СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку 5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухинская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО гуманитарного цикла

протокол № _________

от «____»________________ 2019г

Руководитель МО ГЦ

______________ /О.П. Кулешова/

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОБУ «Мухинская СОШ»

_____________ /Э.В. Галактионова/

приказ № _________

от «____»________________ 2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

5-9 классы



ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ



СОСТАВИЛ:

Галактионова Эльвира Викторовна учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.





















2019 – 2020 уч.год


АННОТАЦИЯ

Программа составлена на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ);

Федерального перечня учебников (утвержден приказом Минобрнауки РФ).

Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова).

Учебному плану МОБУ «Мухинская СОШ»


Учебники соответствует федеральному перечню учебников:

  • Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение».

  • Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение».

  • Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение».

  • Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение».

  • Учебник «Русский язык. 9 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение»


Место предмета в учебном плане:

Класс

Количество часов

Количество часов в неделю

Уровень

5

175

5

Базовый

6

210

6

Базовый

7

140

4

Базовый

8

105

3

Базовый

9

102

3

Базовый


Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и ИКТ технологии, а так же самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, работы по развитию речи, контрольные работы.


Программа включает следующие разделы:

  1. Результаты изучения предмета.

  2. Основное содержание курса.

  3. Содержание разделов программы по классам.

  4. Календарно – тематическое планирование.

Цель изучения предмета:

Изучение русского языка в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и ИКТ технологии, а так же самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, работы по развитию речи, контрольные работы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
    коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого по ведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста
в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией
речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск,
анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи
предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад),
публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИИ


Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный
язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств
языка в художественных текстах.


Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции
особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений
в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное
гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.


Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов
и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения:
исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова.
Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.


Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе
частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.


Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

5 КЛАСС (175 ч)


№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Введение (7 ч)


Язык и языкознание. Язык и общение.

Текст

2

Фонетика, графика, орфография (17 ч)


Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики.

Буква и звук. Алфавит.

Согласные звуки и обозначающие их буквы.

Глухие и звонкие согласные.

Непроизносимые согласные.

Твёрдые и мягкие согласные.

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

Слог и ударение.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Повторение по теме «Фонетика, графика»

3

Морфемика, словообразование, орфография (14 ч)


Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.

Корень слова. Родственные слова.

Окончание и основа.

Приставки. Суффиксы.

Сложные слова.

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

4

Лексикология (40 ч)


Лексикология как раздел лингвистики.

Лексическое значение слова.

Устная и письменная речь.

Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

Толковые словари.

Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.

Однозначные и многозначные слова.

Понятие о лексической сочетаемости.

Тематическая группа.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Понятие о чередовании.

Чередование букв е/и в корнях.

Чередование букв а/о в корнях.

Суффиксы -чик и -щик. и и ы после приставок на согласные.

Особенности написания приставок на з/с.

Фразеологизмы. Крылатые слова.

Повторение по теме «Лексика»

5

Морфология (57 ч)


Морфология как раздел лингвистики.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи.

Род существительных.

Склонение существительных. Падеж. Число.

Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных.

Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Правописание не с существительными.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Краткие прилагательные.

Правописание не с именами прилагательными.

Имя числительное

Роль числительных в тексте

Нахождение числительных в тексте

Местоимение

Местоимение как часть речи

Роль числительных в тексте

Глагол

Глагол как часть речи.

Инфинитив — словарная форма глагола.

Время глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Спряжение.

Правописание окончаний глаголов

Наречие

Правописание о(е) после шипящих в суффиксах наречий; ь после шипящих на конце наречий

Служебные части речи

Функциональная роль служебных частей речи в тексте.

Различение служебных частей речи.

6

Синтаксис и пунктуация (40 ч)


Что изучает синтаксис.

Словосочетание.

Предложение — основная единица речевого общения.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении.

Наши эмоции и их отражение в предложении.

Что такое грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.

Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Обращение.

Прямая речь.

Сложное предложение.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»


6 КЛАСС (210 ч)


№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Введение (6 ч)


Русский язык — государственный язык Российской

Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы

2

Морфемика, словообразование, орфография (22 ч)


Состав слова. Основные способы образования слов

в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова.

