СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»

Планируемые результаты обучения


Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск инф-ции, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык худ. лит-ры; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ осн. единиц языка, грам. категорий языка, уместное употр-ние языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и пр-ния, многоаспектного анализа текста с точки зрения его осн. признаков и стр-ры, принадл-сти к опр-ным функц-ным разновидностям языка, особ-тей языкового оформления, исп-ния выраз. средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и исп-ние их в собственной речевой практике;

9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. лит-ры.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевая деятельность

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).

Морфемика (состав слова) и словообразование

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Морфология

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз )

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Синтаксис

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание гласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

-н- и –нн- в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Русский речевой этикет.

Изменяется ли язык с течением времени.



Основные умения и навыки

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.





Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)


урока

Тема урока

Кол-во

часов

дата

Прим.





1


Изменяется ли язык с течением времени.


1

3.09


2

Этимология как раздел о языке

1

4.09



3

Р/Р Что мы знаем о стилях речи

1

5.09


4

Р/Р Что мы знаем о типах речи

1

6.09


5,6

Фонетика и орфоэпия.

2

10.09,11.09


7

Приём звукописи

1

12.09


8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.




1

13.09


9

Словообразовательная цепочка

1

17.09


10


Словообразовательные гнёзда

1

18.09


11

Диагностический диктант

1

19.09


12

Способы словообразования

1

20.09


13

14

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.




2

24.09,25.09


15


Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.


1

26.09


16-17


Способы и средства связи предложений в тексте

2

27.09,1.10


18-19

РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437


2




2.10,3.10


20

Правописание: орфография и пунктуация.

1

4.10


21

. Буквы Ъ и Ь.

1

8.10


22

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

9.10


23-24

Правописание приставок.

2

10.10,11.10


25

Орфограммы в корнях слов

1

15.10


26


Орфограммы в суффиксах слов

1

16.10


27

Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов.

1

17.10


28-29

Орфограммы в окончаниях

2

18.10,22.10


30-31

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.


2

23.10,24.10


32

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.


1

25.10


33

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

1

6.11


34

Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями



1

7.11


35

Словарное богатство русского языка.


1

8.11


36-37

38

Грамматика: морфология и синтаксис.

3

12.11 , 13.11, 14.11


39-40

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

2

15.11, 19.11



41

Какие слова являются наречиями.

1

20.11


42-43

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

2

21.11, 22.11


44-45

Разряды наречий по значению.

2

26.11, 27.11


46

Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

28.11


47-48

Степени сравнения наречий.

2

29.11,

3.12


49

Р/Р Сочинение по картине «Материнство»

1

4.12


50-51-52

Словообразование наречий.

3

5.12, 6.12

10.12


53

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

11.12


54-55

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

12.12, 13.12


56

Не в наречиях на –О, -Е.

1

17.12


57

Буквы Н,НН в наречиях

на -О, -Е.

1

18.12


58-59

РР Рассуждение-размышление.

2

19.12, 20.12


60

Рубежный диктант

1

24.12


61

Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».

1

25.12


62

Буквы –О, -А на конце наречий.

1

26.12


63-64

Дефис в наречиях.

2

27.12, 14.01


65-66

Не и ни в отрицательных наречиях.

2

15.01, 16.01


67

Буква Ь на конце наречий после шипящих

1

17.01


68-69

Употребление наречий в речи

2

21.01, 22.01




70-71

Произношение наречий.

2

23.01, 24.01


72

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

1

28.01


73

РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках».

1

29.01


74

РР Описание состояния человека (№1)

1

30.01


75

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

31.01


76

Предлог как часть речи.


1

4.02


77

РР Описание состояния человека (продолжение, №2)

1

5.02


78

Р/Р Контрольная работа

Сочинение «Как я в первый раз…»

1

6.02


79

Разряды предлогов.


1

7.02


80

Правописание предлогов.

1

11.02


81

Правописание производных предлогов.

1

12.02


82

Произношение предлогов.

1

13.02


83

Употребление предлогов в речи

1

14.02


84-85

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.


2

18.02, 19.02


86-87-88

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

3

20.02, 21.01, 25.02









89 - 90


Союз как часть речи. Разряды союзов.


2

26.02

27.02


91 - 92

Правописание союзов.

2

28.02, 4.03


93 - 94

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

2



5.03



6.03




95-98

Р/Р Описание внешности человека

4

7.03, 11.03, 12.03, 13.03


99

Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека

1

14.03


100

Рубежный диктант

1

18.03




101-102



Частица как часть речи. Разряды частиц.

2


19.03


20.03


103-104-105

Правописание частиц.

3

21.03, 1.04, 2.04




106-107

Употребление частиц в речи.

2

3.04, 4.04


108

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

8.04


109



Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

9.04


110-111

Междометие.

2

10.04, 11.04


112-113

Звукоподражательные слова.

2

15.04, 16.04


114

115

Омонимия разных частей речи.

2

17.04, 18.04


116

РР Характеристика человека

1

22.04



117

РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.


1

23.04


118

РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа

1

24.04


119

Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме.

1

25.04


120

Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1


29.04


121-122

Повторение изученного по фонетике и орфоэпии

2

30.04, 6.05


123 - 124

Повторение. Состав слова и словообразование.

2

7.05, 8.05


125-126

Повторение. Лексика и фразеология.

2

13.05,14.05


127-128

Грамматика, морфология и синтаксис.

2


15.05, 16.05



129

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

1

20.05


130

РР Повторение по разделу «Речь»

1

21.05


131

Орфография. Пунктуация.

1

22.05


132-133

РР Стили и типы речи.

2

23.05, 27.05


134,

135,

136

Повторение и обобщение изученного в 7 классе


28.05, 29.05, 30.05




В связи с перенесением праздничных (выходных) дней (Постановление Правительства РФ ОТ 04.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2019 году»), произошло уплотнение учебного материала. Учебный материал пройден не за 140 ч., а за 136 ч.