Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол № ______ от _________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ № 135» ________________ Знаемова Е.А. Приказ № ____ от ______2019 г. |
Рабочая программа
Учебного предмета
Русский язык
(базовый уровень изучения предмета)
7 класс
на 2019/2020 учебный год
Составлена:
Кретининой М.В.,
учителем русского языка
и литературы
первой квалификационной
категории
Барнаул, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2012;
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования МАОУ «СОШ № 135»,
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 7 класса составлена на основе основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования МАОУ «СОШ № 135», с учетом утвержденного авторского УМК по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) 7 класс, подготовленного М.М.Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львовым (Рабочие программы. Рабочая программа предусматривает ресурс учебного времени в 7 классе в объеме 140 часов (планирование рассчитано на 4 часа русского языка в неделю).
Цели и задачи рабочей программы
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку, к речевому самосовершенствованию;
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Обоснованность выбора программы
Выбор программы под редакцией М.М. Разумовской мотивирован тем, что в ней в соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план вдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6 - 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным внимание к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела (как и программа):
I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
II) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия. Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического
(научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности уч-ся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В 7 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящён раздел «Повторение изученного в 5-6 классах».
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия его организации.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Метапредметные результаты:
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения. Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического b психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситeация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Ученик 7 класса научится: |
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, свободно пользоваться орфоэпическим словарём; |
По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, свободно пользоваться лексическими словарями разных видов |
По морфемике и словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; |
По морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения; |
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; |
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём; |
По пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах. |
По связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи. |
Речевая деятельность Ученик получит возможность научиться понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. |
Функциональные разновидности языка Ученик получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью. |
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция Выпускник получит возможность научиться: |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:
обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-Контрольное списывание;
Зрительные диктанты
Критерии результатов оценивания освоения данной программы:
В процессе обучения русскому языку оцениваются:
усвоение знаний о языке и речи (определение понятий, правил правописания, отдельных фактов);
владение нормами русского литературного языка;
умение применять изученные орфографические и пунктуационные правила в практике правописания;
владение коммуникативной грамотностью.
Оценка диктантов
Класс | Количество слов в словарном диктанте | Количество слов в связном тексте | Количество орфограмм | Количество во пунктограмм | Количество слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями |
7 класс | 25-30 | 110-120 | 20 | 4-5 | Не более 7 |
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и ипосле приставок;
в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Критерии оценки диктантов
Отметка | Критерий |
5 | нет ошибок или 1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубой пунктуационной ошибки |
4 | 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок или3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные |
3 | 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. или6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки |
2 | 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок |
1 | большое количество ошибок |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивание дополнительных заданий
Отметка | Критерий |
5 | правильно выполнены все задания |
4 | правильно выполнено не менее ¾ задания |
3 | правильно выполнено не менее половины заданий |
2 | не выполнено более половины заданий |
1 | не выполнил не одного задания |
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Критерии оценки словарного диктанта
Отметка | Критерий |
5 | нет ошибок |
4 | допущено 1-2 ошибки |
3 | допущено 3-4 ошибки |
2 | допущено до 7 ошибок |
1 | допущено больше 7 ошибок |
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов
Примерный объем сочинений и изложений
Класс | Примерный объем подробного изложения | Примерный объем сочинения |
7 | 200-250 слов | 1,5-2,0 страницы |
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Содержание учебного предмета
Речь. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, хар-ных для разных типов и стилей речи. Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе. Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
Морфология и синтаксис. С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
Наречие. Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А.Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Предлог. Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз. Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
Частица. Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г.О.Винокур.
Характеристика. Виды характеристик.
Повторение и закрепление изученного в 7-м классе.