Понятие об этимологии.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-.

Правописание приставок пре-/при-.

Повторение темы «Морфемика, словообразование,

орфография»

3

Лексикология, орфография. Культура речи (40 ч)


Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе.

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.

Лексические выразительные средства.

Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова. Заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения её активного

и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Жаргонизмы. Профессионализмы.

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

Повторение темы «Лексикология»

4

Морфология, орфография. Культура речи

(124 ч)

Морфология как раздел грамматики.

Части речи в русском языке


Имя существительное (20 ч)


Имя существительное как часть речи.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Словообразование имён существительных.

Сложносокращённые имена существительные.

Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих.

Повторение темы «Имя существительное»

Имя прилагательное (31 ч)


Имя прилагательное как часть речи.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные

прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Словообразование имён прилагательных.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных.

Правописание имён прилагательных с суффиксами -к-и -ск-. Словообразование имён прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

Описание как тип речи.

Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

Повторение темы «Имя прилагательное»

Имя числительное (17 ч)


Имя числительное как часть речи.

Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядковые числительные.

Склонение числительных.

Разряды количественных числительных.

Дробные и собирательные числительные.

Синтаксическая функция числительных в предложении. Морфологический разбор имени числительного.

Повторение темы «Имя числительное»

Местоимение (26 ч)


Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя.

Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения.

Неопределённые местоимения.

Отрицательные местоимения.

Морфологический разбор местоимений.

Повторение темы «Местоимение»

Глагол (30 ч)


Повторение изученного в 5 классе.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Разноспрягаемые глаголы.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Рассказ о событии

5

Синтаксис, пунктуация, культура речи (18 ч)


Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе.

Простое предложение.

Порядок слов в предложении.

Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение.

Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура

речи»


7 КЛАСС (140 ч)


№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Введение (10 ч)


Русский язык в современном мире.

Речь. Речевое общение.

Речевой этикет.

Функциональные разновидности языка.

Текст, его основная и дополнительная информация принадлежность текста к определённой функциональной

разновидности языка.


2

Морфология (130 ч)

(1 урок)

Система частей речи в русском языке

Причастие (32)


Понятие о причастии.

Признаки глагола и прилагательного в причастии.

Причастный оборот.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастий.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего

и прошедшего времени.

Образование страдательных причастий настоящего

и прошедшего времени.

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

Морфологический разбор причастия.

Правописание не с причастиями.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение темы «Причастие»

Деепричастие (22 ч)


Понятие о деепричастии.

Деепричастный оборот.

Правописание не с деепричастиями.

Способы образования деепричастий.

Рассуждение и его виды.

Морфологический разбор деепричастия.

Повторение темы «Деепричастие»

Наречие (28 ч)


Наречие как часть речи.

Разряды наречий по значению.

Степени сравнения наречий.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е).

Морфологический разбор наречия.

Одна и две буквы н в наречиях на -о(-е).

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Буквы о и а на конце наречий.

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Повторение темы «Наречие»

Предлог (12 ч)


Предлог как часть речи.

Предлоги производные и непроизводные.

Предлоги простые и составные.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи.

Морфологический разбор предлога.

Повторение темы «Предлог»

Союз (20 ч)


Союз как часть речи.

Разряды союзов.

Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов.

Союзы и союзные слова.

Союзы в простых и сложных предложениях.

Морфологический разбор союза.

Повторение темы «Союз»

Частица (15 ч)

Частица как часть речи.

Разряды частиц.

Правописание частиц.

Правописание частицы не.

Разграничение частиц не и ни.

Морфологический разбор частиц.

Повторение темы «Частицы».

Повторение темы «Служебные части речи»



8 КЛАСС (105 ч)


№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Введение (13 ч)


Понятие о культуре речи.

Культура речи как раздел лингвистики.

Текст как речевое произведение. Структура текста

2

Синтаксис, пунктуация, культура речи (8 ч)


Синтаксис как раздел грамматики.

Основные единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание.

Виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия.

Интонация, её функции, основные элементы.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия

3

Простое двусоставное предложение (15 ч)


Простое двусоставное предложение.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

Синтаксическая структура простого двусоставного

предложения.

