СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 7 класс (адаптированная)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по русскому языку по учебнику Разумовской , 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 7 класс (адаптированная)»



Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

(программа адаптирована для инклюзивного класса)


Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.М. Разумовская, П.А.Лекант. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2013.

Особенности адаптированной программы

Программа разработана для инклюзивного класса, в котором обучаются дети, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Заключение содержит следующие выводы и рекомендации: в ходе комплексного обследования в соответствии с уровнем актуального развития и потенциальных возможностей ребенка рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающимся с задержкой психического развития (ЗПР). Задачей педагога является:

  1. Формирование мыслительных умений по потенциальным возможностям;

  2. Развитие словесно-логической формы мышления;

  3. Развитие и коррекция речемыслительной деятельности;

  4. Развитие фонематического восприятия;

  5. Развитие орфографической зоркости;

  6. Восполнение пробелов в знании;

  7. Стимулирование познавательной деятельности;

  8. Оказание дифференцированной помощи.

Следствием решения данных задач в тематическом планировании введен раздел «Адаптация», в котором отражены приемы, направленные на решение задач инклюзивного образования.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану школы для обязательного изучения русского языка на этапе среднего общего образования отводится :

в 7 классах- 136 учебных часа (4 часа в неделю);

Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом возможно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, беседа, практическая работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока-зачета, контрольной работы (диктанта, тестирования), уроков развития речи. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технологии обучения

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Информационно-коммуникационные технологии. Активное использование возможностей Интернета, «Веб-Грамотея», платформы «Учи-pu», «Googl-класс» и других.

Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН.

Технология уровневой дифференциации.

Технология обучения в сотрудничестве.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.


Состав участников образовательного процесса

Особенности 7в класса.

Программа составлена для учащихся 7 класса. Учащихся имеют хорошую мотивацию обучения, хорошие навыки чтения. У большинства хорошо развита память, в основном после прочтения текста могут быстро воспроизвести его содержание. Сформированы навыки самостоятельной работы, учащиеся умеют добывать дополнительную информацию из различных источников. Сформировано умение сравнивать, классифицировать, составлять текст иной структуры. Не вызывают затруднения домашние задания творческого характера. Уровень самоконтроля достаточный. Задания конструктивного типа вызывают затруднения у трети класса. Не сформировано умение выделять главное, делать выводы.

1 человека имеют заключение ПМПК с диагнозом ЗПР. Проблемы этого ученика общие: неразвитые слухоречевая память, логическое мышление, речемыслительная деятельность, орфографическая зоркость, словарный запас, познавательная активность. Особенностями работы с данными учащимися являются следующие: постоянная наглядность в форма схем, рисунков, простейших алгоритмов, дифференцированная помощь, большее время на выполнение задания, индивидуальные ответы, задания по образцу, отсутствие тестов, задания на списывание текстов, письмо по памяти, ситуация успеха на фоне класса и др.


Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности осуществляется через закрепление умений разделять процессы на этапы, выделять причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким критериям.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать собственные оригинальные решения.

Кроме вышеизложенного, предполагается формирование у учащихся умений формулировать проблему и цели своей работы, определять оптимальные способы решения учебных задач, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с поставленными целями, корректировать результаты собственной деятельности.

Реализация календарно-тематического планирования обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план ответа, текста и т.д. Планирование предполагает развитие монологической и диалогической речи учащихся, умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Формирование умений и навыков рефлексивной деятельности осуществляется через развитие умений самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, выбирать пути решения возникающих проблем и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Особенности рабочей программы

Материал из раздела «Речь» в календарно-тематическом планировании рассредоточен в соответствии с логикой подачи учебного материала в учебнике.

В связи с необходимостью выделять два часа на уроки развития речи, предполагающие написание творческих работ продуктивного и репродуктивного характера (сочинения, изложения), возможно проведение спаренных уроков русского языка.

Учитель может вносить необходимые изменения в планирование по ходу образовательного процесса.

В рабочей программе предусмотрены следующие формы контроля:

    • диктант (словарный, объяснительный, предупредительный);

    • составление сложного и простого плана к тексту;

    • сочинение;

    • изложение;

    • составление текста определённого стиля и типа речи;

    • тест

    • контрольное списывание

Программа предполагает проведение в течение года следующих контрольных работ:

  1. Контрольная работа №1. Входной контроль.

