СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по русскому языку 3 классс. Разработала лаврухина Татьяна Николаевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высокоселищанская основная общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рассмотрено: Утверждаю:
Руководитель МО Директор
______/ Л.В.Борисенко/ _______/Т.И.Матюшенко/
Протокол № ____от Приказ №_____ от
«__»__________2018г. «___»__________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Русский язык
класс: 3
Количество часов по учебному плану: 170 часа ( 5 часов в неделю, 34 учебные недели)
Учитель: Лаврухина Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе: Рабочей авторской программы В.П.Канакина по русскому языку для 1-4 классов / Сборник рабочих программ «Школа России». Русский язык. 1-4 классы/ - М.: Просвещение, 2011 г.
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014
2018-2019 учебный год
Русский язык
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание программы
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (2 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (19ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (16 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Правописание частей слова (29ч.)
Части речи (76 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Повторение (14ч.)
Части речи .Имя существительное (31 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (19 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (5 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (21 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (14ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Рабочая программа | Тематическое планирование | ||
Название раздела | Кол-во часов | Название раздела | Кол-во часов |
Язык и речь | 2 | Язык и речь | 2 |
Текст. Предложение. Словосочетание | 2 12 | Текст. Предложение. Словосочетание | 2 12 |
Слово в языке и речи | 19 | Слово в языке и речи | 19 |
Состав слова | 16 | Состав слова | 16 |
Правописание частей слова | 29 | Правописание частей слова | 29 |
Части речи | 76 | Части речи | 76 |
Повторение | 14 | Повторение | 14 |
ИТОГО | 170 | ИТОГО | 170 |
Перечень контрольных работ
Контрольных диктантов -4
Обучающих сочинений – 6
Обучающих изложений – 6
Проверочных диктантов-6
Проверочных работ-2
Итоговых контрольных работ - 1
Тематическое планирование
№ п/п
| Дата урока | Тема урока
| Количество часов | |||||
По плану | Фактически | 2 | 3 | |||||
1 |
|
| ||||||
1 |
|
| Виды речи |
| ||||
2 |
|
| Для чего нужен язык? |
| ||||
3
|
|
| Что такое текст? |
| ||||
4 |
|
| Типы текстов |
| ||||
5
|
|
| Что такое предложение? |
| ||||
6 |
|
| Виды предложений по цели высказывания |
| ||||
7 |
|
| Виды предложений по интонации |
| ||||
8
|
|
| Проверочный диктант. Входной контроль. |
| ||||
9 |
|
| Работа над ошибками допущенными в диктанте. Что такое обращение? |
| ||||
10 |
|
|
Главные и второстепенные члены предложений Упражнение в разборе предложений по членам предложений |
| ||||
11
|
|
| Простое и сложное предложение |
| ||||
12 |
|
| Что такое словосочетание? |
| ||||
13 |
|
| Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» |
| ||||
14 |
|
| Проверка знаний |
| ||||
15 |
|
| Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные |
| ||||
16 |
|
| Синонимы и антонимы |
| ||||
17
|
|
| Омонимы |
| ||||
18
|
|
| Слово и словосочетание |
| ||||
19
|
|
| Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) |
| ||||
20 |
|
| Подробное изложение после зрительного восприятия текста |
| ||||
21 |
|
| Работа над ошибками. Части речи. Повторение. |
| ||||
22 |
|
|
Части речи. Повторение. |
| ||||
23 |
|
| Имя существительное. Местоимение |
| ||||
24
|
|
| Части речи. Имя прилагательное |
| ||||
25
|
|
| Части речи. Глагол. |
| ||||
26 |
|
| Имя числительное как часть речи. |
| ||||
27
|
|
| Однокоренные слова. |
| ||||
28
|
|
| Слово и слог. Гласные звуки и буквы. |
| ||||
29
|
|
| Согласные звуки и буквы. |
| ||||
30
|
|
| Упражнение в написании слов. |
| ||||
31
|
|
| Разделительный мягкий знак. |
| ||||
32
|
|
| Изложение |
| ||||
33 |
|
| Однокоренные слова. корень слова. |
| ||||
34 |
|
| Упражнение в написании корня в однокоренных словах |
| ||||
35 |
|
| Формы слова. Окончание .
|
| ||||
36 |
|
| Упражнение в нахождении окончаний
|
| ||||
37 |
|
| Обобщение знаний о корне и окончании.
|
| ||||
38 |
|
| Приставка. (общее понятие).
|
| ||||
39 |
|
| Приставка – значимая часть слова.
|
| ||||
40 |
|
| Обобщение знаний о роли приставок.
|
| ||||
41 |
|
| Контрольный диктант
|
| ||||
42 |
|
| Работа над ошибками
|
| ||||
43
|
|
| Суффикс (общее понятие) |
| ||||
44 |
|
| Суффикс – значимая часть слова |
| ||||
45 |
|
| Образование слов с помощью суффиксов
|
| ||||
46 |
|
| Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»
|
| ||||
47 |
|
| Основа слова
|
| ||||
48 |
|
| Упражнение в разборе слов по составу.
