Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красногорская средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании педсовета зам.дир по УВР директор школы
протокол №_____ протокол №______ ______________ _______Т.П.Горло «____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______
«____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 8 класса
п.г.т. Красная Гора – 2018г.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- образовательной программой основного общего образования на основе Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.- М.: Просвещение, 2011г
Целями изучения русского языка в 8 классе являются:
Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности языка;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основными задачами предмета «Русский язык» в современной школе являются:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Место и роль учебного курса, предмета – Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 8 классе. В соответствии с учебным планом МБОУ Красногорская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год программа рассчитана для обучающихся 8 класса с общим количеством часов в год -102 (30часа в неделю). Распределение по темам произведено с учетом сложности и насыщенности учебного материала, увеличено количество часов развития речи с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Для реализации программы используется :
учебник «Русский язык.8 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой и др., М, «Просвещение», 2018,
рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях (авторы Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик), которая является составной частью данного учебника. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в зависимости от разделов и параграфа и служат продолжением материала учебника.
Тематическое планирование по курсу русский язык 8 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 11 |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 83 |
3 | Словосочетание | 7 |
4 | Двусоставные предложения | 20 |
5 | Односоставные предложения | 13 |
6 | Простое осложненное предложение | 13 |
7 | Предложения с обособленными членами | 14 |
8 | Предложение с обращениями, вводными и вставными конструкциями | 9 |
9 | Способы передачи чужой речи | 7 |
10 | Повторение | 7 |
11 | Резерв | 1 |
12 | Итого | 102 |
Предложения с обособленными членами 14ч
Содержание изучаемого курса.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения курса Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» учащиеся достигают следующих образовательных результатов:
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ» : основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ» : приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию , использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно – методическое обеспечение программы.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.
3. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.
6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard
8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
Литература.
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
| Введение. Язык. Речь. (9 часов, из них 4 – р. р.) |
1 | | Что такое культура речи. | 1 | |
2 | | Р. р. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Культура речи наших современников». | 1 | |
3 | | Р. р. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Культура речи наших современников». | 1 | |
4 | | Анализ сочинения. Повторение изученного в 5-7 классах. | 1 | |
5 | | Языковая норма и её основные особенности. | 1 | |
6 | | Основные нормы русского литературного языка. | 1 | |
7 | | Р. р. Подготовка к сжатому изложению по тексту С. Транковского. | 1 | |
8 | | Р. р. Написание сжатого изложения по тексту С. Транковского. | 1 | |
9 | | Вводный диктант. | 1 | |
Функциональные разновидности современного русского языка (8 часов, из них 2 – р. р.) |
10 | | Текст как речевое произведение. Средства и способы связи предложений в тексте. | 1 | |
11 | | Основные жанры публицистического стиля речи. | 1 | |
12 | | Очерки, интервью как жанры публицистического стиля. | 1 | |
13 | | Р. р. Подготовка к сочинению на публицистическую тему. | 1 | |
14 | | Р. р. Написание сочинения на публицистическую тему. | 1 | |
15 | | Научный стиль. Основные жанры научного стиля. | 1 | |
16 | | Культура публичной речи. | 1 | |
17 | | Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка». | 1 | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (2 часа) |
18 | | Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. | 1 | |
19 | | Пунктуация. Функция знаков препинания. | 1 | |
Словосочетание. (6 часов, из них 2 – р. р.) |
20 | | Словосочетание, его структура и виды. | 1 | |
21 | | Р. р. Подготовка к написанию подробного изложения по тексту К. Чуковского. | 1 | |
22 | | Р. р. Написание подробного изложения по тексту К. Чуковского. | 1 | |
23 | | Анализ изложения. Типы связи слов в словосочетании. | 1 | |
24 | | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | |
25 | | Контрольный диктант по теме «Словосочетание». | 1 | |
| Предложение |
26 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Словосочетание». Понятие о предложении. | 1 | |
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения (9 часов, из них 4- р. р.) |
27 | | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 1 | |
28 | | Р. р. Подготовка к контрольному изложению по тексту Ф. Искандера. | 1 | |
