Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В связи с недостаточностью одночасового недельного изучения государственного языка дополнительно выделяется 1 час в неделю на расширение и частичное углубление языковедческой грамотности учащихся. В календарно-тематическом планировании дополнительные часы выделены курсивом.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание учебной программы
Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного литературного языка. Выдающиеся ученые-русисты. Проблема экологии языка.
Фонетика, орфография, орфоэпия. Обобщение ранее полученных знаний и умений по данным темам. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология. Лексическая система русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствования. Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов и паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология и орфография. Грамматическое значение, формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор.
Стилистика. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Синтаксис простого и сложного предложения.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Развитие речи | В том числе практические, лабораторные, контрольные работы |
Синтаксис и пунктуация | 30 | 2 | |
Публицистический стиль | 9 | 2 | тест |
Художественный стиль | 7 | 2 | тест |
Разговорный стиль речи. | 2 | | |
Сложное предложение | 2 | 2 | |
Повторение | 6 | 2 | |
Итого | 68 | 10 | |
Календарно-тематическое планирование
Название темы раздела | Количество часов | Тема | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Синтаксис и пунктуация | 30 | Формы существования русского языка | | |
| | Повторение изученного материала. Интонация и ее роль в предложении | | |
| | Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим | | |
| | Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | | |
| | Именительный и творительный падежи в сказуемом. | | |
| | Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
| | Тире между подлежащим и сказуемым.Тест. | | |
| | Управление при словах, близ ких по значению. | | |
| | Однородные члены предложе ния и пунктуация при них. | | |
| | Однородные члены предложе ния и пунктуация при них.Словарная работа. | | |
| | Знаки препинания при однородных членах предложения(по материалам КИМов) | | |
| | Знаки препинания при однородных членах предложения(по материалам КИМов) | | |
| | Однородные и неоднородные определения. | | |
| | Однородные и неоднородные определения. | | |
| | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» (тест) | | |
| | Р.р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (частьС) | | |
| | Р.р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (частьС) | | |
| | Обособленные определения (по материалам ЕГЭ). | | |
| | Обособленные определения (по материалам ЕГЭ). | | |
| | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | | |
| | Приложения и их обособление(Анализ предложений) | | |
| | Обособление обстоятельств. | | |
| | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. | | |
| | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | | |
| | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | | |
| | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. | | |
| | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. | | |
| | Порядок слов в предложении. | | |
| | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при обособлении, вводных словах, конструкциях, обращении». | | |
| | Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. | | |
Публицисти ческий стиль. | 9 | Особенности публицистического стиля. | | |
| | Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. | | |
| | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | | |
| | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | | |
| | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | | |
| | Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса» | | |
| | Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса» | | |
| | Р.р. Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения | | |
| | Работа над ошибками. | | |
Художественный стиль | 7 | Общая характеристика художественного стиля | | |
| | Виды тропов и стилистических фигур | | |
| | Виды тропов и стилистических фигур | | |
| | Урок-практикум. Анализ лирического произведения. | | |
| | Урок-практикум. Анализ лирического произведения. | | |
| | Р.р.Изложение по тексту художественного стиля. | | |
| | Р.р.Изложение по тексту художественного стиля. | | |
Разговорная речь | 2 | Разговорный стиль речи. | | |
| | Разговорный стиль речи. | | |
Сложное предложение | 14 | Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. | | |
| | Пунктуация в ССП. | | |
| | Пунктуация в предложениях с союзом и. | | |
| | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | | |
| | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | | |
| | Основные группы СПП. | | |
| | СПП с придаточными изъяснительными. | | |
| | СПП с придаточными определительными. | | |
| | СПП с придаточными обстоятельственными. | | |
| | Знаки препинания в СПП с одним придаточным. | | |
| | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | | |
| | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП. | | |
| | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | | |
| | Анализ работы.Работа над ошибками. | | |
Повторение | 6 | Систематизация знаний умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».Словарный диктант. | | |
| | Повторение. Морфология и орфография. (выполнение заданий ЕГЭ). | | |
| | Повторение. Словообразование и орфография. | | |
| | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
| | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | | |
| | Анализ контрольной работы. Подведение итогов. | | |
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
- выявлять подтекст;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ худож-го текста;
- уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Для учащихся
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2009.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.