Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждаю Директор ________(И.А. Ванюшкин) Приказ №144 от «30» августа 2018 г |
Рабочая программа
основного общего образования
по русскому языку
Классы: 5А, 5Б, 5В
Уровень: базовый
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Учителя: Кузнецова С.В., Шихмачева Е.П., Филиппова Н.М.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического
объединения гуманитарных наук.
Протокол от «29» августа 2018 года №1
Руководитель методического объединения_____________ С.Н.Романова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. У обучающихся будет сформирована компетенция общероссийской и региональной пространственной самоидентификации (пространственно-географические образы России и Чувашии, этническая карта России и Чувашии, межрегиональное разделение труда, межрегиональные экономические связи, полиэтническое межкультурное взаимодействие народов Чувашии и России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженное в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
10.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Чувашской Республики, интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
11.Воспитание чувства гордости за культуру и искусство чувашского народа; уважительного отношения к культуре и искусству других народов, проживающих на территории Чувашской Республики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия чувашского народа; понимание роли культуры и искусства в жизни чувашского народа.
1.2.3. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения русского языка:
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё; правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова; различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст // рос-, -лаг-// -лож-, -мер // мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
О ЯЗЫКЕ
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
Речь
Речь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Текст как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки .текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Закрепление и углубление изученного в начальных классах
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности.
Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных
ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ъ после шипящих в конце имён существительных и глаголов.
Не с глаголами.
Орфографический словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение.
Служебные части речи.
Систематический курс русского языка
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме.
Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики.
Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа.
Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике.
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.
Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з/ с.Правописание корней -лож //-лаг-; -рос- // раст // ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Толковый словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов)-, диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Текстовая функция лексического повтора.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-// мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание.,
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Текстовая функция вид о-временных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён существительных.
Правила употребления при письме суффиксов -чик ( щик), -ек ( ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. •
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.
Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок-, группа грузин, бурят и др.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных.
Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная.
Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайний — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов |
О языке и речи (5ч.) |
| Зачем человеку нужен язык | 1 |
| Что мы знаем о русском языке | 1 |
| Что такое речь (в отличие от языка) | 1 |
| Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | 2 |
|
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
Фонетика. Орфоэпия. Графика (3ч.) |
| Звуки и буквы. Алфавит | 1 |
| Что обозначают буквы е, ё, ю, я | 1 |
| Фонетический разбор слова | 1 |
Текст (6ч.) |
| Что такое текст (повторение) | 1 |
| Тема текста | 1 |
| Административная контрольная работа и ее анализ | 2 |
|
| Основная мысль текста. | 1 |
| Контрольная работа Сочинение «Памятный день летних каникул» | 1 |
Письмо. Орфография (12ч.) |
| Зачем людям письмо | 1 |
| Орфография. Нужны ли правила | 1 |
| Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков | 1 |
| Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков | 1 |
| Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ | 1 |
| Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | 1 |
| Разделительные ъ и ь | 2 |
|
| Не с глаголами | 1 |
| Правописание -тся и –ться в глаголах | 1 |
| Контрольная работа. Диктант и задания к нему. Анализ диктанта | 2 |
|
Слово и его строение. Морфемика. (2ч.) |
| Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова | 1 |
| Как образуются формы слова | 1 |
Слово как часть речи. Морфология.(3ч.) |
| Самостоятельные части речи | 1 |
| Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
| Служебные части речи: предлог, союз, частица | 1 |
Текст (продолжение) (4ч.) |
| От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 1 |
| Абзац как часть текста | 1 |