  2. Контрольная работа №2. Правописание корней, приставок и суффиксов слов разных частей речи.

  3. Контрольная работа №3. Слитно-дефисно-раздельные написания слов.

  4. Контрольная работа №4. Наречие.

  5. Контрольная работа №5. Предлоги. Союзы.

  6. Контрольная работа №6. Частицы.

  7. Итоговая контрольная работа.

Кроме контрольных работ, предполагается написание 3 изложения и 4 сочинения.

Содержание программы

О языке (2ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

РЕЧЬ (32ч.)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

С т и л и  р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Т и п ы  р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления .

Закрепление и углубление изученного в 6 классе (32 ч.)

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

Наречие (26ч.)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, ннн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.

Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Служебные части речи

Предлог (10ч.)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз (10ч.)

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.

Частица (12ч.)

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова (3ч.)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Трудные случаи разграничения языковых явлений (1ч.)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка; по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Выдающиеся лингвисты: Г.О.Винокур

Основные результаты обучения

Коммуникативные умения

Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

Предметные результаты обучения

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

о р ф о э п и я: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

м о р ф е м и к а  и  с л о в о о б р а з о в а н и е: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

л е к с и к а  и  ф р а з е о л о г и я: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

м о р ф о л о г и я: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

о р ф о г р а ф и я: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

с и н т а к с и с : определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

п у н к т у а ц и я: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная литература

  1. Русский язык. 7 кл.: учебник для ОУ/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013;

  2. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы // Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2010;

  2. Зарубина В.В. Разработка основной образовательной программы основного общего образования: методические рекомендации / В.В.Зарубина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2012

Электронные ресурсы

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 7 кл.: учебник для ОУ/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013»;

  2. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 7 класс. Практикум по русскому языку с электронным приложением / И.В.Агеева, Т.Б.Байдакова и др. – М.: Планета, 2011;

  3. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. – М.: Планета, 2011;

Интернет-ресурсы

  1. rus@1september.ru «Русский язык», приложение к газете «1 сентября»;

  2. http://www.riash.ru Журнал «Русский язык в школе»;

  3. Журнал «Русская словесность» http://www.schoolpress.ru;

  4. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений;

  5. http://www.vestnik.edu.ru/Вестник образования;

  6. http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov Словарь методических терминов;

  7. ege.edu.ru. Материалы по ЕГЭ;

  8. festival@1september.ru. «Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей;

  9. http://www.uroki.net Для учителей русского языка и литературы поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров;

  10. http://www.gmcit.murmansk.ru Информационные технологии на уроке русского языка;

  11. http://language.edu.ru Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала;

  12. http://fcior.edu.ru Федеральный центринформационно-образовательных ресурсов.

Литература для учителя.

Гостева Ю. Н., Львов В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. —- М., 2010.

Гостева Ю. Н., Львов В. В. ЕГЭ. Русский язык. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М.,2010.

Львов В. В. Обучение орфоэпии в 5—9 классах средней школы. — М. , 2011.

Львов В. В., Репина Н. А., Литвинова М. М. Русский язык. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта,— М.,2011.

Львова С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5—9 кл. — М., 2011.

Соколова Г. П., Львов В. В., М. М. Литвинова. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2011.

Для учащихся

Вакурова О. Ф., Львова С. И., Цыбулько И. П. Русский язык. Тематические тестовые задания. (Готовимся к ЕГЭ). — 7-е изд. — М.: Дрофа, 2011.

Гостева Ю. Н. Львов В. В. ЕГЭ 2012. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. — М.: Экзамен, 2012.

Львова С. И. Занимательное словообразование. 8—11 классы. Пособие для учащихся образовательных учреждений. — М., 2010.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет: пособие для учащихся. — 4-е изд., — М.: Дрофа, 2007.

Львова С. И. Практикум по русскому языку: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Лингвистический тренажёр). 5, 6, 7, 8, 9 классы. — М., 2006 — 2010.


































Тема

раздел

Адаптация

Планируемые результаты

Виды деятельности обучающихся

Исследовательская и проектная деятельность

Формы контроля

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Повторение изученного в 5-6 классах (46 ч.)

