

    1

    14неделя


    40

    Практикум по теме «Обособленные члены предложения».

    1

    14неделя


    41

    Комплексный анализ текста.

    1

    14неделя


    42

    Комплексный анализ текста.

    1

    15неделя


    43

    Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

    1

    15неделя


    Знаки препинания при словах и конструкциях,

    грамматически не связанных с предложением /8 часов/

    44

    Знаки препинания при обращениях

    1

    15неделя


    45

    Вводные слова и вставные конструкции

    1

    16неделя


    46

    Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

    1

    16неделя


    47

    Контрольный диктант по теме

    «Простое предложение»

    1

    16неделя


    48

    Анализ контрольного диктанта

    1

    17неделя


    49

    Административный контрольная работа за I полугодие

    1

    17неделя


    50

    Анализ письменных работ.

    1

    17неделя


    51

    Контрольное сочинение-рассуждение №1.

    1

    18неделя


    Сложное предложение / 11 часов/

    52

    Понятие о сложном предложении

    1

    18неделя


    53

    Знаки препинания в ССП. Синтаксический разбор ССП

    1

    18неделя


    54

    Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным

    1

    19неделя


    55-56

    Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными

    2

    19неделя


    57

    Знаки препинания в БСП. Синтаксический разбор БСП

    1

    20неделя


    58

    Период. Знаки препинания в периоде

    1

    20неделя


    60

    Практикум по теме «Сложное предложение».

    1

    20неделя


    61

    Комплексный анализ текста.

    1

    21неделя


    62

    Комплексный анализ текста.

    1

    21неделя


    63

    Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

    1

    21неделя


    Предложения с чужой речью / 6 часов/

    64

    Способы передачи чужой речи

    1

    22неделя


    65

    Знаки препинания при прямой речи

    1

    22неделя


    66

    Знаки препинания при диалоге

    1

    22неделя


    67

    Знаки препинания при цитатах

    1

    23неделя


    68

    Контрольная работа по теме

    «Предложения с чужой речью»

    1

    23неделя


    69

    Анализ контрольной работы

    1

    23неделя


    Употребление знаков препинания / 3 часа + 2/

    70

    Сочетание знаков препинания

    1

    24неделя


    71

    Факультативные знаки препинания

    1

    24неделя


    72

    Авторская пунктуация

    1

    24неделя


    73-74

    Развитие речи

    Изложение (упр.523)

    2

    25неделя


    Культура речи / 5 часов/

    75

    Язык и речь

    1

    25неделя


    76

    Правильность русской речи

    1

    26неделя


    77

    Типы норм литературного языка

    1

    26неделя


    78

    О качествах хорошей речи

    1

    26неделя


    79

    Контрольная работа по теме

    «Культура речи»

    1

    27неделя


    СТИЛИСТИКА

    Функциональные стили / 14 часов /

    80

    Научный стиль

    1

    27неделя


    81

    Официально-деловой стиль

    1

    27неделя


    82

    Публицистический стиль

    1

    28неделя


    83

    Разговорный стиль

    1

    28неделя


    84

    Особенности литературно-художественной речи

    1

    28неделя


    85

    Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».

    1

    29неделя


    86

    Комплексный анализ текста.

    1

    29неделя


    87

    Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

    1

    29неделя


    88

    Повторение и обобщение изученного.

    1

    30неделя


    89

    Контрольная работа №4 (тестирование в формате ЕГЭ).

    1

    30неделя


    90

    Контрольная работа №4 (тестирование в формате ЕГЭ).

    1

    30неделя


    91

    Анализ письменных работ.

    1

    31неделя


    92

    Контрольное сочинение-рассуждение №2 по исходному тексту.

    1

    31неделя


    93

    Анализ письменных работ.

    1

    31неделя


    ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ / 4 часа/

    94

    М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К.Грот

    1

    32неделя


    95

    А.А.Шахматов, Л. В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов

    1

    32неделя


    96

    Итоговый контрольный диктант

    1

    32неделя


    97

    Анализ контрольного диктанта

    1

    33неделя


    98-102

    Повторение пройденного

    5

    33-34неделя





Приложение 1

МБОУ «СОШ №6», как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения, который дает больше свободы для разработки проектов в этом направлении.

Как базовое образовательное учреждение в г. Ангарске Иркутской области школа реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы». Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса. Однако образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, когда они будут более гибкими и адаптируемыми.