№ раздела | Раздел | Общее количество уроков | Контрольные работы | Уроки развития речи | Самостоятельные работы | Словарные диктанты |
| О языке | 1 ч | | | | |
| Повторение изученного материала в 5-6 классах | 14 ч | 2ч | 3ч | 2 | 1 |
| Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) | 21 ч | 1ч | | 4 | 2 |
| Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) | 11 ч | 2ч | 6ч | 1 | 1 |
| Морфология. Правописание. Наречие. | 41 ч | 4ч | 9ч | 4 | 4 |
| Служебные части речи. Предлог. Речь. | 10 ч | 1ч | 5ч | 1 | |
| Служебные части речи. Союз. Речь. | 12 ч | 1ч | 3ч | 1 | 1 |
| Служебные части речи. Частица. | 11 ч | 1ч | | 1 | 1 |
| Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. | 6 ч | | | 1 | 1 |
| Речь. | 6 ч | 2ч | 4ч | | |
| Обобщающее повторение. | 7 ч | 1ч | | | |
| Итого: | 140ч | 15ч | 30ч | 15ч | 11ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Учебная неделя | Раздел | Название урока | К-во часов | Контрольные, самостоятельные, лабораторный, практические работы | Примечание (корректировка тем уроков, количество контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ, методов приемов) |
| 1 неделя | О языке. 1 час | Изменяется ли язык с течением времени? Эволюция языка. Этимология. | 1 | | |
| Повторение изученного материала в 5-6 классах. 14 часов | Р/Р Что мы знаем о стилях речи. | 1 | 1 | |
| Р/Р Что мы знаем о типах речи. | 1 | 1 | |
| Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция и её роль. | 1 | | |
| 2 неделя | Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение. | 1 | | |
| Фонетика и орфоэпия. Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь и его словарная статья. | 1 | | |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. | 1 | | |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова. | 1 | | |
| 3 неделя | Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный словарик учебника и школьный словообразовательный словарь. | 1 | | |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Неморфологические способы образования слов. Этимологический словарик учебника.. | 1 | | |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. | 1 | | |
| Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. | 1 | | |
| 4 неделя | Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии. Тест. | 1 | 1ч | |
| Р/Р Текст. Способы и средства связи предложений. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 2. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс». | 1 | 1ч | |
| Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) 21 час | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация. | 1 | | |
| 5 неделя | Правила употребления некоторых букв. Буквы Ъ и Ь как разделительные. | 1 | | |
| Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова. | 1 | | |
| О – Е (Ё) после шипящих и ц в разных морфемах. | 1 | | |
| Правописание приставок. | 1 | | |
| 6 неделя | Правописание приставок. | 1 | | |
| Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | 1 | | |
| Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | 1 | | |
| Обозначение гласных и согласных в корне слова, согласных звуков в составе морфем. | 1 | | |
| 7 неделя | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Правописание суффиксов. | 1 | | |
| Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | 1 | | |
| Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | 1 | | |
| Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | 1 | 1ч | |
| 8 неделя | Правописание окончаний. | 1 | | |
| Правописание окончаний. | 1 | | |
| Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями. | 1 | | |
| Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ с существительными и прилагательными. | 1 | | |
| 9 неделя | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | 1 | | |
| Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Употребление дефиса. | 1 | | |
| Слитно-дефисно-раздельное написание слов. | 1 | | |
| Слитно-дефисно-раздельное написание слов. | 1 | | |
| 10 неделя | Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) 11 часов | Р/Р Словарное богатство русского языка. Толковые и другие лингвистические словари как выражение словарного богатства русского языка. | 1 | | |
| Р/Р Русские лингвисты: Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов. Выдающиеся лексикографы. | 1 | | |
| Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | | |
| Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | | |
| 11 неделя | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | | |
| Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | 1 | 1ч | |
| Р/Р Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | | |
| Р/Р Публицистический стиль речи. | 1 | | |
| 12 неделя | Р/Р Заметка в газету. | 1 | | |
| Контрольная работа № 5. Заметка в газету. | 1 | 1ч | |
| Р/Р Анализ сочинения. | 1 | | |
| МорфологияПравописание. Наречие. 41 час | Наречие. Наречие как часть речи. | 1 | | |
| 13 неделя | Какие слова являются наречиями. Наречия и созвучные формы других частей речи. | 1 | | |
| Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи. | 1 | | |
| Русский лингвист А.Н. Гвоздев о наречии. | 1 | | |
| Разряды наречий по значению. | 1 | | |
| 14 неделя | Разряды наречий по значению. Значение наречия в предложении и тексте. | 1 | | |
| Слова состояния. | 1 | | |
| Степени сравнения наречий. | 1 | | |
| Степени сравнения наречий. Степени сравнения наречий в сравнении со степенями сравнения имён прилагательных. | 1 | | |
| 15 неделя | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | 1 | | |
| Морфологический разбор наречий. | 1 | | |
| Словообразование наречий. Основные способы образования наречий. | 1 | | |
| Словообразование наречий. Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа. | 1 | | |
| 16 неделя | Словообразование наречий. | 1 | | |
| Словообразование наречий. | 1 | | |
| Контрольная работа № 6 по теме «Наречие» Тест. | 1 | 1ч | |
| Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений. | 1 | | |
| 17 неделя | Правописание наречий. | 1 | | |
| Правописание наречий. Тренировочные упражнения. | 1 | | |
