СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по русскому языку 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: | Утверждено: |
старший методист по учебной работе ___________________ И.М.Зяпаева | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 __________________________Е.А.Голубидо |
от «______» _________________ 2022 г. | Приказ от «______» ____2022 г.№_______ |
|
|
|
|
Рабочая программа
по русскому языку для 7 класса
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Фадеевой Ксении Георгиевны
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений и с учетом авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М: Просвещение, 2018).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися универсальных учебных действий, что соответствует Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (из расчета 4 часа в неделю) согласно учебному плану школы.
Уроки русского языка в 7 классе выстраиваются на основе Технологии развития критического мышления. На уроках преимущественно применяются следующие приёмы:
Инсерт
Кластер
Синквейн
Стратегия «ИДЕАЛ»
Стратегия «ЗХУ»
Перепутанные логические цепочки
«Ромашка Блума»
Бортовой журнал
Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»
Цели программы обучения:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачи программы обучения:
обеспечить формирование пунктуационных навыков;
формировать орфографические навыки, особенно при изучении способов и средств связи между словами;
обогащать словарный запас школьников.
Личностные, метапредметные, предметные результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения предмета:
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Речевая деятельность.
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• передавать содержание аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Обучающийся научится:
• понимать содержание прочитанных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
Обучающийся к получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки, словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Содержание учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1ч.)
Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение изученного в 5-6 классах (9 ч. + 1 ч. р/р)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (27 ч. + 4 ч. р/р)
Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие (9 ч. + 1 ч. р/р)
Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие (26 ч. + 4 ч. р/р)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Описание действий как вид текста.
Категория состояния(3 ч. + 1 ч. р/р)
Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи (1ч.)
Предлог (8 ч. + 1 ч. р/р)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (12 ч. + 2 ч. р/р)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица (15 ч. + 1 ч. р/р)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание. Рассказ по данному сюжету.
Междометие (4ч.)
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (6ч.)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по рабочей программе | Из них | |
Контрольные работы | Уроки развития речи | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
|
|
2 | Повторение изученногов 5-6 классах | 10 | 1 | 1 |
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие | 31 | 2 | 4 |
4 | Деепричастие | 10 | 1 | 1 |
5 | Наречие | 30 | 1 | 4 |
6 | Категория состояния | 4 |
| 1 |
7 | Служебные части речи | 1 |
|
|
8 | Предлог | 9 | 1 | 1 |
9 | Союз | 13 | 1 | 2 |
10 | Частица | 17 |
| 1 |
11 | Междометие | 4 | 1 |
|
12 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 6 |
|
|
Итого | 136 | 8 | 15 |
График проведения контрольных работ
№ п/п
| Контрольная работа
| Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Контрольный диктант: «Повторение изученного в 5-6 классах» | 21.09 |
|
2 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 26.10 |
|
3 | Контрольный диктант: «Правописание причастий» | 18.11 |
|
4 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 07.12 |
|
5 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 06.02 |
|
6 | Контрольная работа по теме «Предлог» | 06.03 |
|
7 | Контрольная работа по теме «Союз» | 05.04 |
|
8 | Промежуточная аттестация | 12.05 |
|
Краткий анализ контрольных работ по русскому языку в 7 классе
№ п/п | Контрольная или практическая работа | Дата | Кол-во в классе | Выполняло | 5 | 4 | 3 | 2 | Примечание |
1 | Контрольный диктант: «Повторение изученного в 5-6 классах» |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Контрольная работа по теме «Причастие» |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Контрольный диктант: «Правописание причастий» |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Контрольная работа по теме «Наречие» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Контрольная работа по теме «Предлог» |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Контрольная работа по теме «Союз» |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля, измерители | ЦОР, дополнительные элементы содержания | Дата проведения | Примечание (домашнее задание) |
|
|
|
|
|
| |
план | факт |
|
|
|
|
|
| |||||||
