СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку в 10 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку в 10 классе на 2019-2020 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку в 10 классе.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Сибирский»



Рассмотрено на МО

учителей филологии

протокол от 30.05.19 г.



Приложение 1 к ООП СОО

МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


ДЛЯ 10 КЛАССА


УЧИТЕЛЯ

Стенниковой Юлии Владимировны

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 70, В НЕДЕЛЮ 2


2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД











п. Сибирский

2019 г.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта для базового уровня среднего (полного) общего образования, примерной программы по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской федерации и авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» А. И. Власенкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2012 г.

Цели обучения русскому языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевой поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Основные задачи курса русского языка в старших классах:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке;

обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

 способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно – выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Программа курса «Русский язык» в 10 классе рассчитана на 70 часов .

Для реализации данной программы используется: учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2014 г.


  1. Содержание программы

Русский зык как общественное явление. Язык как особая система знаков. Русский язык- один из индоевропейских языков.

Фонетические процессы в древнерусском языке. Современная система гласных и согласных. Понятие о звуке речи и фонеме. Ударение в русском языке. Трудные случаи орфоэпической нормы. Многозначность, омонимия. Синонимия, антонимия, паронимия. Лексика русского языка. Источники фразеологизмов. Лексические нормы. Нарушения лексических норм в современной речи.

Морфема и ее виды. Морфемы словоизменительные и словообразовательные. Система современного русского словообразования. Грамматические значения и грамматические формы. Служебные части речи и их грамматические признаки. Морфологические средства выразительной речи. Морфологические нормы. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Н и НН в суффиксах разных частей речи. НЕ и НИ с разными частями речи. НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц Не и НИ. Правописание наречий. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Слитное, раздельное и дефисное написание.

Синтаксические единицы, связи и их типы. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Трудные случаи координации второстепенных членов предложения. Простое осложненное предложение. Простое осложненное предложение. Сложное предложение. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь.

Синтаксис текста, конструктивные признаки текста. Абзац как единица текста. Средства связи в тексте. Изобразительные средства синтаксиса. Функциональные стили русского современного языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого обращения.

Основные жанры научного, официально-делового и публицистического стилей. Язык художественной литературы. Культура речи как раздел лингвистики. Нормы современного русского литературного языка. Речевое общение как форма взаимодействия людей.

3. Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

1) функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, , литературном языке и его признаках;

2) системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

3) понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм литературного языка;

4) компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого

общения;

5) основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферой общения;

уметь

1) проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов ,допускающих неоднозначную интерпретацию;

2) разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

3) проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

5) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

1) использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

2) извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

3) владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

1) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-научной (на основе изучаемых дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

2) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского языка;

3) применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

4) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования ;

3) совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

4) увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

5) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

6) удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

7) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

4. Критерии и нормы оценки, применяемые для усвоения рабочей программы

Особенности организации учебного процесса по курсу

Лекционно-зачетная система (лекция - практические занятия – семинар - зачетный урок). Дифференцированное обучение, практические работы исследовательского характера с использованием ИКТ.

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

Промежуточный, тематический, итоговый контроль. Тестирование, защита презентаций, рефератов, исследовательских работ. Государственная итоговая аттестация.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


5. Календарно – тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов на изучение

Основные виды учебной деятельности

Дата изучения

Коррекция

План

Факт

1

Русский язык как общественное явление.

1

Объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, работать с информацией из учебно-научных текстов, строить высказывания на основе исходных текстов, использовать цитирование, анализировать языковые явления.


Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Работать с учебной литературой, выявлять причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, в тексте распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять.

Выполнять тренировочные упражнения. Рас

сказ, работа с книгой, беседа.

Грамотно писать, определяя правильный способ действия при выборе написания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Определять особенности жанра проблемного очерка, анализировать текст публицистического стиля, использовать выразительные средства языка.

Использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации языковой нормы.


















Знать теоретический материал по изученному разделу.



Знать об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.




Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простых и сложных предложений.
























Уметь использовать средства художественной выразительности.













Уметь находить в предложениях вводные слова, вставные конструкции, правильно расставлять запятые.


Уметь определять прямую и косвенную речь, правильно оформлять её на письме, преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
















2

Язык как особая система знаков.

1




3

Русский язык - один из индоевропейских языков..

1




4

Защита рефератов

1




5

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Экология языка»


1




6

Фонетические процессы в древнерусском языке

1




7

Современная система гласных и согласных

1




8

Понятие о звуке речи и фонеме.

1




9

Ударение в русском языке.

1




10

Стартовый контрольный диктант.

1




11

Трудные случаи орфоэпической нормы.


1




12

Тест по теме «Введение в науку о языке»

1




13

Многозначность, омонимия.

1




14

Синонимия, антонимия, паронимия.

1




15

Лексика русского языка.

1




16

Источники фразеологизмов

1




17

Лексические нормы.

1




18

Нарушения лексических норм в современной речи.

1




19

Морфема и ее виды.

1




20

Морфемы словоизменительные и словообразовательные.

1




21

Система современного русского словообразования.

1




22

Тест по теме «Морфемика и словообразование»

1




23

Грамматические значения и грамматические формы.

1




24

Служебные части речи и их грамматические признаки.

1




25

Морфологические средства выразительной речи

1




26

Морфологические нормы...

1




27



28

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Работа над ошибками


2




29

Н и НН в суффиксах разных частей речи.

1




30

Н и НН в суффиксах разных частей речи.

1




31

НЕ и НИ с разными частями речи.

1




32

НЕ и НИ с разными частями речи.

1




33

Различение частиц НЕ и НИ.

1




34

Правописание наречий.

1




35

Правописание наречий.

1




36

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1




37

Правописание глаголов.

1




38

Правописание причастий.

1




39

Слитное, раздельное и дефисное написания

1




40

Контрольный диктант по теме «Слитное, раздельное и дефисное написания»

1




41

Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1




42

Синтаксические единицы, связи и их типы.

1




43

Типы подчинительной связи в словосочетании.

1




44

Предложение как единица синтаксиса.

1




45

Предложение как единица синтаксиса.

1




46

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

1




47

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

1




48

Простое осложненное предложение.

1




49

Простое осложненное предложение

1




50

Сложное предложение.

1




51

Сложное предложение.

1




52

Прямая и косвенная речь.

1




53

Синтаксис текста, конструктивные признаки текста.

1




54

Абзац как единица теста.

1




55

Средства связи в тексте.

1




56

Изобразительные средства синтаксиса.

1




57

Проверочный тест по пунктуации.

1




58

Функциональные стили русского современного языка.

1




59

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения.

1




60

Р/Р Сочинение-зарисовка в разговорном стиле речи

1




61

Основные жанры научного, официально-делового и публицистического стилей.

1




62

Язык художественной литературы.

1




63

Культура речи как раздел лингвистики.

1




64

Нормы современного русского литературного языка. Анализ художественного текста.





65

Нормы современного русского литературного языка. Анализ художественного текста.





66

Речевое общение как форма взаимодействия людей. Анализ художественного текста.

1




67

68


Контрольный диктант.

Тест за курс 10класса

1

1




69

Тест за курс 10класса

1




70

Работа над ошибками в тестах

1










  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса .



  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, автор А.И. Власенков.

  2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2014 г.

  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс .Москва «Вако», 2013 г.

  4. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2007. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007г.

  5. Единый государственный экзамен - 2006 – 2012. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся./ Рособрнадзор, ИСОП. – М.: «Интеллект - Центр», 2006 – 2012г.г.

  6. И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. В помощь школьному учителю. М., «Вако»,2006г.

  7. Е.А. Владавская. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнении творческих заданий. М.: «Интеллект - Центр», 2007 г.

Медиаресурсы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия, CD – диск, 2010 г.

Библиотека школьника, CD – диск, 2009 г.

Компьютер, мультимедийный проектор.

12