| План текста | 1 |
| Сжатие и развёртывание текста | 1 |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА |
Фонетика. Орфоэпия. Графика (7ч.) |
| Что изучает фонетика | 1 |
| Звуки гласные и согласные | 1 |
| Слог, ударение | 1 |
| Что изучает орфоэпия. Произношение безударных гласных звуков | 1 |
| Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 2 |
|
| Контрольная работа по фонетике и орфоэпии | 1 |
Лексика. Словообразование. Орфография. Культура речи (19ч.) |
| Как определить лексическое значение слова | 1 |
| Сколько лексических значений имеет слово | 1 |
| Когда слово употребляется в переносном значении | 2 |
|
| Как пополняется словарный состав русского языка | 1 |
| Как образуются слова в русском языке | 2 |
|
| Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | 1 |
| Правописание чередующихся гласных в корнях-лаг- лож-, и –рос – раст- (-ращ-) | 1 |
| Буквы о — ё после шипящих в корне слова | 1 |
| Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | 1 |
| Что такое профессиональные и диалектные слова | 1 |
| О чём рассказывают устаревшие слова | 1 |
| Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 1 |
| Правописание корней слов | 1 |
| Правописание приставок | 1 |
| Буквы и—ы после ц | 1 |
| Значение, строение и написание слова | 1 |
| Контрольная работа Диктант с заданиями к нему | 1 |
Стили речи (9ч.) |
| Что изучает стилистика | 1 |
| Разговорная и книжная речь | 1 |
| Культура речевого поведения | 1 |
| Художественная речь | 1 |
| Научно-деловая речь | 1 |
| Административная контрольная работа и ее анализ | 2 |
|
| Контрольная работа Изложение «Барсучонок» | 2 |
|
Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Культура речи. (23ч.) |
| Что изучают синтаксис и пунктуация | 1 |
| Словосочетание | 2 |
|
| Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | 2 |
|
| Главные члены предложения | 1 |
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
| Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения | 3 |
|
|
| Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 |
|
| Обращение | 2 |
|
| Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
| Сложное предложение | 3 |
|
|
| Прямая речь | 2 |
|
| Диалог | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии | 1 |
| Контрольная работа Диктант и задания к нему | 1 |
Типы речи (4ч.) |
| Что такое тип речи | 1 |
| Описание, повествование, рассуждение | 2 |
|
| Оценка действительности | 1 |
Строение текста (5ч.) |
| Строение текста типа рассуждения-доказательства | 2 |
|
| Анализ текста: определение типа речи. Контрольная работа | 1 |
| Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа. Изложение | 1 |
| Анализ изложения | 1 |
Самостоятельные части речи. Морфология. Культура речи. |
Глагол (19ч.) |
| Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
| Что обозначает глагол | 1 |
| Правописание не с глаголами (закрепление) | 1 |
| Как образуются глаголы | 1 |
| Вид глагола | 1 |
| Корни с чередованием букв е — и | 1 |
| Неопределённая форма глагола (инфинитив) | 1 |
| Правописание –тся и -тъся в глаголах | 1 |
| Наклонение глагола | 1 |
| Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 1 |
| Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 |
| Времена глагола | 1 |
| Спряжение глагола. Лицо и число | 2 |
|
| Правописание личных окончаний глаголав | 2 |
|
| Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 2 |
|
| Контрольная работа | 1 |
Строение текста (продолжение) (5ч.) |
| Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях текста | 2 |
|
| Строение текста типа повествования | 3 |
|
|
Имя существительное. Культура речи (18ч.) |
| Что обозначает имя существительное | 1 |
| Как образуются имена существительные | 1 |
| Употребление при письме суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- | 2 |
|
| Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 3 |
|
|
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 |
| Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
| Род имён существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных | 2 |
|
| Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | 1 |
| Падеж и склонение имён существительных | 1 |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 |
| Употребление имён существительных в речи | 2 |
|
| Контрольная работа Диктант и задания к нему. Анализ контрольной работы | 2 |
|
Строение текста (продолжение) (14 ч.) |
| Строение текста типа описания предмета | 1 |
| Редактирование текстов типа описания предмета | 2 |
|
| Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | 2 |
|
| Контрольная работа Сочинение и его анализ | 2 |
|
| Типы речи в тексте | 1 |
| Анализ и редактирование текста | 2 |
|
| Сочинение «Что я люблю делать и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги» | 2 |
|
| Контрольная работа. Изложение и его анализ | 2 |
|
Имя прилагательное. Культура речи (17 ч.) |
| Что обозначает имя прилагательное | 1 |
| Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 2 |
|
| Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 2 |
|
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 1 |
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 1 |
| Образование имён прилагательных | 1 |
| Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий | 3 |
|
|
| Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных | 2 |
|
| Повторение изученного. | 4 |
|
|
|
Приложение
Контрольно - измерительные материалы по русскому языку
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г.