Русский язык как развивающееся явление (1 ч) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок открытия нового знания | Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки. Содержание и назначение УМК. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. | Текущий: опрос, беседа | Презентация: «Русский язык как развивающееся явление» | 02.09 |
| Упр.3 |
|
|
|
|
|
|
Повторение изученного в 5-6 классах (9 ч. + 1 ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
2 | Синтаксис | Урок обобщения и систематизации | Синтаксис. Синтаксический разбор. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения
| Текущий: письменная работа | Плакат: «Знаки препинания в сложном предложении» | 05.09 |
| Упр. 9 |
|
|
|
|
|
|
3 | Пунктуация
| Урок обобщения и систематизации | Пунктуация. Пунктуационный разбор. Оформление предложений с прямой речью и обращением. Анализ пунктуации | Текущий: письменная работа | Плакат: «Знаки препинания в сложном предложении» | 07.09
|
| Упр. 11 |
|
|
|
|
|
|
4 | Лексика и фразеология | Урок обобщения и систематизации | Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 07.09 |
| Упр.16 |
|
|
|
|
|
|
5 | Фонетика и орфография | Урок обобщения и систематизации | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов. Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия. Рифма. | Текущий: письменная работа | Схема фонетического разбора | 09.09 |
| Упр. 20 |
|
|
|
|
|
|
6 | Словообразование и орфография | Урок обобщения и систематизации | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфема | Тематический: объяснительный диктант | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 12.09 |
| Упр. 27 |
|
|
|
|
|
|
7 | Морфология и орфография | Урок обобщения и систематизации | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слова | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания. | 14.09 |
| Упр. 32 |
|
|
|
|
|
|
8 | Текст | Урок обобщения и систематизации | Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста. Стиль текста. Стили литературного языка. | Текущий: письменная работа | Орфографический словарь | 14.09 |
| Упр.52 |
|
|
|
|
|
|
9 | Диалог | Урок обобщения и систематизации | Определяют понятие диалог. Анализируют тексты, содержащие диалоги. Читают диалоги по ролям. Определяют виды диалогов. Анализируют виды диалогов, выделяют речевые задачи участников. Моделируют диалоги. Виды диалогов | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 16.09 |
| Упр. 60 |
|
|
|
|
|
|
10 | Публицистический стиль | Урок обобщения и систематизации | Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка. Подбирают примеры текстов. Находят признаки публицистического стиля | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания. | 19.09 |
| Упр. 69 |
|
|
|
|
|
|
11 | Контрольный диктант: «Повторение изученного в 5-6 классах» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по разделам: Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Итоговый: контрольная работа | Текст диктанта с грамматическим заданием | 21.09 |
| Задание № 6 (рабочая тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (27 ч. + 4 ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
12 | Причастие | Урок открытия нового знания | Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастия | Текущий: словарная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 21.09 |
| Упр. 73 |
|
|
|
|
|
|
13 | Причастие как часть речи | Урок методологической направленности | Причастие как часть речи. Основные грамматические категории причастия. Особенности нахождения причастия по указанным признакам в предложениях и тексте | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 23.09 |
| Упр. 78 |
|
|
|
|
|
|
14 | Склонение причастий | Урок открытия нового знания | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 26.09 |
| Упр.80 |
|
|
|
|
|
|
15 | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок методологической направленности | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Особенности склонения причастий. Склонение словосочетаний с причастием | Тематический: объяснительный диктант | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания. | 28.09 |
| Упр. 84 |
|
|
|
|
|
|
16 | Причастный оборот | Урок открытия нового знания | Причастный оборот. Одиночное причастие. Выделение причастного оборота запятыми. Обособление причастного оборота | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 28.09 |
| Упр.85 |
|
|
|
|
|
|
17 | Обособление причастного оборота | Урок методологической направленности | Выделение причастного оборота запятыми. Одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Условия обособления причастного оборота. Творческое задание – описание окрестностей с элементами рассуждения. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 30.09 |
| Упр.90 |
|
|
|
|
|
|
18 | Сочинение-описание внешности человека | Урок развития речи | Основные виды описания внешности человека. Работа с текстами. Написание сочинения-описания | Промежуточный: сочинение | Орфографический словарь. Тексты | 03.10 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
19 | Действительные и страдательные причастия | Урок открытия нового знания | Действительные и страдательные причастия. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отработка пунктуации при деепричастном обороте | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 05.10 |
