Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Грушевская основная общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Грушевская ООШ
Приказ № _________от ______2017 г.
________________ Н.Е. Гордиенкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучающегося на дому
по русскому языку
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) основное общее 5класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 170часов
Учитель Черскова Татьяна Александровна
(ФИО)
Программа составлена на основе
Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-11 классы / Автор: В. В. Бабайцева, «Дрофа» -2013, и в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования (приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г.), с учетом регионального компонента и возрастных особенностей учащихся при отборе материала, требованиями к уровню подготовки учащихся школы по русскому языку, которая реализуется учебником «Русский язык» 5 класс УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Москва: «Дрофа» 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-11 классы / Автор: В. В. Бабайцева, «Дрофа» -2013, и в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку (приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г),
со статьёй 2п.22, Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
постановлением МО РО №1 от 28.03.2014г. «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»,
постановлением МО РО №5 от 30.07.2015г. «О внесении изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014г. №1, справки ВК №271 от 23.06.2016г.,
индивидуальным учебным планом МБОУ Грушевской ООШ,
Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) - ФГОС, ФКГСОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аксайского района Грушевской основной общеобразовательной школы, с учетом регионального компонента и особенностей класса.
Для реализации содержания рабочей программы по русскому языку используется УМК:
1. №1.2.1.1.2.1 Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. 3. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2014. (на основании приказа Минобразования науки России от 31.03.2014г №253).
2.№1.2.1.1.2.2Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ю.Купалова и др. – М.: Дрофа, 2014.
3. .№1.2.1.1.2.2Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2014.
4. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: Дрофа, 2010.
5. Баранов Т.М. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2009.
6. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 кл. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа,2005.
7. Федосеева Л.Н. Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. ФГОС. – Москва, ВАКО, 2013.
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Программа по русскому языку в 5-м классе рассчитана на 5 часов в неделю. В год 170 часов. Для обязательного изучения – 2 часа в неделю. В год 68 часов.
Для самостоятельного изучения - 3 часа в неделю. В год 102 часа.
В связи с особенностями годового календарного графика и расписанием уроков программа для обязательного изучения в 2017-2018 учебном году будет выполнена за 65 часов; для самостоятельного изучения – за 97 часов.
Планируемые предметные результаты освоения русского языка
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
– умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– владение различными видами монолога и диалога;
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Название тем | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Введение Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества. | 1 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, самостоятельная работа учащегося. Индивидуальная работа учителя с учащимся. | Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, анализ текста. |
ВВОДНЫЙ КУРС Орфография Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. | 4 | Индивидуальная работа учителя с учащимся. Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. | Опознавание орфограммы и применение орфографического правила. Соблюдение орфографических норм в процессе письма. Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, анализ текста. |
Морфология и орфография Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов. Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -тъся. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | 15 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. Индивидуальная работа: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа | Опознавание орфограммы и применение орфографического правила. Соблюдение орфографических норм в процессе письма. Пересказ текста Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, учебные мини проекты. Различные формы работы с текстом: синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы. Анализ текста: комплексная работа с текстом (лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; различные виды изложений, редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; коммуникативные и игровые ситуации.
|
Синтаксис и пунктуация Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме. | 14 | Индивидуальная работа учителя с учащимся. Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа (тест). | Опознавание пунктуационной и орфографической ошибки и применение пунктуационного и орфографического правила. Соблюдение пунктуационных и орфографических норм в процессе письма. Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, учебные мини проекты. Различные формы работы с текстом: синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы. Анализ текста: комплексная работа с текстом (лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; различные виды изложений, редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; коммуникативные и игровые ситуации.
|
ОСНОВНОЙ КУРС Понятие о литературном языке Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.). | 6 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. Индивидуальная работа: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа | Работа со словарями. Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, учебные мини проекты. Различные формы работы с текстом: синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы. Анализ текста: |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. | 8 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. Индивидуальная работа: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа | комплексная работа с текстом (лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; различные виды изложений, редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; коммуникативные и игровые ситуации. Фонетический анализ слов.