Главные члены двусоставного предложения.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное,

составное именное сказуемое, способы их выражения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия).

Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения полные и неполные.

Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль

предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы.

4

Односоставные предложения (13 ч)


Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения.

Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений

5

Простое осложнённое предложение (15 ч)


Простое осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами.

Условия однородности членов предложения.

Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов

6

Предложения с обособленными членами (20 ч)


Предложения с обособленными членами.

Сущность и условия обособления.

Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленное определение и приложение.

Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения.

Обособленные обстоятельства.

Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности

7

Обращение, вводные конструкции (14 ч)


Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения.

Интонация предложений с обращением.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания,

воздействия на собеседника.

Группы вводных конструкций по значению.

Синонимия вводных конструкций.

Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста

8

Способы передачи чужой речи (7 ч)


Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Синонимия предложений с прямой и косвенной

Опознают основные способы передачи чужой речи

(предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения

с вводными конструкциями; цитирование).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Оформление диалога на письме. Цитирование

Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.


9 КЛАСС (102 ч)


№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.


Введение (28 ч)

Язык и культура.

Русский язык как развивающееся явление.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Официально-деловой стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Особенности языка художественной литературы.

Основные изобразительные средства русского языка и

их использование в речи


Сложное предложение (8 ч)


Сложное предложение.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).

Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения


Сложносочинённое предложение (7 ч)


Сложносочинённое предложение, его строение.

Средства связи частей сложносочинённого предложения.

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Виды сложносочинённых предложений.

Интонационные особенности сложносочинённых

предложений с разными типами смысловых отношений

между частями.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях


Сложноподчинённое предложение (33 ч)


Сложноподчинённое предложение, его строение.

Главная и придаточная части сложноподчинённого

предложения.

Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Отличия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру

смысловых отношений между главной и придаточной

частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях


Бессоюзное сложное предложение (9 ч)

Бессоюзное сложное предложение.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений


Сложное предложение с разными видами связи (10 ч)


Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Типы сложных предложений с разными видами связи:

сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием;

сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением

и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении


Повторение (7 ч)

Систематизация знаний, полученных в течении учебного года.









КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п

п/ теме

Тема урока

Дата

план

факт



ВВЕДЕНИЕ – 7ч



1.

1.

Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека.




2.

2.

Язык и языкознание. Язык - выразительное средство общения.



3.

3.

Язык и общение. Нормы русского литературного языка.




4.

4.

Язык и общение. Язык - универсальное средство общения.




5.

5.

р\р Текст. Понятие о тексте.




6.

6.

р\р Текст. Признаки текста.




7.

7.

р\р Текст: заголовок, план.




ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ – 17 ч


8.

1.

Буква и звук. Алфавит. Нормы произношения.




9.

2.

Буква и звук. Алфавит. Различие буквы и звука. Сильная и слабая позиции звука.



10.

3.

Буква и звук. Алфавит. Классификация звуков.




11.

4.

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение.



12.

5.

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.



13.

6.

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Проверяемые согласные в корне.



14.

7.

Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные.



15.

8.

Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Закрепление.



16.

9.

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв.



17.

10.

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Элементы фонетического разбора.



18.

11.

Слог и ударение. Ударные и безударные слоги.




19.

12.

р\р Устный рассказ по картине

Б. Кустодиева «Масленица».



20.

13.

Правописание безударных гласных в корне слова.




21.

14.

Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного.



22.

15.

Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Закрепление.



23.

16.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».



24.

17.

Работа над ошибками




МОРФОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ – 14ч


25.

1.

Корень слова. Родственные слова.




26.

2.

Окончание и основа слова.




27.

3.

р\р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному началу по теме: «Морфемика. Словообразование».



28.

4.

р\р Сочинение-рассуждение по данному началу по теме: «Морфемика. Словообразование».



29.

5.

Приставки.




30.

6.

Суффиксы.




31.

7.

р\р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.




32.

8.

Сложные слова.




33.

9.

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного.



34.

10.

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление.



35.

11.

Контрольное списывание по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография».



36.

12.

Работа над ошибками.




37.

13.

р\р Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка».