| Упр. 100 |
|
|
|
|
|
|
20 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок открытия нового знания | Краткие и полные страдательные причастия. Синтаксическая роль причастий в тексте | Текущий: опрос, письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 05.10 |
| Упр. 104 |
|
|
|
|
|
|
21 | Действительные причастия настоящего времени | Урок открытия нового знания | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 07.10 |
| Упр.107 |
|
|
|
|
|
|
22 | Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Урок методологической направленности | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Работа с таблицей и текстом. Образование действительных причастий от разных глаголов | Текущий:, словарно-орфографическая работа | Презентация к уроку | 10.10 |
| Упр.109 |
|
|
|
|
|
|
23 | Действительные причастия прошедшего времени | Урок открытия нового знания | Действительные причастия прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. | Текущий: письменная работа
| Карточки с заданиями | 12.10 |
| Упр.114 |
|
|
|
|
|
|
24 | Страдательные причастия настоящего времени | Урок открытия нового знания | Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени | Промежуточный: комплексный анализ текста | Карточки с заданиями | 12.10 |
| Упр.119 |
|
|
|
|
|
|
25 | Суффиксы страдательных причастий настоящего времени. | Урок методологической направленности | Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени | Текущий: самостоятельная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 14.10 |
| Упр. 123 |
|
|
|
|
|
|
26 | Суффиксы страдательных причастий настоящего времени | Урок обобщения и систематизации | Работа с таблицей и материалом. Работа с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы | Текущий: самостоятельная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 17.10 |
| Упр. 121(слов.диктант) |
|
|
|
|
|
|
27 | Сжатое изложение: «Настоящий друг» | Урок развития речи | Принципы сжатия текста. Особенности написания сжатого изложения. Особенности абзацного членения текста | Тематический: изложение | Аудиозапись текста изложения | 19.10 |
| Переписать изложение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
28 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок открытия нового знания | Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 19.10 |
| Упр.124 |
|
|
|
|
|
|
29 | Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Урок открытия нового знания | Особенности обозначения суффиксов страдательных причастий прошедшего времени. Графическое обозначение суффиксов на письме | Текущий: письменная работа | Орфографический словарь | 21.10 |
| Упр.127 |
|
|
|
|
|
|
30 | Гласные перед Н в страдательных причастиях прошедшего времени | Урок открытия нового знания | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. Страдательные причастия полные и краткие. Суффиксы полных и кратких страдательных причастий | Промежуточный: проверочная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 24.10 |
| Упр.130 |
|
|
|
|
|
|
31 | Контрольная работа по теме «Причастие» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по теме «Причастие». Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Итоговый: контрольная работа | Текст контрольной работы | 26.10 |
| Задание № 9 (рабочая тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
32 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы. Исправление и объяснение ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение орфографических и пунктуационных правил русского языка | Текущий: письменная работа | Таблицы для заполнения, орфографический словарь | 26.10 |
| Задание № 11 (рабочая тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
33 | -Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных | Урок открытия нового знания | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 28.10
1 четверть |
| Упр. 134 |
|
|
|
|
|
|
34 | -Н- и –НН- в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Урок обобщения и систематизации | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 07.11 |
| Упр.143 |
|
|
|
|
|
|
35 | Изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения. Особенности написания изложения. Составление плана, абзацное членение текста | Тематический: изложение | Аудиозапись текста изложения | 09.11
|
| Дописать сочинение |
|
|
|
|
|
|
36 | Изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Особенности написания сочинения по тексту изложения. Изложение с открытой концовкой. | Тематический: изложение | Аудиозапись текста изложения | 09.11 |
| Переписать излож. в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
37 | Морфологический разбор причастия | Урок комплексного анализа | Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора. | Текущий: письменная работа | Справочник по орфографии и пунктуации | 11.11 |
| Упр. 148 |
|
|
|
|
|
|
38 | Правописание НЕ с причастиями | Урок открытия нового знания | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 14.11 |
| Упр. 156 |
|
|
|
|
|
|
39 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий | Урок открытия нового знания | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания. | 16.11 |