1

Изменяется ли язык с течением времени

1.Образцы разбора слова по составу.

2. Названия словарей и их предназначение.

3. Толкование слов из ЗСП-1

4. Схема синтаксического разбора предложения

Умение составлять лингвистический рассказ, пользоваться этимологическим словарем. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа

Беседа, чтение и анализ лингвистического текста, пересказ текста, орфографическое списывание, работа с этимологическим словарем

«Этимология слов-исключений из правил русской орфографии».

«Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...»


Синтаксический разбор предложения

ЗСП-1, списать без ошибок, придумать 4 предложения, включив слова из ЗСП в деепричастные и причастные обороты


2

Изменяется ли язык с течением времени

1.Самопроверка слов из ЗСП


Словарный диктант слов ЗСП-1

Устно: упр. письменно упр.14, слова из ЗСП-1

3

Р.р. Что мы знаем о стилях речи

1.Д/з упр.13, дать характеристику тексту по упр.15

Умение определять стилевую принадлежность текста

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

Понимание роли русского языка в развитии интеллектуальных способностей

Работа со схемами, лингвистический рассказ, анализ текстов разных стилей


Составление таблицы

Упр.15

4

Р.р. Что мы знаем о типах речи

1. д/з упр.18

2.Рассказ с опорой на упр.17

Формирование умения читать схемы и строить по ним лингвистический рассказ; умение определять тип и стиль речи

Владение разными видами чтения

Понимание роли русского языка в развитии творческих способностей

лингвистическая разминка, анализ схемы-таблицы, анализ типовых фрагментов

Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.

Составление таблицы

Упр.20

Лингвистический монолог по упр.17

5

Фонетика и орфоэпия (3)

Схема «Звуки речи»

Умение производить фонетический анализ слов, читать фонетическую транскрипцию, работать с орфоэпическим словариком

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности

Фонетическая разминка, чтение схемы, выполнение практических упражнений, фонетический анализ слов

Выступление «Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).»


Упр.30


6

Звукопись

После словарного диктанта перед сдачей работы самопроверка по упр.42


подготовиться к диктанту по словам из ЗСП-1 и упр.42


7

Фонетический и орфоэпический разбор слов

Схема фонетического разбора

Фонетический разбор

упр.41

8

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи (4)

Схема моделей способов словообразования

Умение определять способ словообразования, составлять словообразовательную цепочку

Владение разными видами аудирования

Понимание роли русского языка в процессе получения школьного образования

Исследование языкового материала, беседа, составление словообразовательных цепочек, работа со словообразовательным словариком

Исследовательская работа: «Словообразовательные типы сложных русских фамилий»


упр.54


9

Способы словообразования

д/з упр. 63


упр.64

стр. 30 пересказ

10

Словообразовательные цепочки и гнезда

д/з упр.71

выучить написание слов из ЗСП-2,3


Устное сообщение

упр.70 упр.69, выучить написание слов из ЗСП-2,3


11

Морфемный и словообразовательный разбор

Схемы разборов

Словарный диктант ЗСП-2,3

Упр.73

12

Р.р.Способы и средства связи предложений в тексте

Работа с теорией, подчеркивание главного

Умение определять способы и средства связи предложений в тексте

Способность извлекать информацию из различных источников

Осознание эстетической ценности русского языка

Анализ текста, работа с карточками-подсказками, тренировочные упражнения

«Что такое хорошая речь?»

Составление текста

П.6. Упр.81

13

14

Правописание: орфография и пунктуация

Правила употребления Ь и Ъ

Схема правописания Ъ и Ь

Умение употреблять ь и ъ

Способность пользоваться словарями различных типов

Уважительное отношения к родному языку

Беседа, исследование карточки-подсказки, выборочное списывание, тестовая работа



упр.90 составить словарный диктант по теме «Разделительные Ь и Ъ»

12

Кр№1

Диктант с грамматическим заданием Входной контроль

Контрольное списывание №1

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Контрольная работа с грамматическим заданием

Подготовиться к словарному диктанту по упр.78

13

Работа над ошибками

Помощь консультанта

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками



Подготовиться к словарному диктанту по упр.78

17

Правила употребления букв о-ё после шипящих и ц

Рассказ по схеме стр.43

Д/з упр.99

Умение писать о-ё после шипящих

Овладение приемами отбора и систематизации информации

Воспитание гордости за родной язык

Исследование схемы карточки-подсказки, \

«Беглые гласные»