|
| ||||
49 |
|
| Изложение
|
| ||||
50 |
|
| Работа над ошибками. Проверочная работа
|
| ||||
51 |
|
| Анализ проверочной работы. Общее представление о правописании частей слова
|
| ||||
52 |
|
| Два способа проверки слов с безударными гласными в корне |
| ||||
53 |
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне |
| ||||
54 |
|
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне |
| ||||
55 |
|
| Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными |
| ||||
56 |
|
| Правописание слов с парными согласными в корне |
| ||||
57 |
|
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне |
| ||||
58 |
|
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне |
| ||||
59 |
|
| Проверочный диктант с грамматическим заданием.. Составление текста по сюжетному рисунку |
| ||||
60 |
|
| Анализ проверочной работы. Правило проверки написания слов с непроверяемым согласным в корне |
| ||||
61 |
|
| Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне
|
| ||||
62 |
|
| Правописание слов с непроизносимой согласной в корне
|
| ||||
63 |
|
| Проверочный диктант
|
| ||||
64 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Закрепление знаний учащихся |
| ||||
65 |
|
| Двойные согласные
|
| ||||
66 |
|
| Правописание слов в удвоенными согласными
|
| ||||
67 |
|
| Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
|
| ||||
68 |
|
| Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек
|
| ||||
69 |
|
| Упражнение в правописании суффиксов
|
| ||||
70 |
|
| Правописание слов с приставками
|
| ||||
71 |
|
| Упражнение в правописании значимых частей слова
|
| ||||
72 |
|
| Приставки и предлоги
|
| ||||
73 |
|
| Правописание приставок и предлогов
|
| ||||
74 |
|
| Контрольный диктант
|
| ||||
75 |
|
| Анализ проверочной работы. Слова с разделительным твердым знаком
|
| ||||
76 |
|
| Написание слов с «ъ»
|
| ||||
77 |
|
| Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». |
| ||||
78 |
|
| Проверочный диктант |
| ||||
79 |
|
| Работа над ошибками. Закрепление пройденного |
| ||||
80 |
|
| Резервный урок |
| ||||
81 |
|
| Учебник «Русский язык» часть 2 Части речи |
| ||||
82 |
|
| Имя существительное как часть речи
|
| ||||
83 |
|
| Имя существительное |
| ||||
84 |
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные
|
| ||||
85 |
|
| Изложение повествовательного текста
|
| ||||
86 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные |
| ||||
87 |
|
| Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам |
| ||||
88 |
|
| Изменение имен существительных по числам. Имена существительные , употребляемые в форме единственного числа |
| ||||
89 |
|
| Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи |
| ||||
90 |
|
| Род имен существительных
|
| ||||
91 |
|
| Определение рода имен существительных в косвенных падежах
|
| ||||
92 |
|
| Имена существительные общего рода
|
| ||||
93 |
|
| Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
|
| ||||
94 |
|
| Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук |
| ||||
95 |
|
| Проверочный диктант
|
| ||||
96 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Подробное изложение. |
| ||||
97 |
|
| Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) |
| ||||
98 |
|
| Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных |
| ||||
99 |
|
| Несклоняемые имена существительные. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
100 |
|
| Именительный падеж имен существительных
|
| ||||
101 |
|
| Родительный падеж имен существительных
|
| ||||
102 |
|
| Дательный падеж имен существительных
|
| ||||
103 |
|
| Винительный падеж имен существительных
|
| ||||
104 |
|
| Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных |
| ||||
105 |
|
| Творительный падеж имен существительных
|
| ||||
106 |
|
| Предложный падеж имен существительных
|
| ||||
107 |
|
| Подробное изложение повествовательного текста
|
| ||||
108 |
|
| Обобщение знаний о падежах имен существительных
|
| ||||
109 |
|
| Проверочный диктант
|
| ||||
110 |
|
| Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» |
| ||||
111 |
|
| Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения |
| ||||
112 |
|
| Понятие об имени прилагательном как части речи
|
| ||||
113 |
|
| Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) |
| ||||
114 |
|
| Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных
|
| ||||
115 |
|
| Художественное и научное описание (общее знакомство)
|
| ||||
116 |
|
| Составление научного ( или художественного текста-описания растения
|
| ||||
117 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам
|
| ||||
118 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных |
| ||||
119 |
|
| Правописание родовых окончаний имен прилагательных
|
| ||||
120 |
|
| Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам |
| ||||
121 |
|
| Изменение имен прилагательных по числам
|
| ||||
122 |
|
| Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера |
| ||||
123 |
|
| Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) |
| ||||
124 |
|
| Контрольный диктант
|
| ||||
125 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном |
| ||||
126 |
|
| Упражнение в определении падежа имен прилагательных |
| ||||
127 |
|
| Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи |
| ||||
128 |
|
| Обобщение знаний об имени прилагательном
|
| ||||
129 |
|
| Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» |
| ||||
130 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма |
| ||||
131 |
|
| Личные местоимения (общее представление)
|
| ||||
132 |
|
| Личные местоимения третьего лица
|
| ||||
133 |
|
| Наблюдение над употреблением в тексте местоимений
|
| ||||
134 |
|
| Обобщение знаний о местоимении
|
| ||||
135 |
|
| Ознакомление с особенностями текста-письма
|
| ||||
136 |
|
| Понятие о глаголе как части речи
|
| ||||
137 |
|
| Упражнение в определении лексического значения глагола
|
| ||||
138 |
|
| Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов
|
| ||||
139 |
|
| Составление рассказа по сюжетным картинкам
|
| ||||
140 |
|
| Глаголы в неопределенной форме
|
| ||||
141 |
|
| Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме
|
| ||||
142 |
|
| Число глаголов. Изменение глаголов по числам
|
| ||||
143 |
|
| Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа |
| ||||
144 |
|
| Времена глаголов |
| ||||
145 |
|
| Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.