У детей с ОДА, обучающихся в МБОУ «СОШ № 6», помимо основного диагноза имеется ряд сопутствующих хронических заболеваний, заболеваний органов зрения. Ослабленный иммунитет у 50% детей вызывает частые простудные заболевания.

К особенностям развития, свойственным детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, относятся:

  • недостатки в развитии мелкой моторики;

  • недостатки в развитии общей моторики (у детей с ОДА нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния);

  • явление апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические движения);

  • нарушение функции памяти;

  • узость зрительного восприятия;

  • представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, искажены.

Выше перечисленные особенности в развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок. Новизна данной программы состоит в том, что созданные организационно-педагогические условия для образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VI вида, т.к. они нуждаются не только в адаптационной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную.

Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ, обусловило создание программы по русскому языку.

Методологическое обоснование программы.

Анализ имеющихся концепций реализации прав детей с ОВЗ на образование обращает внимание на то, что каждая из них ориентируется на различные цели и может рассматриваться как особая модель включения таких детей в образовательный процесс. Сегодня выделяют три основных модели: модель интеграции (в основе концепция нормализации); модель инклюзии, базирующейся на социальной модели; культурологический подход, направленный на решение задач интеграции детей с ОВЗ в культуру и общество.

Выбранная МБОУ «СОШ № 6» модель интеграции (автор Шеманов А.Ю.) ориентирована на включение ребенка с ОДА в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания образовательных условий для включаемого ребенка, исходя из его особенностей. При этом обычно не предполагается сколько-нибудь существенное изменение программ обучения. Ставится задача создания условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе индивидуальной помощи.

Такому пониманию задач отвечает концепция нормализации условий, т.е. обеспечение каждого ребенка средствами, помогающими ему присоединиться к общим программам обучения.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные все обучающимся с нарушениями ОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметной области, так и в процессе индивидуальной работы;

  • необходимо использование специальных методик, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

  • коррекция произносительной стороны речи, освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);

  • следует обеспечить особую пространственную и временную образовательную среду.

Используются специальные методы, приемы и средства обучения, воспитания, обеспечивающие реализацию «обходных путей» развития детей с ОДА:

- осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

- учитывается объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса во избежание переутомления,

- используется дидактический материал и средства наглядности,

- чередуется двигательная активность с отдыхом;

-используются методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;

-оцениваются устные ответы и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка;

- проявляется педагогический такт, своевременно оказывается помощь каждому ребёнку, создаётся ситуация успеха, развивающая веру в собственные силы и возможности.

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

-четкое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

-введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Методы и формы обучения:

- элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;

- элементы развивающего обучения;

- диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой), сочинение, тест.

Приложение 2. Критерии оценивания на уровне среднего общего образования.



Устные ответы и письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по четырех бальной системе.

Русский язык . Контрольный словарный диктант:

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами.

Он может состоять из следующего количества слов:

  • Для 10-11 классов — 35 — 40.

При оценке контрольного словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.

  • Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.

  • Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.

  • Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.

Тестовые задания:

отметка«5»: 90 – 100 % от общего числа баллов) отметка«4»: 75 - 89 %

отметка«3»: 55 - 74% отметка«2»: менее 55 %

Контрольный диктант:

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 10 -11 класса – 160-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 10-11 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 10- 11 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

Диктант оценивается одной отметкой:

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке устного ответа ученика надо руководствоваться следующими

критериями, учитывать:

  1. полноту и правильность ответа;

  2. степень осознанности, понимания изученного;

  3. языковое оформление ответа.



отметка



Степень выполнения учащимся




общих требований к ответу


«5»

1) ученик полно

излагает изученный

материал, дает

правильное

определение языковых понятий;



2)

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,

применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из

учебника, но и самостоятельно составленные;



3)

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм

литературного языка.




«4»

ученик дает ответ,

удовлетворяющий тем

же требованиям,

что и для

отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2

недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной

темы, но:





1)

излагает материал неполно и допускает неточности в определении

понятий или формулировке правил;



2)

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения

и привести свои примеры;




3)

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом

оформлении излагаемого




«2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части


соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ:

Сочинения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. при оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка «5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания. При оценке учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4

При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!