Словарный диктант по упр.78

Составить словарный диктант (30 слов)

18-19

Правописание приставок

Алгоритм определения гласных и согласных в приставках

Д/з упр.105

Умение писать приставки разных групп

Умение вести самостоятельный поиск информации

Потребность сохранить чистоту русского языка

Лингвистическая разминка, деловая игра «Я учитель»

Составление лингвистической сказки о приставках ПРИ- и ПРЕ-

Образование слов с помощью приставок

Упр.112

упр.105 + составить диктант из словосочетаний, в которых есть слова с орфограммой в приставках на з-с-


20-21

Орфограммы в корне слов

Схема корней с чередованием

Д/З упр.106

Умение определять и писать орфограммы в корне слова

Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Стремление к речевому самосовершенствованию

орфографическая дуэль. Устный тест, выборочный диктант, осложненное списывание, объяснительный самодиктант, работа с деформированным текстом


Схема чередования корней

упр.113 все задания

Словарный диктант по упр.114+слова из д/з

Составить словарный диктант 40 слов, выделить орфограмму, учить упр.114

22

23

24

Правописание суффиксов

Схема «Признаки причастия и прилагательного»

«Суффиксы причастия и прилагательного»

д/з упр.123

д/з упр. 127

Умение определять и писать слова с орфограммами в суффиксах

Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для передачи мыслей и чувств

тренировочные упражнения, проверочный словарный диктант, тестовая работа

Составление кластера: «Интересные способы словообразования»

Словарный диктант с грамматическим заданием

Упр. 126, выучить схему «НН и Н в причастиях и прилагательных»


Упр.118,120


Упр.128

25

Р.р. Изложение.

Отрывок из рассказа Ю.Казакова «Арктур -гончий пес»

Опорные словосочетания

Умение письменно пересказывать текст, сохраняя стилевые особенности

Развитие речевых способностей

Воспитание культуры умственного труда

Беседа, чтение отрывка, обсуждение темы, основной мысли, композиции, работа над черновым и окончательным вариантом изложения




26


Изложение


27

Кр №2

Контрольный словарный диктант Входной контроль

1

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Контрольная работа с грамматическим заданием


28

Работа над ошибками

Консультант

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками



Тестовые задания по правописанию н-нн

29

Правописание окончаний

д/з Упр.132

Умение писать окончания слов разных частей речи

Умение строить учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем

Формирование коммуникативной компетентности

Беседа, выборочное творческое задание

Защита кластера «Интересные способы словообразования»


Упр.134+составить 3 тестовых вопроса по правописанию окончаний

30

Правописание окончаний

Осложненное списывание,

упр.135+упр.131 У

31

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Схема с вопросами к частям речи


Схема правила с примерами

Умение писать не с разными частями речи

умение преобразовывать, сохранять и передавать информацию

Потребность в речевом самосовершенствовании

орфографическая разминка, опрос, тренировочные упражнения



упр.137 У

Составить словарный диктант «НЕ с причастием» (30)

32

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи



упр.144 П упр.143 (У)

33

Не и ни в отрицательных местоимениях

Схема правила с примерами

Умение писать не и ни в отрицательных местоимениях

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

Способность к самооценке

Осложненное списывание, составление алгоритма



Упр.149 П, 147 У


34

Дефисное написание слов

Схема правил








Упр. 153

Умение писать слова слитно и через дефис

Способность определять цели учебной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности

Разминка «Кто быстро и правильно», составление конспекта,


Выборочный диктант

Составить диктант на темы «Слитное и дефисное написание слов разных частей речи»

35

Дефисное написание слов



Подготовить словарный диктант для соседа (15)

36

Словарное богатство русского языка

д/з Упр. 157




д/з упр. 164

Умение использовать в речевой практике слова в переносном значении. Синонимы. Омонимы

Способность определять последовательность действий

Воспитание патриотизма

Беседа, письмо по памяти, чтение и пересказ лингвистического текста, анализ языкового материала, работа со словарями

Исследовательская работа: «Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция»


упр.162 пересказ,


37

Словарное богатство русского языка

Чтение и пересказ лингвистического текста,

упр.156

упр.177 учить

38

Грамматика: морфология и синтаксис

д/з учить таблицу по упр.179




Умение различать части речи и члены предложения

Умение адекватно оценивать достигнутые результаты

Воспитание любви к Отечеству

лингвистическая разминка, анализ схемы и таблицы, рассуждение на лингвистическую тему, тренировочные упражнения

.