|
Морфемика. Словообразование. Орфография Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных и — о. Правописание корней с чередованием гласных г — и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на |(с). Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка. | 3 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. Индивидуальная работа: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа | Пересказ текста, составление плана статьи, параграфа, учебный диалог, сообщение по изученной теме, ролевые и деловые игры, учебные мини проекты. Различные формы работы с текстом: синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы. Анализ текста: комплексная работа с текстом (лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; различные виды изложений, редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; коммуникативные и игровые ситуации. Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова, отличать морфемы от звука (буквы) и слога; находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы |
Лексикология и фразеология (16 ч) Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные | 3 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. Индивидуальная работа: практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа | Работа с толковыми и орфографическими словарями иностранных слов, словарями синонимов и антонимов, устаревших слов и т.д., фразеологическими словарями. Сбор и анализ материалов к изложению, сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. |
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Морфология и орфография. Фонетика. Графика. Словообразование. | 3 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. | Проведение элементарного интонационного анализа предложений, смыслового и грамматико - интонационного анализа, выделение грамматических основ в простом предложении, составление схем предложений. Работа с толковыми и орфографическими словарями. |
Развитие связной речи. Р.р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Что такое диалог и монолог? Как вести беседу? Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему? Выборочное изложение. Изложение, близкое к тексту. Обращение как средство связи предложений в тексте. Для чего нужен план? Способы связи предложений в тексте. Стили речи. Наш помощник – словарь. | 10 | Совместная учебно-познавательная деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельная. | Систематизация материала к изложению, сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. Сбор и анализ материалов к изложению, сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. Работа с толковыми и орфографическими словарями. |
ИТОГО: | 65ч. (для самостоятельного изучения: 97 часов) |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов для обязательного изучения | Количество часов для самостоятельного изучения | Дата проведения |
| |
1. | Введение. Знакомство с УК по русскому языку. | 1ч+1ч 1ч. | 2 | 01.09. |
2. | Р.р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | 1ч. | 2 | 05.09. |
3. | Вводный курс. Орфография. Орфограмма. | 4ч. 1ч. | 1 | 08.09. |
4. | Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках. Правописание гласных И, А, У после шипящих. | 1ч. | 2 | 12.09. |
5. | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 1ч. | 1 | 15.09. |
6. | Диктант с грамматическим заданием. | 1ч. | | 19.09. |
7. | Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 15+2ч 1ч. | 2 | 22.09. |
8. | Имя существительное. Имя прилагательное. | 1ч. | 2 | 26.09. |
9. | Морфологические признаки имени существительного, прилагательного. | 1ч. | 1 | 29.09. |
10. | P.р. Что такое диалог и монолог? | 1ч. | 2 | 03.10. |
11. | Глагол. Неопределённая форма глагола. Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1ч. | 1 | 06.10. |
12. | Правописание гласных в суффиксе глагола прошедшего времени. Изменение глагола о временам. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». | 1ч. | 2 | 10.10. |
13. | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1ч. | 1 | 13.10. |
14. | Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа. | 1ч. | 2 | 17.10. |
15. | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма "–ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах". | 1ч. | 1 | 20.10. |
16. | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография». | 1ч. | | 24.10. |
17. | Анализ контрольного диктанта. | 1ч. | 1 | 27.10. |
18. | P.р. Как вести беседу? | 1ч. | 2 | 31.10. |
19. | Наречие. Различение наречий. Правописание наречий. | 1ч. | 1 | 14.11 |
20. | Местоимение. Разряды местоимений. | 1ч. | 2 | 17.11 |
21. | Орфограмма - дефис в неопределенных местоимениях. | 1ч. | 2 | 21.11 |
22. | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. | 1ч. | 2 | 24.11 |
23. | Итоговый урок по разделу «Морфология и орфография». | 1ч. | 1 | 28.11 |
24. | Вводный курс. Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 14+6ч 1ч. | 2 | 01.12 |
25. | P.р. Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему? | 1ч. | 1 | 05.12 |
26. | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1ч. | 2 | 08.12 |
27. | P.р. Выборочное изложение. | 1ч. | 1 | 12.12 |
28. | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 1ч. | 2 | 15.12 |
29. | Второстепенные члены предложения. | 1ч. | 1 | 19.12 |
30. | Словосочетание. | 1ч. | 2 | 22.12 |
31. | Предложения с однородными членами. | 1ч. | 1 | 26.12 |
32. | P.р. Изложение, близкое к тексту. | 1ч. | 2 | 29.12 |
33. | Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением. | 1ч. | 1 | 16.01 |
34. | Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1ч. | 2 | 19.01 |
35. | Предложения с вводными словами. | 1ч. | 1 | 23.01 |
36. | Сложные предложения. | 1ч. | 2 | 26.01 |
37. | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1ч. | 1 | 30.01 |
38. | P.р. Для чего нужен план? | 1ч. | 2 | 02.02 |
39. | Предложения с прямой речью. | 1ч. | 1 | 06.02 |
40. | Диалог. Оформление диалога на письме. | 1ч. | 2 | 09.02 |
41. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1ч. | 1 | 13.02 |
42. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1ч. | | 16.02 |
43. | Р.р. Способы связи предложений в тексте. | 1ч. | 1 | 20.02 |
44. | Основной курс русского языка. Понятие о литературном языке. Понятие о литературном языке. | 1ч. | 2 | 27.02 |
45. | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. Алфавит. | 6ч. 1ч. | 1 | 02.03 |
46. | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение. | 1ч. | 2 | 06.03 |
47. | Непроизносимые, твёрдые и мягкие согласные звуки. Значения букв Я, Ю, Е, Ё. | 1ч. | 2 | 13.03 |
48. | Орфограммы. Типы орфограмм. | 1ч. | 2 | 16.03 |
49. | Орфограммы. Типы орфограмм. P.р. Текст и фрагменты текста. | 1ч. | 2 | 20.03 |
50. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфография». | 1ч. | | 23.03 |
51. | Морфемика. Словообразование. Орфография. Понятие о морфемике. | 8ч.+1ч 1ч. | 2 | 03.04 |
52. | Основа слова и окончание. Корень слова. | 1ч. | 2 | 06.04 |
53. | Приставки. Суффиксы. Морфемный разбор слова. | 1ч. | 1 | 10.04 |
54. | P.р. Стили речи. | 1ч. | 2 | 13.04 |
55. | Чередование звуков в корне слова, сочетаний | 1ч. | 2 | 17.04 |
56. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1ч. | 2 | 20.04 |
57. | Правописание корней с чередованием гласных. | 1ч. | 2 | 24.04 |
58. | Правописание корней с чередованием гласных. Правописание согласных и гласных в приставках. | 1ч. | 2 | 27.04 |
59. | Контрольное тестирование по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография». | 1ч. | | 04.05 |
60. | Лексикология. Фразеология. Словарное богатство русского языка. Р.р. Наш помощник – толковый словарь. | 3ч 1ч. | 2 | 08.05 |
61. | Лексическое значение слова. Основные способы толкования слова. | 1ч. | 2 | 11.05 |
62. | Фразеология как раздел лексикологии. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | 1ч. | 2 | 15.05 |
63. | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | 3ч 1ч. | 3 | 18.05 |
64.-65 | Морфология и орфография. Фонетика. Графика. Словообразование. | 2ч. | 2 | 22.05 25.05 |
| Итого:162 часа. | 65 час. | 97часов | |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Даты прохождения темы |
по плану | фактически |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1от «29» августа2017г. заместитель директора по УВР Протокол № 1 от 29 августа 2017г.
заседания методического ___________/ Куцарь Н. Л. / заседания методического совета
объединения учителей «_29__» ____08___2017 год МБОУ Грушевской ООШ
гуманитарного цикла Председатель методсовета
МБОУ Грушевской ООШ _________ /Куцарь Н. Л./
Руководитель ШМО
_________/_Коваленко Л. А./
9