СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по" Русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по" Русскому языку"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района омской области

«Ильичёвская средняя общеобразовательная школа»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Русский язык»

класс 7

Сроки реализации программы: 2019 - 2020 учебный год






Разработал(а):

Шаповалова Светлана Георгиевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильичевская СОШ»


















с.Ильичёвка, 2019 год.




Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;

2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичёвская средняя общеобразовательная школа» - 2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016 года и утверждена на заседании совета школы – Протокол № 2 от 31.08.2016 года и директором школы – Приказ №46 – ОД от 01.09.2016 год).

3. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 -9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.). – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016.

4.Обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 140часов в 7 классе.

Цели и задачи программы:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально – этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать , анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты

1)понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить частоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1)владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения(поисковым, просмотровым , ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования ( выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста ( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога ( этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен – мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( а уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты.

1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова ( фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание учебного предмета.

Русский язык как развивающееся явление.

Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности.

Повторение пройденного в 5 – 6 классах.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слов.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах причастий. Описание внешности человека

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека и природы.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и Ни, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему или публичное выступление на эту тему.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.


№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения


По плану

Фактически

1

Русский язык как развивающееся явление.

1



Повторение изученного в 5-6 классах (9+5)




2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1



3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1



4

Лексика и фразеология.

1



5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1



6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1



7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1



8

Текст

1



9

Стили литературного языка.

1



10

Диалог

1



11

Виды диалогов.

1



12

Публицистический стиль.

1




Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (27+4)




13

Причастие как часть речи.

1



14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1



16

Описание внешности человека.

1



17

Действительные и страдательные причастия.

1



18

Краткие и полные страдательные причастия.

1



19

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1



20

Действительные причастия прошедшего времени.

1



21

Р.Р. Изложение текста с изменением формы действующего лица.

1



22

Анализ изложений

1



23

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1



24

Страдательные причастия прошедшего времени.

1



25

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

1



26-27

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

2



28-29

Н и НН в суффиксах кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных.

2



30

Р.Р. Выборочное изложение с описанием внешности (Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).

1



31

Морфологический разбор причастий.

1



32

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Причастие».

1



33

Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием.

1



34-35

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2



36

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



37

Р.Р. Сочинение – с описанием внешности по личным наблюдениям.

1



38-39

Повторение изученного материала по теме « Причастие».

2



40

Контрольная работа по теме «Причастие».

1



41

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1



Деепричастие (9+1)




42

Деепричастие как часть речи.

1



43-44

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2



45

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1



46

Деепричастия несовершенного вида.

1



47

Деепричастия совершенного вида.

1



48

Р.Р. Сочинение – рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.

1



49

Морфологический разбор деепричастия.

1



50

Повторение изученного по теме «Деепричастие».

1



51

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

1




Наречие и категория состояния (23+9).




52

Наречие как часть речи.

1



53

Смысловые группы наречий.

1



54

Р.Р.Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».

1



55

Степени сравнения наречий.

1



56

Морфологический разбор наречия.

1



57

Р.Р. Сочинение – рассуждение.

1



58-59

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о, - Е.

2



60-61

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

2



62

Н и НН в наречиях на – О, - Е.

1



63

Р.Р. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

1



64

Анализ сочинений.

1



65

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1



66

Буквы О и А на конце наречий.

1



67

Р.Р.Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова « Друзья».

1



68

Анализ сочинений.

1



69

Дефис между частями слова в наречиях

1



70-71

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2



72

Ь после шипящих на конце наречий.

1



73

Учебно – научная речь. Отзыв.

1



74

Учебный доклад.

1



75

Повторение по теме « Наречие как часть речи».

1



76

Контрольный диктант по теме «Наречие как часть речи».

1



77

Анализ контрольного диктанта.

1



78

Категория состояния как часть речи.

1



79

Морфологический разбор категорий состояния.

1



80

Повторение по теме «Категория состояния как часть речи».

1



81

Р.Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы ( К.Г. Паустовский. « Обыкновенная земля»).

1



82

Анализ изложения.

1




Предлог (8+1).




83

Самостоятельные и служебные части речи.

1



84

Предлог как часть речи.

1



85

Употребление предлогов.

1



86

Производные и непроизводные предлоги.

1



87

Простые и составные предлоги.

1



88

Морфологический разбор предлога.

1



89

Р.Р. Рассказ- репортаж на основе увиденного на картине А.В. Сайкина «Детская спортивная школа».

1



90

Анализ рассказов.

1



91-92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2




Союз (12+1)




93

Союз как часть речи.

1



94

Простые и составные союзы.

1



95

Союзы сочинительные и подчинительные.

1



96-97

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

2



98

Сочинительные союзы.

1



99

Подчинительные союзы.

1



100

Морфологический разбор союза.

1



101

Р.Р.Сочинение –рассуждение на дискуссионную тему.

1



102-103

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.

2



104

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1



105

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Предлог и союз».

1



106

Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием.

1




Частица (14+3).




107

Частица как часть речи.

1



108

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1



109-110

Смысловые частицы.

2



111-112

Раздельное и дефисное написание частиц.

2



113

Р.Р. Сочинение – рассказ с использованием сюжета картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1



114

Анализ сочинений.

1



115

Морфологический разбор частицы.

1



116-117

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

2



118-119

Различение частицы НЕ и приставки НЕ.

2



120-121

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

2



122

Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету.

1



123

Повторение изученного по теме « Частица».

1



124

Контрольная работа по теме «Частица».

1



125

Анализ контрольной работы и работы над ошибками.

1




Междометие (2).




126

Междометие как часть речи.

1



127-128

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

2




Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (9+2).




129

Разделы науки о языке.

1



130

Р.Р. Текст. Стили речи.

1



131

Р.Р. Контрольное сочинение на предложенную тему.

1



132

Фонетика. Графика.

1



133

Лексика. Фразеология.

1



134

Морфемика. Словообразование.

1



135

Морфология.

1



136

Орфография.

1



137

Синтаксис.

1



138

Пунктуация.

1



139

Промежуточная аттестация за курс 7 класса.

1



140

Заключительный урок.

1