Административная контрольная работа и ее анализ.
Контрольная работа. Сочинение «Памятный день летних каникул».
(Учебник М.М.Разумовская и др. Русский язык . 5 класс).
Контрольная работа. Диктант и задания к нему (с.25)
I вариант
Белый медведь
Белые медведи редко нападают на людей. Они ловки и терпеливы. Медведи могут часами лежать у лунок и ждать, когда тюлень покажется из воды.
На тюленей, лежащих на льду, белый медведь подкрадывается и прыгает из укрытия. Может подобраться со стороны воды, вплавь. Плывёт тихо, а впереди себя двигает льдину, за которой прячется.
Белые медведи могут плавать вверх и вниз головой, на боку и на спине. Они долго могут оставаться под водой.
На суше медведь тоже чувствует себя хорошо.
На широких мохнатых лапах у медведя есть перепонки между пальцами. Это помогает ему не только плавать, но и ходить по снегу и не скользить по льду. (105 слов)
(По Ю. Дмитриеву)
Задания:
Выполните фонетический разбор выделенного слова.
Подчеркните главные члены в первом предложении, определите часть речи всех слов этого предложения.
Подчёркнутое слово разберите по составу.
К слову тихо (предложение 3 абзаца 2) подберите синонимы и антонимы.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.25)
II вариант
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами искрится голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч пробьётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. (85 сл.)
Задания:
1. Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните нужную букву.
2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.
3. Выделите в любом предложении безударные личные окончания глаголов.
* Выбор одного из двух предложенных текстов предоставляется учителю.
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.52)
Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, и выполните задания (с.36).
I вариант
Верблюд
Вы видели, (ч/ш)тобы кто-нибу..ь не пил день, два, неделю? Нет? А вот верблю.. может не пить две недели!
Зачем верблюду г..рбы? В г..рбах он зап..сает воду в виде ж..ра.
В..ды в пустыне не хв..тает. Жир в г..рбах превращается в воду. Из ста граммов ж..ра сто семь граммо.. воды получ..ется!
Даже в самую сильную жару верблю.. со(в/ф)сем рот не раскрывает, воду экономит. Рот от слюны мокрый ...ткроешь рот и много
в..ды упустишь. Поэтому в..рблю.. и дышит очень ре..ко, (в/ф)сего вос..мь ра.. в минуту. Вот как он воду бер..жёт.
Задания:
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Из предпоследнего предложения выпишите слово, в котором все согласные мягкие. Выполните его фонетический анализ.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./ Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.36)
II вариант
Цель работы: уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, различать звуки и буквы, правильно произносить слова, указанные в орфоэпическом словарике учебника.
Охарактеризуйте следующие звуки:
[х], [д’], [ж] - (I вариант);
[л’], [к], [ш] - (II вариант).
Сделайте фонетический разбор слов:
пятью (I вариант);
семью (числительное) (II вариант).
Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение в словах:
Ильинична, термин, сорит - (I вариант);
Фоминична, тире, щавель - (II вариант).
Перечислите буквы:
не обозначающие звуков - (I вариант);
обозначающие два звука - (II вариант).
Укажите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и (или) ударение.
(Для сильных учащихся.) Выберите правильный ответ:
[с’] — согласная, мягкая, глухая.
[с’] — согласный, мягкий, глухой.
Обоснуйте свой выбор.
* Выбор одного из двух предложенных вариантов предоставляется учителю.
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.53)
Контрольная работа. Диктант с заданиями к нему (с.51).
Храбрые лебеди
В морозный декабрьский день егерь Пётр Сычёв совершал очередной объезд озера Есей. Вдруг над ледяной гладью острова разнёсся призывный крик лебедя. Давно уже улетели на зимовку птицы, гнездившиеся летом на озёрах в южной части Целинного края, и было странно слышать в зимнюю пору лебединый голос.
Не без труда нашёл егерь место, откуда слышался тревожный призыв. Среди камышей он увидел тройку молодых лебедей-шипунов, окружённых стаей лисиц. Не один день лебедей атаковали хищники. Несколько белоснежных красавцев погибло в борьбе. А эти трое охраняли тела сородичей и энергично отбивались.