| Упр. 163 |
|
|
|
|
|
|
40 | Повторение раздела «Причастие» | Урок обобщения и систематизации | Отработка умений и навыков анализа причастий, выделения и обозначения причастного оборота. Основные понятия раздела «Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие» | Тематический: письменная работа | Карточки с заданиями | 16.11 |
| Упр. 172, 177 |
|
|
|
|
|
|
41 | Контрольный диктант: «Правописание причастий» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по теме «Правописание причастий». Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Итоговый: диктант | Текст диктанта с грамматическим заданием | 18.11 |
| Задание № 29 (раб.тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
42 | Анализ диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Грамматические разборы. Исправление и объяснение ошибок, допущенных в диктанте. | Текущий: письменная работа | Таблицы для заполнения, орфографический словарь | 21.11 |
| Задание № 11 (рабочая тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
Деепричастие (9 ч. + 1 ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
43 | Деепричастие как часть речи | Урок открытия нового знания | Деепричастие. Глагол. Наречие. Глагольные и наречные признаки деепричастия. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 23.11 |
| Упр. 183 |
|
|
|
|
|
|
44 | Деепричастный оборот | Урок открытия нового знания | Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Определение и обозначение деепричастного оборота с помощью графических обозначений | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 23.11 |
| Упр.190 |
|
|
|
|
|
|
45 | Запятые при деепричастном обороте | Урок открытия нового знания | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 25.11 |
| Упр. 188 |
|
|
|
|
|
|
46 | Правописание НЕ с деепричастиями | Урок открытия нового знания | Глагол. Деепричастие. Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями. | 28.11 |
| Упр.195 |
|
|
|
|
|
|
47 | Деепричастия несовершенного вида | Урок открытия нового знания | Глагол. Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 30.11 |
| Упр.199 |
|
|
|
|
|
|
48 | Деепричастия совершенного вида | Урок открытия нового знания | Деепричастия совершенного вида. Особенности употребления и обозначения в тексте | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 30.11 |
| Упр.204 |
|
|
|
|
|
|
49 | Суффиксы деепричастий совершенного вида | Урок обобщения и систематизации | Глагол. Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 02.12 |
| Упр. 207 |
|
|
|
|
|
|
50 | Сочинение по картине | Урок развития речи | Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация. Особенности написания картины: передний пан, задний план. Цветовая палитра. Авторская позиция | Тематический: сочинение | Репродукция картины | 05.12 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
51 | Морфологический разбор деепричастия | Урок комплексного анализа | Особенности морфологического разбора деепричастия. Грамматические признаки деепричастия. Деепричастие как член предложения | Текущий: самостоятельная работа | Схема морфологического разбора деепричастия | 07.12 |
| Упр. 217 |
|
|
|
|
|
|
52 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по теме «Деепричастие». Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Итоговый: контрольная работа | Текст диктанта с грамматическим заданием | 07.12 |
| Задание № 21 (рабочая тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
Наречие (26 ч. + 4 ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
53 | Наречие | Урок открытия нового знания | Самостоятельные части речи. Наречие - неизменяемая часть речи. Грамматические признаки наречия | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 09.12 |
| Упр.221 |
|
|
|
|
|
|
54 | Смысловые группы наречий | Урок открытия нового знания | Смысловые группы наречий. Словосочетания с наречиями. Синонимические ряды. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями. | 12.12 |
| Упр.228 |
|
|
|
|
|
|
55 | Степени сравнения наречий | Урок открытия нового знания | Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Сравнительная степень наречий. Простая и составная форма сравни тельной степени. Превосходная степень сравнения наречий. Составная форма превосходной степени наречий | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 14.12 |
| Упр. 234 |
|
|
|
|
|
|
56 | Морфологический разбор наречия | Урок комплексного анализа | Морфологический разбор наречия. Отработка навыков разбора неизменяемой части речи. Морфологические признаки наречия | Тематический: самостоятельная работа | Схема морфологического разбора наречия | 14.12 |
| Упр. 238 |
|
|
|
|
|
|
57
| Правописание НЕ с наречиями | Урок открытия нового знания
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. Синонимы. Противопоставление с союзом а. Словообразование наречий. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 16.12
|
| Упр. 243 |
|
|
|
|
|
|
58 | Правописание НЕ с наречиями | Урок обобщения и систематизации | Правила слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Составление таблицы | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 19.12 |
| Упр.247 |
|
|
|
|
|
|