38.

14.

р\р Изложение с продолжением «Берёзка».




ЛЕКСИКОЛОГИЯ – 40 ч


39.

1.

Лексическое значение слова.




40.

2.

р\р Устная и письменная речь.




41.

3.

р\р Разговорная, книжная и нейтральная лексика.




42.

4.

Толковые словари.




43.

5.

Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой.



44.

6.

Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Закрепление.





45.

7.

Однозначные и многозначные слова.




46.

8.

р\р Лексическая сочетаемость.




47.

9.

Тематическая группа.




48.

10.

Синонимы.




49.

11.

Антонимы.




50.

12.

Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов.



51.

13.

Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях.



52.

14.

р\р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.



53.

15.

Контрольная работа по теме: «Лексикология».




54.

16.

Понятие о чередовании.




55.

17.

Буквы Е//И в корнях с чередованием. Введение.




56.

18.

Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление.




57.

19.

Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.




58.

20.

Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-.




59.

21.

Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного.



60.

22.

р\р Подготовка к написанию изложения с продолжением по теме: «М. Пришвин. « Кладовая солнца».



61.

23.

р\р Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»).



62.

24.

Суффиксы -чик-//-щик-. Знакомство с правилом.




63.

25.

Суффиксы -чик-//-щик-. Закрепление.




64.

26.

Буквы И//Ы после приставок на согласные. Знакомство с орфограммой.



65.

27.

Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление.




66.

28.

р\р Подготовка к написанию сочинения «Как я первый раз...».



67.

29.

Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки.



68.

30.

Особенности написания приставок на З//С.

Графическое обозначение орфограммы.



69.

31.

Особенности написания приставок на З//С. Закрепление.





70.

32.

Понятие о фразеологизмах.




71.

33.

Фразеологизмы: их признаки.




72.

34.

Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы.




73.

35.

Повторение по теме: «Лексикология».

Крылатые слова.



74.

36.

Обобщение изученного по теме: «Лексикология».




75.

37.

Повторение по теме: «Лексикология». Закрепление.




76.

38.

Обобщающее повторение по теме: «Лексикология».




77.

39.

Контрольный диктант №2

с грамматическим заданием по теме: «Лексикология».



78.

40.

Работа над ошибками.




МОРФОЛОГИЯ – 57 ч


79.

1.

Части речи.




80.

2.

Имя существительное.




81.

3.

Род имён существительных.




82.

4.

Склонение имён существительных.




83.

5.

Контрольная работа по аудированию по теме: «Морфология».



84.

6.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Обобщающее повторение.



85.

7.

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Закрепление.



86.

8.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.



87.

9.

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление.



88.

10.

НЕ с именами существительными. Условия слитного написания.



89.

11.

НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания.



90.

12.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме: «Морфология. Имя существительное».



91.

13.

Работа над ошибками.




92.

14.

Имя прилагательное.




93.

15.

р\р Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».




94.

16.

р\р Написание сочинения- повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».



95.

17.

Правописание окончаний имён прилагательных.




96.

18.

Краткие прилагательные.




97.

19.

НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания.



98.

20.

НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания.



99.

21.

р\р Подготовка к изложению прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное».



100.

22.

р\р Изложение прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное».



101.

23.

Понятие об имени числительном.




102.

24.

Имя числительное: морфологический разбор.




103.

25.

Понятие о местоимении.




104.

26.

Местоимение: морфологический разбор.




105.

27.

Контрольная работа № 3 по теме: « Местоимение».




106.

28.

Работа над ошибками.




107.

29.

Глагол как часть речи.




108.

30.

Понятие об ифинитиве.




109-110.

31-32

Инфинитив в составе сказуемого.




111.

33.

р\р Средства связи предложений в тексте. Анализ текста.




112.

34.

р\р Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста.



113.

35.

Время глагола.




114.

36.

р\р Тип текста. Время в предложении и тексте.




115.

37.

р\р Сочинение – описание предмета по теме: «Морфология».



116-117.

38-39.

Изменение глаголов по лицам и числам. Формы настоящего и будущего времени.



118.

40.

Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения.



119.

41.

Правописание окончаний глаголов. Знакомство с правилом.