Помощь человека пришла в самый критический момент. Отважная тройка уже обессилела. Егерь поймал лебедей и привёз их на базу заповедного хозяйства. Лебеди быстро освоились, стали позволять гладить себя. Но изредка кто-то из них подаёт голос, и все прислушиваются, не откликнутся ли их сородичи. (132 слова)
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.51)
Административная контрольная работа.
Контрольная работа. Изложение «Барсучонок».
Учебник М.М.Разумовская и др. Русский язык . 5 класс. Стр. 136-137.
Контрольная работа. Диктант и задания к нему (с.75)
I вариант
Дружище Тобик.
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2)Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.
(З)Хозяин был молчаливый и очень добрый человек.(4)Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»
(5)Я увидел Тобика после смерти Грина. (6)Он ослеп, как говорили, от старости. (7)Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. (8)Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. (9)Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую пыль.
(10)Давно он ослеп? — спросил я.
Да, после смерти хозяина. (12)Всё тоскует, всё ждёт.
(13)Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, — это собаки. (144 слова)
(По К. Г. Паустовскому)
Задания:
Выделите главные члены в предложении 2.
Составьте схему предложения с прямой речью.
Составьте схему предложения 9, в которой отразите наличие однородных членов.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.75)
II вариант
Погода стала меняться. Из-за горизонта быстро пронеслись низкие облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, сухие листья сбросил в воду и погнал по реке.
«Мальчики, проводите меня домой!» —предложила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель*. Сплошной полосой пошёл проливной дождь. Нина радостно закричала: «Бежим, ребята!»
Задания к диктанту.
1. В последнем предложении первого абзаца выделите основу.
2. Составьте схему предложения, обозначенного звездочкой.
3. Выпишите из выделенных предложений словосочетания:
I вариант — 1-е предложение,
II вариант —2-е предложение.
4. Сделайте морфологический разбор выделенных слов:
I вариант — в голубом просвете,
II вариант — сплошной полосой.
5. Запишите слова и разберите их по составу:
I вариант —налетает,
II вариант — стихает.
Запишите два слова с таким же составом.
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.57-58)
Анализ текста: определение типа речи. Контрольная работа (с.81).
I вариант
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите 1-й вариант — предложение, характеризующееся типом речи описание; 2-й вариант — предложение, характеризующееся типом речи повествование.
С..лдат ..ткрыл дверь. Элли ро..ко в..шла и ..чутилась в удивительном месте. Тро..ый зал Гудвина был круглый, с высоким сводчатым пот..лком, и п. .всюду — на полу, п. .толке, на стенах — бл..стели бесчисленные др..гоце..ые камни.
Элли посм..трела вперё.. . В центр.. комн..ты ст..ял трон из з..лёного мрам..ра, с..яющий изумрудами. И на этом троне л. .жала ..громная Ж..вая Г..лова, одна гол..ва, без тул..вища...
Г..лова имела настолько внушительный вид, что Элли обомлела от страха. Л..цо Гол..вы было гла..кое и л..снящееся, с полными щ..ками, с ..громным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый чер..п св..ркал, как выпуклое зерк..ло. Гол..ва к..залась безжизненной: ни м..рщины на лбу, ни скла..ки у губ, и на всём л..це ж..ли только гл..за. Гл..за с неп..нятным пр..ворством повернулись в орбитах и уставились в п..толок. Когда гл..за вращ..лись, слыш..лся скрип, и это п..разило Элли.
(А Волков «Волшебник изумрудного города»)
Задания:
Выделенные слова разберите по составу.
Предпоследнее предложение разберите по членам.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.81)
II вариант
Спишите текст, укажите тип речи. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
Тексты для анализа.
Пёрышки у свиристелей были коричневато-розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
(По Г. Скребицкому)
Совы — полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
(По С. Огневу)
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны из яблока мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко
бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
(По Г. Скребицкому)
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.59-60)
. Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа. Изложение.
Джек здоровается.
Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз.
- Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовут? – закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке.
Папа сказал, что эта охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек.
Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул ее мягким розовым языком.
-Джек, здравствуй! – сказал папа.
Пес подал ему лапу. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он здоровался раз десять. Мы весело смеялись. (132 слова)
(По Г.Скребицкому)
Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр. 60-61)
Контрольная работа
Контрольная работа
• Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, и выполните задания.