59 | Правописание НЕ с наречиями | Урок обобщения и систематизации | Написание наречий, определяя выбор орфограммы. Наречия с текстообразующей функцией | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 21.12 |
| Упр. 249 |
|
|
|
|
|
|
60 | Правописание приставок НЕ и НИ в наречиях | Урок открытия нового знания | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Отрицательные наречия. Вопросительные наречия | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 21.12 |
| Упр.253(таблица) |
|
|
|
|
|
|
61 | Правописание приставок НЕ и НИ в наречиях | Урок обобщения и систематизации | Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Отработка изученной орфограммы | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 23.12 |
| Упр.254 |
|
|
|
|
|
|
62 | Правописание приставок НЕ и НИ в наречиях | Урок обобщения и систематизации | Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий
| Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 26.12 |
| Упр. 256 |
|
|
|
|
|
|
63 | Одна и две Н в наречиях на –о и –е | Урок открытия нового знания | Н и НН в наречиях на –О и –Е. Прилагательные. Причастия. Наречие. Словообразование наречий. | Текущий: письменная работа | Тестовые задания | 28.12 |
| Упр. 258 |
|
|
|
|
|
|
64 | Одна и две Н в наречиях на –о и –е | Урок обобщения и систематизации | Отработка изученной орфограммы при выполнении самостоятельной работы. Работа с текстом, содержащим наречия | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 28.12
II четверть |
| Упр.259 |
|
|
|
|
|
|
65 | Правописание Н и НН в разных частях речи | Урок открытия нового знания | Правописание Н и НН в разных частях речи. Особенности графического обозначения орфограммы | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 09.01 |
| Упр. 261 |
|
|
|
|
|
|
66 | Сочинение - описание действий | Урок развития речи | Заголовок текста. Тема текста. Основная мысль. Средства выразительности. Особенности написания сочинения - описания | Тематический: сочинение | Сюжетные картинки | 11.01
|
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
67 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок открытия нового знания | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Правописание наречий, оканчивающихся на шипящую | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 11.01 |
| Упр. 266 |
|
|
|
|
|
|
68 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок обобщения и систематизации | Работа с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 13.01 |
| Упр. 267 |
|
|
|
|
|
|
69 | Буквы О и А на конце наречий | Урок открытия нового знания | Способы образования наречий (суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Однокоренные слова. Антонимы. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 16.01 |
| Упр. 270 |
|
|
|
|
|
|
70 | Буквы О и А на конце наречий | Урок обобщения и систематизации | Особенности выбора написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 18.01 |
| Упр. 272 |
|
|
|
|
|
|
71 | Сочинение по картине Е. Широкова "Друзья" | Урок развития речи | Рассказ от имени героя картины. Каким настроением проникнуты оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен? Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? | Промежуточный: сочинение | Репродукция картины Е. Широкова "Друзья" | 18.01 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
72 | Дефис в наречиях | Урок открытия нового знания | Однокоренные слова. Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 20.01 |
| Упр. 274 |
|
|
|
|
|
|
73 | Дефис в наречиях | Урок обобщения и систематизации | Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 23.01 |
| Упр. 279 |
|
|
|
|
|
|
74 | Правописание приставок в наречиях | Урок открытия нового знания | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 25.01 |
| Упр.283 |
|
|
|
|
|
|
75 | Правописание приставок в наречиях | Урок обобщения и систематизации | Правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 25.01 |
| Упр. 286 |
|
|
|
|
|
|
76 | Правописание приставок в наречиях | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Текущий: самостоятельная работа | Карточки с заданиями, тестовые задания | 27.01 |
| Тест, вариант 1 |
|
|
|
|
|
|
77 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок открытия нового знания | Правописание Ь знака на конце наречий. Особенности определения наречий среди других частей речи | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 30.01 |
| Упр.289 |
|
|
|
|
|
|
78 | Учебно-научная речь | Урок развития речи | Учебно-научная речь. Признаки учебно – научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в интернете. Составляют собственные отзывы | Промежуточный: самостоятельная работа | Тексты для анализа | 01.02 |
| Упр. 303 |
|
|
|
|
|
|
79 | Учебный доклад | Урок развития речи | Учебный доклад Понятие и структура учебного доклада. План текста. Особенности написания учебного доклада | Тематический: учебный доклад | Учебные доклады для анализа | 01.02 |
| Упр. 312 |
|
|
|
|
|
|
80 | Повторение изученного о наречии | Урок обобщения и систематизации | Наречие как часть речи. Способы образования наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. | Тематический: опрос, проверочная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 03.02 |
| Упр.309 |
|
|
|
|
|
|
