Планируемые результаты обучения
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск инф-ции, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык худ. лит-ры; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ осн. единиц языка, грам. категорий языка, уместное употр-ние языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и пр-ния, многоаспектного анализа текста с точки зрения его осн. признаков и стр-ры, принадл-сти к опр-ным функц-ным разновидностям языка, особ-тей языкового оформления, исп-ния выраз. средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и исп-ние их в собственной речевой практике;
9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. лит-ры.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Морфемика (состав слова) и словообразование
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Грамматика
Морфология
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз )
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Синтаксис
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
-н- и –нн- в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
Основные умения и навыки
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | дата | Прим. |
|
1 | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | 3.09 | |
2 | Этимология как раздел о языке | 1 | 4.09 | |
|
3 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи | 1 | 5.09 | |
4 | Р/Р Что мы знаем о типах речи | 1 | 6.09 | |
5,6 | Фонетика и орфоэпия. | 2 | 10.09,11.09 | |
7 | Приём звукописи | 1 | 12.09 | |
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | 13.09 | |
9 | Словообразовательная цепочка | 1 | 17.09 | |
10 | Словообразовательные гнёзда | 1 | 18.09 | |
11 | Диагностический диктант | 1 | 19.09 | |
12 | Способы словообразования | 1 | 20.09 | |
13 14 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 2 | 24.09,25.09 | |
15 | Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. | 1 | 26.09 | |
16-17 | Способы и средства связи предложений в тексте | 2 | 27.09,1.10 | |
18-19 | РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 | 2 | 2.10,3.10 | |
20 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | 4.10 | |
21 | . Буквы Ъ и Ь. | 1 | 8.10 | |
22 | Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | 9.10 | |
23-24 | Правописание приставок. | 2 | 10.10,11.10 | |
25 | Орфограммы в корнях слов | 1 | 15.10 | |
26 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | 16.10 | |
27 | Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. | 1 | 17.10 | |
28-29 | Орфограммы в окончаниях | 2 | 18.10,22.10 | |
30-31 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 2 | 23.10,24.10 | |
32 | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. | 1 | 25.10 | |
33 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | 1 | 6.11 | |
34 | Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями | 1 | 7.11 | |
35 | Словарное богатство русского языка. | 1 | 8.11 | |
36-37 38 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 3 | 12.11 , 13.11, 14.11 | |
39-40 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 2 | 15.11, 19.11 | |
|
41 | Какие слова являются наречиями. | 1 | 20.11 | |
42-43 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 2 | 21.11, 22.11 | |
44-45 | Разряды наречий по значению. | 2 | 26.11, 27.11 | |
46 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | 28.11 | |
47-48 | Степени сравнения наречий. | 2 | 29.11, 3.12 | |
49 | Р/Р Сочинение по картине «Материнство» | 1 | 4.12 | |
50-51-52 | Словообразование наречий. | 3 | 5.12, 6.12 10.12 | |
53 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | 11.12 | |
54-55 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 2 | 12.12, 13.12 | |
56 | Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | 17.12 | |
57 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | 18.12 | |
58-59 | РР Рассуждение-размышление. | 2 | 19.12, 20.12 | |
60 | Рубежный диктант | 1 | 24.12 | |
61 | Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». | 1 | 25.12 | |
62 | Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | 26.12 | |
63-64 | Дефис в наречиях. | 2 | 27.12, 14.01 | |
65-66 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 2 | 15.01, 16.01 | |
67 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | 17.01 | |
68-69 | Употребление наречий в речи | 2 | 21.01, 22.01 | |
70-71 | Произношение наречий. | 2 | 23.01, 24.01 | |
72 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 1 | 28.01 | |
73 | РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». | 1 | 29.01 | |
74 | РР Описание состояния человека (№1) | 1 | 30.01 | |
75 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | 31.01 | |
76 | Предлог как часть речи. | 1 | 4.02 | |
77 | РР Описание состояния человека (продолжение, №2) | 1 | 5.02 | |
78 | Р/Р Контрольная работа Сочинение «Как я в первый раз…» | 1 | 6.02 | |
79 | Разряды предлогов. | 1 | 7.02 | |
80 | Правописание предлогов. | 1 | 11.02 | |
81 | Правописание производных предлогов. | 1 | 12.02 | |
82 | Произношение предлогов. | 1 | 13.02 | |
83 | Употребление предлогов в речи | 1 | 14.02 | |
84-85 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи. | 2 | 18.02, 19.02 | |
86-87-88 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 3 | 20.02, 21.01, 25.02 | |
| | | | |
|
89 - 90 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 2 | 26.02 27.02 | |
91 - 92 | Правописание союзов. | 2 | 28.02, 4.03 | |
93 - 94 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 2 | 5.03 6.03 | |
95-98 | Р/Р Описание внешности человека | 4 | 7.03, 11.03, 12.03, 13.03 | |
99 | Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека | 1 | 14.03 | |
100 | Рубежный диктант | 1 | 18.03 | |
| |
101-102 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 2 | 19.03 20.03 | |
103-104-105 | Правописание частиц. | 3 | 21.03, 1.04, 2.04 | |
106-107 | Употребление частиц в речи. | 2 | 3.04, 4.04 | |
108 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | 8.04 | |
109 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | 9.04 | |
110-111 | Междометие. | 2 | 10.04, 11.04 | |
112-113 | Звукоподражательные слова. | 2 | 15.04, 16.04 | |
114 115 | Омонимия разных частей речи. | 2 | 17.04, 18.04 | |
116 | РР Характеристика человека | 1 | 22.04 | |
117 | РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | 23.04 | |
118 | РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа | 1 | 24.04 | |
119 | Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме. | 1 | 25.04 | |
120 | Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 | 29.04 | |
121-122 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 2 | 30.04, 6.05 | |
123 - 124 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 2 | 7.05, 8.05 | |
125-126 | Повторение. Лексика и фразеология. | 2 | 13.05,14.05 | |
127-128 | Грамматика, морфология и синтаксис. | 2 | 15.05, 16.05 | |
129 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи. | 1 | 20.05 | |
130 | РР Повторение по разделу «Речь» | 1 | 21.05 | |
131 | Орфография. Пунктуация. | 1 | 22.05 | |
132-133 | РР Стили и типы речи. | 2 | 23.05, 27.05 | |
134, 135, 136 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе | | 28.05, 29.05, 30.05 | |
В связи с перенесением праздничных (выходных) дней (Постановление Правительства РФ ОТ 04.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2019 году»), произошло уплотнение учебного материала. Учебный материал пройден не за 140 ч., а за 136 ч.