СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

бочая программа по русскому языку 1 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по письму составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.

Целью данной программы является:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;

- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития;

- формировать нравственные качества.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.




Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.

Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.


Букварный период.

Задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез;

  • заложить основы овладения письмом.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.


СОДЕРЖАНИЕ

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД


1. Знакомство с режимом дня. Беседы о том, что находится в комнате, «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.

6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.




БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД


Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.



ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

писать строчные и прописные буква;

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.




Календарно –тематическое планирование по письму

п/п

Наименование разделов и тем по чтению.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Добукварный период. Выявление знаний и умений учащихся.


5.09


Закрепление наиболее распространенных цветов(черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый)


8.09


Геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, круг).Штриховка.

12.09


Письмо прямых с закруглением внизу влево.

14.09


Письмо прямых с закруглением вверху.

19.09


Письмо прямых с петлями.

21.09


Букварный период. Письмо прописной буквы «А».Письмо строчной буквы «а».

26.09


Письмо строчной и прописной буквы «Уу».

28.09


Письмо строчной и прописной буквы «Мм».

3.10


Письмо слогов с изученными буквами.

5.10


Письмо строчной и прописной буквы «Оо».

10.10


Письмо строчной и прописной буквы «Сс».

12.10


Письмо строчной и прописной буквы «Хх».

17.10


Письмо строчной и прописной буквы «Шш».

19.10


Письмо обратных и прямых слогов. Написание слов с буквами С-Ш.

24.10


Письмо строчной и прописной буквы «Лл».

26.10


Письмобуквы «ы».

7.11


Письмо слогов и слов с буквой «ы».

9.11


Письмо строчной и прописной буквы «Нн».

14.11


Письмо строчной и прописной буквы «Рр».

16.11


Звуко-буквенный анализ слов с буквами Р-Л. Упражнения в написании этих слов.

21.11


Письмострочныхпройденныхбукв.

23.11


Письмо строчной и прописной буквы «Кк».

28.11


Письмо строчной и прописной буквы «Пп».

30.11


Письмо строчной и прописной буквы «Тт».

5.12


Слоги и слова с буквой «Тт».

7.12


Письмо строчной и прописной буквы «Ии».

12.12


Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений.

14.12


Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

19.12


Письмо слов с буквами З-С.

21.12


Письмо строчной и прописной буквы «Вв».

11.01


Письмо слогов, слов и предложений.

16.01


Письмо строчной и прописной буквы «Бб».

18.01


Написание слогов, слов с буквой «Бб». Различие слогов и слов с буквами Б-П.

23.01


Письмо строчной и прописной буквы «Гг».

25.01


Слоги и слова. Различие «Г-К».

30.01


Письмо строчной и прописной буквы «Дд».

1.02


Слоги и слова. Различие «Д-Т».

6.02


Письмо буквы «й».

8.02


Письмо буквы- Ь». Письмо слов с Ь на конце и середине слова.

13.02


Письмо строчной и прописной буквы «Ее».

15.02


Написание слогов с буквой «Ее»-показатель мягкости согласной.

27.02


Письмо строчной и прописной буквы «Ёё».

1.03


Написание слогов с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной.

6.03


Письмо строчной и прописной буквы «Яя».

13.03


Письмо строчной и прописной буквы «Юю».

15.03


Письмо слогов, слов и предложений.

20.03


Письмо строчной и прописной буквы «Цц».

22.03


Письмо слогов, слов и предложений.

3.04


Письмо строчной и прописной буквы «Чч».

5.04


Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА-ЧУ.

10.04


Письмо строчной и прописной буквы «Щщ»..

12.04


Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА

17.04


Письмо строчной и прописной буквы «Фф».

20.04


Письмо строчной и прописной буквы «Ээ».

24.04


Слоги, слова и предложения.

26.04


Слоги, слова и предложения.

3.05


Письмобуквы Ъ.

8.05


Проверочнаяработа №1.

10.05


Письмо слов с Ь и Ъ.

15.05


Письмо слов с Ь и Ъ.

17.05


Письмо собственных имен.

22.05


Письмо собственных имен.

24.05


Обобщение по теме: «Письмо изученных букв».

29.05


Обобщение по теме: «Письмо изученных букв».



Обобщение по теме: «Письмо изученных букв».