СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю; 34 учебных недели; 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 11 класс»




Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2014.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В связи с недостаточностью одночасового недельного изучения государственного языка дополнительно выделяется 1 час в неделю на расширение и частичное углубление языковедческой грамотности учащихся. В календарно-тематическом планировании дополнительные часы выделены курсивом.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Содержание учебной программы

Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного литературного языка. Выдающиеся ученые-русисты. Проблема экологии языка.

Фонетика, орфография, орфоэпия. Обобщение ранее полученных знаний и умений по данным темам. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология. Лексическая система русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствования. Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов и паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфология и орфография. Грамматическое значение, формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор.

Стилистика. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Синтаксис простого и сложного предложения.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Развитие речи

В том числе практические, лабораторные, контрольные работы

Синтаксис и пунктуация

30

2


Публицистический стиль

9

2

тест

Художественный стиль

7

2

тест

Разговорный стиль речи.

2



Сложное предложение

2

2


Повторение

6

2


Итого

68

10




Календарно-тематическое планирование

Название темы раздела

Количество часов

Тема

Дата проведения

По плану

Фактически

Синтаксис и пунктуация

30

Формы существования русского языка





Повторение изученного материала. Интонация и ее роль в предложении




Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим





Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.





Именительный и творительный падежи в сказуемом.





Тире между подлежащим и сказуемым.





Тире между подлежащим и сказуемым.Тест.





Управление при словах, близ ких по значению.





Однородные члены предложе ния и пунктуация при них.





Однородные члены предложе ния и пунктуация при них.Словарная работа.





Знаки препинания при однородных членах предложения(по материалам КИМов)





Знаки препинания при однородных членах предложения(по материалам КИМов)





Однородные и неоднородные определения.





Однородные и неоднородные определения.





Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» (тест)





Р.р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (частьС)





Р.р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (частьС)





Обособленные определения (по материалам ЕГЭ).





Обособленные определения (по материалам ЕГЭ).





Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными





Приложения и их обособление(Анализ предложений)





Обособление обстоятельств.





Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения.





Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.





Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.





Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.





Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.





Порядок слов в предложении.





Контрольная работа по теме «Знаки препинания при обособлении, вводных словах, конструкциях, обращении».





Анализ контрольной работы.Работа над ошибками.



Публицисти

ческий стиль.

9

Особенности публицистического стиля.





Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.





Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.





Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.





Устное выступление. Доклад. Дискуссия.





Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса»





Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса»





Р.р. Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения





Работа над ошибками.



Художественный стиль


7

Общая характеристика художественного стиля





Виды тропов и стилистических фигур





Виды тропов и стилистических фигур





Урок-практикум. Анализ лирического произведения.





Урок-практикум. Анализ лирического произведения.





Р.р.Изложение по тексту художественного стиля.





Р.р.Изложение по тексту художественного стиля.



Разговорная

речь

2

Разговорный стиль речи.





Разговорный стиль речи.



Сложное предложение

14

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.





Пунктуация в ССП.





Пунктуация в предложениях с союзом и.





Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ





Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ





Основные группы СПП.





СПП с придаточными изъяснительными.





СПП с придаточными определительными.





СПП с придаточными обстоятельственными.





Знаки препинания в СПП с одним придаточным.





Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.





Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.





Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»





Анализ работы.Работа над ошибками.



Повторение

6

Систематизация знаний умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».Словарный диктант.






Повторение. Морфология и орфография.

(выполнение заданий ЕГЭ).





Повторение. Словообразование и орфография.






Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ






Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.





Анализ контрольной работы. Подведение итогов.





Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 11 класса учащиеся должны:

  • - иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • - владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

  • - уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;

  • - выявлять подтекст;

  • - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

  • - производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ худож-го текста;

  • - уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

  • - пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

  • - пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  • - писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

  • - писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

  • - составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

  • - участвовать в диспуте, дискуссии;

  • - иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Перечень учебно-методического

обеспечения.


Для учащихся

  1. Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

  2. Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

  3. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

  5. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  6. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

  7. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

  8. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009

  9. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.

  2. Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.

  4. Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  5. Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.

  6. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

  7. Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!