81 | Контрольная работа по теме «Наречие» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по теме «Наречие». Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Итоговый: тест с заданиями | Текст диктанта с грамматическим заданием | 06.02 |
| Задание № 30 (раб.тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
82 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Исправление и объяснение ошибок, допущенных в диктанте. Повторение орфографических и пунктуационных правил русского языка | Текущий: письменная работа | Таблица для заполнения | 08.02 |
| Задание № 33 (раб.тетрадь) |
|
|
|
|
|
|
Категория состояния (3 ч. + 1 ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
83 | Категория состояния как часть речи | Урок открытия нового знания | Категория состояния. Наречие. Способы выражения сказуемого | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 08.02 |
| Упр.320 |
|
|
|
|
|
|
84 | Морфологический разбор слов категории состояния | Урок комплексного анализа | Особенности морфологического разбора слов категории состояния. Грамматические и морфологические признаки | Текущий: письменная работа | Схема морфологического разбора | 10.02 |
| Упр.321 |
|
|
|
|
|
|
85 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Принципы сжатия текста. Особенности написания сжатого изложения. Абзацное членение | Тематический: изложение | Аудиозапись текста изложения | 13.02 |
| Переписать изложение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
86 | Повторение раздела «Категория состояния» | Урок коррекции знаний | Категория состояния. Наречие. Способы выражения сказуемого. Категория состояния. Наречие. | Тематический: проверочная работа | Карточки с заданиями | 15.02 |
| Упр.323 |
|
|
|
|
|
|
Служебные части речи (1ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
87 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок открытия нового знания | Самостоятельные и служебные части речи. Отличие, грамматические признаки | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 15.02 |
| Упр. 325 |
|
|
|
|
|
|
Предлог (8ч + 1ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
88 | Предлог как часть речи | Урок открытия нового знания | Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Научный стиль | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 17.02 |
| Упр.328 |
|
|
|
|
|
|
89 | Употребление предлогов | Урок открытия нового знания | Однозначные и многозначные предлоги. Падежи при которых употребляются предлоги | Текущий: письменная работа | Презентация к уроку | 20.02 |
| Упр. 335 |
|
|
|
|
|
|
90 | Непроизводные и производные предлоги | Урок открытия нового знания | Непроизводные предлоги. Производные предлоги. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 22.02 |
| Упр. 339 |
|
|
|
|
|
|
91 | Непроизводные и производные предлоги | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка определения производных и непроизводных предлогов. Преобразование предлогов | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 22.02 |
| Упр. 343 |
|
|
|
|
|
|
92 | Простые и составные предлоги | Урок открытия нового знания | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Предложные словосочетания. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 27.02 |
| Упр. 340 |
|
|
|
|
|
|
93 | Изложение «О милосердии» | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Особенности написания подробного изложения | Тематический: изложение | Аудиозапись текста изложения | 01.03 |
| Переписать изложение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
94 | Слитное и раздельное написание предлогов | Урок открытия нового знания | Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Особенности правописания предлогов. Обозначение предлогов на письме. Отличие предлогов от других служебных частей речи | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 01.03 |
| Упр.350 |
|
|
|
|
|
|
95 | Повторение по теме «Предлог» | Урок коррекции знаний | Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 03.03 |
| Упр.353 |
|
|
|
|
|
|
96 | Контрольная работа по теме «Предлог» | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний по теме «Предлог». Тестовые задания | Итоговый: контрольная работа | Тестовые задания | 06.03 |
| Задание № 40 (раб.тетр.) |
|
|
|
|
|
|
Союз (11 ч. + 2ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
97 | Союз как часть речи | Урок открытия нового знания | Союз. Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные. Морфологический разбор союза. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 10.03 |
| Упр.359 |
|
|
|
|
|
|
98 | Сочинительные и подчинительные союзы | Урок открытия нового знания | Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложносочиненные сложноподчиненные предложения. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 13.03 |
| Упр. 363 |
|
|
|
|
|
|
99 | Запятая в союзном сложном предложении | Урок открытия нового знания | Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 15.03 |
| Упр.366 |
|
|
|
|
|
|
100 | Запятая в союзном сложном предложении | Урок обобщения и систематизации | Простые предложения с однородными членами. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 15.03 |
| Упр. 370 |
|
|
|
|
|
|
