Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов (М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.- М.: Просвещение, 2006.). «Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» Авторская программа и учебник для общеобразовательных школ по русскому языку 9 класс, автор С.Г.Бархударов. - Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008;,).
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучения русского языка в 9 классе отводится 102 часов, 3 часа в неделю.
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему по прочитанному тексту. Этому способствует и данный учебник. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение таких разделов, как
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
«Содержание учебного предмета»
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6ч + 1 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (3ч)
Сложносочиненные предложения (14ч + 3 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (36ч + 8 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 3 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10ч + 4ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (19)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Календарно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Вид контроля | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
| Общие сведения о языке. | | | | | |
1. | Международное значение русского язык. | комбинированный | 1ч. | | | |
| Повторение изученного в V-VIII классах. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
2. | Фонетика. Графика. Орфография. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
3. | Лексика и фразеология. Орфография | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
4. | Морфемика. Словообразование. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
5. | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
6. | Синтаксис словосочетания и простого предложения | | 1ч. | Написание сочинения | | |
7. | РР Текст | комбинированный | 1ч | фронтальный опрос | | |
8. | Водная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | комбинированный | 1ч. | Проверка знаний | | |
9. | Работа над ошибками | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
10 | Знакомство с демоверсией, структурой и содержанием устной части работы. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий | объяснение нового материала | 1ч | Беседа по вопросам | | |
| Сложное предложение. . Сложносочинённое предложение. (7 ч.) | | | | | |
№ | Тема урока | | . | | | |
11- 12 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | комбинированный | 2ч | Беседа по вопросам | | |
13. | Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. | комбинированный | 1ч. | фронтальный опрос | | |
14-15. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Урок развития речи | 2ч. | Работа над сочинением | | |
16 | Чтение небольшого текста вслух. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). | | | | | |
17 | Подготовка к контрольной работе. | комбинированный | 1ч. | Проверка знаний | | |
18. | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». | комбинированный | 1ч | Самостоятельная работа | | |
19 | Работа над ошибками. | комбинированный | 1ч | Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор | | |
| Сложноподчинённые предложения. | | | | | |
20-21 | Строение сложноподчинённого предложения. Средства связи частей СПП. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
22-23 | Указательные слова в сложноподчинённом предложении. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
24 | Место придаточных предложений в СПП. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
25-26 | Основные группы СПП по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос. | | |
27 | РР Изложение (по упр. 126). | Урок развития речи | 1ч. | Работа над изложением | | |
28-29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | комбинированный | 2ч. | Проверка знаний учащихся | | |
30 | Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | комбинированный | 1ч | Проверка знаний учащихся | | |
31 | Спонтанная (неподготовленная) речь. Знакомство с алгоритмом создания монологического высказывания, его композицией. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | комбинированный | 1 | Проверка знаний учащихся | | |
32-33 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
34-35 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
36-37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
38 | РР Сжатое изложение. | Развитие речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
39 | РР Сочинение-рассуждение | Развитие речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
40 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условными | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
41-42 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели. | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
43-44 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Работа над ошибками. | Проверка знаний | 2ч | Самостоятельная работа | | |
45-46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения и уступки | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
47-48 | РР Изложение. «Почему необходимо много и внимательно читать?» | Развития речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
49 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
50-51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
52 | Повторение по теме «СПП с придаточными обстоятельственными» | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
53 | Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ) | Развития речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
54 | Устное описание картины или фотографии. | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
55-56 | Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
57-58 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
59 | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи | Развития речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
60 | Р/р. Деловые бумаги. | Развития речи | 1ч | Самостоятельная работа | | |
61 | Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
62 | Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение» | Проверка знаний | 1ч | Самостоятельная работа | | |
| Бессоюзные сложные предложения. | | . | | | |
63 | Бессоюзные сложные предложения. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
64 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
65-66 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | комбинированный | 2ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
67-68 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
69 | РР Проект «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений». | Урок развития речи | 1ч. | Работа над пректом | | |
70 | Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении и пунктуации в них. | комбинированный | 1ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
71 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Проверка знаний | 1ч | Самостоятельная работа | | |
72 | Работа над ошибками | комбинированный | 1ч | Самостоятельная работа | | |
| Сложные предложения с различными видами связи. | | | | | |
73-74-75-76 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | комбинированный | 4ч. | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
77-78 | Р/р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?» | Урок развития речи | 2ч | Работа над сочинением | | |
79-80 | РР Сжатое изложение | Урок развития речи | 2ч. | Работа над изложением | | |
81 | Авторские знаки препинания. | комбинированный | 1ч. | Словарный диктант | | |
82 | Рр Сжатое изложение | Урок развития речи | 1ч. | Работа над изложением | | |
83. | Публичная речь. Рр Сочинение. Подготовка к сочинению. | Урок развития речи | 1ч. | Работа над сочинением | | |
84 | Обобщение по разделу | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
85. | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | комбинированный | 1ч. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | |
86. | Работа над ошибками. | комбинированный | 1ч. | Работа над ошибками | | |
| Повторение и систематизация изученного в Y-IX классах. | | | | | |
87. | Разделы науки о языке. Фонетика и графика. Лексикология и фразеология | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
88-89 | Морфемика. Словообразование. | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
90-91. | Морфология. | комбинированный | 1ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
92 | Тестирование в формате ОГЭ. | комбинированный | 1ч | | | |
93 | Практическое занятие: русский литературный язык и его стили. | Комбинированный | 1ч | Знать: иметь понятие о стилях языка, сферах их применения Уметь: определять стиль текста, анализировать текст | | |
94-95 | Фонетика. Графика. Орфография. | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
96-97 | Состав слова и словообразование. Орфография. | комбинированный | 2ч | Проверка д.з., фронтальный опрос | | |
98-99 | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация. | комбинированный | 2ч | | | |
100-101 | Диагностическая работа в формате огэ | тестирование | 2ч | Проверка знаний | | |
102 | Итоговый урок | комбинированный | 1ч | | | |