Ранн..м утром мы сп..шим по ул..цам р..дного гор..да. И зн..комые камни м..стовой, и ст..ринные (з/с)дания, и совсем новые ж..лые кв..рталы созд..ют приподн..тое настр..ение. И таким бли..ким, д..рогим кажет(?)ся всё вокруг! Мы впитыва..м в себя
атм..сферу гор..да и чу..ствуем св..ю общ..ю с ним судьбу.
Мой город... Так уж устроен каждый из нас: с инт..ресом ра..ворачива..т утренн..ю г..зету, ревнос..но сл..дит за соревнованием св..его гор..да с с..седн..м, гордит(?)ся успехами св..их з..мляков.
Грус..но бывает пок..дать р..дной гор..д, но зато как радос..но во..вращат(?)ся д..мой!
И очень хор..шо, если это чу..ство любви заст..вляет тебя уча(?)ствовать в б..льшом труде во славу р..дного гор..да.
Задания:
Выпишите из текста глаголы в форме инфинитива. Определите спряжение этих глаголов.
Разберите выделенные глаголы по составу, образуйте от них формы повелительного наклонения и запишите их.
«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5класс» к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС./Е.П.Черногрудова. - Москва: «ЭКЗАМЕН», 2014 г. (стр.104)
Контрольная работа Диктант и задания к нему.
Как заяц спас старику жизнь.
Однажды дедушка Семен пошел поохотиться и забрался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелется дым, а в чаще слышится треск. В лесу начался пожар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. Не выберешься из леса – погибнешь.
Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветки елок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья рушатся. Охотник сбивается с дороги.
Вдруг у самых ног он увидел зайчонка и бросился за ним. Звери легче определяют направление огня и спасаются. Вот они выбираются с места лесного пожара…
Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны. (104 слова)
(по К.Паустовскому)
Задания
1.Выделите в рамочку безударные окончания глаголов 1 спряжения (1 вариант), 2 спряжения (2 вариант).
2.Объясните правописание окончаний одного из глаголов ( укажите признак, который помогает определить принадлежность глагола к 1 или 2 спряжению).
3.Разберите по составу слова: разрастается (1 вариант); выбираются (2 вариант)
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.61-62)
Контрольная работа Сочинение «Знакомьтесь, мой друг ...». (Учебник М.М.Разумовская и др. Русский язык . 5 класс).
Контрольная работа. Изложение «Друг детства».
Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
— Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный — желтый, стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдается...
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
(По В. Драгунскому).
Задания.
1. Напишите изложение от 3-го лица (мальчика зовут Дениской), сохраняя стиль и тип речи.
2. Дополните пересказ собственным рассуждением «Правильно ли поступил Дениска, раздумав тренироваться на мишке?»
(Методическое пособие к учебнику ≪Русский язык. 5 класс≫ / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской. —М. : Дрофа, 2015. стр.64-65)
Промежуточная аттестация (контрольная работа).
Материалы для проведения промежуточной аттестации.
Наконец-то наступили2 летние каникулы4. Скорее в дорогу! Уложи в рюкзак1 только самое-самое необходимое, иди на вокзал, садись в поезд. Потом ты пойдёшь по мягкой просёлочной дороге, а уж с этой дороги позовёт, поманит тебя к лесу или к речке быстрая тропинка.
Тропинки появились раньше всех дорог — ещё в те давние времена, когда люди и ездить не умели, ходили3 пешком. Шагали крепко — тропали, как говорилось в старину на Руси. От этого слова «тропать» и «тропинка» пошла.
И в наши дни геологи тропают по тайге, по горам, а потом за ними строители придут, проложат широкие дороги, построят города.
Всё начинается с тропы. Вот и в космосе первую тропинку проложил наш советский космонавт Юрий Гагарин. Много появится там дорог, но эта никогда не забудется. (122 слова)
(По статье И. Стрелковой)
Грамматические задания:
Выполнить фонетический разбор слова рюкзак1.
Выполнить морфемный разбор слова наступили2.
Выполнить морфологический разбор слова ходили3.
Выполнить синтаксический разбор предложения Наконец-то наступили2 летние каникулы4.