120.

42.

Правописание окончаний глаголов. Закрепление.





121.

43.

Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение.



122.

44.

Понятие о наречии.




123.

45.

Наречие. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий.




124.

46.

Наречие. Ь на конце наречий




125.

47.

Понятие о служебных частях речи.




126.

48.

Служебные части речи. Союзы.




127.

49.

Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов.




128.

50.

р\р Подготовка к сочинению по картине по теме:

«И.Я. Билибин. «Гвидон и царица».



129.

51.

р\р Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица».



130.

52.

Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы.



131.

53.

Повторение материала по теме: «Морфология». Морфологические разборы.



132.

54.

Урок-обобщение по теме: «Морфология».




133.

55.

Урок - практикум по теме: «Морфология».




134.

56.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме: «Морфология».



135.

57.

Работа над ошибками.




СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 40 ч


136.

1.

Что изучает синтаксис?




137.

2.

Словосочетание.




138.

3.

Предложение.




139.

4.

Понятие о главных и второстепенных членах предложения.




140.

5.

Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения.



141.

6.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Интонация и смысловые особенности.



142.

7.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Структурные и смысловые особенности.



143.

8.

р\р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.




144.

9.

р\р Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений.



145.

10.

р\р Эмоции и их отражение в предложении. Употребление восклицательного знака в конце предложения.



146.

11.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”.



147.

12.

Работа над ошибками.




148-149.

13-14.

Развитие речи.

Как писать отзыв.



150.

15.

Понятие о грамматической основе предложения.




151.

16.

Способы выражения грамматической основы предложения.




152.

17.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление.



153.

18.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение.



154.

19.

Второстепенные члены предложения.




155-156.

20-21.

Определение.



157.

22.

Понятие о дополнении.




158.

23.

Дополнение как второстепенный член предложения.




159.

24.

Понятие об обстоятельстве.




160.

25.

Обстоятельство как второстепенный член предложения.




161.

26.

Понятие об однородных членах предложения.




162.

27.

Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения.



163.

28.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



164.

29.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.



165.

30.

Развитие речи. Вопросный план текста.




166.

31.

Понятие об обращении.




167.

32.

Обращение. Знаки препинания при обращении.




168-169.

33-34

Прямая речь.



170.

35.

р\р План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода».



171.

36.

р\р Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода».




172.

37.

Сложное предложение.




173.

38.

Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»




174.

39.

Итоговый контрольный диктант № 6

с грамматическим заданием.



175.

40.

Работа над ошибками.

Обобщение изученного в 5 классе.















































6 КЛАСС

п\п

п/

теме

Тема занятия.

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ – 6 ч


1

1

Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения



2

2

Понятие о функциональных разновидностях языка




3-4

3-4

р\р Текст и его признаки




5-6

5-6

Орфоэпические нормы




МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ – 22 ч


7-8

1-2

Состав слова




9

3

р\р Обучающее сочинение




10-

12

4-6

Основные способы образования слов в русском языке




13

14

7-8

Сложные и сложносокращённые слова




15

16

9-10

Понятие об этимологии




17

18

11-12

Морфемный и словообразовательный разбор слова




19

20

13-14

р\р Сочинение на лингвистическую тему




21

22

15-16

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-)



23

24

17-18

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-




25

26

19-20

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»



27

28

21-22

Контрольная работа диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками



ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 40 ч


29

30

1-2

Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе



31

32

3-4

р\р Сочинение-рассказ о народном промысле



33

35

5-7

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах



36

38

8-10

Лексические выразительные средства



39

11

р\р Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания



40

42

12-14

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-



43

44

15-16

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова



45

17

Заимствованные слова




46

47

18-19

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями




48

20

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления



49

50

21-22

Архаизмы, историзмы, неологизмы




51

52

23-24

Общеупотребительные слова. Диалектизмы




53

54

25-26

Профессионализмы. Жаргонизмы



55

56

27-28

Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика



57

58

29-30

р\р Сочинение-рассуждение




59

60

31-32

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов



61

62

33-34

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные




63

64

35-36

Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)



65

66

37-38

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»




67

68

39-40

Контрольный диктант с грамматическим заданием контрольная работа по теме «Лексикология». Работа над ошибками



МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 124 ч


69

1

Части речи в русском языке




70

71

2-3

Имя существительное как часть речи



72

73

4-5

Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные



74

75

6-7

Имена существительные общего рода



76

77

8-9

Морфологический разбор имени существительного



78

79

10-11

р\р Стиль текста



80

81

12-13

Словообразование имён существительных



82

83

14-15

Сложносокращённые имена существительные



84

85

16-17

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих



86

18

Повторение темы «Имя существительное»




87

88

19-20

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).

