.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2006 года.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе выделены часы на развитие связной речи.
Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его функциях, о современном состоянии русского языка, культуре речи.
Особое внимание уделяется коммуникативному и языковедческому аспектам обучения.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса. Поурочное планирование обеспечивает целевую подготовку школьников к сдаче ГИА. Программа рассчитана на 85 часов (2,5 часа в неделю).
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды работы контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Коллективная, самостоятельная работа | Анализ текстов о языке | Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка. |
Повторение изученного в 5-8 классах (9+2) |
2 | Фонетика | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Фонетический разбор слов | Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах. |
3 | Лексика и фразеология | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Анализ текста | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы. |
4 | Морфемика и словообразование | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Практическая работа | Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова. |
5-6 | Морфология. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Морфологический разбор слов в предложениях. | Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли. |
7-8 | Словосочетание. Простое предложение. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения. | Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения. |
9-10 | Синтаксис простого предложения. Текст. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Разбор простых предложений. Определение стиля текста. | Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста. |
11-12 | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. | 2 | Урок контроля. | | Диктант. | |
Сложное предложение (2+2) |
13-14 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Практическая коллективная работа. | Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений» | Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП. |
15-16 | Способы сжатого изложения содержания текста Р/р. Сжатое изложение. | 2 | Урок развития речи. | Практическая коллективная работа. | | Уметь писать изложение, отбирая основную информацию. |
Сложносочиненные предложения (5+2) |
17-18 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная работа. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | Расширить знания о ССП. |
19-20 | Знаки препинания в ССП. Рецензия | 2 | | | | Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. |
Сложноподчиненные предложения (16+2) |
21 | Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практическая коллективная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений. | Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки. |
22-23 | Р/р. Изложение. | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Изложение. | Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности. |
24-25 | Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки. |
26-27 | СПП с придаточными изъяснительными. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки. |
28 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
29 | СПП с придаточными степени и образа действия. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
30 | СПП с придаточными места. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
31 | СПП с придаточными времени. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
32 | СПП с придаточными условными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
33 | СПП с придаточными причины. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
34 | СПП с придаточными цели. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
35 | СПП с придаточными сравнительными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
36 | СПП с придаточными уступительными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
37-38 | СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
39-40 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. |
СПП с несколькими придаточными.(3+2) |
41-43 | Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Деловые бумаги | 3 | Урок закрепления изученного. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными. |
44-45 | Р/р. Сочинение-рассуждение. | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Сочинение-рассуждение. | Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. |
Бессоюзные сложные предложения (8ч.) |
46-47 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. |
48-49 | БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор. |
50-51 | Двоеточие в БСП. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения). |
52-53 | Тире в БСП. Реферат | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия). |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (5ч.) |
54-58 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Авторские знаки препинания | 4 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
59 | Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение». | 1 | Урок-повторение. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Обобщение изученного материала. | Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе. |
60-61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. |
Общие сведения о языке (4ч.) |
62 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Работа с текстами. | Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества. |
63 | Русский литературный язык. Стили РЛЯ. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Работа с текстами. | Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста. |
64-65 | Контрольный тест по программе 9 класса. Анализ работ. | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Тест. | Обучить навыкам работы с тестами. |
Повторение (17+4) |
66 | Фонетика. Графика. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Выполнение практических заданий. | Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии. |
67 | Лексика. Фразеология. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Работа со словарем. | Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей. |
68 | Состав слова и словообразование. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Выполнение практических заданий. | Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки. |
69 | Морфология. Именные части речи. | 2 | Урок-семинар. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Сообщения учащихся. Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
70 | Морфология. Глагол. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
71-72 | Морфология. Причастие. Деепричастие. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
72-73 | Служебные части речи. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
74-75 | Р/р. Сжатое изложение. Подготовка к ГИА | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Изложение. | Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей. |
76-77 | Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. | Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения. |
78-79 | Употребление знаков препинания. | 1 | Урок обобщение | Практическая коллективная работа. | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. | Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. |
80-81 | Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА. | 2 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Сочинение | Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи |
82-83 | Пробная работа в формате ГИА | 3 | Урок контроля | Самостоятель- ная работа | | Оценка качества |
84-85 | Анализ пробной экзаменационной работы | 2 | Урок анализа и коррекции знаний | Коллективная и индивидуальная работа | | |