Письмо по памяти по упр. 177

упр.183

39

Грамматика: морфология и синтаксис


Упр.190

40

Слитно-дефисно-раздельные написания слов


Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Контрольная работа

Упр.186

41

Р.р. Публицистический стиль речи

Пересказ теории стр.74-75

Умение характеризовать публицистический стиль речи

Способность формулировать достигнутые результаты в устной и письменной форме

Воспитание уважения к Отечеству

Анализ текста, беседа, тестовая работа

Составление кластера: «Языковые особенности рекламных слоганов».


Подобрать из газет, журналов примеры текстов публицистического стиля

42

Р.р. Публицистический стиль речи


упр.199

44

Р.р. Заметка в газету


Умение характеризовать заметку в газету как жанр публицистики

Умение составлять текст

Воспитание чувства гордости за свою Родину

Анализ текста, решение тестовых заданий, устный рассказ


Творческая работа

Упр.202 (определиться с темой сочинения)

45

Р.р. Сочинение в жанре заметки в газету

Письмо по памяти по упр.199

Умение создавать текст публицистического стиля

Развитие речевых способностей

Воспитание экологической культуры

Беседа, сочинение


Творческая работа

Доработать черновой вариант сочинения

46

«Языковые особенности рекламных слоганов».


Творческая работа

Раздел 2. Наречие. Слова категории состояния (36 ч.)

47

Какие слова являются наречиями

Опорные вопросы по теории стр.80

Умение отличать наречия от других частей речи, определять его синтаксическую роль

Умение воспроизводить прочитанный текст

Воспитание гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России

морфологическая разминка, анализ языкового материала, комментированное чтение, работа с раздаточным материалом, тренировочные упражнения

Исследование, составление кластера: «Откуда берутся наречия?»


упр.204

48

Наречие как часть речи


упр.206 пересказ

49

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

Подчеркнуть в тексте стр.83 главное

Умение отличать наречия от омонимичных слов других частей речи

Способность правильно излагать свои мысли

Осознание своей этнической принадлежности

морфологическая разминка, анализ языкового материала, комментированное чтение, , тренировочные упражнения


Работа с раздаточным материалом

Упр.210

50

Разряды наречий по значению. Слова категории состояния

Учить стр.86







Подчеркнуть главное стр.88

Умение определять разряды наречий, отличать их от слов категории состояния

Способность выражать свое отношение к прочитанному, услышанному

Знание языка и культуры своего народа

синтаксическая разминка, анализ языкового материала, творческое задание


Синтаксический разбор

упр.211 определить разряд наречий

51

Разряды наречий по значению. Слова категории состояния


Выборочное списывание,

Упр. 219

52

Степени сравнения наречий

Схема образования степеней сравнения

Умение образовывать степени сравнения наречий

Владение различными видами монолога и диалога

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества

синтаксическая разминка, тренировочные упражнения

Сообщение «Основные грамматические ошибки в употреблении степеней сравнения»

Составление таблицы,

упр.226

53

Степени сравнения наречий


Грамматическое задание по образованию степеней сравнения

упр.232

54

Словообразование наречий

д/з упр. 240

Умение определять способ образования наречий и образовывать наречия

Владение различными видами монолога и диалога

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества

Речевая и поэтическая разминки, определение способа образования наречий, словообразование

Защита кластера: «Откуда берутся наречия?»