Работа над ошибками



89

90

1-2

Имя прилагательное как часть речи



91

92

3-4

р\р Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание



93

94

5-6

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень



95

96

7-8

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень



97

98

9-10

р\р Сжатое изложение



99

100

11-12

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные



101

102

13-14

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные



103

104

15-16

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные



105

106

17-18

Морфологический разбор имени прилагательного



107

108

19-20

Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных



109

110

21-22

Н//НН в суффиксах имён прилагательных



111

23

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных




112

113

24-25

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные



114

115

26-27

р\р Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира.



116

117

28-29

Повторение темы «Имя прилагательное»



118

119

30-31

Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Работа над ошибками



120

121

1-2

Имя числительное как части речи



122

123

3-4

Простые, сложные и составные числительные



124

5

Количественные и порядковые числительные




125

6

р\р Сочинение. Роль числительных в тексте




126

127

7-8

Склонение числительных



128

129

9-10

Разряды количественных числительных



130

11

р\р Сочинение на лингвистическую тему




131

12

Синтаксическая роль числительных в предложении





132

13

р\р Лексические способы сокращения текста




133

14

Морфологический разбор числительного




134

15

Повторение темы «Имя числительное»




135

136

16-17

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками



137

138

1-2

Местоимение как часть речи



139


3

Личные местоимения




140

141

4-5

р\р Приемы сжатия текста



142

6

Возвратное местоимение




143

144

7-8

Притяжательные местоимения



145

146

9-10

р\р Сочинение-описание картины



147

11

Указательные местоимения




148

149

12-13

Определительные местоимения



150

14

р\р Текст. Логика текста




151

152

15-16

Вопросительно-относительные местоимения



153

154

17-18

Неопределённые местоимения



155

156

19-20

Отрицательные местоимения



157

21

Морфологический разбор местоимения




158

159

22-23

р\р Сочинение-описание картины



160

24

Повторение темы «Местоимение»




161

162

25-26

Контрольная работа. Работа над ошибками



163

164

1-2

Глагол



165

166

3-4

Совершенный и несовершенный виды глагола



167

168

5-6

Разноспрягаемые глаголы



169

170

7-8

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы



171

172

9-10

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение





173

11

Условное наклонение




174

175

12-13

р\р Сочинение-рассуждение



176

177

14-15

Повелительное наклонение



178

179

16-17

р\р Создание текста-инструкции



180

18

Употребление наклонений




181

183

19-21

Безличные глаголы



184

185

22-23

Морфологический разбор глагола



186

187

24-25

Правописание гласных в суффиксах глагола



188

189

26-27

р\р Изложение с продолжением (рассказ о событии)



190

28

Повторение темы «Глагол»




191

192

29-30

Контрольный диктант. Работа над ошибками



СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 18 ч


193

194

1-2

Основные единицы синтаксиса




195

196

3-4

Простое предложение



197

198

5-6

Сочинение-описание картины



199


7

Порядок слов в предложении



200

201

8-9

Простое осложнённое предложение



202

203

10-11

Сочинение-рассуждение



204

205

12-13

Сложное предложение



206

207

14-15

Синтаксический разбор простого и сложного предложений



208

16

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»




209

210

17-18

Контрольный диктант. Работа над ошибками











7 КЛАСС


п\п

п/

теме

Тема занятия.

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ - 10 Ч.


1

1

Русский язык в современном мире




2-3

2-3

Речь. Речевое общение




4

4

Речевой этикет




5-6

5-6

р\р Сочинение-рассуждение




7-8

7-8

Функциональные разновидности языка




9-10

9-10

Текст, его основная и дополнительная информация




МОРФОЛОГИЯ – 130Ч.


11

1

Система частей речи в русском языке




ПРИЧАСТИЕ – 32Ч.


12

1

Понятие о причастии




13

2

Признаки глагола и прилагательного в причастии




14-15

3-4

Причастный оборот



16

5

Действительные и страдательные причастия




17-18

6-7

р\р Сжатое изложение



19-20

8-9

Полные и краткие формы причастий



21

10

Причастия настоящего и прошедшего времени




22

11

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени



23

12

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени



24

13

Образование причастий




25-26

14-15

р\р Работа с информацией, представленной в различном виде



27-28

16-17

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях



29

18

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных




30

19

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных



31-32

20-22

Правописание Н и НН в причастиях



33

23

Морфологический разбор причастия




34-35

24-25

Правописание НЕ с причастиями



36-37

26-27

р\р Изложение



38-39

28-29

Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени



40-41

30-31

Повторение темы «Морфемика, Причастие»



42-43

32

Контрольный диктант по теме «Причастие».




ДЕЕПРИЧАСТИЕ – 22Ч.


44

1

Понятие о деепричастии




45-46

2-3

Деепричастный оборот



47

4

Обособление деепричастного оборота




48-49

5-6

Тезисный план текста



50-51

7-8

Правописание НЕ с деепричастиями



52-53

9-10

Деепричастия совершенного и несовершенного вида



54-55

11-12

р\р Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень».



56-57

13-14

Рассуждения и его виды



58-59

15-16

Сочинение-рассуждение по рассказу «Коллекционная вещь» Тибора Фишера



60-61

17-18

Морфологический разбор деепричастия



62-63

19-20

Повторение темы «Морфология. Деепричастие»



64-65

21-22

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками.



НАРЕЧИЕ – 28Ч.


66

1

Наречие как часть речи




67-68

2-3

Разряды наречий по значению



69-70

4-5

р\р Сочинение-рассуждение по тексту В.Ю.Постникова «Как растения-иностранцы Россию осваивали»




71-72

6-7

Степени сравнения наречий



73-74

8-9

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е)



75

10

Морфологический разбор наречия




76-78

11-13

Одна и две буквы н в наречиях на –о (-е)



79

14

Буквы о и е после шипящих на конце наречий




80-81

15-16

Буквы о и а на конце наречий



82-83

17-18


Дефис между частями слова в наречиях



84-85

19-20

р\р Подробное изложение



86-87

21-22

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных



88

23

Мягкий знак после шипящих на конце наречий




89-90

24-25

р\р Речевая характеристика героя по отрывку из рассказа В.Астафьева



91

26

Повторение темы «Наречие»




92-93

27-28

Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками



ПРЕДЛОГ – 12Ч.


94

1

Предлог как часть речи




95-96

2-3

Предлоги производные и непроизводные



97-98

4-5

р\р Сочинение по заданному жанру



99

6

Предлоги простые и составные




100-102

7-9

Правописание предлогов



103

10

Употребление предлогов в речи




104

11

Морфологический разбор предлога




105

12

Повторение темы «Предлог




СОЮЗ – 20Ч.


106

1

Союз как часть речи




107

2

Разряды союзов






108-109

3-4

Сочинительные союзы



110-111

5-6

Подчинительные союзы



112-114

7-9

Правописание союзов



115-116

10-11

р\р Сочинение-рассуждение



117-118

12-13

Союзы и союзные слова



119-120

14-15

Союзы в простых и сложных предложениях



121

16

Морфологический разбор союза




122-123

17-18

Повторение темы «Предлог и Союз»



124-125

19-20

Контрольная работа по теме «Предлог и Союз». Работа над ошибками.



ЧАСТИЦА – 15Ч.


126

1

Частица как часть речи




127

2

Разряды частиц




128-129

3-4

Правописание частиц



130-131

5-6

Правописание частицы не



132-133

7-8

Разграничение частиц не и ни



134-135

9-10

Междометие



136

11

Повторение темы «Частицы»




137-138

12-13

Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Работа над ошибками



139-140

14-15

Итоговая контрольная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!