101 | Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная площадка» | Урок развития речи | Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация. Особенности написания картины: передний пан, задний план. Цветовая палитра. Авторская позиция | Тематический: сочинение | Репродукция картины | 17.03 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
102 | Сочинительные союзы | Урок открытия нового знания | Сочинительные союзы. Соединительные союзы. Противительные союзы. Разделительные союзы. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 20.03 |
| Упр. 713 |
|
|
|
|
|
|
103 | Подчинительные союзы | Урок открытия нового знания | Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 22.03 |
| Упр. 381 |
|
|
|
|
|
|
104 | Морфологический разбор союза | Урок открытия нового знания | Особенности морфологического разбора союза. Грамматические признаки союзов | Текущий: самостоятельная работа | Схема морфологического разбора | 22.03 |
| Упр. 383 |
|
|
|
|
|
|
105 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Урок открытия нового знания | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ). | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 24.03
3 четверть |
| Упр.388 |
|
|
|
|
|
|
106 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка правописания союзов также, тоже, чтобы при выполнении письменных заданий | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 03.04 |
| Упр.391 |
|
|
|
|
|
|
107 | Сочинение по отрывку из романа И. Гончарова «Обломов» | Урок развития речи | Написание сочинения по отрывку романа И. Гончарова «Обломов». Особенности анализа отрывка. Место отрывка в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка | Тематический: сочинение | Роман И. Гончарова «Обломов» | 05.04 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
108 | Контрольная работа по теме «Союз» | Урок развивающего контроля | Систематизация и проверка Выполнение контрольной работы по теме «Союз» | Итоговый: контрольная работа | Тестовые задания | 05.04 |
| Тест, вариант 7 |
|
|
|
|
|
|
109 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы. Исправление и объяснение ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение орфографических и пунктуационных правил русского языка | Текущий: письменная работа | Таблицы для заполнения, орфографический словарь | 07.04 |
| Упр. 392 (устно) |
|
|
|
|
|
|
Частица (16ч. + 1ч. р/р) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
110 | Частица как часть речи | Урок открытия нового знания | Частица как часть речи. Грамматические признаки частиц. Особенности употребления частиц в речи | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 10.04 |
| Упр. 403 |
|
|
|
|
|
|
111 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Урок открытия нового знания | Частица. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Условное и повелительное наклонение глагола. Степени сравнения прилагательных и наречий. | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 12.04 |
| Упр. 404 |
|
|
|
|
|
|
112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок открытия нового знания | Частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 12.04 |
| Упр.408 |
|
|
|
|
|
|
113 | Смысловые частицы | Урок открытия нового знания | Частица. Разряды частиц. Смысловые частицы. Разговорный, публицистический, художественный стили речи | Текущий: письменная работа | Фраза. Русский язык 5 – 9 кл. обучающие задания | 14.04 |
| Упр. 415 |
|
|
|
|
|
|
114 | Смысловые частицы | Урок обобщения и систематизации | Особенности употребления смысловых частиц в устной и письменной речи | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 17.04 |
| Упр. 418 |
|
|
|
|
|
|
115 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок открытия нового знания | Раздельное и дефисное написание частиц. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 19.04 |
| Упр. 422 |
|
|
|
|
|
|
116 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка правописания раздельного и дефисного написания частиц при выполнении упражнений различных уровней сложности | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 19.04 |
| Упр. 425 |
|
|
|
|
|
|
117 | Морфологический разбор частицы | Урок методологической направленности | Морфологический разбор частиц. Отработка навыка морфологического разбора | Текущий: письменная работа | Схема морфологического разбора частицы | 21.04 |
| Упр. 428 |
|
|
|
|
|
|
118 | Отрицательные частицы не и ни | Урок открытия нового знания | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-. | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 24.04 |
| Упр. 431 |
|
|
|
|
|
|
119 | Отрицательные частицы не и ни | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка правописания частиц НЕ и НИ при выполнении упражнений различных уровней сложности | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 26.04 |
| Упр.435 |
|
|
|
|
|
|
120 | Различение частицы не и приставки -не- | Урок открытия нового знания | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-. Особенности различения их на письме | Текущий: письменная работа | Словарный диктант | 26.04 |
| Упр.439 |
|
|
|
|
|
|
121 | Различение частицы не и приставки -не- | Урок обобщения и систематизации | Отработка навыка правописания частиц НЕ и приставки –не- при выполнении упражнений различных уровней сложности | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 28.04 |
| Упр. 443 |
|
|
|
|
|
|
122
| Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы» | Урок развития речи | Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация. Особенности написания картины: передний пан, задний план. Цветовая палитра. Авторская позиция | Тематический: сочинение | Репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | 03.05 |
| Переписать сочинение в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
123 | Частица ни, приставка -ни-, союз ни – ни | Урок открытия нового знания | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 03.05 |
| Упр. 450 |
|
|
|
|
|
|
124 | Повторение по теме «Частица» | Урок обобщения и систематизации | Частицы формообразующие и смысловые. Отрицательные частицы. Морфологический разбор частиц | Промежуточный: письменная работа | Карточки с заданиями | 05.05 |
| Упр. 456 |
|
|
|
|
|
|
125 | Практическая работа «Частица» | Урок развивающего контроля | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Итоговый: самостоятельная работа | Тестовые задания | 10.05 |
| Упр. 458 (устно) |
|
|
|
|
|
|
126 | Анализ практической работы | Урок рефлексии | Работа над ошибками. Систематизация и проверка Выполнение контрольной работы по теме «Частица» | Тематический: самостоятельная работа | Таблица для заполнения, орфографический словарь | 10.05 |
| Тест, вариант № 5 |
|
|
|
|
|
|
Междометие (4 ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
127 | Промежуточная аттестация | Урок развивающего контроля | Проверка и систематизация знаний. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
| Итоговый: тестирование | Тестовые задания | 12.05 |
| Упр. 461 |
|
|
|
|
|
|
128 | Междометие как часть речи | Урок открытия нового знания | Междометие как часть речи. Производные и непроизводные междометия. Особенности употребления междометий в устной и письменной речи | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 15.05 |
| Тест, вариант№2 |
|
|
|
|
|
|
129 | Знаки препинания при междометиях | Урок открытия нового знания | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. Особенности употребления междометий в устной и письменной речи | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 17.05 |
| Упр. 463 |
|
|
|
|
|
|
130 | Знаки препинания при междометиях | Урок открытия нового знания | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. Особенности употребления междометий в устной и письменной речи | Текущий: письменная работа | Карточки с заданиями | 17.05 |
| Упр. 465 |
|
|
|
|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (6ч.) |
|
|
|
|
| 19.05 | ||||||||
131 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | Урок обобщения и систематизации | Разделы науки о языке (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис). Текст. Стили речи. Учебно – научная речь. Разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Заполняют таблицу | Текущий: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 18.05 |
| Упр. 466 469 |
|
|
|
|
|
|
132 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. | Урок обобщения и систематизации | Фонетика. Звуки. Ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Фонетический разбор слов. Лексикология. Фразеология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные и исконно русские слова | Текущий: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 19.05 |
| Упр. 481 Упр. 484 |
|
|
|
|
|
|
133 | Лексика и фразеология. | Урок обобщения и систематизации | Особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов в устной и письменной речи. | Текущий: опрос, письменная работа | Фразеологический словарь | 22.05 |
| Упр. 486 |
|
|
|
|
|
|
134 | Морфемика. Словообразование | Урок обобщения и систематизации | Морфемика. Словообразование. Строение слов. Образование слов. Особенности морфемного и словообразовательного разбора | Текущий: опрос, письменная работа | Орфографический словарь | 24.05 |
| Упр. 489 |
|
|
|
|
|
|
135 | Морфология. Орфография | Урок обобщения и систематизации | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Синтаксическая роль частей речи. Орфография, орфографические правила. Способы применений орфографических правил в письменной речи | Текущий: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 24.05 |
| Упр. 492 503 |
|
|
|
|
|
|
136 | Синтаксис. Пунктуация | Урок обобщения и систематизации | Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение. | Текущий: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 26.05 |
| Упр. 512 |
|
|
|
|
|
|
Литература
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5 класс.// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М., Просвещение, 2015.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение, 2013.
Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2015.
Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.
Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2017.
Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2016.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение, 2013.
Русский язык. Дидактические материалы.7 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2016.
10