упр.235,236

55

Словообразование наречий


Заполнение схемы «Словообразовательная модель слова»

упр.247 (определить способ образования наречий)

56

СР по теме «Наречие: разряды, способы образования»

Приготовить образец, задания по подобию

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

самостоятельная работа


Самостоятельная работа

упр.250, упр.252

57

Правописание наречий, образованных от имен существительных

Словарная карточка с выборкой наречий, наиболее употребляемых в речи. Для заучивания

Умение отличать наречия от омонимичных форм и писать их

Владение различными видами монолога и диалога

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества

Анализ примеров, выборочное чтение, запись под диктовку, конструирование словосочетаний

Работа над проектом «Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова»


упр.255, 257, выучить слова из упр.262

58

Правописание наречий, образованных от имен существительных


Осложненное списывание

упр.260 упр.259

59

Написание не с наречиями

Индивидуальный рассказ по материалу стр.108-109

Умение писать не с наречиями

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

тренировочные упражнения


Словарный диктант,

Упр.267

60

Буквы н, нн в наречиях

Индивидуальный рассказ по материалу стр.110-111

д/з упр.271

Умение писать нн, н в наречиях

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

орфографическая дуэль, групповой турнир, тренировочные упражнения



Упр.272 упр.270

61

Буквы н, нн в наречиях



Исследование теоретического материала, составление таблицы

упр.275

62

Р.р. Изложение публицистического стиля

Перечень опорных словосочетаний

Умение письменно пересказывать текст, сохраняя стилевые особенности

Развитие речи

Воспитание культуры умственного труда

Беседа, чтение отрывка, обсуждение темы, основной мысли, композиции, работа над черновым и окончательным вариантом изложения


Творческая работа

Упр.276

63

64

Буквы о-е на конце наречий после шипящих

Индивидуальный рассказ по упр.277

Умение писать буквы о-е на конце наречий после шипящих

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

орфографическая дуэль, групповой турнир, исследование теоретического материала, тренировочные упражнения


Зрительный диктант

Упр.278

65

Р.р. Рассуждение-размышление


Умение находить в текстах публицистического стиля рассуждение, использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

лингвистическая разминка, тестовое задание, устный лингвистический рассказ


Творческая работа

Упр.284

66

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по упр. 286

Структура сочинения-рассуждения

Умение писать текст-рассуждение публицистического стиля

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации

Воспитание культуры умственного труда

Сочинение


Творческая работа

Упр.283

67

68

Буквы о-а на конце наречий

Карточка с перечнем наречий для заучивания

Умение писать о-а на конце наречий

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Поэтическая разминка, чтение и анализ языкового материала, тренировочные упражнения


Комментированное письмо

Упр.289

69

Дефис в наречиях

Схема правила

Умение писать наречия

Соблюдение основных правил пунктуации и орфографии в процессе письменного общения

Формирование ответственного отношения к учению

Работа с текстом, творческий диктант

Составление синквейна «Дефис в наречиях»

Составление схемы-опоры,

Упр.293

70

Дефис в наречиях

Упр.293

71

Приставки не- и ни- в наречиях

Схема правила

Умение производить орфографический анализ слов

Соблюдение основных правил пунктуации и орфографии в процессе письменного общения

Формирование ответственного отношения к учению

орфографический анализ, анализ языкового материала, орфографическая разминка


Разбор словосочетаний

Упр.302, выучить упр.303

72

Буква Ь на конце наречий после шипящих

Карточка с вопросами по частям речи, схема правила

Умение писать наречия

Способность участвовать в речевом общении

Способность и готовность к саморазвитию и самообразованию

орфографическое чтение, анализ текста, тренировочные упражнения


Словарный диктант

Составить тестовые задания по орфографии наречий

73

Буква Ь на конце наречий после шипящих

упр.304

74

Обобщающий урок по написанию наречий


Умение производить комплексный анализ текста

Способность участвовать в речевом общении

Способность и готовность к саморазвитию и самообразованию

Комплексный анализ текста



Составить словарный диктант из наречий, сложных в написании (30)

75

Употребление наречий в речи.