|
| ||||
146 |
|
| Изменение глаголов по временам
|
| ||||
147 |
|
| Упражнение в изменении глагола по временам
|
| ||||
148 |
|
| Подробное изложение повествовательного текста |
| ||||
149 |
|
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении |
| ||||
150 |
|
| Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. |
| ||||
151 |
|
| Частица не с глаголами
|
| ||||
152 |
|
| Правописание не с глаголами
|
| ||||
153 |
|
| Обобщение знаний о глаголе
|
| ||||
154 |
|
| Контрольный диктант
|
| ||||
155 |
|
| Обучающее изложение деформированного повествовательного текста |
| ||||
156 |
|
| Работа над ошибками. Составление текста по рисунку |
| ||||
157
|
|
| Повторение по теме «Части речи».
|
| ||||
158 |
|
| Повторение по теме «Слово. Предложение» |
| ||||
159 |
|
| Повторение по теме «Правописание окончаний имён прилагательных» |
| ||||
160 |
|
| Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов» |
| ||||
161 |
|
| Обобщение по теме «Правописание безударных гласных» |
| ||||
162 |
|
| Повторение по теме «Правописание значимых частей слова» |
| ||||
163 |
|
| Итоговый контрольный диктант. |
| ||||
164 |
|
| Работа над ошибками. Однокоренные слова. |
| ||||
165 |
|
| Повторение по теме «Текст» |
| ||||
166 167-170 |
|
| КВН «Знатоки русского языка»
Резервные уроки. |
|
Материально-техническое обеспечение
(в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 98 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений")
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
| ||
1.1. | Стандарт начального общего образования по русскому языку - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2007 | Д |
1.2. | Примерная программа начального общего образования по русскому языку - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2007 | Д |
1.3 | Авторская программа по русскому языку: сборник «Концепция и программы для начальных классов», в 2ч. часть1. Русский язык./ под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2009; | Д |
1.4 | Учебник: Русский язык, 3 класс, в 2 ч. П В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого росвещение, 2009. | К |
1.5. | Рабочие тетради: - Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого Просвещение, 2012 -Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012 В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого | К К
|
1.6. | Дополнительные пособия для учащихся: - Русский язык. Дидактический материал. 3 класс/ В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого Просвещение, 2011. - Тренажёр по русскому языку для учащихся 3-4 классов. Части речи О.Е.Жиренко- М.: Ювента ,2006г.;
| Д К К |
1.7. | Методические пособия для учителя:
- Методическое пособие к учебному комплекту В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого :ВАКО,2007г.; - КИМы.Русский язык: 3 класс/В.В.Никифорова.-М.: ВАКО,2010г.; - Работа над трудными словами в начальных классах. 4класс. В.П.Канакина - М.: Просвещение,1991г.; - Сборник диктантов и творческих работ: Л.И.Тикунова, В.П.Канакина.- М.: Просвещение,1992г.;ъ - под ред. В.Г.Горецкго.-М.: Издательство «Экзамен»,2010. - Весёлые диктанты: стихотворные примеры и рифмовки.-И.Д.Агеева.-М.: ТЦ Сфера,2003г.; - Правописание в начальных классах. М.Р.Львов,М.: 1990г.; - Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Г.А.Бакулина, М Просвещение.2001г - Справочник школьника. Русский язык.1-4кл. Т.В.Вахрушева, АСТ- ПРЕСС КНИГА,2009г.; | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д
|
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
2.1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). | Д |
2.2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | Ф |
2.3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. | Д |
2.4. | Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | Д |
2.5. | Словари всех типов по русскому языку. | Ф+Д |
2.6. | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | Д |
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||
3.1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | Д |
3.2. | Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку | Д |
3.3. | Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку | Д |
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения | Д |
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Телевизор | Д |
4.2. | Видеомагнитофон/ видеоплейер | Д |
4.3. | CD / DVD-проигрыватели | Д |
4.4. | Музыкальный центр | Д |
4.5. | Слайд-проектор | Д |
4.6. | Мультимедийный проектор | Д |
4.7. | Экран для мультимедийного проектора | Д |
4.8. | Экран для оверхед-проектора | Д |
4.9. | Экран для слайд-проектора | Д |
Планируемые результаты:
Личностные результаты
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
.осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы:
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении