
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;
- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;
- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Знакомство с режимом дня. Беседы о том, что находится в комнате, «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буква;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Календарно –тематическое планирование по письму
№п/п | Наименование разделов и тем по чтению. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
-
| Добукварный период. Выявление знаний и умений учащихся. | 5.09 | |
-
| Закрепление наиболее распространенных цветов(черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый) | 8.09 | |
-
| Геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, круг).Штриховка. | 12.09 | |
-
| Письмо прямых с закруглением внизу влево. | 14.09 | |
-
| Письмо прямых с закруглением вверху. | 19.09 | |
-
| Письмо прямых с петлями. | 21.09 | |
-
| Букварный период. Письмо прописной буквы «А».Письмо строчной буквы «а». | 26.09 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Уу». | 28.09 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Мм». | 3.10 | |
-
| Письмо слогов с изученными буквами. | 5.10 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Оо». | 10.10 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Сс». | 12.10 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Хх». | 17.10 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Шш». | 19.10 | |
-
| Письмо обратных и прямых слогов. Написание слов с буквами С-Ш. | 24.10 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Лл». | 26.10 | |
-
| Письмобуквы «ы». | 7.11 | |
-
| Письмо слогов и слов с буквой «ы». | 9.11 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Нн». | 14.11 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Рр». | 16.11 | |
-
| Звуко-буквенный анализ слов с буквами Р-Л. Упражнения в написании этих слов. | 21.11 | |
-
| Письмострочныхпройденныхбукв. | 23.11 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Кк». | 28.11 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Пп». | 30.11 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Тт». | 5.12 | |
-
| Слоги и слова с буквой «Тт». | 7.12 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Ии». | 12.12 | |
-
| Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений. | 14.12 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Зз». | 19.12 | |
-
| Письмо слов с буквами З-С. | 21.12 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Вв». | 11.01 | |
-
| Письмо слогов, слов и предложений. | 16.01 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Бб». | 18.01 | |
-
| Написание слогов, слов с буквой «Бб». Различие слогов и слов с буквами Б-П. | 23.01 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Гг». | 25.01 | |
-
| Слоги и слова. Различие «Г-К». | 30.01 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Дд». | 1.02 | |
-
| Слоги и слова. Различие «Д-Т». | 6.02 | |
-
| Письмо буквы «й». | 8.02 | |
-
| Письмо буквы- Ь». Письмо слов с Ь на конце и середине слова. | 13.02 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Ее». | 15.02 | |
-
| Написание слогов с буквой «Ее»-показатель мягкости согласной. | 27.02 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Ёё». | 1.03 | |
-
| Написание слогов с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной. | 6.03 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Яя». | 13.03 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Юю». | 15.03 | |
-
| Письмо слогов, слов и предложений. | 20.03 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Цц». | 22.03 | |
-
| Письмо слогов, слов и предложений. | 3.04 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Чч». | 5.04 | |
-
| Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА-ЧУ. | 10.04 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Щщ».. | 12.04 | |
-
| Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА | 17.04 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Фф». | 20.04 | |
-
| Письмо строчной и прописной буквы «Ээ». | 24.04 | |
-
| Слоги, слова и предложения. | 26.04 | |
-
| Слоги, слова и предложения. | 3.05 | |
-
| Письмобуквы Ъ. | 8.05 | |
-
| Проверочнаяработа №1. | 10.05 | |
-
| Письмо слов с Ь и Ъ. | 15.05 | |
-
| Письмо слов с Ь и Ъ. | 17.05 | |
-
| Письмо собственных имен. | 22.05 | |
-
| Письмо собственных имен. | 24.05 | |
-
| Обобщение по теме: «Письмо изученных букв». | 29.05 | |
-
| Обобщение по теме: «Письмо изученных букв». | | |
-
| Обобщение по теме: «Письмо изученных букв». | | |