МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9
Московская область, г. Дмитров
УТВЕРЖДАЮ |
_________________ |
Директор школы |
Чекаева Т.В. |
Приказ № от « » 2020 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Родной русский язык.»
для обучающихся 6б класса
на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы №9
Составитель: Васильева Лада Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса составлена на основе
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016 г.)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/2020 учебный год;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» и документы, вносящие изменения в данный приказ (список изменяющих документов в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 №1577)
На изучение учебного предмета «Родной язык» выделено 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
2.Содержание учебного курса
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Из истории русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики. Современные неологизмы. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы. |
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. Особенности употребления имён существительных. Особенности употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет. |
Раздел 3. Текст (7ч)
Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов. Итоговое занятие. |
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Тема урока |
план | факт |
1 | 01.09- 13.09 | | Язык и культура |
Из истории русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. |
2 | | | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. |
3 | | | Особенности освоения иноязычной лексики. |
4 | | | Современные неологизмы. |
5 | | | Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы. |
6 | | | Культура речи. |
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. |
7 | | | Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. |
8 | | | Лексические омонимы и точность речи. |
9 | | | Особенности употребления имён существительных. |
10 | | | Особенности употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет. |
11 | | | Текст |
Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. |
12 | | | Тематическое единство текста. |
13 | | | Тексты описательного типа. |
14 | | | Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. |
15 | | | Научный стиль. Словарная статья. |
16 | | | Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов. |
17 | | | Итоговое занятие. |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Этикетные формы обращения
Дополнительная учебная литература
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004
Мультимедийные пособия
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения: 6 класс».
Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
Диск «Русский язык. Средняя школа. 6 класс. Обучающая программа (1С)».
Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
Образовательные электронные ресурсы
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://school-assistant.ru/?class=6_russian
http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/6_klass/83-1-2
Лист корректировки программы
Класс | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректировочное мероприятие | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
СОГЛАСОВАНО |
___________________ |
Зам.директора по УМР |
Госало Т.Н. |
Протокол МС от « » 2020 г. № |
СОГЛАСОВАНО |
__________________ |
Руководитель ШМО |
Хохленко И.Ю. |
Протокол заседания ШМО учителей от « » 2020 г. № |