Умение определять роль наречий в тексте

Способность использовать жесты и мимику в процессе общения

Способность к выбору и построению индивидуальной траектории образования

Лингвистическая разминка, выразительное чтение, тренировочные упражнения, устное описание картины

Защита проекта «Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова»


упр.309

76

Произношение наречий




упр.315

77

КР №4 Наречие

Комплексный анализ текста

Облегченный вариант комплексного анализа текста

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Комплексный анализ текста

Упр.326

78

Работа над ошибками

Консультант

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками



Упр.326

79

Р.р. Описание состояния человека


Умение вставлять фрагменты описания человека в тексты-повествования

Способность использовать жесты и мимику в процессе общения

Способность к выбору и построению индивидуальной траектории образования

тренировочные упражнения, работа с текстом


Творческая работа

упр.332

80

Р.р. Описание состояния человека

упр.338

81

Р.р. Сочинение-описание состояния человека по упр.337

Карточка с опорными вопросами

Умение писать текст-описание состояния человека

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации

Воспитание культуры умственного труда

Сочинение


Творческая работа


82

Раздел 3. Служебные части речи (49 ч.)

83

Предлог как часть речи

д/з пересказ стр.142-143


карточка с вопросами частей речи

Умение находить предлоги в тексте

Осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в практике речевого общения

Формирование целостного мировоззрения

морфологическая разминка, формулировка определения к понятию предлога, анализ предложений

Составление проекта «Предлоги и союзы, будучи служебными словами, имеют не только форму, но и значение»


Упр.340

Выучить слова упр.351

84

Разряды предлогов


Умение различать предлоги по разрядам

Осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в практике речевого общения

Формирование целостного мировоззрения

Работа с текстом, пересказ, определение значения предлогов


Словарный диктант


Составление таблицы

упр.344

упр.349

85

Правописание предлогов

Правило-подсказка в правописании производных предлогов

Умение правильно писать предлоги

Способность оценивать свою речь с т.з содержания, языкового оформления

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Работа с текстом, составление словосочетаний, анализ языкового материала, решение тестовых заданий


Тест

упр.355

86

Правописание предлогов

упр.357

87

Употребление предлогов в речи

Правило-подсказка в правописании производных предлогов

Умение употреблять предлоги в речи

Способность оценивать свою речь с т.з содержания, языкового оформления

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

самостоятельная работа, диктант «Проверяю себя»

Выборочный диктант

Упр.359

88

Употребление предлогов в речи

упр.362

89

Р.р. Порядок слов в спокойной монологической речи

Индивидуальный пересказ теории

Умение строить предложения с прямым порядком слов

Способность оценивать свою речь с т.з содержания, языкового оформления

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Анализ текстов. Тестовые задания, тренировочные упражнения


Тест

упр.373

90

Р.р. Порядок слов в спокойной монологической речи

упр.377

91

Р.р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

Индивидуальный пересказ теории

Умение строить предложения с обратным порядком слов

Умение исправлять грамматические и речевые недочеты, ошибки

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Анализ текстов. Тестовые задания, тренировочные упражнения



упр.384

92

Р.р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

упр.389

93

Союз как часть речи. Разряды союзов

Таблица по определению частей речи






Таблица разрядов союзов

Умение идентифицировать союзы

Умение исправлять грамматические и речевые недочеты, ошибки

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Решение тестовых заданий, творческое задание

Выступления «Союзы древнерусского языка и их синонимы в современном языке»


Упр.393

94

Союз как часть речи. Разряды союзов

упр.398, 396

95

Союз как часть речи. Разряды союзов

упр.402, упр.404

96

Союз как часть речи. Разряды союзов

упр.412

97

Правописание союзов

Карточка-подсказка по отличию союзов и созвучных слов

Умение писать союзы

Умение исправлять грамматические и речевые недочеты, ошибки

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Решение тестовых заданий, беседа,


Конструирование предложений, тест

упр.414

98

Правописание союзов

упр.419


99

Правописание союзов

упр.420

100

Употребление союзов в простых и сложных предложениях


Умение различать ССП и СПП

Умение исправлять грамматические и речевые недочеты, ошибки

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Тестирование, тренировочные упражнения

Защита проекта «Предлоги и союзы, будучи служебными словами, имеют не только форму, но и значение»


