1 класс ( 165ч) Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); • сочетания чк,чн; • перенос слов; • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); • знаки препинания в конце предложения. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 2 класс (5 ч в неделю; 170 часов) I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч) 1.1. Фонетика и графика (10 ч) Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. 1.2. Орфоэпия5. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. 1.3. Слово и предложение (6 ч) Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. 1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч) Окончание как час ть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. 1.5. Лексика (22 ч) Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • перенос слов; • проверяемые безударные гласные в корнях слов; • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); • разделительные твердый и мягкий знаки; • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над- • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость; • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив; • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. III. «Развитие речи» (34 ч) 3.1. Устная речь Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. 3.2. Письменная речь Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. IV. Повторение (5 ч) Резервные уроки (16 ч) 3 класс (5 ч в неделю; 170 часов) I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч) 1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч) 1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч) 1.4. Синтаксис (18 ч) Предложение. Нахождение главных членов предложения:подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. 1.5. Морфология (37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Роднеизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • приставки, оканчивающиеся на з, с; • соединительные гласные о, е в сложных словах; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); • буквы о, ё после шипящих в корнях слов; • буквы и, ы после ц в различных частях слов; • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие; • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. III. «Развитие речи» (30 ч) 3.1. Устная речь Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 3.2. Письменная речь Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текс тов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов. IV. Резервные уроки (25 ч) 4 класс (5 ч в неделю; 170 часов) I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) 1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч) 1.2. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. 1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч) 1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч) Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицами числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч) Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч) Имя числительное: общее значение. (3 ч) 1.5. Синтаксис Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч) Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч) Различение простых и сложных предложений. (5 ч) II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч) Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); • не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов; • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; • безударные личные окончания глаголов; • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева; • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени; • буквы а, о на конце наречий; • мягкий знак на конце наречий; • слитное и раздельное написание числительных; • мягкий знак в именах числительных; • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. III. «Развитие речи» (29 ч) 3.1. Устная речь Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь всотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 3.2. Письменная речь Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (беззаучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. IV. Резервные уроки (35 ч) | Ученик научится: различать, сравнивать: • звуки и буквы; • ударные и безударные гласные звуки; • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; • звук, слог, слово; • слово и предложение; кратко характеризовать: • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных; решать учебные и практические задачи: • выделять предложение и слово из речевого потока; • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков; • выделять в словах слоги; • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением; • переносить слова; • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; • правильно писать словарные слова, определенные программой; • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов; • осознавать цели и ситуации устного общения; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря; • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; • задавать вопросы к словам; • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе. Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки; • изменяемые и неизменяемые слова; • формы слова и однокоренные слова; • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; • предложения по цели высказывания; • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить: • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку; • лексическое значение слова в толковом словаре; • основную мысль текста; решать учебные и практические задачи: • делить слова на слоги; • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; • подбирать однокоренные слова; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст; • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей); применять правила правописания: • перенос слов; • проверяемые безударные гласные в корнях слов; • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); • разделительные твердый и мягкий знаки; • правописание приставок. • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений); Ученик получит возможность научиться: • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); • различать однозначные и многозначные слова; • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении омонимов; • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • подбирать примеры слов с определенной орфограммой; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; • определять по предложенным заголовкам содержание текста; • составлять план текста; • определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение; • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе. Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; • виды предложений по цели высказывания и интонации; • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; выделять, находить • собственные имена существительные; • личные местоимения 1, 2, 3-го лица; • грамматическую основу простого двусоставного предложения; • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); решать учебные и практические задачи • определять род изменяемых имен существительных; • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного; • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению; • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; • подбирать примеры слов с определенной орфограммой; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • составлять план собственного и предложенного текста; • определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение; применять правила правописания: • приставки, оканчивающиеся на з, с; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); • буквы о, ё после шипящих в корнях слов; • буквы и, ы после ц в различных частях слов; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Ученик получит возможность научиться: • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова); • склонять личные местоимения; • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы; • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение; • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • разбирать по членам простое двусоставное предложение; • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах; • применять правило правописания суффиксов имен существительных ; • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на ; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе. Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; • слово, словосочетание и предложение; выделять, находить • начальную форму глагола; • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица; решать учебные и практические задачи • определять спряжение глагола; • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • разбирать по членам простое двусоставное предложение; • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; • подбирать примеры слов с определенной орфограммой; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; применять правила правописания • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); • не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов; • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; • безударные личные окончания глаголов. Ученик получит возможность научиться: • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения; • находить наречие и имя числительное в тексте; • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи); • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). |