| Правописание наречий. Правописание не с наречиями на -О (-Е). | 1 | | |
| Правописание наречий. Буквы -н и -нн в наречиях на -О (-Е). | 1 | | |
| 18 неделя | Правописание наречий. Буквы -н и -нн в наречиях на -О (-Е). | 1 | | |
| Правописание наречий. | 1 | | |
| Р/Р Рассуждение-размышление. Строение типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). | 1 | 1ч | |
| 19 неделя | Правописание наречий. Буквы -О и -А в конце наречий. | 1 | | |
| Правописание наречий. Дефис в наречиях. | 1 | | |
| Правописание наречий. Тренировочные упражнения. | 1 | | |
| Правописание наречий. НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях. | 1 | | |
| 20 неделя | Правописание наречий. Буква Ь в конце наречий после шипящих. | 1 | | |
| Употребление наречий в речи. Роль наречий в текстах разных стилей. Роль обстоятельственных и определительных наречий в тексте. | 1 | | |
| Употребление наречий в речи. Наречие в лингвистических словарях. | 1 | | |
| Произношение наречий. | 1 | | |
| 21 неделя | Произношение наречий. Ударение в наречиях. | 1 | | |
| Повторение по теме «Наречие». | 1 | | |
| Контрольная работа № 8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | 1 | 1ч | |
| Р/Р Описание состояния человека. | 1 | | |
| 22 неделя | Р/Р Описание состояния человека. Способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека. | 1 | | |
| Р/Р Описание состояния человека. Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описание состояния того или иного героя кино или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 9. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…». | 1 | 1ч | |
| Р/Р Анализ сочинения. | 1 | | |
| 23 неделя | Служебные части речи. Предлог. Речь. 10 часов | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога. | 1 | | |
| Правописание предлогов. | 1 | | |
| Правописание предлогов. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. | 1 | | |
| Употребление предлогов в речи. | 1 | | |
| 24 неделя | Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | | |
| Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения. | 1 | | |
| Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. | 1 | | |
| Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи. | 1 | | |
| 25 неделя | Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Редактирование текстов с изменением порядка слов. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 10. Изложение текста «Поговорим о бабушках». | 1 | 1ч | |
| Служебные части речи. Союз. Речь. 12 часов | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | | |
| Союз как часть речи. Разряды союзов. Морфологический разбор союза. | 1 | | |
| 26 неделя | Правописание союзов. | 1 | | |
| Правописание союзов в сопоставлении с местоимениями с предлогами (зато – за то дерево), частицами или наречиями с частицами (я также пойду – я поступлю так же). | 1 | | |
| Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | | |
| Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Союзные слова и их роль в сложноподчинённом предложении. | 1 | | |
| 27 неделя | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | | |
| Контрольная работа № 11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | 1 | 1ч | |
| Р/Р Текст. Описание внешности человека. Признаки, необходимые для описания внешности человека. | 1 | | |
| Р/Р Текст. Описание внешности человека. Конструкции, характерные для описания предмета. | 1 | | |
| 28 неделя | Р/Р Текст. Описание внешности человека. Тексты со значением описания внешности человека. | 1 | | |
| Р/Р Текст. Описание внешности человека. Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека». | 1 | | |
| Служебные части речи. Частица. 11 часов | Частица как часть речи. Разряды частиц. Интонация в предложениях с частицами. Морфологический анализ частиц. | 1 | | |
| Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи. | 1 | | |
| 29 неделя | Правописание частиц. Правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, ТО, КА. Частицы и приставки НЕ и НИ. | 1 | | |
| Правописание частиц. | 1 | | |
| Контрольная работа № 11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | 1 | 1ч | |
| Анализ диктанта. | 1 | | |
| 30 неделя | Употребление частиц в речи. Смысловая роль частиц. | 1 | | |
| Употребление частиц в речи. Частицы в художественных произведениях. | 1 | | |
| Употребление частиц в речи. | 1 | | |
| Произношение употребительных предлогов, союзов, частиц. | 1 | | |
| 31 неделя | Произношение предлогов, союзов, частиц. Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах. | 1 | | |
| Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. 6 часов | Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий. | 1 | | |
| Междометия. Семантические разряды междометий. | 1 | | |
| Звукоподражательные слова. | 1 | | |
| 32 неделя | Омонимия слов разных частей речи. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные). | 1 | | |
| Омонимия слов разных частей речи. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные). | 1 | | |
| Омонимия слов разных частей речи. | 1 | | |
| Речь. 6 часов | Р/Р Характеристика человека. Виды характеристик. | 1 | | |
| 33 неделя | Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Отбор материала. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове». | 1 | 1ч | |
| Р/Р Анализ изложения. | 1 | | |
| Р/Р Контрольная работа № 14. Сочинение о человеке. «Знакомьтесь-это я». | 1 | 1ч | |
| 34 неделя | Р/Р Анализ сочинения. | 1 | | |
| Обобщающее повторение. 7 часов | Повторение изученного материала. | 1 | | |
| Повторение изученного материала. | 1 | | |
| Контрольная работа №15. ТЕСТ | 1 | 1ч | |
| 35 неделя | Анализ ошибок в итоговой контрольной работе | 1 | | |
| Резервный урок | 1 | | |
| Резервный урок | 1 | | |
| Резервный урок | 1 | | |
Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 286с.
Для учителя:
Русский язык. 7 класс. Методическое пособие Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. - М. : Дрофа, 2015. -158 с.
Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 7 класс. Русский язык. 7 класс. Контрольные работы. Львов В.В. . – М.: Дрофа, 2018. – 126 с.
14