упр.425

101

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

упр.433

102

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

упр.434

103

КР №5 Предлоги. Союзы

Контрольный диктант, грамматическое задание

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Диктант


Контрольный диктант, грамматическое задание

Упр.434

104

Работа над ошибками

Консультант

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками



Упр.434

105

Р.р. Описание внешности человека


Умение подбирать признаки для описания внешности человека

Умение исправлять грамматические и речевые недочеты, ошибки

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и мира

Беседа, сопоставление делового и художественного портретов,


Редактирование текста

упр.442

106

Р.р. Описание внешности человека

упр.448, 449

107

Р.р. Сочинение-описание внешности человека по упр.452

Работа с опорой на упр.442

Умение писать текст-описание внешности человека

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации

Воспитание культуры умственного труда

Сочинение


Сочинение

Упр.449

108

109

Частица как часть речи. Разряды частиц

Индивидуальный пересказ стр.191-192

Умение находить частицы в тексте. определять их разряд

Умение совершенствовать и редактировать собственные тексты, высказывания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

морфологическая разминка, тренировочные упражнения, работа со схемой, выборочный диктант

Работа над проектом « У каждой части речи есть свои достоинства»


упр.463

110

Частица как часть речи. Разряды частиц

упр.469

111

Частица как часть речи. Разряды частиц

упр.473

112

Правописание частиц

Перечень наиболее употребляемых частиц для заучивания

Умение слитно-дефисного написания частиц

Умение совершенствовать и редактировать собственные тексты, высказывания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Комплексный анализ текста, тренировочные упражнения. тестирование


Осложнённое списывание

упр.475

113

Правописание частиц

Упр.479

114

Правописание частиц

Упр.482

115

Правописание частиц

Упр.484

116

Правописание частиц

Упр.486

117

Р.р. Сжатое изложение

Опорные слова по абзацам, возможность периодического возвращения к тексту

Умение письменно пересказывать текст, сохраняя стилевые особенности

Умение совершенствовать и редактировать собственные тексты, высказывания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Беседа, чтение отрывка, обсуждение темы, основной мысли, композиции, работа над черновым и окончательным вариантом изложения


Сжатое изложение

Упр.486

118

119

Употребление частиц в речи


Умение употреблять частицы в речи

Умение совершенствовать и редактировать собственные тексты, высказывания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Чтение и анализ фразеологизмов, проверочный диктант, тренировочные упражнения



Упр. 497

120

121

Произношение предлогов, союзов, частиц


Умение употреблять частицы в речи

Умение совершенствовать и редактировать собственные тексты, высказывания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Чтение и анализ фразеологизмов, проверочный диктант, тренировочные упражнения


Конструирование предложений

Упр.503

122

123

Подготовка к контрольной работе

Работа с текстом контрольной работы: выписывание слов, чтение текста

Умение писать частицы

Умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами, рефератами

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

тренировочные упражнения


Словарный диктант, выборочный диктант

Упр.487

124

125

КР №6 Частицы

Контрольное списывание, грамматическое задание

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Контрольный диктант, тест

Упр.434

126

Работа над ошибками

Консультант

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками



Упр.434

127

Междометия и звукоподражательные слова

Индивидуальный пересказ стр.209-210

Умение находить междометия и звукоподражательные слова в тексте

Умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами, рефератами

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

Чтение и пересказ текста, тренировочные упражнения


Синтаксический разбор

упр.507

128

упр.507

129

упр.521

130

Омонимия слов разных частей речи

Таблица с вопросами частей речи

Умение различать омонимичные формы речи и писать их

Умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами, рефератами

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

Анализы языковых единиц


Осложненное списывание

Упр.525,526, 533

131

Р.р.Характеристика человека

Опорные словосочетания

Умение составлять текст-характеристику человека

Умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами, рефератами

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

тренировочные упражнения, работа с текстом


Составление характеристики человека

Упр.544

Раздел 4. Повторение (4 ч.)

132

Комплексное повторение изученного

Работа с текстом контрольной работы

Умение систематизировать лингвистическую информацию

Применение приобретенных знаний, умение и навыков в повседневной жизни

Готовность участвовать в общественной жизни

тренировочные упражнения

Защита проекта « У каждой части речи есть свои достоинства»


Упр.567, 568

133

упр.584



134

Итоговая контрольная работа

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Умение применять теоретические сведения для решения практических задач

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность во времени

Воспитание культуры умственного труда

Тестирование


Контрольный диктант, тест

Не задано

135

Работа над ошибками

Консультант

Умение производить работу над ошибками

Умение исправлять свои ошибки

Формирование потребности в самосовершенствовании

Работа над ошибками

Подведение итогов исследовательской деятельности


Не задано

136