29 | | Р. р. Написание контрольного изложения по тексту Ф. Искандера. | 1 | |
30 | | Анализ контрольного изложения. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. | 1 | |
31 | | Составное глагольное сказуемое. | 1 | |
32 | | Составное именное сказуемое. | 1 | |
33 | | Р. р. Подготовка к сочинению по картине В. Поленова «Бабушкин сад» | 1 | |
34 | | Р. р. Написание сочинения по картине В. Поленова «Бабушкин сад» | 1 | |
35 | | Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | 1 | |
Второстепенные члены предложения.(9 часов, из них 2 - р. р.) |
36 | | Второстепенные члены и их роль в предложении. | 1 | |
37 | | Определение и его виды. | 1 | |
38 | | Дополнение и его виды. | 1 | |
39 | | Обстоятельство и его виды. | 1 | |
40 | | Р. р. Подготовка к сочинению – описанию картины С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли». | 1 | |
41 | | Р. р. Написание сочинения – описания картины С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли». | 1 | |
42 | | Повторение темы «Двусоставные предложения». Тест. | 1 | |
43 | | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения». | 1 | |
44 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Двусоставные предложения». | 1 | |
| Односоставные предложения (12 часов, из них 2 - р. р.) |
45 | | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | 1 | |
46 | | Основные группы односоставных предложений и их особенности. | 1 | |
47 | | Р. р. Подготовка к изложению по тексту С. Алексеева. | 1 | |
48 | | Р. р. Написание изложения по тексту С. Алексеева. | 1 | |
49 | | Анализ изложения. Определенно-личные предложения. | 1 | |
50 | | Неопределенно-личные предложения. | 1 | |
51 | | Обобщенно-личные предложения. | 1 | |
52 | | Безличные предложения. | 1 | |
53 | | Назывные предложения. | 1 | |
54 | | Повторение темы «Односоставные предложения». Тест. | 1 | |
55 | | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 | |
56 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Односоставные предложения» | 1 | |
| Простое осложненное предложение 13ч |
57 | | Понятие о простом осложненном предложении. | 1 | |
Предложения с однородными членами (10 часов, из низ 2 –р. р.) |
58 | | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | |
59 | | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. | 1 | |
60 | | Р. р. Подготовка к контрольному изложению. | 1 | |
61 | | Р. р. Написание контрольного изложения. | 1 | |
62 | | Анализ контрольного изложения. Однородные и неоднородные определения. | 1 | |
63 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | |
64 | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 1 | |
65 | | Повторение темы «Предложения с однородными членами». Тест. | 1 | |
66 | | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | |
67 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | |
Предложения с обособленными членами (12 часов, из них 4 – р. р.) |
68 | | Обособление определений. | 1 | |
69 | | Обособление приложений. | 1 | |
70 | | Обособление обстоятельств. | 1 | |
71 | | Обособление дополнений. | 1 | |
72 | | Р. р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Берегите природные ресурсы». | 1 | |
73 | | Р. р. Написание сочинения-рассуждения на тему «Берегите природные ресурсы». | 1 | |
74 | | Анализ сочинения. Обособление уточняющих членов предложения. | 1 | |
75 | | Повторение темы «Предложения с обособленными членами». Тест. | 1 | |
76 | | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами». | 1 | |
77 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Предложения с обособленными членами». | 1 | |
78 | | Р. р. Подготовка к изложению. | 1 | |
79 | | Р. р. Написание изложения. | 1 | |
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9 часов, из них 4 – р. р.) |
80 | | Анализ изложения. Предложения с обращениями. | 1 | |
81 | | Р. р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на тему «Какую роль играет книга в жизни современного человека» | 1 | |
82 | | Р. р. Написание контрольного сочинения-рассуждения на тему «Какую роль играет книга в жизни современного человека» | 1 | |
83 | | Анализ контрольного сочинения. Предложения с вводными конструкциями. | 1 | |
84 | | Предложения со вставными конструкциями. | 1 | |
85 | | Р. р. Подготовка к сочинению – описанию картины А. П. Горского «Без вести пропавший». | 1 | |
86 | | Р. р. Написание сочинения – описания картины А. П. Горского «Без вести пропавший». | 1 | |
87 | | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». Тест. | 1 | |
88 | | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | |
Способы передачи чужой речи 9 часов, из них 2 – р. р.) |
89 | | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | |
90 | | Диалог. | 1 | |
91 | | Р. р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на тему «Что такое счастье?» | 1 | |
92 | | Р. р. Написание контрольного сочинения-рассуждения на тему «Что такое счастье?» | 1 | |
93 | | Анализ контрольного сочинения. Косвенная речь. | 1 | |
94 | | Цитаты. Знаки препинания при цитировании. | 1 | |
95 | | Повторение темы «Способы передачи чужой речи». Тест. | 1 | |
96 | | Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи». | 1 | |
97 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Способы передачи чужой речи». | 1 | |
| Повторение (5 часов) |
98 | | Двусоставные предложения. | 1 | |
99 | | Односоставные предложения. | 1 | |
100 | | Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. | 1 | |
101 | | Итоговое тестирование по пройденному материалу. | 1 | |
102 | | Анализ итогового тестирования. Заключительный урок. | 1 | |